Подготовка к олимпиаде по литературе 9-10 класс
Оценка 4.8

Подготовка к олимпиаде по литературе 9-10 класс

Оценка 4.8
Презентации учебные
pptx
русская литература
9 кл
21.01.2021
Подготовка к олимпиаде по литературе 9-10 класс
Анализ прозаического произведения на олимпиадах всех уровней- это самое трудное задание. Поэтому я предложила ребятам вариант разбора п прозаического произведения на примере рассказа Н.С.Лескова "Дурачок".Надеюсь, что этот материал поможет участникам олимпиад справиться с подобными заданиями.
Всероссийская олимпиада школьников..pptx

Подготовка к олимпиаде по литературе 9-10 класс

Подготовка к олимпиаде по литературе 9-10 класс

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников- это самая престижная олимпиада всей страны

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников- это самая престижная олимпиада всей страны

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников- это самая престижная олимпиада всей страны. Этот этап призван отобрать лучших среди победителей муниципального этапа. Здесь всё серьёзно- нужна академическая база, выходящая за рамки углублённой школьной программы, подкованность, эрудиция, умение нестандартно мыслить.

Подготовка к олимпиаде по литературе 9-10 класс

Подготовка к олимпиаде по литературе 9-10 класс

Подготовка к олимпиаде по литературе 9-10 класс

Подготовка к олимпиаде по литературе 9-10 класс

Подготовка к олимпиаде по литературе 9-10 класс

Подготовка к олимпиаде по литературе 9-10 класс

Подготовка к олимпиаде по литературе 9-10 класс

Подготовка к олимпиаде по литературе 9-10 класс

История создания произведения (время написания

История создания произведения (время написания

История создания произведения (время написания. Как писатель работал над произведением)

Начиная анализировать рассказ, вспомни факты биографии автора, связанные с созданием произведения. Отследи связь с исторической эпохой. Подумай о значении данного рассказа в творчестве автора. Эти сведения помогут тебе понять задумку писателя, а также проблематику и идею романа. Без такой информации сложно построить доказательную базу.

Рассказ написан в 1891году, когда народ продолжал голодать, страдать, испытывать лишения. Н.С. Лескова глубоко ранило расхожее в обществе представление о народе: он глуп, бездарен, не умеет чувствовать и любить. Писатель хорошо знал свой народ : «…Я вырос в народе…Я с народом был свой человек». Н.С.Лесков изучал народ по быту, разговорам. Он пытался рассмотреть душу народа, по достоинству оценить тех, кто, несмотря на тяжёлые условия жизни, на все невзгоды, светится добротой и благородством.

Жанр произведения Вспомните таблицу с признаками разных литературных жанров и определите, к какому из них относится предложенное для анализа произведение

Жанр произведения Вспомните таблицу с признаками разных литературных жанров и определите, к какому из них относится предложенное для анализа произведение

Жанр произведения

Вспомните таблицу с признаками разных литературных жанров и определите, к какому из них относится предложенное для анализа произведение. Признаки, которые помогут это сделать: объём, количество сюжетных линий и проблематика, продолжительность действия, языковые средства и многое другое.

Подготовка к олимпиаде по литературе 9-10 класс

Подготовка к олимпиаде по литературе 9-10 класс

Название произведения и его смысл

Название произведения и его смысл

Название произведения и его смысл

В названии произведения чаще всего скрывается и его смысл. Это своего рода подсказка или намёк, о чём будет идти речь в произведении.

Подумайте, почему Н.С.Лесков назвал свой рассказ «Дурачок», а не «Дурак», ведь так привычнее? Мы знаем, что суффикс СК –уменьшительно- ласкательный. Делаем вывод, что к своему герою автор относится с симпатией, любовью, нежностью, лаской. Не случайно в начале рассказа Лесков объясняет значение слова «дурак»: «…в жизни случается встречать таких…дурачков…но они между тем не безумны, не глупы»

Тема, идея, проблематика произведения

Тема, идея, проблематика произведения

Тема, идея, проблематика произведения

Тема- это то, о чём говорится в произведении. Идея – суть, которую хотел донести автор до читателя. А проблематика- совокупность проблем произведения, которые волнуют писателя.

Главная тема рассказа- тема «праведничества». Кто же такие праведники? В словаре В.И.Даля читаем: «Праведник- человек с чистой совестью и душой». В словаре Ушакова : «Человек, в своих поступках, в своём поведениини в чём не погрешающий против требований нравственности. Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой- нибудь религии.

Тема рассказа, идея, проблематика

Тема рассказа, идея, проблематика

Тема рассказа, идея, проблематика

Тема саможертвования

Панька трижды проявляет готовность к мученичеству:
1.История Петькой (Практически все считают его дураком).
Панька идёт на войну ( Звучит уже противоположное мнение: «Какой , мол , ты ласковый»).
3.)Панька отпускает Хабибуллу ( хотя в оценке мусульман это: «ангел», «»праведный).

Сюжет, конфликт, ключевые эпизоды произведения

Сюжет, конфликт, ключевые эпизоды произведения

Сюжет, конфликт, ключевые эпизоды произведения

Сюжет- это последовательность и связь описания событий в литературном произведении, своего рода его схема. Включает Экспозицию, Завязку, Развитие действия, Кульминацию, Развязку и Эпилог. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время( как в историческом, так и в физическом плане). Поэтому, когда читаешь текст, необходимо отметь себе эту схему.

