1. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады Вас видеть и благодарны вам за то, что вы нашли время и пришли на наш семинар « Использование элементов арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
2. Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Термин введен Адрианом Хиллом в 1938 году.
Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и педагогами.
3. Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Задачи:
-Акцентировать внимание на ощущениях и чувствах;
-Создать оптимальные условия, способствующие наиболее четкой вербализации и проработке тех мыслей и чувств, которые подавляются;
-Помочь найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам.
-Способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений.
4. Основные принципы арт-терапии:
-Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;
-Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
-Применять и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания формы и качества.
5. Арт – терапия:
-помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, закрепляя доверие к миру;
- помогает легче прожить период адаптации – снимает негативные стрессовые состояния – гнев, тревогу, обиду, резкий уход матери на некоторый промежуток времени и т.д.;
- развивает сенсорные способности ребенка – ощущения, восприятие, интеллект, мелкую моторику, речь, воображение, творческие способности; обогащает социальный опыт ребенка, развивает коммуникабельность ребенка;
- арт – терапия помогает познавать мир, исследовать его, развивать опытную и экспериментальную деятельность;
- помогает развить гармоничную, духовно развитую личность;
- вскрыть проблемы и недостатки в развитии и воспитания ребенка, его переживания и состояния, отношения с миром.
6. Арт-терапия -направление в психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества.
Виды направлений:
- Художественная
- Танцевальная
- Музыкальная
- Песочная
- Игровая
- Сказкотерапия
7. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
8. Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
Толстой А.Н
9.Задачи сказкотерапии
Развитие слухового и зрительного внимания
Развитие наблюдательности и зрительной памяти
Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи)
Развитие фантазии и творческого воображения
Снятие эмоционального и физического напряжения
Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную
Развитие умения взаимодействовать с окружающими, совершенствование коммуникативных навыков
10 Приемы сказкотерапии:
А) Чтение и обсуждение сказки
Б) Рассказывание сказки
В) Обыгрывание сказочной ситуации
Г) Придумать новый конец к известной сказке
Д) Сочинение сказки
Е) Выполнение творческих заданий
Чтение и обсуждение сказки
Обсудим основные приемы, как работать со сказкой. В первую очередь важно не только читать сказки детям, но и обсуждать с ними прочитанное. Сказки содержат базовую информацию о ценностях, моделях поведения и взаимоотношениях между людьми. На примере героя ребенок учится преодолевать жизненные трудности и решать конфликты. Например, какие уроки могут извлечь дети из сказки «Колобок»? (Педагоги отвечают.)
В ходе обсуждения предложите ребенку охарактеризовать героя сказки и выразить свое отношение к нему и его поступкам. Подумайте сейчас, какой сказочный герой вам симпатичен, а какой вызывает негативные эмоции? Почему?
Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:
- Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка? - Кто из героев, вам больше всего понравился (не понравился?) - Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
Рассказывание сказок
Данный прием помогает развитию фантазии, воображению. Ребенку или группе детей предлагают рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц участвующих или не участвующих в сказке.
Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Лисы, Бабы-Яги или Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок: Другой вариант – рассказать сказку от имени ее персонажей, причем не только главных героев – людей и животных, но и от имени сказочных предметов. Например, можно рассказать историю от лица хрустальной туфельки, которую Золушка потеряла на балу, или волшебного клубка, благодаря которому Иван-царевич нашел нужный путь. Дети посмотрят на ситуацию со стороны, и это поможет им научиться вставать на позицию другого, понимать его чувства.
Обыгрывание сказочной ситуации
Устройте в группе драматизацию сказки. Предложите детям разыграть один из эпизодов с разными вариантами событий. Чтобы способствовать развитию эмоционального интеллекта дошкольников, обсудите героя сказки с позиции «Если бы я был этим персонажем…» и затем озвучьте его реплики в разных эмоциональных состояниях. Инсценирование сказки – это богатый материал для диагностики, ведь дети перевоплощаются в тех героев, характер и способ поведения которых наиболее значим для них в данный момент. Когда ребенок переживает событие под маской сказочного персонажа, он освобождается от неприятных внутренних ощущений.
Сравните с детьми одного и того же персонажа в разных сказках. Например, подумайте сейчас, в чем схожи и чем различаются волки из сказок «Иван-царевич и Серый Волк» и «Лисичка-сестричка и волк». (Педагоги отвечают.) В одном случае это благородный персонаж, в другом – трусливый и жалкий.
Попробуйте мысленно включить в сказку персонаж из другой сказки. Как вы думаете, что произойдет, если в сказку «Заюшкина избушка» попадет Баба-яга? Как ее присутствие повлияет на события? Предложите ваши варианты. (Педагоги отвечают.) С детьми попробуйте домыслить и другие ситуации, например: что было бы, если бы Карабас-Барабас был добрым, Дюймовочка была бы ростом с обычную девочку, у Бабы-яги не было бы летательного аппарата – ступы?
Придумать новый конец к известной сказке
Пофантазируйте с детьми. Измените конец сказки, если он вызывает у ребенка резко негативную реакцию. Вместе продолжите известную детям сказку после ее финала. Придумайте вопросы сказочным персонажам. Например, о чем бы вы спросили Дюймовочку, Кощея Бессмертного, царя Салтана? (Педагоги отвечают.) Когда дети потренируются, попробуйте сочинить с ними собственную сказку. В этом помогут опорные слова – предложите дошкольникам пять-семь слов и попросите включить их в текст сказки. Попросите воспитанников придумать сказку с персонажами из нескольких известных сказок и просите детей высказываться по кругу.
Сочинение сказок
Ребенок может сочинить сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе взрослый может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способ её решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.
Начало сказок может быть разным:
«Один раз пришел медведь к зайцу и говорит...»
«В некотором царстве, в некотором государстве, на опушке волшебного леса стоял маленький домик. Жил в нем…»
«Жил-был царь, и было у него три сына и одна дочь...»
Сочиняя сказку, ребенок осмысливает свой жизненный опыт, делится им, на бессознательно - символическом уровне строит планы на будущее.
Разнообразные формы работы со сказками совмещаются, комбинируются. Рассказывание и анализ сказок комбинируется с процессами создания кукол, сочинение собственных историй - с рисованием. В сказочной стране возможно все. Поэтому главный ресурс, который забирает с собой человек из волшебного путешествия - это осознание собственных возможностей, которыми необходимо научиться пользоваться.
Выполнение творческих заданий
Попросите детей нарисовать иллюстрации к сказке. Рисунки помогут детям не только понять сюжетные линии, но и справиться с негативными эмоциями, нормализовать психологическое состояние.
11 Изотерапия
« Каждый ребенок – художник. Трудность в том,чтобы остаться художником,выйдя из детского возраста» - Пабло Пикассо
12 Изотерапия- это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать свое предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.
13 Техники изотерапии
штриховка, каракули
марание
кляксография
монотипия
тестопластика (глина, пластилин)
3д-рисунок
интуитивное рисование
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.