С введением ЕНТ учителя стали ежегодно получать объективные данные о реальном уровне знаний и умений выпускников средней школы по биологии, информацию о сильных и слабых сторонах биологической подготовки. Такая информация является необходимым условием реализации обратной связи в процессе обучения биологии, и поэтому учет результатов ЕНТ становится важным фактором совершенствования образовательного процесса.
Цель любых занятий подготовки к ЕНТ – успешная сдача тестирования. Помочь учащимся более эффективно повторить учебный материал, интенсифицировать процесс его усвоения, поднять уровень знаний, так чтобы все разнообразие живой природы воспринималось ими как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности. В задачу занятий входит также выработка четкости изложения знаний, умение анализировать и обобщать явления, факты.
В рамках тестирования проверяется содержание всех основных разделов школьных курсов биологии 6-11 классов, отраженных в обязательных минимумах содержания основного и среднего (полного) образования по биологии.
В каждый вариант экзаменационной работы включаются задания, проверяющие содержание всех этих разделов. При этом примерно половина заданий проверяет не просто способность воспроизвести знания, изложенные в учебнике, но и умение применить их для сравнения и объяснения биологических объектов и явлений.
Для того, чтобы объективно и всесторонне проверить уровень овладения большим объемом разнообразных знаний и умений по предмету, в экзаменационную работу включается значительное количество заданий, проверяющих усвоение знаний и сформированность умений на базовом, повышенном и высоком уровне.
Экзамен по биологии относится к числу экзаменов по выбору. Развитие быстрыми темпами экономики нашего государства приводит к появлению новых специальностей, требующих владением больших объемов знаний. И самое интересное, что многие из этих профессий требуют знания по биологии. Поэтому с каждым годом число сдающих биологию в ЕНТ увеличивается.
Анализируя данные ЕНТ за прошлые годы видно, что говорить о сформированности всех навыков, умений можно лишь применительно к учащимся, получившим на экзамене хорошие и отличные оценки. Это грантники: Дрозд С., Литау Л., Зинько Н., Кахович В., Левандовский Я., Блаженец К., Дрозд К., Кулаковский А., Гей И., Бресь Д.
В то же время необходимо констатировать, что требованиям образовательных стандартов по ряду аспектов не соответствует уровень подготовки даже наиболее сильных выпускников. Преодоление порога проходного балла не всегда под силу даже хорошо подготовленному ученику. Конечно, на балл оказывает свое влияние и обстановка, эмоциональное состояние, характер ребенка.
III. Крупноблочная подача материала дает возможность обобщения и закрепления изученного в средних классах и осмысления более сложного материала. Такая форма организации повторения материала при работе со старшеклассниками способствует в конечном результате повышению качества обучения учащихся, обеспечивает широту видения.
IV. Составление свободных таблиц, опорных схем учащимися (по крупным темам) приучает приобретать знания самостоятельно, вырабатывает умение пользоваться справочной литературой, способствует применению полученных знаний на практике (при решении тестов).
VI. Различные виды контроля как средство повышения интереса к выполняемой работе, организации учащихся, приучение к самоконтролю.VII. Создание самостоятельно учащимися отдельных тестовых заданий, полных тестов – активная форма работы. Такие задания нацеливают на отбор материала, на его группировку по разделам, видам тем, на структурирование теста, на формирование практических навыков.
Поэтому представляется целесообразным при повторении базовых элементов курсов при подготовке учащихся к ЕНТ основной упор делать не на проверку уровня сформированности, т.е. не проверять знания о системе предмета, а проверять умение ими (знаниями) пользоваться в практической работе при выборе варианта написания его обоснования.VIII. Накопление банка вопросов за прошлые годы и их дальнейшее использование при подготовке к ЕНТ.
X. Организация психолого – педагогической поддержки учащихся.
XI. Собеседование с классными руководителями и родителями слабоуспевающих учащихся.
XII. Посещение классных и родительских собраний с вопросами проблемно – ориентированного анализа по подготовке к ЕНТ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.