ПОДГОТОВКА
К УСТНОМУ ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
учащихся 9-х классов
(из опыта работы)
Пахомова Т.А.,
учитель русского языка и литературы
Цель:
поделиться системой заданий для создания условий по формированию коммуникативной и языковой компетенции учащихся посредством работы с упражнениями для подготовки учащихся к сдаче устной части экзамена по русскому языку.
Устная речь – форма речи, состоящая из
умения понимать звучащую речь (аудирование) ;
умение производить речь в звуковой форме (говорение)
Задание 1
«Чтение текста вслух» предполагает работу с интонацией и темпом речи. Для этого необходимо прежде всего понимать текст.
Критерии
ИЧ Интонация соответствует // не соответствует пунктуационному оформлению текста |
ТЧ Темп чтения соответствует // не соответствует коммуникативной задаче |
Готовясь к чтению, работаем над содержанием:
Прочитайте текст перед выполнением первого задания.
Определите тему текста (о чем текст?).
Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Озаглавьте текст. (Помните, что в заглавии может быть выражена тема или идея текста.)
Определите стиль текста и тип речи.
Составьте вопросный или тезисный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
Запомните ключевые слова в каждой микротеме. Постарайтесь их использовать при пересказе.
Способ сфокусировать внимание -
это правильное изменение громкости, высоты и темпа, то есть интонация.
Готовясь с учениками к 1 части зачётной работы, говорим о неотъемлемых частях выразительного чтения:
логических ударениях;
темпе;
дикции;
дыхании;
ритме;
паузах;
эмоционально-образной выразительности (сопереживании).
Задание 2 Пересказ текста
Деление теста на микротемы;
Умение выделять главное в микротеме.
Чтобы текст был легче для понимания, сжимаем текст, используя методы
1)исключения;
2) обобщения;
3) упрощения.
Пересказ текста с включением высказывания
П1 Все основные микротемы исходного текста сохранены // упущена или добавлена микротема (1 или более)
П2 Фактических ошибок нет // допущены фактические ошибки (1 или более)
П3 Высказывание включено в текст уместно, логично // не включено или приведено неуместно и нелогично
П4. Ошибок при цитировании нет //есть ошибки при цитировании (1 или более)
Грамотность речи
Г Грамматических ошибок нет // допущены грамматические ошибки (1 или более)
О Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более 1 орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением) // допущены 2 или более орфоэпические ошибки
Р Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок // допущены 4 или более речевых ошибок
Иск Искажения слов нет // допущены искажения слов (1 или более)
КАК ГОТОВИТЬ К пересказу
Прочитайте текст перед выполнением первого задания.
Определите тему текста (о чем текст?).
Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Озаглавьте текст. (Помните, что в заглавии может быть выражена тема или идея текста.)
Определите стиль текста и тип речи.
Составьте вопросный или тезисный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
Запомните ключевые слова в каждой микротеме. Постарайтесь их использовать при пересказе.
Запомните словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь сохранить их при изложении.
Читая текст вслух, старайтесь запомнить его содержание.
Подумайте, в какое место по смыслу можно вставить данную цитату.
Критерии :
М1 Приведено 10 или более фраз по теме высказывания без фактических ошибок // приведено менее 10 фраз, и/или допущены фактические ошибки (1 или более)
М2 Речевая ситуация учтена // речевая ситуация не учтена
М3 Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, логикой изложения // высказывание нелогично, изложение непоследовательно, допущены логические ошибки (1 или более)
4 Задание. Диалог
Диалог
-разговор 2 –х и более лиц.
Диалог не должен быть однозначным, состоящим из ответов : « ДА/НЕТ». Экзаменуемый должен показать свою эрудицию, блеснуть красноречием. В работе над этим задание я использую памятки
ПАМЯТКА
Выделите ключевые слова в вопросе. Определите тему беседы.
Сохраняйте тему диалога.
Дайте полный ответ на заданный вопрос.
Следите за речевым оформлением ответов.
На уроках литературы слабым ученикам даю для пересказа небольшие тексты и задаю наводящие вопросы к тексту.
На экзаменах все эксперты тактичны по отношению к ученикам, но беда в том, что наши дети очень мало читают, поэтому их речь скудна и однообразна.
Критерии:
Г Грамматических ошибок нет // допущены (1 или более)
О Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более 2-х ошибок // допущены 3 или более орфоэпических ошибок
Р Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок // допущены 4 или более речевых ошибок
РО Речь отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции // отличается бедностью и/ или неточностью словаря, используются однотипные синтаксические конструкции
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.