Урок окружающего мира в 4 классе "Россия - страна лесов"
Оценка 4.7

Урок окружающего мира в 4 классе "Россия - страна лесов"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
21.11.2024
Урок окружающего мира в 4 классе "Россия - страна лесов"
Технологическая карта урока 4 класс.docx

Технологическая карта урока

 

Автор

Б  Богомолова Наталия Сергеевна,  учитель начальных классов.

Образовательное учреждение                   

МБОУ «Средняя школа №1 г. Грязовец»

Предмет

Окружающий мир

Класс

4 класс

Продолжительность занятия

40 минут

Т   Тема урока 

«Россия – страна лесов»

     Тип урока

Урок изучения нового материала.

Цель урока

Создать условия для формирования у учащихся целостного представления о лесах России, их растительном и животном мире.

      Задачи урока

Образовательные:

·        сформировать представление о зоне лесов;

·        познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом;

·        познакомить с животным и растительным миром зоны лесов.

Развивающие: 

·        способствовать развитию любознательности, наблюдательности, образной связной речи;

·        формировать умение пользоваться учебной литературой.

Воспитательные:

·        воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь к Родине.

Планируемые результаты

Предметные:

·        Учащиеся получат представление о зоне лесов.

·        Учащиеся научатся показывать географическое положение тундры, называть климатические условия тайги, смешанных и широколиственных лесов.

·        Учащиеся получат возможность научиться объяснять приспособленность растительного и животного мира зоны лесов.

Метапредметные:

·        Регулятивные:

- учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свою деятельность;

- осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

·        Познавательные:

- учащиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации, проводят сравнение, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять обобщение изученного.

·        Коммуникативные

- владеть диалогической формой речи; работать в парах, делать выводы и высказывать свои суждения;

- слушать и понимать речь других.

·        Личностные:

- Будет сформирован интерес к изучению темы,

- воспитание  бережного отношения к природе, любовь к Родине.

Образовательные ресурсы и средства обучения: 

- Компьютер, мультимедийный проектор;

- Презентация «Россия – страна лесов»;

- Учебник: 4 класс, Окружающий мир, автор О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин 2014;

- Рабочие листы с таблицами и филвордом;

- Предметные картинки;

- Листы самооценки;

- Рисунки «Тундра глазами детей»  для выставки.

Методы и формы

Методы: словесный (рассказ, беседа, объяснение), наглядный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

 

 

 

 

 

 

 

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Планируемые результаты урока (УУД)

Организационный момент

- Добрый день, ребята!  (слайд 1)

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно включайтесь в работу и тогда будет толк!

 

Дети улыбаются друг другу. Готовятся к работе на уроке. 

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Повторение и систематизация знаний о растительном и животном мире тундры

- Вспомним нам прошлый урок, я приглашаю вас на выставку детских работ, которая называется “Тундра глазами детей” (выставка на доске).

- Нам необходимо привести свои знания в порядок и повторить пройденный материал, предлагаю игру.

Игра «Раздели растения и животных» (один ученик), остальные на рабочих листах (приложение 1)

 

- Далее вместе проверим.

- Задание в  https://learningapps.org/display?v=pbxcjmubn22

Проверяем работу.

Поднимите руки у кого нет ошибок, у кого 1-2 ошибки, больше 2 ошибок.

Вы молодцы!

 

Еще одно задание выполнить Ксения. https://learningapps.org/display?v=p9fyg0c6322

Вам необходимо наблюдать, правильно ли она его выполнит.

 

Выставка рисунков.

Дети каждый описывает свой рисунок, особенности природы и обитателей тундры.

Ученик выполняет задание за компьютером, остальные дети выполняют на рабочих листах.

После выполнения, дети сверяют свои таблицы с таблицей на проекторе.

 

Один ученик за компьютером.

Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

Регулятивные: осуществлять проверку и анализ своей работы

Актуализация знаний

-  Ребята, сегодня мы отправимся в новое путешествие по природным зонам.

Послушаем стихотворение, которое прочитает Катя.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таиться?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои! ( С. Погореловский)

Дети слушают стихотворение.

 

Катя читает стих у доски.

 

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу.

 

Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 

 

Определение темы урока и постановка учебной задачи

Учитель предлагает детям сформулировать тему урока.

- Ребята, какая тема нашего урока?

 

- Правильно! Тема нашего урока «Россия – страна лесов»

- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать по данной теме? Выскажите свои предположения.

 

-Леса России занимают больше половины территории нашей страны. На каждого жителя России приходится в 4 раза больше лесных территорий, чем на жителя нашей планеты.

-Что бы вы хотели узнать об этой зоне?

 - Какие чудеса можно увидеть там?

- Поставьте цель нашего урока (слайд 2)

 

- Тема нашего урока «Зона лесов», «Леса России»

 

Дети высказывают свои предположения.   

 

 

 

 

 

- Узнаем, какие растения и животные обитают в зоне лесов, осознаем ценность лесов для людей.

