Технологическая карта урока
Автор |
Б Богомолова Наталия Сергеевна, учитель начальных классов. |
Образовательное учреждение |
МБОУ «Средняя школа №1 г. Грязовец» |
Предмет |
Окружающий мир |
Класс |
4 класс |
Продолжительность занятия |
40 минут |
Т Тема урока |
«Россия – страна лесов» |
Тип урока |
Урок изучения нового материала. |
Цель урока |
Создать условия для формирования у учащихся целостного представления о лесах России, их растительном и животном мире. |
Задачи урока |
Образовательные: · сформировать представление о зоне лесов; · познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; · познакомить с животным и растительным миром зоны лесов. Развивающие: · способствовать развитию любознательности, наблюдательности, образной связной речи; · формировать умение пользоваться учебной литературой. Воспитательные: · воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь к Родине. |
Планируемые результаты |
Предметные: · Учащиеся получат представление о зоне лесов. · Учащиеся научатся показывать географическое положение тундры, называть климатические условия тайги, смешанных и широколиственных лесов. · Учащиеся получат возможность научиться объяснять приспособленность растительного и животного мира зоны лесов. Метапредметные: · Регулятивные: - учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия; - планировать свою деятельность; - осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности. · Познавательные: - учащиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации, проводят сравнение, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков; - осуществлять обобщение изученного. · Коммуникативные - владеть диалогической формой речи; работать в парах, делать выводы и высказывать свои суждения; - слушать и понимать речь других. · Личностные: - Будет сформирован интерес к изучению темы, - воспитание бережного отношения к природе, любовь к Родине. |
Образовательные ресурсы и средства обучения: |
- Компьютер, мультимедийный проектор; - Презентация «Россия – страна лесов»; - Учебник: 4 класс, Окружающий мир, автор О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин 2014; - Рабочие листы с таблицами и филвордом; - Предметные картинки; - Листы самооценки; - Рисунки «Тундра глазами детей» для выставки. |
Методы и формы |
Методы: словесный (рассказ, беседа, объяснение), наглядный. Формы: фронтальная, индивидуальная, парная. |
Организационная структура урока |
||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
Планируемые результаты урока (УУД) |
Организационный момент |
||
- Добрый день, ребята! (слайд 1) Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно включайтесь в работу и тогда будет толк!
|
Дети улыбаются друг другу. Готовятся к работе на уроке. |
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
Повторение и систематизация знаний о растительном и животном мире тундры |
||
- Вспомним нам прошлый урок, я приглашаю вас на выставку детских работ, которая называется “Тундра глазами детей” (выставка на доске). - Нам необходимо привести свои знания в порядок и повторить пройденный материал, предлагаю игру. Игра «Раздели растения и животных» (один ученик), остальные на рабочих листах (приложение 1)
- Далее вместе проверим. - Задание в https://learningapps.org/display?v=pbxcjmubn22 Проверяем работу. Поднимите руки у кого нет ошибок, у кого 1-2 ошибки, больше 2 ошибок. Вы молодцы!
Еще одно задание выполнить Ксения. https://learningapps.org/display?v=p9fyg0c6322 Вам необходимо наблюдать, правильно ли она его выполнит.
|
Выставка рисунков. Дети каждый описывает свой рисунок, особенности природы и обитателей тундры. Ученик выполняет задание за компьютером, остальные дети выполняют на рабочих листах. После выполнения, дети сверяют свои таблицы с таблицей на проекторе.
Один ученик за компьютером. |
Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Регулятивные: осуществлять проверку и анализ своей работы |
Актуализация знаний |
||
- Ребята, сегодня мы отправимся в новое путешествие по природным зонам. Послушаем стихотворение, которое прочитает Катя. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таиться? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои! ( С. Погореловский) |
Дети слушают стихотворение.
Катя читает стих у доски.
|
Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме.
|
Определение темы урока и постановка учебной задачи |
||
Учитель предлагает детям сформулировать тему урока. - Ребята, какая тема нашего урока?
- Правильно! Тема нашего урока «Россия – страна лесов» - Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать по данной теме? Выскажите свои предположения.
