Подготовка к сжатому изложению
Оценка 4.6

Подготовка к сжатому изложению

Оценка 4.6
docx
31.05.2021
Подготовка к сжатому изложению
Подготовка к сжатому изложению № 2.docx

Урок русского языка в 7 классе (2 часа)

Тема: Подготовка к контрольному сжатому изложению по тексту А.Дорохова

Написание контрольного сжатого изложения №2.

Цель: обучать учащихся навыкам анализа и понимания текста.

Задачи:

·         совершенствовать умения выделять главную и второстепенную информацию, микротемы;

·         развивать умения сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ;

·         воспитывать культуру речи.

Ход урока

Оргмомент.

1.       Постановка целей и задач урока.

2.       Актуализация знаний.

Выполнение упражнения «Повторяем орфографию» с комментированием правил.

3.       Работа над темой урока. Подготовка к написанию сжатого изложения.

1)      Запись конспекта.

Умение сжать текст – это умение выделить главное из предложенного высказывания.

Как делать записи во время чтения текста изложения

 При первом  чтении текста изложения очень важно определить, сколько в тексте абзацев и какова микротема каждого из них. 

При первом чтении не нужно (и даже вредно) стремиться записать весь текст - нужно записывать ключевые слова. 

Ключевые слова лучше записывать не плотно (подряд), а оставляя пространство между ними, чтобы потом дополнить запись, а не делать её заново. 

Во время паузы между первым и вторым чтением, пока учитель молчит, нужно сосредоточиться на тексте, понять и выстроить логику изложения. 

При повторном чтении не нужно стремиться записывать все дословно – только главное. 

Смысл метафоры в сжатом изложении (т.е. вне авторского контекста) лучше передать своими словами. 

Можно ли оставить в тексте риторический вопрос? Обычно он мешает сжатию текста. Полезное упражнение - перевод риторического вопроса в утверждение (и наоборот).

 Способы сжатия текста:

исключение, 

обобщение, 

упрощение. 

 

 Исключение - это  самый распространенный способ сжатия текста.  Исключаем второстепенную информацию – обособленные члены предложения, вставные конструкции (т.е. все, что выделено запятыми, скобками или тире), уточняющие члены предложения и т.д. Великолепным материалом для сокращения служат сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, обстоятельственными и др.

Но важно видеть, что иногда вводные слова выделяют главное,  помнить, что в придаточных изъяснительных главная мысль находится в придаточном предложении и что в сложносочиненных предложениях, как правило, важны обе части.

 

Обобщение. Обобщать можно однородные понятия (однородные члены заменяем обобщающим словом).

Идти путем обобщения можно и при сжатии текста с одинаковыми предложениями (Пригрело солнышко. Запели птицы. Зазвенели ручьи… - Природа ожила).

 

Упрощение – это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций (например, замене части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом и т.д.).

 

При сжатии текста употребляются сразу несколько приемов (по принципу – «использую то, что мне удобнее»).

 

Среди "содержательных" приемов компрессии текста основными являются:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Сжатое изложение проверяет:

1) умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;

2) умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;

3) умение письменно передавать обработанную информацию.

 

2)      Прослушивание текста А.Дорохова

Задания к тексту:

-Определите тип и стиль речи.

-Какие выразительные средства языка вам встретились в тексте? Назовите их.

-Какие приемы сжатия текста мы можем использовать для написания сжатого изложения? Почему вы выбрали именно их?

-Встретились ли вам в тексте слова, значения которых вы не знаете? Давайте попробуем их определить.

-Составьте план текста в форме повествовательных предложений. (Запись плана в тетради).

3) Второе прослушивание текста. Корректирование планов.

 

Написание изложения (2 урок).

Итоги урока.

Домашнее задание:


 

Урок русского языка в 7 классе (2 часа)

Урок русского языка в 7 классе (2 часа)

Сжатое изложение проверяет: 1) умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; 2) умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; 3)…

Сжатое изложение проверяет: 1) умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; 2) умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; 3)…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021