Подготовка дошкольников к обучению письму
Оценка 4.7

Подготовка дошкольников к обучению письму

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
родителям
Детсад
03.12.2018
Подготовка дошкольников к обучению письму
Подготовка к письму связана непосредственно с овладением техникой письма, с двигательной стороной графического навыка, с формированием психомоторной готовности к письму. Начальный этап овладения навыком письма представляет для детей большую трудность, поскольку требует выработки плавных, ритмических, хорошо координированных движений кисти руки, тонких пространственных ориентировок, хорошего глазомера. Эти трудности преодолеваются путем длительных, систематических упражнений. К. Д. Ушинский видел задачу всех упражнений в письме «приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв».
Теория и методика развития речи.docx
1 Подготовка детей к обучению письму. Письмо ­ сложный навык и в полном объёме недоступен дошкольнику. В дошкольных   учреждениях   проблеме   подготовки   детей   к   письму   уделяют одностороннее внимание. Очень часто развиваются лишь отдельные стороны подготовки,   например,   развитие   мелкой   моторики   при   проведении пальчиковых   игр,   на   занятиях   по   ручному   труду,   в   упражнениях   по штриховке. При развитии мелкой моторики важна точность выполнения движений. Детей нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их. Очень полезны для развития пальцев ребенка   такие   виды   деятельности   как   лепка,   рисование   и   раскраска, составление   аппликаций   из   бумаги,   разных   видов   круп,   природного материала,   работа   с   ножницами,   пришивание   пуговиц,   нанизывание   бус, конструирование из мелких деталей. Специалисты могут использовать любой комплекс   упражнений   на   развитие   движений   пальцев   и   кистей   рук. Направленность   упражнений   может   быть   различной.   С   помощью   одних развивают статическую координацию ­ удержание кисти руки в определенной позе (“Заяц”, “Коза”, “Гусь”). Другие упражнения формируют динамическую координацию   ­   способность   к   переключению   с   позы   на   позу, дифференцированные   движения   пальцев   рук,   координированную   работу (одновременную   и   последовательную)   кистей   обеих   рук   (“Ладонь­кулак”. “Птичка   пьет   водичку”,   “Кошка   выпускает   когти”).   Для   леворуких   детей сначала   упражнение   отрабатывается   на   левой   руке   до   достаточного автоматизма,   потом   на   правой,   затем   проводится   руками   одновременно   и попеременно. Анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по 2 отдельным направлениям работы и часто без учёта возрастных особенностей дошкольников. Работу   по   подготовке   дошкольников   к   обучению   письму   следует осуществлять по четырём основным направлениям. 1. 2. 3. 4. Развитие руки. Подготовка к технике письма. Аналитико­синтетическая деятельность. Формирование элементарных графических умений. Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание. 1.   Развитие   руки: сформировать   правильный   захват   орудия   письма­ карандаша.   Рекомендуемые   упражнения:   “Посолим   суп”,   “Катаем   шарик”, “Скакалочка”, “Урожай”, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки. Рекомендуемые упражнения: “Мозаика”, “Лего”, “Конструктор”, работа со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки; развивать мелкую моторику рук. 2. Подготовка к технике письма: ­ развивать пространственную ориентировку; ­ развивать чувство ритма. Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный), фиксировать ритм посредством ритмических рисунков (бордюров) и читать их); ­   познакомить   с   разлиновкой   и   научить   ориентироваться   в   ней.   В большинстве   случаев   обучению   в   ориентировке   на   разлинованном   листе бумаги не уделяется должного внимания. Все эти навыки приобретаются в школе,   хотя   в   дошкольном   учреждении   дети,   в   силу   своих   возрастных особенностей, способны понять и запомнить правила письма в разлиновке; ­ познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий   и   закрепить   его   в   практических   упражнениях   игрового   характера. 3 Правило: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные и наклонные ­ сверху вниз. Сначала   ребёнка   обучают   ставить   точки,   с   которых   начинается печатание и письмо, затем ­ рисовать стрелочки, указывающие направления движения   руки.  Необходимо,  чтобы   движение   действительно   начиналось   в нужной точке, и ребёнок научился понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях, согласно заданию и правилам письма. При этом торопить его не следует. Важно также объяснить детям, какие линии считаются параллельными. Нарушения параллельности необходимо показать наглядно. 3. Аналитико­синтетическая деятельность. Процесс   письма   подразумевает   умение   ребёнка   проводить   анализ   и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами. ­   Анализ   и   синтез   графических,   условных   изображений   предметов. Игровые упражнения данного направления предшествуют работе с буквами. Они основаны на анализе и синтезе упрощённых графических изображений, состоящих   из   знакомых   детям   элементов   “что   позволяет   ребёнку   назвать части, из которых состоит рисунок). ­   Анализ   образа   букв.   