Тема: Диалог.
Цель: - познакомить с понятием диалог, научить составлять и правильно записывать диалоги;
- развивать умение формулировать мысль, выбирать главное;
- воспитывать культуру общения.
Тип урока: урок новых знаний.
МТО: учебник, схематические таблицы.
Ход урока:
1. Орг. Момент. Приветствие. Проверка присутствующих.
2. Проверка домашнего задания.
Схематический диктант.
На доске записаны схемы предложений с прямой речью. Учитель зачитывает предложение, а учащиеся записывают только схему к этому предложению.
1) Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» А: «П!»
2) «Нечего делать, видно судьба такая», - подумал я. «П», - а.
3) Маяковский написал: «Начинается земля, как известно, от Кремля». А: «П».
4) «Какое чудо!» - воскликнул мальчик. «П!» - а.
5) «Кто здесь?» - раздалось в тишине. «П?» - а.
3. Объяснение новой темы.
Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «диалог» и научимся правильно записывать диалог. Скажите, как вы думаете, что такое диалог?
Диалог – это разговор двух и более лиц. Диалог состоит из реплик – слов каждого лица. Реплики каждого лица пишутся с новой строки, перед ними ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки, что при прямой речи, но без кавычек.
Послушайте два текста и определите, где здесь диалог.
1) Однажды у ежа спросили, почему он колючий. А ёж ответил: «Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи!»
2) —
Что ты еж такой колючий?
— Это я на всякий случай.
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, Волки да Медведи! (Б.Заходер)
Записываем диалог.
4. Закрепление.
Записываем диалог.
Воробей и Синица
— Угадай,
Синица, какое у людей самое страшное оружие?
— Ружье.
— Э-э, не угадала!
— Пушка?
— Опять не угадала!
— Какое же тогда, Воробей?
— Рогатка... (Н. Сладков)
Скажите, кто участвует в этом диалоге? (воробей и синица)
Ребята, приведите примеры того, где могут встретиться диалоги? В вашей жизни, где встречаются диалоги? (диалог между учителем и учеником, в магазине, в автобусе, между одноклассниками, с родителями и т.п.)
Запомните три важных вопроса в диалоге:
Кто говорит?
Где?
С какой целью?
Записываем диалог:
Поймал кот воробья и говорит:
— Неплохо я сейчас позавтракаю.
— Что вы, пан кот, неужели вы собираетесь меня съесть?
— А что мне, любоваться тобою что ли?
— Да, постыдитесь, пан кот. Ведь вы забыли умыться.
— Ой! Правда! Я сейчас умоюсь!
А воробей взмахнул крыльями и улетел.
5. Домашнее задание.
§ 36. Упражнение 336, стр.104 ( упр. 343 стр.105).
6. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.
7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.