Подготовка к школе – занятия для дошкольников 5-6 лет
Оценка 4.9

Подготовка к школе – занятия для дошкольников 5-6 лет

Оценка 4.9
docx
29.05.2021
Подготовка к школе – занятия для дошкольников 5-6 лет
Подготовка к школе – занятия для дошкольников 5-6 лет.docx

Ковалева М.И.

 

Подготовка к школе – занятия для дошкольников 5-6 лет

Подготовительные занятия для будущих школьников нужно проводить, хоть и в игровой форме, но упорно и методично, плавно переводя игру в маленький урок.

 

         Образование – обязательный процесс для всех и для каждого. Без школы сложно обойтись, ведь она, помимо необходимых общеобразовательных знаний, дает коммуникативные навыки, прививает определенную систему ценностей и чувство ответственности,  дарит первый опыт адаптации к будущей взрослой жизни…

         Одним словом – обучает всему тому, чего, находясь дома, постигнуть практически нереально.

         Школа дает знания, но в первый класс ребенка нужно отправлять не в ожидании, что его там всему научат, а подготовленным. Тогда и стрессов у дошколенка будет меньше, и образовательный процесс не вызовет сложностей, и проблем с адаптацией к новому статусу «младший школьный возраст» не возникнет.

         Подготовительные занятия – чем раньше, тем лучше.

Как бы это ни странно звучало, но чем старше ребенок, тем сложнее подготовить его к обучению в школе. Особенно если он не ходит в детский сад (в дошкольном коллективе воспитатель проводит занятия по специально установленной методике, дети же, соревнуясь друг с дружкой, быстрее схватывают материал), а сидит с мамой или бабушкой дома. И тем более, когда прежде к этому никаких шагов не предпринималось.

        В 4-5 лет кроха с удовольствием учит понятия «больший-меньший», «гласный-согласный», «звук-буква», «число-цифра», особенно если родители выступают не в роли строгого учителя, а предлагают увлекательную игру.

 

        Тематический материал:

        А вот в 7 лет – переломный возраст от малыша к школьнику – ребенок начинает стесняться своих незнаний и при этом противиться учебе. Играть «как детки» ему уже не пристало, а «как взрослые» – еще не умеет. Возникает конфликт, выливающийся сначала в «не понимаю – не хочу», потом в «не желаю – не буду – не интересно». Особенно если малыш по своей натуре замкнут. И тут родителям нужно хорошенько потрудиться (главное – терпеливо и тактично, без криков и обвинительных ярлыков!), чтобы переломить ситуацию. Идеальное время обучаться школьной жизни – 5-6 лет.

К этому возрасту ребенок:

ü имеет довольно внушительный словарный запас (он, как правило, составляет порядка 2 тысяч слов, среди которых есть уже и временные понятия, и пространственные);

ü воспринимает и сам использует сложные предложения; знаком с элементами учебной деятельности (пусть и в игровой форме);

ü самостоятельно планирует, а потом и контролирует, анализирует свои действия;

ü понимает разницу между просьбой и указанием;

ü у него уже достаточно хорошо развита мелкая моторика рук (по крайней мере, так должно быть, если он рисует, лепит, собирает конструктор, мозаику, пазлы);

ü умеет пользоваться органами чувств и понимать их сигналы (различает «крупный» и «мелкий, «высокий» и «низкий», «короткий» и «длинный», «черный» и «белый», «легкий» и «тяжелый»).

 

        Все что нужно заботливым родителям – подобрать методику и материал, чтобы правильно использовать этот багаж, развивая:

ü память малыша;

ü логику; умение (навыки) писать;

ü элементарные математические знания.

 

       Игра как основа занятий

       Любой родитель должен взять себе за правило: ребенок – наибольшая жизненная ценность. Он требует уважение к своим интересам и не потерпит, если с ними не считаются.

Будьте готовы к тому, что отпрыски, которых вы пытаетесь научить чему-то, часто воспринимают это в штыки. В устах детей это выглядит примерно так:

ü придираетесь, ворчите, когда я делаю что-то не так, пойду в глухую защиту – притворюсь, что не слышу, но вообще не стану больше этого делать; 

ü говорите, что никогда не совершали таких ошибок, не буду даже стараться достигнуть ваших высот – это невозможно;

ü делаете за или вместо меня то, что я смог бы сам – продолжайте, я устраняюсь от выполнения задания; считаете меня малышом, отыграюсь – стану плаксой-ваксой, нытиком - надутиком;

ü запугиваете – буду врать и изворачиваться, а не делать то, что не получается; пообещали, а не выполнили – не ждите, что стану обязательным;

ü страшно, что у меня не получится, и вы с этим согласились, не показав, что такое мужество преодоления трудностей – буду бояться еще больше.

