Всероссийские проверочные работы
2022 год
Описание
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2022 году проверочной работы по БИОЛОГИИ
6 класс
(концентрическая программа)
© 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Описание контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году проверочной работы по БИОЛОГИИ
6 класс
Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки школьников.
Назначение ВПР по учебному предмету «биология» – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС. КИМ ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.
Результаты ВПР могут быть использованы общеобразовательными организациями для совершенствования методики преподавания в процессе обучения предмету, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.
Не предусмотрено использование результатов ВПР для оценки деятельности общеобразовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
Содержание и структура проверочной работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020)) и содержания учебников, включенных в Федеральный перечень на 2021/22 учебный год.
Всероссийские проверочные работы основаны на системнодеятельностном, компетентностном и уровневом подходах.
В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учащихся основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.
Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации из одной формы в другую; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные универсальные учебные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами современного русского языка.
КИМ ВПР направлены на проверку сформированности у учащихся:
– специфических биологических умений по работе с биологическими объектами в целях полноценного их изучения;
– овладение видами деятельности по получению нового биологического знания, преобразованию и применению знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
– уровня сформированности естественно-научного типа мышления, научных представлений, владения научной биологической терминологией, ключевыми биологическими понятиями, методами и приемами.
Вариант проверочной работы состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых обучающимися задач.
Подпункты задания 1 требуют краткого ответа в виде одного или нескольких слов.
Задания 2.1, 6, 9 требуют краткого ответа в виде одной цифры.
Задания 2.2, 4 (все подпункты) предполагают развернутый ответ ограниченного объема; задания 8.2, 10 – заполнение таблицы.
Задания 3, 5, 7, 8.1 требуют установления соответствия элементов двух множеств и записи ответа в виде последовательности цифр.
В табл. 1 приведен кодификатор проверяемых элементов содержания
Таблица 1
Код |
Проверяемые элементы содержания |
1 |
Биология – наука о живых организмах |
1.1 |
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей |
1.2 |
Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов |
1.3 |
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами |
1.4 |
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий |
2 |
Клеточное строение организмов |
2.1 |
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Методы изучения клетки |
2.2 |
Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка |
2.3 |
Ткани организмов |
3 |
Многообразие организмов |
3.1 |
Клеточные и неклеточные формы жизни |
3.2 |
Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы |
3.3 |
Основные царства живой природы |
4 |
Среды жизни |
4.1 |
Среда обитания. Факторы среды обитания. Место обитания |
4.2 |
Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде |
4.3 |
Приспособления организмов к жизни в водной среде |
4.4 |
Приспособления организмов к жизни в почвенной среде |
4.5 |
Приспособления организмов к жизни в организменной среде |
4.6 |
Растительный и животный мир родного края |
5 |
Царство Растения |
5.1 |
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека |
5.2 |
Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений |
5.3 |
Растение – целостный организм (биосистема) |
5.4 |
Условия обитания растений. Среды обитания растений |
5.5 |
Сезонные явления в жизни растений |
6 |
Органы цветкового растения |
6.1 |
Семя. Строение семени |
6.2 |
Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней |
6.3 |
Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги |
6.4 |
Почки. Вегетативные и генеративные почки |
6.5 |
Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа |
6.6 |
Стебель. Строение и значение стебля |
6.7 |
Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления |
6.8 |
Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов |
7 |
Микроскопическое строение растений |
7.1 |
Разнообразие растительных клеток |
7.2 |
Ткани растений |
7.3 |
Микроскопическое строение корня, стебля, листа |
8 |
Жизнедеятельность цветковых растений |
8.1 |
Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ |
8.2 |
Движение. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений |
8.3 |
Приемы выращивания, размножения растений и ухода за ними |
9 |
Многообразие растений |
9.1 |
Классификация растений |
9.2 |
Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. |
9.3 |
Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. |
9.4 |
Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. |
9.5 |
Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. |
9.6 |
Многообразие цветковых растений и их значение в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. |
10 |
Царство Бактерии |
10.1 |
Бактерии, их строение и жизнедеятельность |
10.2 |
Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. |
11 |
Царство Грибы |
11.1 |
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов |
11.2 |
Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. |
11.3 |
Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами |
11.4 |
Лишайники, их роль в природе и жизни человека. |
В табл. 2 приведен кодификатор проверяемых требований к уровню подготовки.
Таблица 2
Код |
Проверяемые требования к уровню подготовки |
|
1 |
|
Метапредметные |
1.1 |
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации |
|
1.2 |
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы |
|
1.3 |
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
|
1.4 |
Смысловое чтение |
|
1.5 |
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью |
|
1.6 |
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации |
|
1.7 |
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения |
|
1.8 |
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
|
2 |
|
Предметные |
2.1 |
Формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира |
|
2.2 |
Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии |
|
2.3 |
Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде |
|
2.4 |
Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных |
2.5 |
Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды |
|
2.6 |
Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними |
Распределение заданий по позициям кодификаторов приведено в табл. 3.
