Рабочая программа по курсу Психомоторика 6 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по курсу Психомоторика 6 класс

Оценка 4.9
docx
31.08.2022
Рабочая программа по курсу Психомоторика 6 класс
Рабочая программа по курсу Психомоторика 6 класс.docx

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Психомоторика»  для учащихся 5 класса общеобразовательного учебного учреждения, осуществляющего обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью), как неотъемлемая часть учебного процесса, составлена на основе:

·                            Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.);

·                            Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

·                            СанПиНа 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09 2020 г. N 28);

·                            Адаптированной основной образовательной программы государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области «Школа- интернат   для   обучающихся   с   ограниченными    возможностями    здоровья с. Обшаровка Приволжского района Самарской области» на 2021 2022 учебный год;

·                            Устава государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с. Обшаровка Приволжского района Самарской области»

·                            Учебного плана государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с. Обшаровка Приволжского района Самарской области»

·                            Локальных актов государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с


ограниченными возможностями здоровья с. Обшаровка Приволжского района Самарской области».

Современные требования общества к развитию личности детей, с нарушением интеллекта, диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идёт о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направлённой на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.

Цель программы:  создание оптимальных условий познания обучающимся каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития обучающегося и более эффективной социализации его в обществе.

        Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования   умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

Задачи:

Ø    формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие  явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

Ø    коррекция недостатков познавательной деятельности;

Ø    формировать  пространственно-временные ориентировки;

Ø    развивать слухоголосовые координаций;

Ø    формировать способности эстетически воспринимать окружающий мир;

Ø    формировать точности и целенаправленности движений и действий;

Ø    обогащать  словарный запас детей на      основе использования соответствующей терминологии;

Ø    исправлять недостатки моторики;  совершенствовать        зрительно- двигательную координацию;

Ø    развивать мыслительные операции.

Сроки реализации. Коррекционные занятия проводятся 2 час в неделю, продолжительность занятий 40 минут, всего 68часов в год. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Учебно – тематический план

                           6 класса

п/п

Название раздела

Коливо часов

1 четверть (16 часов)

1.

Обследование  обучающихся

4

2.

Развитие моторики, графомоторных навыков

8

3.

Тактильно-двигательное восприятие

4

 

2 четверть (16 часов)

 

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

5.

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

9

6.

Развитие зрительного восприятия

3

 

3 четверть (20часов)

 

7.

Развитие зрительного восприятия

4

8.

Восприятие особых свойств предметов

10

9.

Развитие слухового восприятия

6

 

4 четверть (16 часов)

 

10.

Восприятие пространства

6

11.

Восприятие времени

6

12.

Обследование обучающихся

4

 

Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

 - понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

- устанавливать видо - родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать; выполнять арифметические действия;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией  (понимать

- изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Планируемые результаты.

Личностные:

Ø    личностные – возможность осознания целенаправленно выполнять отдельные; расширение представлений о свойствах объектов окружающего мира; умение различать на ощупь некоторые поверхности и контрастные температуры;

Ø    возможность осознания целенаправленно выполнять действия по тактильному распознаванию предмета;

Ø    возможность осознания необходимости различать ощущения от движений и поз собственного тела в повседневной жизни;

Ø    возможность осознания необходимости различать цвета, форму, величину предметов в повседневной жизни.

Ø    возможность осознания необходимости целенаправленного осмысленного восприятия объектов и явлений в повседневной жизни;

Ø    возможность осознания многообразия барических ощущений, обонятельного, вкусового анализаторов в повседневной жизни.

Ø    возможность осознания необходимости целенаправленно выделять отдельные звуки и серии звуков в повседневной жизни;

Ø    возможность осознания необходимости ориентироваться в пространстве в повседневной жизни;

Ø    возможность осознания необходимости выполнять действия в определѐнный промежуток времени в повседневной жизни.

