Подготовка к ОГЭ (русский язык).

  • docx
  • 02.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОГЭ 18.10.docx

№1

Расставить запятые.

Снега падавшие в течение всего апреля теперь кончились. Листья опавшие с тополя покрывали дорожку. Искры ярко пылающие были похожи на звезды. Санная дорога заворачивающая к плотине блестела на солнце. Поля засеянные пшеницей дали дружные всходы.В небо поднимался улетающий в другую страну самолет.На сцене находился исполняющий грустную песню мужчина.

№ 2

1.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1)  Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.

2)  Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:  — Жучка, Жучка!

3)  Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.

4)  Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул...

5)  Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.

2Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  Ваня часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера.

2)  А в бледном свете зари стояла в кадке наша маленькая берёза, и я вдруг заметил: почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.

3)  Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни берёза будет зеленеть в комнатах, которые освещены белым солнцем и багровым пламенем весёлых печей.

4)  Комнатная теплота не спасла берёзу!

5)  — Это закон,  — сказал нам лесничий.  — Закон природы.

3Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.

2)  Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации.

3)  — Хочешь пробиться в любимчики за счёт остальных?

4)  Стало тихо, и в этой напряжённой тишине отчётливо прозвучал голос Васильева:  — Я никуда не пойду!

5)  Он сел своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.

4Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

 1)  Наступила мёртвая тишина.

2)  Быстрее лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.

3)  Ну, вы тут не очень,  — зазвучал надтреснутый голос Мордатенкова.

4)  Носится по всей квартире, словно ракета.

5)  У меня душа горит на этих подлецов!

5Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1)  Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся.

2)  Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет.

3)  Ныряю с головой под одеяло.

4)  И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.

5)  Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.

6Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1)  Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.

2)  На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.

3)  Под светом фонарика по белому подводному песочку бегали светлые извилистые тени волн.

4)  Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.

5)  Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.

7.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является фразеологизм.

1)  Не будет его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в четыре пальца.

2)  Уйти без Ваньки я, разумеется, не мог.

3)  И был ошеломлён, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что из глаз моих посыпались искры.

4)  Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька.

5)  Я с кличем «ура» во весь дух рванулся ему навстречу.


8Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

 1)  Сама по себе природа вечна и почти неизменна.

2)  Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке.

3)  Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.

4)  И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке.

5)  И так же, как сейчас, природа будет будить в человеке порывы творчества.

9Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и в воздухе почувствовался сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня.

2)  Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зелёной ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.

3)  — Почему? Почему они его всегда обижают?  — горьким шёпотом спросила, наконец, бабушка.

4)  Геня взял лист, мгновение подумал и сделал продольный сгиб…

5)  Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слёзы в мыльную воду.

10Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1)  Они выскочили из школы, забежали за угол.

2)  О самом Сером учителя говорили, что он способный, но учиться не хочет.

3)  Версию эту Сергей полностью не отрицал, она всё-таки утешала его, но цену себе он знал точную.

4)  Что верно, то верно: задачи он решал не то чтобы с лёту, но с единого взгляда.

5)  А Наталью Лоскутикову выделял он не только за ум и за глаза её небесной радости.

Домашняя работа выполнить к 24.10.2023 в рабочей тетради.

1.Определить средство выразительности.


1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Флейта водосточных труб, половодье чувств, сквозняк в голове.

13.  Глаза, как небо, голубые.

14. Волшебная ночь, прозрачное утро, богатый стол.

2.Расставить знаки препинания.

Лодка подплывающая к берегу была полна людей. Цветок растущий на клумбе вдруг завял. Пруд заросший камышами был живописен. Мальчик решивший задачу получил хорошую отметку. Стол сломанный вечером уже отремонтировали. Студенты приехавшие в лагерь спешат к реке; Я узнал мальчика несущегося мне навстречу на велосипеде Видел детей игравших на бульваре. Нас заинтересовал домик стоящий на опушке леса. На совещание прибыли все делегаты за исключением двух отсутствующих по болезни.