Урок русского языка в 7 классе (2 часа)
Тема: Подготовка к контрольному сжатому изложению по тексту А.Дорохова
Написание контрольного сжатого изложения №2.
Цель: обучать учащихся навыкам анализа и понимания текста.
Задачи:
· совершенствовать умения выделять главную и второстепенную информацию, микротемы;
· развивать умения сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ;
· воспитывать культуру речи.
Ход урока
Оргмомент.
1. Постановка целей и задач урока.
2. Актуализация знаний.
Выполнение упражнения «Повторяем орфографию» с комментированием правил.
3. Работа над темой урока. Подготовка к написанию сжатого изложения.
1) Запись конспекта.
Умение сжать текст – это умение выделить главное из предложенного высказывания.
Как делать записи во время чтения текста изложения
При первом чтении текста изложения очень важно определить, сколько в тексте абзацев и какова микротема каждого из них.
При первом чтении не нужно (и даже вредно) стремиться записать весь текст - нужно записывать ключевые слова.
Ключевые слова лучше записывать не плотно (подряд), а оставляя пространство между ними, чтобы потом дополнить запись, а не делать её заново.
Во время паузы между первым и вторым чтением, пока учитель молчит, нужно сосредоточиться на тексте, понять и выстроить логику изложения.
При повторном чтении не нужно стремиться записывать все дословно – только главное.
Смысл метафоры в сжатом изложении (т.е. вне авторского контекста) лучше передать своими словами.
Можно ли оставить в тексте риторический вопрос? Обычно он мешает сжатию текста. Полезное упражнение - перевод риторического вопроса в утверждение (и наоборот).
Способы сжатия текста:
исключение,
обобщение,
упрощение.
Исключение - это самый распространенный способ сжатия текста. Исключаем второстепенную информацию – обособленные члены предложения, вставные конструкции (т.е. все, что выделено запятыми, скобками или тире), уточняющие члены предложения и т.д. Великолепным материалом для сокращения служат сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, обстоятельственными и др.
Но важно видеть, что иногда вводные слова выделяют главное, помнить, что в придаточных изъяснительных главная мысль находится в придаточном предложении и что в сложносочиненных предложениях, как правило, важны обе части.
Обобщение. Обобщать можно однородные понятия (однородные члены заменяем обобщающим словом).
Идти путем обобщения можно и при сжатии текста с одинаковыми предложениями (Пригрело солнышко. Запели птицы. Зазвенели ручьи… - Природа ожила).
Упрощение – это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций (например, замене части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом и т.д.).
При сжатии текста употребляются сразу несколько приемов (по принципу – «использую то, что мне удобнее»).
Среди "содержательных" приемов компрессии текста основными являются:
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).
Сжатое изложение проверяет:
1) умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;
2) умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;
3) умение письменно передавать обработанную информацию.
2) Прослушивание текста А.Дорохова
Задания к тексту:
-Определите тип и стиль речи.
-Какие выразительные средства языка вам встретились в тексте? Назовите их.
-Какие приемы сжатия текста мы можем использовать для написания сжатого изложения? Почему вы выбрали именно их?
-Встретились ли вам в тексте слова, значения которых вы не знаете? Давайте попробуем их определить.
-Составьте план текста в форме повествовательных предложений. (Запись плана в тетради).
3) Второе прослушивание текста. Корректирование планов.
Написание изложения (2 урок).
Итоги урока.
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.