Базовые учебные действия:

Ø    расширение двигательного опыта обучающихся; выполнение действия по двухступенчатой инструкции с направляющей помощью педагога;

Ø    расширение представлений о свойствах объектов окружающего мира; умение различать на ощупь некоторые поверхности и контрастные температуры;

Ø    расширение двигательного опыта обучающихся; выполнение движений по инструкции и с направляющей помощью педагога;

Ø    расширение двигательного опыта обучающихся; выполнение действия по двухступенчатой инструкции с направляющей помощью педагога;

Ø    узнавание различных объектов и составляющих их частей; ориентировка в окружающем с направляющей помощью педагога;

Ø    расширение осязательного, обонятельного опыта обучающихся; различение контрастных барических ощущений с направляющей помощью педагога;

Ø    расширение слухового опыта обучающихся; выполнение действия по звуковому сигналу с направляющей помощью педагога;

Ø    умение ориентироваться на листе бумаги, поверхности парты и в школьных помещениях; выполнение действия по двухступенчатой инструкции с направляющей помощью педагога;

Ø    расширение временных представлений обучающихся; выполнение последовательных действий по инструкции педагога в определѐнный промежуток времени.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование занятий

 

Название раздела, тематика занятий

Кол-во часов

Дата

6 класс

68

 

Обследование  обучающихся

4

 

Развитие моторики, графомоторных навыков

9

 

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)

1

 

Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.)

1

 

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении

1

 

Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку)

1

 

Графический диктант с усложненными заданиями

1

 

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник)

1

 

Дорисовывание симметричной половины изображения

1

 

Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко)

 

 

Тактильно-двигательное восприятие

5

 

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий)

1

 

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной

1

 

Игра «Волшебный мешочек» мелкими предметами)

1

 

Игры с мелкой мозаикой

2

 

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

 

Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий

1

 

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

1

 

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)

2

 

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

10

 

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом

1

 

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету

1

 

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов

2

 

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)

1

 

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки)

1

 

Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет»

1

 

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы)

1

 

Узнавание предмета по одному элементу

1

 

Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»

1

 

Развитие зрительного восприятия

8

 

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок)

2

 

Нахождение нелепиц на картинках

2

 

Дидактическая игра «Лабиринт»

1

 

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»

2

 

Профилактика зрения. Гимнастика для глаз

1

 

Восприятие особых свойств предметов

11

 

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое —

влажное мокрое и т. д.), их словесное обозначение

1

 

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха

2

 

Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий слаще, кислый кислее и т. д.), словесное обозначение

1

 

Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху»

2

 

Упражнения в измерении веса предметов на весах

1

 

Определение противоположных качеств предметов (чистый грязный, темный светлый, вредный полезный)

2

 

Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть закрыть, расстегнуть застегнуть, одеть — раздеть)

2

 

Развитие слухового восприятия

6

 

Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных)

1

 

Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук»

1

 

Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук»

1

 

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит»

1

 

Формирование чувства ритма. Игровые упражнения

1

 

Дидактическая игра «Угадай по голосу»

1

 

Восприятие пространства

6

 

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции

2

 

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве

1

 

Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений

1

 

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате)

1

 

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)

1

 

Восприятие времени

9

 

Определение времени по часам

1

 

Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку»

1

 

Работа с календарем и моделью календарного года

1

 

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

1

 

Последовательность основных жизненных событий

1

 

Возраст людей

1

 

Обследование  обучающихся

4

 

 

 

 

Литература:

1.      Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений» М.: Издательство

«Книголюб», 2018.(Специальная психология)

2.      Ю.В. Саенко «Специальная психология»- М.:2017.

3.      Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятия/авт.-сост. О.Н.Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2018.

 

4.      Как преодолеть трудности в обучении детей. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. М : 2018 г.

5.      Основы возрастной педагогики. А.С., Белкин. Екатеринбург : 2019г.

6.      Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/автю-сост. Ю.А. Голубева и др. – Волгоград: Учитель



 

Рабочая программа по курсу Психомоторика 6 класс

Рабочая программа по курсу Психомоторика 6 класс

Пояснительная записка Рабочая программа по коррекционному курсу «

Пояснительная записка Рабочая программа по коррекционному курсу «

Обшаровка Приволжского района

Обшаровка Приволжского района

Сроки реализации. Коррекционные занятия проводятся 2 час в неделю, продолжительность занятий 40 минут, всего 68часов в год

Сроки реализации. Коррекционные занятия проводятся 2 час в неделю, продолжительность занятий 40 минут, всего 68часов в год

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия

Познавательные учебные действия :

Познавательные учебные действия :

Базовые учебные действия : Ø расширение двигательного опыта обучающихся; выполнение действия по двухступенчатой инструкции с направляющей помощью педагога; Ø расширение представлений о свойствах объектов окружающего…

Базовые учебные действия : Ø расширение двигательного опыта обучающихся; выполнение действия по двухступенчатой инструкции с направляющей помощью педагога; Ø расширение представлений о свойствах объектов окружающего…

Тематическое планирование занятий

Тематическое планирование занятий

Определение постоянных цветов

Определение постоянных цветов

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве 1

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2022