Таблица 3
№ |
Проверяемые требования (умения) |
Блоки ПООП ООО
выпускник научится / получит возможность научиться |
Код КЭС/КТ |
Уровень сложности |
Максимальный балл за выполнение задания |
Примерное время выполнения задания обучающимся (в минутах) |
1 |
Свойства живых организмов, их проявление у растений. Жизнедеятельность цветковых растений |
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов |
1.1, 1.4, 8.1, 8.2 / 1.2, 2.2 |
Б |
3 |
5 |
2 |
Микроскопическое строение растений. Ткани растений |
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов |
5, 6, 8 / 1.1 |
Б |
2 |
3 |
3 |
Царство Растения. Органы цветкового растения. Жизнедеятельность цветковых растений |
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов |
2, 3, 5, 6, 7, 8 / 1.4 |
П |
2 |
3 |
4 |
Царство Растения. Органы цветкового растения |
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов |
5.2, 6 / 1.1, 2.1 |
Б |
4 |
5 |
5 |
Царство Растения. Органы цветкового растения |
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов |
6.3, 6.5, 6.6, 6.7 / 1.1, 2.1 |
Б |
2 |
5 |
6 |
Царство Растения. Органы цветкового растения. Жизнедеятельность цветковых растений. Многообразие цветковых растений |
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов |
5, 6, 8 / 1.2, 2.1 |
Б |
1 |
2 |
7 |
Классификация организмов. Принципы классификации. |
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе |
3.2, 9.1 / 1.1, 2.1, 2.2
|
Б |
2 |
5 |
8 |
Царство Растения. Царство Бактерии. Царство Грибы |
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения |
9, 10.1, 11.1 / 1.1, 2.2 |
П |
4 |
8 |
9 |
Царство Растения. Царство Бактерии. Царство Грибы |
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов |
9, 10, 11 / 1.1, 2.1
|
Б |
1 |
2 |
10 |
Царство Растения. Царство Бактерии. Царство Грибы |
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе |
9, 10, 11 / 1.1, 2.1, 2.2
|
П |
3 |
7 |
Всего заданий – 10, из них по уровню сложности: Б – 7; П – 3. Время выполнения проверочной работы – 45 мин. Максимальный первичный балл – 24. |
|
|
|
В табл. 4 представлена информация о распределении заданий проверочной работы по уровню сложности.
Таблица 4
Уровень сложности заданий |
Количество заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 24 |
Базовый |
7 |
15 |
63 |
Повышенный |
3 |
9 |
37 |
Итого |
10 |
24 |
100 |
Задание 1 направлено на выявление умения описывать биологический процесс. Первая часть задания проверяет умение по рисунку (схеме) выделять существенные признаки процесса. Вторая часть – определять область биологии, в которой изучается данный процесс или метод, с помощью которого данный процесс изучен. Третья – механизм (условие, особенность) протекания процесса или растительная ткань, в клетках которой процесс протекает.
Задание 2 проверяет знание тканей растительного организма и жизненных процессов, протекающих в них.
Задание 3 проверяет умение читать и понимать текст биологического содержания. От обучающегося требуется записать в текст недостающую информацию, воспользовавшись перечнем терминов.
Задание 4 направлено на умение работать с изображением отдельных органов цветкового растения. В первой части требуется назвать части изображенного органа, во второй и третьей частях указать функцию части или особенность строения, а также её значение в жизни растения.
Задание 5 контролирует умение проводить описание биологического объекта по имеющимся моделями (схемам), на примере описания листа или побега.
Задание 6 проверяет знания строения и функции отдельных тканей, органов цветкового растения.
Задание 7 контролирует умение проводить таксономическое описание цветковых растений.
Задание 8 проверяет умение проводить сравнение биологических признаков таксонов на предмет их морфологических различий, контролирует знание типичных представителей царств растений, грибов.
Задание 9 контролирует умение оценивать биологическую информацию на предмет её достоверности.
Задание 10 проверяет умение классифицировать изображенные растения, грибы и бактерии по разным основаниям.
Правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 4.3, 6, 9 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на задание 3, 5 и 8.1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Правильный ответ на задание 7 оценивается 2 баллами. Если в ответе переставлены местами два элемента, выставляется 1 балл, более двух элементов – 0 баллов.
Ответы на остальные задания оцениваются по критериям.
Максимальный первичный балл – 24.
Таблица 5
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичные баллы |
0–9 |
10–14 |
15–19 |
20–24 |
На выполнение проверочной работы по учебному предмету «биология» дается 45 минут.
11. Описание дополнительных материалов и оборудования, необходимых для проведения проверочной работы
При проведении работы разрешается использовать линейку.
Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.