Подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию (из опыта работы)
Оценка 5

Подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию (из опыта работы)

Оценка 5
docx
20.06.2022
Подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию (из опыта работы)
Подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию (из опыта работы).docx

Подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию (из опыта работы)

Искакова  Гульжиян Рафаэльевна,

учитель обществознания  ЧОУ СШ № 23 «Менеджер»

г. Альметьевск, Республика Татарстан

 

        В  последние года наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества выпускников, выбирающих для сдачи в форме ЕГЭ экзамен по обществознанию. Причина такой популярности данного предмета объяснима. Обществознание является предметом, в котором наблюдается синтез таких дисциплин, как философия, социология, основы правоведения, психология.  Поэтому сдавая ЕГЭ по обществознанию, абитуриент может выбрать для поступления любую  из специальностей, которая связана с данными науками. Данный экзамен обязателен для тех, кто  собирается в дальнейшем изучать экономику, юриспруденцию, таможенное дело, логистику, государственное управление и еще множество специальностей. Предмет обществознания жизненно необходим и тем, кто собирается заняться своим бизнесом. 

     Часто выпускники заблуждаются, считая данный предмет одним из легких. Это далеко не так. В обществознании требуется четкое определение терминологии и умение грамотно этим пользоваться. ЕГЭ по обществознанию – это не просто воспроизведение выученного материала, но и умение сопоставлять и анализировать. Сложность состоит и в том, что предмет включает в себя отдельные гуманитарные науки и у каждой из наук свой понятийный аппарат, свой набор терминов и собственный подход к анализу. Следовательно, приходится осваивать не только терминологию, но и   логику каждой из наук. Поэтому при ответе на вопрос, сначала надо определиться из какой области обществознания данный вопрос, а потом применять понятийный аппарат, соответствующей этой области. Еще одна трудность состоит в том, что этот предмет преподается как устный. А при сдаче же экзамена надо  кратко, четко и грамотно излагать свои мысли письменно.

      Подготовка к ЕГЭ по обществознанию должна быть систематически целенаправленной учебной деятельностью, организованной с момента изучения предмета. При подготовке к экзамену учитель должен обратить внимание выпускников на несколько моментов, важных для изучения предмета и подготовки к экзамену:

       -выпускники должны быть ознакомлены со структурой демонстрационной версии, кодификатором и спецификацией ЕГЭ  по обществознанию;

        -изучить пробный вариант ЕГЭ по обществознанию и систему оценивания;

       - хорошо ориентироваться в теоретических положениях различных разделов курса, оперировать основными понятиями и терминами;

      -применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

      -знать алгоритмы  написания письменного ответа на определенные вопросы и составления плана.

       Как уже отмечалось выше, без хорошего владения терминами сдать экзамен успешно невозможно. Важно организовывать терминологические диктанты, разминки, зачеты по выученной теме. Эффективно проводить дискуссии по различным темам обществознания, представлять различные точки зрения, приводить факты  из общественной жизни, СМИ, личного социального опыта школьников.

       Только хорошие теоретические знания дадут возможность легко решать тесты. Для выполнения тестовых заданий, обучающимся важно понимать, что каждое задание теста надо читать внимательно. При этом обратить внимание на наличие  в заданиях таких ключевых слов, как «всегда», «при любых обстоятельствах», « для любого типа», «только» и др. Иногда в вопросе есть частица «не», на которую ученики не всегда обращают внимание и отвечают, соответственно, не верно. Поэтому для лучшего усвоения необходима частая практика выполнения тестовых заданий, например, ежеурочно в качестве закрепления или повторения изученного материала. Для закрепления учащимся давать задания по решению тестов из открытого банка заданий или пробников. Учить детей решать тесты на время.

       Одним из серьезнейших вопросов при подготовке к ЕГЭ – это  знание нормативно-правовых актов, таких как Конституция РФ, Гражданский, Налоговый, Семейный и другие кодексы РФ, ФЗ «Об образовании», «О гражданстве» и другие. Перечень их приведен в Спецификации КИМ ЕГЭ 2022. Желательно составить конспект тех разделов, глав или статей, которые указанны в Спецификации. НПА включаются в задания различных видов и тексты, и тесты, и познавательные задания.

      При выполнении заданий второй части составляем памятки «Как работать с текстом», «Алгоритм составления плана», «Алгоритм решения  графика», «Алгоритм выполнения задания 25». На уроках используются презентации-тренажеры для отработки выполнения данных заданий.  Учащихся надо научить правилам письменного ответа на поставленные вопросы:  прочитать внимательно вопросы, найти ключевые слова, четко следовать требованиям, указанным в заданиях. Отвечать на вопросы кратко, логически верно и последовательно.

    Как показывает опыт проведения экзамена, положительные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего процесса обучения большое внимание уделяется активной познавательной деятельности учащихся; работе со всеми видами информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний. Важным фактором успеха – целенаправленная работа по использованию заданий ЕГЭ высокого уровня сложности в учебном процессе. Задача учителя – привлечь учащихся к ключевым вопросам курса обществознания; развивать навыки и умения выполнять задания различных видов; прорабатывать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания.  Задания такого типа необходимо использовать как в классной, так и домашней работе.    В течение года необходимо организовать проведение нескольких пробных тестирований по предмету в формате ЕГЭ, имеющих целью ознакомления учащихся с содержанием КИМ, правилами заполнения бланков, формирования психологической  устойчивости, выявление пробелов в знаниях учащихся, определение стратегии подготовки к экзамену для каждого ученика.

      Важнейший комплекс умений, знаний, приобретенных в ходе обучения обществознания и в ходе подготовки к ЕГЭ по предмету, буден востребован для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.

 

Список использованной литературы:

1.Данилова Е.В. «Подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию», ж-л «Молодой ученый», № 23 (127), 2016, стр. 466.

2. «Демоверсия ЕГЭ 2022 по обществознанию», М., 2022.

3.КотоваО,А., Лискова Т.Е. «Методические рекомендации для обучающихся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ 2022 года. Обществознание». М.,2022, стр. 11.

4.Пазин П.В. «ЕГЭ. Обществознание. Задания высокого уровня сложности», Легион, Ростов-на-Дону, 2018,  стр.7.


 

Подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию (из опыта работы)

Подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию (из опыта работы)

Для закрепления учащимся давать задания по решению тестов из открытого банка заданий или пробников

Для закрепления учащимся давать задания по решению тестов из открытого банка заданий или пробников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2022