Рабочая программа по коррекционному курсу «Психомоторика» для учащихся 5 класса общеобразовательного учебного учреждения, осуществляющего обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью), как неотъемлемая часть учебного процесса, составлена на основе:
· Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.);
· Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
· СанПиНа 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09 2020 г. N 28);
· Адаптированной основной образовательной программы государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области «Школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с. Обшаровка Приволжского района Самарской области» на 2021 – 2022 учебный год;
· Устава государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с. Обшаровка Приволжского района Самарской области»
· Учебного плана государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с. Обшаровка Приволжского района Самарской области»
· Локальных актов государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья с. Обшаровка Приволжского района Самарской области».
Современные требования общества к развитию личности детей, с нарушением интеллекта, диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идёт о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направлённой на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.
Цель программы: создание оптимальных условий познания обучающимся каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития обучающегося и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Задачи:
Ø формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
Ø коррекция недостатков познавательной деятельности;
Ø формировать пространственно-временные ориентировки;
Ø развивать слухоголосовые координаций;
Ø формировать способности эстетически воспринимать окружающий мир;
Ø формировать точности и целенаправленности движений и действий;
Ø обогащать словарный запас детей на основе использования соответствующей терминологии;
Ø исправлять недостатки моторики; совершенствовать зрительно- двигательную координацию;
Ø развивать мыслительные операции.
Сроки реализации. Коррекционные занятия проводятся 2 час в неделю, продолжительность занятий 40 минут, всего 68часов в год. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Учебно – тематический план
№ п/п |
Название раздела |
Коливо часов |
1 четверть (16 часов) |
||
1. |
Обследование обучающихся |
4 |
2. |
Развитие моторики, графомоторных навыков |
8 |
3. |
Тактильно-двигательное восприятие |
4 |
|
2 четверть (16 часов) |
|
4. |
Кинестетическое и кинетическое развитие |
4 |
5. |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов |
9 |
6. |
Развитие зрительного восприятия |
3 |
|
3 четверть (20часов) |
|
7. |
Развитие зрительного восприятия |
4 |
8. |
Восприятие особых свойств предметов |
10 |
9. |
Развитие слухового восприятия |
6 |
|
4 четверть (16 часов) |
|
10. |
Восприятие пространства |
6 |
11. |
Восприятие времени |
6 |
12. |
Обследование обучающихся |
4 |
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо - родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
- изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Планируемые результаты.
Личностные:
Ø личностные – возможность осознания целенаправленно выполнять отдельные; расширение представлений о свойствах объектов окружающего мира; умение различать на ощупь некоторые поверхности и контрастные температуры;
Ø возможность осознания целенаправленно выполнять действия по тактильному распознаванию предмета;
Ø возможность осознания необходимости различать ощущения от движений и поз собственного тела в повседневной жизни;
Ø возможность осознания необходимости различать цвета, форму, величину предметов в повседневной жизни.
Ø возможность осознания необходимости целенаправленного осмысленного восприятия объектов и явлений в повседневной жизни;
Ø возможность осознания многообразия барических ощущений, обонятельного, вкусового анализаторов в повседневной жизни.
Ø возможность осознания необходимости целенаправленно выделять отдельные звуки и серии звуков в повседневной жизни;
Ø возможность осознания необходимости ориентироваться в пространстве в повседневной жизни;
Ø возможность осознания необходимости выполнять действия в определѐнный промежуток времени в повседневной жизни.
Базовые учебные действия:
Ø расширение двигательного опыта обучающихся; выполнение действия по двухступенчатой инструкции с направляющей помощью педагога;
Ø расширение представлений о свойствах объектов окружающего мира; умение различать на ощупь некоторые поверхности и контрастные температуры;
Ø расширение двигательного опыта обучающихся; выполнение движений по инструкции и с направляющей помощью педагога;
Ø расширение двигательного опыта обучающихся; выполнение действия по двухступенчатой инструкции с направляющей помощью педагога;
Ø узнавание различных объектов и составляющих их частей; ориентировка в окружающем с направляющей помощью педагога;
Ø расширение осязательного, обонятельного опыта обучающихся; различение контрастных барических ощущений с направляющей помощью педагога;
Ø расширение слухового опыта обучающихся; выполнение действия по звуковому сигналу с направляющей помощью педагога;
Ø умение ориентироваться на листе бумаги, поверхности парты и в школьных помещениях; выполнение действия по двухступенчатой инструкции с направляющей помощью педагога;
Ø расширение временных представлений обучающихся; выполнение последовательных действий по инструкции педагога в определѐнный промежуток времени.
Тематическое планирование занятий
Название раздела, тематика занятий |
Кол-во часов |
Дата |
6 класс |
68 |
|
Обследование обучающихся |
4 |
|
Развитие моторики, графомоторных навыков |
9 |
|
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) |
1 |
|
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.) |
1 |
|
Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении |
1 |
|
Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку) |
1 |
|
Графический диктант с усложненными заданиями |
1 |
|
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник) |
1 |
|
Дорисовывание симметричной половины изображения |
1 |
|
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко) |
|
|
Тактильно-двигательное восприятие |
5 |
|
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий) |
1 |
|
Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной |
1 |
|
Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами) |
1 |
|
Игры с мелкой мозаикой |
2 |
|
Кинестетическое и кинетическое развитие |
4 |
|
Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий |
1 |
|
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов |
1 |
|
Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье) |
2 |
|
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов |
10 |
|
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом |
1 |
|
Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету |
1 |
|
Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов |
2 |
|
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте) |
1 |
|
Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки) |
1 |
|
Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет» |
1 |
|
Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы) |
1 |
|
Узнавание предмета по одному элементу |
1 |
|
Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию» |
1 |
|
Развитие зрительного восприятия |
8 |
|
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок) |
2 |
|
Нахождение нелепиц на картинках |
2 |
|
Дидактическая игра «Лабиринт» |
1 |
|
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» |
2 |
|
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз |
1 |
|
Восприятие особых свойств предметов |
11 |
|
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение |
1 |
|
Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха |
2 |
|
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение |
1 |
|
Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху» |
2 |
|
Упражнения в измерении веса предметов на весах |
1 |
|
Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) |
2 |
|
Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть) |
2 |
|
Развитие слухового восприятия |
6 |
|
Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных) |
1 |
|
Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук» |
1 |
|
Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук» |
1 |
|
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит» |
1 |
|
Формирование чувства ритма. Игровые упражнения |
1 |
|
Дидактическая игра «Угадай по голосу» |
1 |
|
Восприятие пространства |
6 |
|
Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции |
2 |
|
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве |
1 |
|
Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений |
1 |
|
Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате) |
1 |
|
Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) |
1 |
|
Восприятие времени |
9 |
|
Определение времени по часам |
1 |
|
Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку» |
1 |
|
Работа с календарем и моделью календарного года |
1 |
|
Дидактическая игра «Когда это бывает?» |
1 |
|
Последовательность основных жизненных событий |
1 |
|
Возраст людей |
1 |
|
Обследование обучающихся |
4 |
|
1. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений» – М.: Издательство
«Книголюб», 2018.(Специальная психология)
2. Ю.В. Саенко «Специальная психология»- М.:2017.
3. Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятия/авт.-сост. О.Н.Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2018.
4. Как преодолеть трудности в обучении детей. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. М : 2018 г.
5. Основы возрастной педагогики. А.С., Белкин. Екатеринбург : 2019г.
6. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/автю-сост. Ю.А. Голубева и др. – Волгоград: Учитель
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.