       Изначально подготовка к школе включает занятия для дошкольников в развлекательной форме, но упорно, последовательно и методично, плавно переводя игру в хоть и маленький (15-20 минут), но уже урок.

 

        Дошколята и математика

        Первые подготовительные занятия по арифметике проводите прямо по дороге домой, в магазин, даже сидя на стуле.

       Вот примерные задания, развивающие счет, умение решать задачки и логически размышлять: идем по улице, видим, что на ветке дерева (на кусте, проводах) сидят птички, заинтересованно говорим: «Смотри, сколько тут пернатых, а давай-ка их сосчитаем». И выразительно проговариваем вслух вместе с ребенком: один, два, три…

Упорхнула птичка, тут же произносим: «На одну стало меньше. Сколько же их теперь?». Прилетела и подсела: «Птички добавились, проверим?».

       Тут сразу и счет, и понимание действий вычитания и сложения, и наблюдательность; поднимаемся по лестнице к квартире: «Интересно, сколько же у нас тут ступенек?».

Кроха начнет их пересчитывать – это закономерность. Если он не знает дальше числа, подсказываем.

       А в следующий раз, когда вы спускаетесь или вновь поднимаетесь, предлагаете: «А давай проверим, не стало ли ступенек больше (меньше)» – закрепляем счет; сидя на стуле, произносите, намеренно ошибаясь: «Как он не падает? Скорее всего, у табурета шесть ножек. Проверим?».

       После того как ребенок сосчитал, продолжаем: «А спинок (сидений) больше или меньше?» – развиваем умение сопоставлять, сравнивать.

       То же самое можно проделывать с любыми предметами, попадающимися на глаза или в руки.

 

       Дальше – письменные занятия. Если нет возможности купить дидактические пособия, берем обычные тонкие тетрадки для математики:

ü рисуем точку в каждой клеточке, через одну, две, три и так далее;

ü обводим клеточку, считая, сколько получилось черточек, проговаривая слова «отрезок», «сторона»;

ü соединяем чертой противоположные углы клеток;

ü вводим понятие «геометрические фигуры»: предлагаем ребенку соединить по две-три клеточки так, чтобы получались квадраты, прямоугольники, треугольники.

       При этом поясняем, что если все стороны одинаковые – это квадрат. Проговаривая слова «длина», «ширина», называем разницу между квадратом и прямоугольником и поясняем, что ширина – короткие стороны, длина – длинные. Также указываем на особенности треугольника (у него три стороны).

       Кстати, круги, квадраты, прямоугольники и даже трапеции плотно окружают нас дома: большие, меньшие по размерам, наклонные, острые, тупые. Это предметы мебели, кастрюли, одеяла, подушки.

       Главное, не забыть показать и сказать, какой они формы. Это тоже занятия по математике для будущих первоклашек. А чтобы не было скучно, соревнуйтесь, кто больше найдет квадратов, кругов и так далее.

       На улице – кто быстрее сосчитает машины на парковке, голубей возле скамейки, деревья вдоль аллеи…

 

       Следующая фаза – цифры. Их необязательно писать, главное – знать.

       Делаем это так: вырезаем из плотного (желательно цветного) картона несколько комплектов цифр, называя число «у нас ТРИ конфеты», кладем рядом с предметами цифру, потом, откладывая в сторону, просим найти ее среди других; рисуем вместе с ребенком большие цифры и ставим задачу заштриховать их, проговаривая, какому числу они соответствуют; ищем цифры в номерах домом, квартир, почтовых ящиков; разбрасываем цифры по столу или полу и сначала находим вместе, а потом просим ребенка самостоятельно найти одинаковые;  показываем цифру и называем ошибочное число, спрашиваем «Правильно?», заставляя малыша сравнивать цифру и сказанное слово; обозначаем контурные точки рисунка цифрами, ребенку нужно их соединить линиями по порядку. Выполнит правильно – найдет изображение; картинку делим по зонам и нумеруем их. Каждый фрагмент нужно разукрасить в определенный цвет (под цифрой 1 – красный, под 2 – желтый). Получаем яркий рисунок.

       В обучающих целях используйте также трафареты, вырезайте числа, приклеивайте их к листу.