-Леса России занимают больше половины территории нашей страны. На каждого жителя России приходится в 4 раза больше лесных территорий, чем на жителя нашей планеты. -Что бы вы хотели узнать об этой зоне? - Какие чудеса можно увидеть там? - Поставьте цель нашего урока (слайд 2) |
- Тема нашего урока «Зона лесов», «Леса России»
Дети высказывают свои предположения.
- Узнаем, какие растения и животные обитают в зоне лесов, осознаем ценность лесов для людей. Ответы детей. |
Регулятивные: определять цель учебной деятельности, выдвигать предположения и обосновывать их.
Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме.
|
Изучение нового материала |
||
- Посмотрите на карту, найдите природную зону лесов. (слайд 3) - Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? - В каком поясе она находится? - Каким цветом обозначена? - Какие пространства занимает? - Одним ли цветом закрашена эта природная зона? В этой природной зоне три части: (слайд 4) 1. тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, 2. смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, 3. широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.
- По мере продвижения к югу всё гуще становятся хвойные леса, которые прерываются только лентами рек и блестящими лужицами озёр и болот. - Как называют эти леса? 1) Тайга. Они густые, труднопроходимые, где всегда полумрак. - Мохнатые ветви почти не пропускают солнечных лучей. Почва покрыта мхами и лишайниками, мало трав и кустарников. С елей спускаются пряди лишайника-бородача. В лесах много бурелома, и пройти через него трудно. Здесь ещё суровые условия, но почва уже оттаивает на глубину более метра. Поэтому в тайге растут холодостойкие породы деревьев: ель, сосна, пихта, лиственница, кедр. Почвы здесь влажные, заболоченные. (слайд 5) 2) Смешанные леса. Как бы вы объяснили это название? Такие леса характерны для южных районов Сибири и центральных районов европейской части России (показываю на карте). Болот здесь уже меньше. В смешанных лесах растут береза, осина, ольха, ива, черемуха. (слайд 6) 3)Широколиственные леса - Ещё дальше на юг простираются леса и рощи в основном из лиственных пород деревьев. Такие леса называют широколиственные. Они встречаются на юге и западе России, на Дальнем Востоке (показываю на карте). -В таких лесах ещё растут клен, ясень, бук, вяз, дуб, липа) и другие теплолюбивые растения. (слайд 6) В какой зоне находится Вологодская область? |
Один ученик показывает на слайде зону лесов. - Находится в умеренном поясе. - На карте она обозначена зелёным цветом. - Лесная зона находится южнее зоны тундры. Эта природная зона – самая большая. Ответы детей.
- Тайга
- Кроме хвойных пород деревьев растут и лиственные
- в зоне тайги. |
Познавательные: группировать и классифицировать изучаемые объекты.
Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме. деятельности.
|
Физкультминутка |
||
-А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Живо - неживое». Учитель называет слова. Если оно обозначает объект живой природы, дети делают хлопок в ладоши, если слово обозначает объект неживой природы –учащиеся выполняют приседание. (Вода, дуб, воробей, капуста, камень, облако, медведь, песок, обезьяна, липа, комар, почва, гриб.) |
Учащиеся выполняют физминутку в соответствии с заданием.
|
Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу. |
- Главное отличие широколиственных лесов – их многоярусность, или «многоэтажность». 1 ЯРУС - дубы, липы, другие высокие деревья. 2 ЯРУС - черёмуха, дикие яблоня и груша, боярышник. 3 ЯРУС - кустарники: орешник-лещина, бересклет, калина, крушина. Этот ярус называют подлеском. 4 ЯРУС - ниже располагаются шиповник, малина и другие низкие кустарники. 5 ЯРУС - Затем идут ягодные кустарнички, травы и грибы. Примечательно, что и травы здесь широколиственные: сныть, копытень, лютик. (слайд 8 «Ярусы леса)
|
Дети называют ярусы леса и растения, которые им соответствуют.
|
Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные: анализировать, делать выводы, классифицировать изучаемые объекты.
Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Закрепление изученного материала |
||
- Ребята, предлагаю вам послушать звуки. Где вы могли услышать это? (слайд 9) - Как вы думаете, о ком пойдет дальнейший наш разговор? - Нужны ли нам животные? (слайд 10) - Посмотрите на слайд, где изображен животные лесов. На какие группы по способам питания животных леса можно их разделить? - Верно, посмотрите на таблицу (слайд 11)
Проведем викторину «Животный мир леса»: 1) Кого называют лесным великаном? 2) Кто строит себе нору под корягами деревьев? 3) Кто селится в дуплах деревьев? 4) Кто к зиме собирается в стаи? 5) Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом? 6) Какой зверек спит под своими ушами? 7) У какого лесного зверя зимой появляются детеныши?
Вы молодцы, все ответили верно! - Обилие насекомых и мелких грызунов привлекает в широколиственные леса множество птиц. Назовите птиц, которые вам знакомы (слайд 11-12) - Большую ценность представляют пушные звери: соболи, куницы, норки, лисицы, бобры, горностаи. Из шкурок этих животных шьют шапки, шубы, воротники. Они теплы, легки и красивы.
- Ребята, что даёт нам лес? - А должны ли мы помогать лесу взамен? - Как мы можем это сделать?
- Последнее задание вы выполните в парах. Перед вами рабочие листы с филвордом. Необходимо в парах найти всех животных в этом филворде. (слайд 13), (приложение 2)
Проверим, как вы справились с этим заданием. Молодцы!
|
Учащиеся принимают участие в обсуждении, размышляют, обобщают полученные знания. - О животных леса - Без животных нет леса. Лес – это общий дом для растений и животных. -Растительноядные, хищники, всеядные
Дети отвечают на вопросы по руке. 1)Лось 2)Барсук, лисица, волк 3) Куница, белка 4) Волки 5) Белка 6) Заяц 7) Медведи
Называют птиц, которые им знакомы.
- Еду, бумагу, тепло, одежду, предметы быта. - Ответы детей: сажать деревья, не жечь костры, не загрязнять природу.
Учащиеся принимают участие в обсуждении, размышляют Дети по очереди выходят к доске, находят слова в филворде и выделяют их |
Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Коммуникативные: умение согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в паре. |
Подведение итога урока |
||
Учитель проводит беседу, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу детей.
- Какую тему мы сегодня изучили?
- Что мы узнали о зоне лесов?
- Что мы узнали о растительном и животном мире зоны лесов?
|
Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свои мысли, формулируют выводы. - «Россия – страна лесов». - Зона лесов делится на 3 части: тайга, смешанные леса, широколиственные леса. - Есть ярусы леса, их 5. Высказывания детей. |
Познавательные: обобщать изученный материал, делать выводы.
Коммуникативные: строить высказывания, оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.
|
Рефлексия |
||
- У каждого из вас на столе лежит телефончик, вы можете отправит мне сообщение, укажите отправителя – своё имя, и напишите сообщение. (приложение 3) Я научился… Мне было интересно… Мне было трудно… Я похвалил бы себя за… |
Дети записывают свои сообщения о полученных знаниях, анализируя свою работу на уроке. |
Регулятивные: анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
Личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Домашнее задание |
||
Учитель объясняет вариативное домашнее задание. - Предлагаю вам два варианта домашнего задания, выберите подходящее для вас. 1. Памятка по правилам поведения в лесу «Берегите лес!» 2. Учебник – стр. 127 – 133, читать и ответить на вопросы параграфа. |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. |
Список литературы
1. Учебник «Окружающий мир», 4 класс, 1 часть, авторы О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин, издательство г. Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2012г. (УМК «Гармония»);
2. Окружающий мир: Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных организаций (с примером рабочей программы). Пособие для учителя / О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2017. – 368 с.;
3. Интернет – ресурс: https://learningapps.org
Приложение 1
Задание «Раздели на группы»
песец гагара камнеломка карликовая берёза лемминг полярная ива пуночка северный олень лишайники полярная сова ягель |
Животные тундры |
Растения тундры |
Приложение 2
Филворд «Жители леса»
Приложение 3
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.