Этот   процесс   состоит   из   умения   ребёнка определять: количество   элементов   (сколько   элементов   составляет   букву?); характеристику элементов (какие это элементы?); пространственное расположение элементов в букве. ­ Синтез образа букв. Дошкольник не должен писать буквы. Необходимо подготовить   образ   буквы   из   бумаги,   разрезать   на   элементы   и   попросить ребёнка воссоздать образ путём составления элементов. 4 ­Дифференциация   образа   букв.   В   игровых   упражнениях   ребёнок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы 4. Формирование элементарных графических умений. ­ Упражнять в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без неё). ­   Проводить   упражнения,   подготавливающие   к   написанию   элементов школьного шрифта (“Клубочки”, “Волны”). Систему   упражнений   по   формированию   готовности   старших дошкольников   к   обучению   письму   следует   включить   в   ежедневное планирование. Педагогу необходимо видеть весь объём предстоящей работы и проводить её с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка. Развитие графических навыков ­ важный раздел коррекционной работы по  профилактике  нарушений  письменной  речи.  Дети  выполняют  различные задания:   рисуют   простым   карандашом   палочки,   дуги,   кружочки,   овалы, размещая всё это в клеточках. Затем постепенно переходят к более сложным рисункам. Вся эта работа сопровождается забавными стихами. Делая тот или иной рисунок, ребёнок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу  речевой  и   слуховой   анализаторы,  тренирует  память,  так  как   стихи постепенно заучиваются, и ребёнок уже непроизвольно, зарисовывая что­то в тетради,   начинает   произносить   строчки   из   них.   Таким   образом,   идёт оречевление производимых действий. В процессе этой работы сам рисунок дробится на составные элементы, которые отрабатываются построчно. По мере их освоения части соединяются в   единое   целое,   рисунок   обрастает   новыми   деталями.   Все   они   точно вписываются в клетку. Ребёнок должен очень хорошо её видеть и соизмерять свой рисунок с образцом, данным в начале строчки. С помощью этой опоры ребёнок учится правильно вести линию, не “выезжать” за клетку, а когда его рука   уже   хорошо   освоит   движение,   будет   это   делать   самостоятельно.   К 5 новому рисунку не стоит переходить до тех пор, пока какой­то элемент или движение не отработаны. Крайне важно учитывать благотворное влияние движений на развитие речи и других психических процессов. Работу по развитию мелкой моторики у детей   желательно   проводить   систематически,   уделяя   ей   по   3­5   минут ежедневно.   С   этой   целью   могут   быть   использованы   разнообразные   игры   и упражнения. Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев   рук,   способствующие   вместе   с   тем   повышению   внимания   и работоспособности   детей,   целесообразно   включать   в   занятия   логопеда   и воспитателя. Они могут проводиться также в часы, отведённые для игр, и во время прогулок. Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения рекомендуется включать в индивидуальные занятия, где ребёнок выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. В дальнейшем, в   результате   тренировки,   движения   пальцев   совершенствуются,   и   дети выполняют их активно. Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов,   Эти   игры   создают   благоприятный   эмоциональный   фон, потешек. обеспечивают тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Итак, подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это   должна   быть   не   механическая   тренировка,   а   осознанная   творческая деятельность ребёнка под руководством и при помощи взрослого. 6 Список использованных источников 1. Архангельская   Н.   В.,   Карлсен   Е.   Г.   О   подготовке   к   обучению   грамоте   в детском саду. // Подготовка в детском саду к школе. / Под ред. А. П. Усовой. – М., 2010; 2. Гурьянов Е В. Психологические основы упражнений при обучении письму. – М., 2000; 3. Методика некоторых занятий по подготовке детей к письму раскрыта А. И. Воскресенской: Грамота в детском саду. – М., 2009;  4. Методика некоторых занятий по подготовке детей к письму раскрыта А. И. Воскресенской: Обучение грамоте в детском саду. – М., 2007.

Подготовка дошкольников к обучению письму

Подготовка дошкольников к обучению письму

Подготовка дошкольников к обучению письму

Подготовка дошкольников к обучению письму

Подготовка дошкольников к обучению письму

Подготовка дошкольников к обучению письму

Подготовка дошкольников к обучению письму

Подготовка дошкольников к обучению письму

Подготовка дошкольников к обучению письму

Подготовка дошкольников к обучению письму

Подготовка дошкольников к обучению письму

Подготовка дошкольников к обучению письму
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2018