Сюжет своей неспешностью напоминает жития святых. Автор подробно описывает все поступки героя. Вот он спасает от наказания Петьку. Потом идёт на войну. А в финале Панька отпускает Хабибуллу. Праведность Паньки заключается в том, что он живёт с добротой в душе, делает людям только добро, не зная зла. Только истинно верующий человек принимал все испытания смиренно, как подобает носителю христианской веры. Все рассуждения героя звучит убедительно и убеждённо, потому что сам он верит в то, о чём говорит.

Композиция произведения Это построение произведения, деление текста на части

Композиция произведения Это построение произведения, деление текста на части

Композиция произведения

Это построение произведения, деление текста на части. Но не бездумное дробление, а в соответствии с задумкой автора.( В этом пункте необходимо обратить внимание на отступления, эпиграф, если есть). Здесь полагайтесь на своё внимание.

Повествование в рассказе «Дурачок» ведётся от первого лица. Н.С. Лесков делает это не случайно: создаётся впечатление, будто автор сидит рядом и рассказывает всё в доверительной беседе. И ещё: рассказ очевидца событий позволяет автору максимально точно и полно раскрыть образ Паньки и его устами высказать собственные мысли.

Композиция рассказа. Продолжение

Композиция рассказа. Продолжение

Композиция рассказа. Продолжение. Экспозиция ( вступление) подготавливает к чтению произведения, объясняет, почему люди, которых часто называют дураками, вызывают любопытство автора и желание рассказать о таких людях. Н.С.Лесков рассказывает о трёх эпизодах из жизни Паньки, которые в полной мере раскрывают характер героя и , что самое главное, постепенное понимание истинной сути его поступков: «…а теперь он в одно мгновенье всем нам ясен стал: он ведь, может быть, праведный»

Система образов в рассказе Главный герой- «безродный крепостной мальчик

Система образов в рассказе Главный герой- «безродный крепостной мальчик

Система образов в рассказе

Главный герой- «безродный крепостной мальчик Панька». Он очень много работал: ложился позже всех, вставал раньше всех, безотказно выполнял любую работу. Он страдает, но страдает с радостью и смирением. Он всегда был в приподнятом настроении, шутил, не обижался даже тогда, когда его обманывали. Панька излучал свет и любовь к людям.
Но окружающие его не понимали, считали ненормальным (дураком), хотя в глубине души чувствовали от такого человека солнце светит ярче, мир становится прекпаснее, людям лучше живётся на свете.

Главные и второстепенные герои рассказа

Главные и второстепенные герои рассказа

Главные и второстепенные герои рассказа.

Можно ли главного героя назвать праведником?
Как другие герои относятся к Паньке?

«Дурачок» Панька вовсе не дурачок. Он олицетворение чистоты, светлый, чуткий, самоотверженный. В его сердце нет жестокости. К нему испытываешь доверие, и рядом с ним чувствуешь свою душевную силу силу и внутренний подъём. Он довольствовался малым, никогда никого ни о чём не просил. За это его называли «дурачком»

Авторская позиция Авторская позиция может присутствовать в лирических отступлениях, в описаниях героев и быта

Авторская позиция Авторская позиция может присутствовать в лирических отступлениях, в описаниях героев и быта

Авторская позиция

Авторская позиция может присутствовать в лирических отступлениях, в описаниях героев и быта. Поэтому, читая произведение, старайтесь подмечать подобные характеристики.

Авторская позиция проявляется в речи Паньки. Вот он защищает мальчика Петрушу: «…я за тебя постараюся,- авось тебя бог помилует». А вот сам просится в рекруты, чтобы утешить плачущих матерей: «Да нешто не слышно вам, что вокруг плачут… велите меня отдать в солдаты». А потом отпускает из- под стражи пленного Хабибулу, хотя понимает, что его могут казнить: «…вели меня вместо него мучить…»

Система образов произведения В этом пункте важно ответить, кто является главными и второстепенными, положительными и отрицательными героями

Система образов произведения В этом пункте важно ответить, кто является главными и второстепенными, положительными и отрицательными героями

Система образов произведения

В этом пункте важно ответить, кто является главными и второстепенными, положительными и отрицательными героями. Обсудить их поступки и мотивацию, характерные детали их внешности, взаимоотношения с другими персонажами. Обратить внимание на самохарактеристику героев и авторское отношение к ним, способы его выражения. Здесь главное подтверждать свои мысли цитатами из текста.

Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения

Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения

Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения

Вспомни самые распространённые изученные художественные средства и приёмы: эпитеты, сравнения, метафоры и другие- найди их в тексте и определи их роль.

«безродный мальчик», «должность у него была всем помогать», «работа у него никогда не переводилась», « не просит у них, и на них не жалуется», «хохотать ведь веселее, чем ссориться», « …а я свою душу берегу». Все эти выразительные средства помогают понять, насколько добр, неприхотлив доброжелателен был Панька.

Особенности языка произведения

Особенности языка произведения

Особенности языка произведения

В этом пункте анализируются языковые средства( лексические единицы, синтаксические конструкции, виды речи и так далее).

Н.С.Лесков - замечательный мастер речевых характеристик. Его герой говорит так, что словами передаются не только мысли, но и характер. Он простой человек, и его речь насыщена простыми, понятными словами и оборотами: «охота пришла», « все и замирятся», «чего ж не понять-то», «брось дурное, а бог зачнёт тебе помогать».

Как автор видит решение поставленных проблем?

Как автор видит решение поставленных проблем?

Как автор видит решение поставленных проблем? Авторская позиция.

Как выражена (и выражена ли ) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных проблем?

Н.С.Лесков всей судьбой Паньки доказывает, что он и есть истинный праведник. Автор уверен, что только добро, милосердие и самопожертвование могут сделать человека счастливым, « человеком с чистой совестью и душой».

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2021