 

       Подготовка будущих первоклассников по письму

       К занятиям приступают после того, как ребенок научился правильно держать ручку и карандаш.  Письменная подготовка к поступлению в школу начинается с показа строчки в тетради в косую (!) линию.

      -Да-да, именно так, причем проведя по ней пальцем. Это нам, взрослым, видны строчки, начало и конец страницы, понятно, что писать нужно слева направо, а не наоборот. Для ребенка это вовсе не очевидно, он не знает и не должен знать ничего подобного – и нечему тут удивляться.

       И помните важное правило: не просто НЕ НУЖНО учить ребенка писать буквы, этого делать НЕЛЬЗЯ! Мало того, это вредно. Даже если вы педагог или ваша мама заслуженный воспитатель. Правильно писать буквы по четко установленному порядку, специально разработанным методикам учит преподаватель – в первом классе. Ребенок должен лишь быть подготовлен к их написанию.

       Итак, определившись с линиями, проводим следующие занятия: ставим на строчке точки в произвольном порядке; учимся писать точки на равномерном удалении. Сначала кто-то из родителей ставит крапинки карандашиком, ребенок их повторяет ручкой, потом малыш продолжает делать это самостоятельно; соединяем линией две рядом стоящие точки, оставляя между соседними отрезками пробел; прописываем ровные, затем наклонные черточки от верхней до нижней линии строчки.

       Не ругайтесь, если получившиеся палочки «танцуют», а не параллельны друг дружке. Это придет со временем. Лучше нарисуйте, скажем, цветочек (машинку) посреди строчки и попросите огородить его черточками - забором с одной стороны, а потом с другой; выводим нижние петельки. Это сложно и скучно. Поэтому лучше карандашом изобразите в тетради какого-то маленького зверька с загнутым хвостиком (кошку, мышку, змейку) и попросите домалевать ручкой кончик-петельку; отрабатываем навыки написания черточки с петелькой. Изображаем, например, шляпки зонтиков, а дети добавляют им ручки. Чтобы было интересней, используйте разноцветные чернила; рисуем в тетради маленькое и большое солнышко, луну, месяц и заштриховываем (не закрашиваем!) их.

       Штриховка, как никакое другое упражнение, вырабатывает четкость, легкость и плавность линий; соединяем рядом стоящие черточки, петельки непрерывной линией. Это могут быть волны, рожки барашки, усики стрекозы или бабочки, забор, крыша домика для гномика, лепестки цветка, дымок от паровоза.

 

       На подготовительных занятиях по письму ребенок:

ü рисует мелкие предметы (например, грибочки, вишенки, глаза у мишки или феи);

ü изображает веселые и грустные рожицы, прорисовывая круги;

ü обводит контуры картинок;

ü заштриховывает предложенные фигурки в одном направлении, не выходя за линию;

ü не отрывая руки, рисует зигзаги, спираль (например, улиткин домик, свернувшуюся в клубок змею, собранный шланг, которым поливали бабушкин огород) – от наибольшего витка к наименьшему.

       Кстати, это очень непростой и крайне важный этап подготовки – разрабатывается кисть руки, мелкая моторика пальчиков, тренируется усидчивость, без которой в школе не обойтись, умение сосредотачиваться, свободно владеть ручкой и карандашом.

       Все эти занятие проводятся не в один день, а на протяжении нескольких месяцев (минимум – семи-восьми).

       Так что если вы не уделяли внимания подготовке к школе раньше, отнимите от сентября восемь месяцев и принимайтесь за активную работу. Уже в первом классе ребенок скажет вам спасибо, а учитель отметит хорошую базу, так необходимую малышу для старта во взрослую жизнь.


 

Ковалева М.И. Подготовка к школе – занятия для дошкольников 5-6 лет

Ковалева М.И. Подготовка к школе – занятия для дошкольников 5-6 лет

Все что нужно заботливым родителям – подобрать методику и материал, чтобы правильно использовать этот багаж, развивая: ü память малыша; ü логику; умение (навыки) писать; ü…

Все что нужно заботливым родителям – подобрать методику и материал, чтобы правильно использовать этот багаж, развивая: ü память малыша; ü логику; умение (навыки) писать; ü…

То же самое можно проделывать с любыми предметами, попадающимися на глаза или в руки

То же самое можно проделывать с любыми предметами, попадающимися на глаза или в руки

И помните важное правило: не просто

И помните важное правило: не просто
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2021