Из опыта апробации Сотаевой Айшат Мухаммадтагировны,
учителя русского языка и литературы МКОУ СОШ№17
учебника Т.М. Пахновой «Русский язык. 10 класс»
Подготовка к сочинению формата ЕГЭ и итогового сочинения может успешно осуществляться посредством материалов учебника Т. М. Пахновой «Русский язык. 10 класс».
1. Через систему упражнений, в процессе диалога с автором данного учебника, диалога с текстом ученик вовлекается в процесс творческого чтения; в случае успешного диалога – взаимопонимания - читательский опыт ученика совершенствуется, систематизируется, что важно при подготовке к сочинению;
2. Творческая работа с текстом способствует духовно-нравственному становлению личности, является отражением уже достигнутых результатов духовного воспитания: уровень духовно-нравственного и интеллектуального развития предопределяет успешность работы по анализу текста
3. Многие упражнения и задания ориентированы на формирование умения вести диалог с текстом. Обращаясь к тексту, ученики получают возможность более глубоко осмыслить содержание текста, авторский замысел, соотнести авторскую позицию и собственный субъективный опыт
4. В учебнике представлены тексты разных стилей, типов речи, содержание которых направлено на духовно-нравственное воспитание ученика. В процессе комплексной работы с текстом также осуществляется постепенная подготовка к итоговому сочинению
5. В системе упражнений учебника особое место занимают «тексты о текстах» - раздел «Текст-теория». Данный раздел подходит для работы над сочинением формата ЕГЭ.
Тексты упражнений содержат интересную информацию об авторе, его творчестве, особенностях творческой манеры, о содержании произведений. (стр. 281 упр. 223 – о Толстом; стр. 283-290 – о Чехове)
&10 «Особенности поэтического текста» - материал помогает освоить работу с лирическим произведением (стр.263-266 о стихотворении Тютчева). (Часто учащиеся затрудняются в оформлении аргументов на основе лирического текста).
6. Тексты учебника можно систематизировать в рамках проблематики сочинений для ЕГЭ:
- о роли науки (упр. 173-176)
- о русском характере (стр.241)
- о памяти (исторической, культурной) (стр. 61 упр.43; см. также темы сочинений: стр. 63 задание 8, стр. 65 задание 7)
- человек и искусство (стр.40 задание 9; стр. 52 задание 5; стр. 39 упр. 21)
- становление личности (стр. 22 задание 9; стр.29 задание 9), личность и свобода (стр. 27 упр. 12)
7. Тексты и задания учебника можно использовать в рамках подготовки к итоговому сочинению:
- к блоку 5 «Чем жив человек»:
нравственная проблематика (стр. 36 упр. 19, упр. 20 – по фразе Ф. М. Достоевского – «Честность – это верность своим убеждениям, а нравственность – это нечто большее» - см. сочинения в приложении).
(стр. 19 задание 8;)
(Стр.33-34 упр. 17 – как пример дифференцированного подхода – «явление равное чуду – явление искусства»)
Приложение
Фрагменты сочинений учащихся 11а класса
в рамках подготовки к итоговому сочинению.
К блоку 4 «Спор поколений: вместе и врозь»
Тема «Читать учишься всю жизнь…»
Учиться читать надо всю жизнь. Почему? Мы же научились этому ещё в детстве. Сначала по слогам, потом вслух робко и осторожно, а затем про себя, погружаясь в смысл текста. Но это лишь техника обработки информации, а не то, что скрывается в смысле слова «чтение». «Чтение» - это нечто большее, чем распознавание знаков, это есть мыслительный процесс, анализ, а так же один из факторов, влияющих на формирование нравственных убеждений индивида. По мере того как человек растёт, его мировоззрение меняется, а следовательно, меняются предпочтения к произведениям и отношение к ним. В детстве книжки воспринимались мной как какое-то надоедливое упражнение или горькая пилюля, которую непременно надо проглотить. Но с возрастом у меня появились новые интересы, убеждения, позволяющие выбирать для чтения те произведения, которые дают новую почву для размышлений. Сквозь призму жизненного опыта одна и та же книга может восприниматься намного глубже, чем было вначале. Так, совсем по-иному смотрю я сейчас на прочитанное мною в 10-м классе произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Шаламов Арсений, 11а ГБОУ гимназия №1528
К блоку 5 «Чем жив человек»
Тема: Ф. М. Достоевский утверждал, что «честность – это верность своим убеждениям, а нравственность – это нечто большее»
Ф. М. Достоевский писал, что «честность – это верность своим убеждениям, а нравственность – это нечто большее». Я согласна с высказыванием великого русского писателя. Честность и нравственность – это основа всех достоинств человека. Однако нравственность заключает в себе более высокие принципы морали, долга, человеческого достоинства.
От уровня духовно-нравственного воспитания человека зависят его поступки, самосознание, отношение к окружающим, мировоззрение в целом. Считаю, что каждый уважающий себя человек должен быть честен перед самим собой, вести отчёт о совершённых поступках и быть верным своему жизненному долгу. Многие писатели долгие годы пытались найти ответ на вопрос, в чём же состоит истинная цель человеческой жизни. Так же и любой человек постоянно находится в нравственных исканиях, в бесконечной борьбе с самим собой. Это ведёт к непрерывному самосовершенствованию, работе над своим характером. Высоконравственный человек понимает, что высшая цель жизни состоит в служении народу, самопожертвовании. Быть честным перед самим собой можно только при условии, что твоя совесть чиста перед окружающими тебя людьми. Только тот, кто способен пожертвовать своими интересами на благо других, может называться настоящим человеком. Но при этом, как мне кажется, важно не потерять самого себя, свои убеждения и принципы. Лишь высокоразвитая личность может познать всю глубину понятия нравственности и воплотить ее принципы в жизнь.
В классической русской литературе существуют многочисленные примеры нравственного и безнравственного поведения. Прежде всего, об этом говорится у самого Достоевского, например, в романе «Преступление и наказание»…
Абакумова Полина, 11а ГБОУ гимназия №1528
Издавна люди размышляют над вопросами честности и нравственности. По мере своей воспитанности, своего отношения к жизни и к окружающим у каждого формируется собственное определение этих качеств. Однако если обратиться к общепринятым понятиям данных слов, то честность – одна из основных добродетелей, которая отражает важнейшее требование нравственности. Нравственность, в свою очередь, - синоним морали. Получается, что честность входит в определение нравственности, что и делает её «нечто большим», стоящим выше честности. Честным можно быть и с людьми, и с самим собой, нравственность же проявлять можно лишь в поступках и отношении к другим.
Во многих произведениях русской классической литературы писатели затрагивают проблему нравственности и раскрывают её с помощью главных персонажей. Мне бы хотелось обратиться к пьесе Максима Горького «На дне», в которой перед читателями предстаёт Лука, пожилой странник, неожиданно появившийся в ночлежке…
Строкан Дарья, 11а ГБОУ гимназии №1528
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.