Ответы детей.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, выдвигать предположения и обосновывать их.

 

Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 

 

Изучение нового материала

- Посмотрите на карту, найдите природную зону лесов. (слайд 3)

- Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

- В каком поясе она находится?

- Каким цветом обозначена?

- Какие пространства занимает?

- Одним ли цветом закрашена эта природная зона?

В этой природной зоне три части: (слайд 4)

1. тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом,

2. смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее,

3. широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.

 

- По мере продвижения к югу всё гуще становятся хвойные леса, которые прерываются только лентами рек и блестящими лужицами озёр и болот.

Как называют эти леса?

1) Тайга. Они густые, труднопроходимые, где всегда полумрак.

- Мохнатые ветви почти не пропускают солнечных лучей.  Почва покрыта мхами и лишайниками, мало трав и кустарников. С елей спускаются пряди лишайника-бородача. В лесах много бурелома, и пройти через него трудно. Здесь ещё суровые условия, но почва уже оттаивает на глубину более метра. Поэтому в тайге растут холодостойкие породы деревьев: ель, сосна, пихта, лиственница, кедр. Почвы здесь влажные, заболоченные.

(слайд 5)

2) Смешанные леса. Как бы вы объяснили это название?

Такие леса характерны для южных районов Сибири и центральных районов европейской части России (показываю на карте). Болот здесь уже меньше.

В смешанных лесах растут береза, осина, ольха, ива, черемуха.

(слайд 6)

3)Широколиственные леса

- Ещё дальше на юг простираются леса и рощи в основном из лиственных пород деревьев. Такие леса называют широколиственные. Они встречаются на юге и западе России, на Дальнем Востоке (показываю на карте).

-В таких лесах ещё растут клен, ясень, бук, вяз, дуб, липа) и другие теплолюбивые растения. (слайд 6)

В какой зоне находится Вологодская область?

Один ученик показывает на слайде зону лесов.

- Находится в умеренном поясе.

- На карте она обозначена зелёным цветом.

- Лесная зона находится южнее зоны тундры. Эта природная зона – самая большая.

Ответы детей.

 

 

 

 

 

- Тайга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кроме хвойных пород деревьев растут и лиственные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- в зоне тайги.

Познавательные: группировать и классифицировать изучаемые объекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

деятельности.

 

 

 

 

                                                                                                                 Физкультминутка

-А сейчас мы с вами поиграем.  

Игра называется «Живо - неживое».

Учитель называет слова. Если оно обозначает объект живой природы, дети делают хлопок в ладоши, если слово обозначает объект неживой природы –учащиеся выполняют приседание.

(Вода, дуб, воробей, капуста, камень, облако, медведь, песок, обезьяна, липа, комар, почва, гриб.)

Учащиеся выполняют физминутку в соответствии с заданием.

 

Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу.

- Главное отличие широколиственных лесов – их многоярусность, или «многоэтажность».

1 ЯРУС - дубы, липы, другие высокие деревья.

2 ЯРУС - черёмуха, дикие яблоня и груша, боярышник.

3 ЯРУС - кустарники: орешник-лещина, бересклет, калина, крушина. Этот ярус называют подлеском.

4 ЯРУС - ниже располагаются шиповник, малина и другие низкие кустарники.

5 ЯРУС - Затем идут ягодные кустарнички, травы и грибы. Примечательно, что и травы здесь широколиственные: сныть, копытень, лютик. (слайд 8 «Ярусы леса)

 

 

Дети называют ярусы леса и растения, которые им соответствуют.

 

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу;

 

Познавательные: анализировать, делать выводы, классифицировать изучаемые объекты.

 

Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Закрепление изученного материала

- Ребята, предлагаю вам послушать звуки. Где вы могли услышать это? (слайд 9)

- Как вы думаете, о ком пойдет дальнейший наш разговор?

- Нужны ли нам животные? (слайд 10)

- Посмотрите на слайд, где изображен животные лесов.

На какие группы по способам питания животных леса можно их разделить?

- Верно, посмотрите на таблицу (слайд 11)

 

Проведем викторину «Животный мир леса»:

1) Кого называют лесным великаном?

2) Кто строит себе нору под корягами деревьев?

3) Кто селится в дуплах деревьев?

4) Кто к зиме собирается в стаи?

5) Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом?

6)  Какой зверек спит под своими ушами?

7) У какого лесного зверя зимой появляются детеныши?

 

 

 

Вы молодцы, все ответили верно!

- Обилие насекомых и мелких грызунов привлекает в широколиственные леса множество птиц.

Назовите птиц, которые вам знакомы (слайд 11-12)

- Большую ценность представляют пушные звери: соболи, куницы, норки, лисицы, бобры, горностаи. Из шкурок этих животных шьют шапки, шубы, воротники. Они теплы, легки и красивы.

 

- Ребята, что даёт нам лес?

- А должны ли мы помогать лесу взамен?

- Как мы можем это сделать?

 

- Последнее задание вы выполните в парах.

Перед вами рабочие листы с филвордом.

Необходимо в парах найти всех животных в этом филворде.

(слайд 13), (приложение 2)

 

 

Проверим, как вы справились с этим заданием.

Молодцы!

 

Учащиеся принимают участие в обсуждении, размышляют, обобщают полученные знания.

- О животных леса

- Без животных нет леса.

Лес – это общий дом для растений и животных.

-Растительноядные, хищники, всеядные

 

Дети отвечают на вопросы по руке.

1)Лось

2)Барсук, лисица, волк

3) Куница, белка

4) Волки

5) Белка

6) Заяц

7) Медведи

 

Называют птиц, которые им знакомы.

 

 

 

 

 

 

- Еду, бумагу, тепло, одежду, предметы быта.

- Ответы детей: сажать деревья, не жечь костры, не загрязнять природу.

 

Учащиеся принимают участие в обсуждении, размышляют

Дети по очереди выходят к доске, находят слова в филворде и выделяют их

Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме

 

Познавательные: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: умение согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в паре.

Подведение итога урока

  Учитель проводит беседу, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу детей.

    

 

- Какую тему мы сегодня изучили?

 

-  Что мы узнали о зоне лесов?

 

- Что мы узнали о растительном и животном мире зоны лесов?

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свои мысли, формулируют выводы.

- «Россия – страна лесов».

- Зона лесов делится на 3 части: тайга, смешанные леса, широколиственные леса.

- Есть ярусы леса, их 5.

Высказывания детей.

Познавательные: обобщать изученный материал, делать выводы.

 

Коммуникативные: строить высказывания, оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

 

Рефлексия

- У каждого из вас на столе лежит телефончик, вы можете отправит мне сообщение, укажите отправителя – своё имя, и напишите сообщение.  (приложение 3)

Я научился…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я похвалил бы себя за…

Дети записывают свои сообщения о полученных знаниях, анализируя свою работу на уроке.

Регулятивные: анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

 

Личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Домашнее задание

Учитель объясняет вариативное домашнее задание.

- Предлагаю вам два варианта домашнего задания, выберите подходящее для вас.

1. Памятка по правилам поведения в лесу «Берегите лес!»

2. Учебник – стр. 127 – 133, читать и ответить на вопросы параграфа.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

 

Список литературы

1.     Учебник «Окружающий мир», 4 класс, 1 часть, авторы О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин, издательство г. Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2012г. (УМК «Гармония»);

2.     Окружающий мир: Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных организаций (с примером рабочей программы). Пособие для учителя / О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2017. – 368 с.;

3.     Интернет – ресурс: https://learningapps.org

Приложение 1

Задание «Раздели на группы»

песец

гагара

камнеломка

карликовая берёза

лемминг

полярная ива

пуночка

северный олень

лишайники

полярная сова

ягель

 

 

 

 

Животные тундры

 

 

 

 

Растения тундры

 

 

 

 

 

Приложение 2

Филворд «Жители леса»

https://natalia-tkachenko.ru/wp-content/uploads/a/2/7/a27052a3d755153cbc2f13f2b2e8c02c.jpeg

 

 

 

 

Приложение 3

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/12/s_618eb138d7a7b/phpdo5l1G_TK-Literatura-4B-30.09_html_c1e795538d06764b.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Родине. Планируемые результаты

Родине. Планируемые результаты

Планируемые результаты

Планируемые результаты

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Задание в https://learningapps

Задание в https://learningapps

Кто в глуши твоей таиться? Что за зверь?

Кто в глуши твоей таиться? Что за зверь?

Изучение нового материала -

Изучение нового материала -

С елей спускаются пряди лишайника-бородача

С елей спускаются пряди лишайника-бородача

В какой зоне находится Вологодская область?

В какой зоне находится Вологодская область?

Дети называют ярусы леса и растения, которые им соответствуют

Дети называют ярусы леса и растения, которые им соответствуют

У какого лесного зверя зимой появляются детеныши?

У какого лесного зверя зимой появляются детеныши?

Проверим, как вы справились с этим заданием

Проверим, как вы справились с этим заданием

У каждого из вас на столе лежит телефончик, вы можете отправит мне сообщение, укажите отправителя – своё имя, и напишите сообщение

У каждого из вас на столе лежит телефончик, вы можете отправит мне сообщение, укажите отправителя – своё имя, и напишите сообщение

Приложение 1 Задание «Раздели на группы» песец гагара камнеломка карликовая берёза лемминг полярная ива пуночка северный олень лишайники полярная сова ягель

Приложение 1 Задание «Раздели на группы» песец гагара камнеломка карликовая берёза лемминг полярная ива пуночка северный олень лишайники полярная сова ягель

Приложение 2 Филворд «Жители леса»

Приложение 2 Филворд «Жители леса»

Приложение 3

Приложение 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2024