Проблема самоорганизации старшеклассников в период дистанционного обучения
Аннотация. В статье рассмотрена проблема дистанционного обучения во время карантина. Дистанционное обучение как одна из новых технологий способствует формированию личностных качеств обучающегося старших классов. При этом приведены основные варианты обучения с применением дистанционных технологий, рассмотрены как плюсы, так и минусы данной формы обучения. Самоорганизация же, способствует осуществлению контроля и анализа своих действий во время обучения. Рассмотрены с психологической точки зрения уровни организованности ребенка. Определено, что самоорганизация старших школьников находится не на высоком уровне. Приведены рекомендации родителям по развитию способностей к самоорганизации на дистанционном обучении.
Annotation. The article deals with the problem of distance learning during quarantine. Distance learning as one of the new technologies contributes to the formation of the personal qualities of high school students. At the same time, the main options for teaching using distance technologies are given, both the pros and cons of this form of education are considered. Self-organization, on the other hand, contributes to the control and analysis of their actions during training. The levels of organization of the child are considered from the psychological point of view. It is determined that the self-organization of senior schoolchildren is not at a high level. Recommendations for parents on the development of abilities for self-organization in distance learning are given.
Ключевые слова: карантин, дистанционное обучение, старшие школьники, самоорганизация.
Key words: quarantine, distance learning, senior pupils, self-organization.
Практика дистанционного обучения в системе общего образования становится все более развитой, этот факт приведет к острой потребности в педагоге, готовом к новой профессиональной деятельности, который в условиях формирования системы онлайн-и офлайн-образовательных услуг сможет выполнять другие роли и сможет решать новые профессиональные задачи [1, c.88].
Одним из возможных способов решения этой задачи является цифровизация образовательного процесса. Система дистанционного обучения будет работать в тесном взаимодействии с системой функций, целей и приемов, а также условий и требований их эффективного взаимодействия и факторов влияния на ее результат.
Целесообразно остановиться на сущности дистанционного обучения.
Ученые выделяют три основных варианта дистанционного обучения:
1. Специальные высшие учебные заведения, с момента открытия ориентированы на дистанционное обучение.
2. Реформирование существующих систем образования на основе компьютерных технологий.
3. Использование международных образовательных систем [3, c.125].
В целом, если рассматривать сущность самого термина «дистанционное», то имеется в виду обучение на расстоянии, во время которого нет непосредственной связи учащихся и преподавателей и не учитывается величина расстояния [5, c.55].
В связи с сегодняшней ситуацией с пандемией COVD-19, нынешний учебный год выдается сложным. Но российская система образования, а также школьники и их наставники выдерживают эти испытания достойно. Учить и учиться в сложившихся экстраординарных условиях совсем непросто. В частности, серьёзно выросла нагрузка на педагогов, необходимо было наладить технику и освоиться в новых условиях. Закрытие образовательных организаций на карантин и каникулы вынудило искать новые форматы передачи знаний от учителей к ученикам [4, c.163].
Дистанционное обучение сопровождают и трудности. К прогнозируемым можно отнести отсутствие базовых условий, в частности интернета. Получается, что дети, которых отвезли в деревню к бабушке, лишены возможности быть на связи и получать задания. Как учить их, у учителей пока нет ответа. Частично эту проблему помогают решить некоторые телеканалы, которые транслируют видеоуроки, но пока что есть контент только для одиннадцатых классов. Даже если ребенок остался дома, где есть интернет и компьютер, он, как правило, один на всю семью и нужен одновременно всем, ведь мама и папа работают из дома.
Учителя отмечают, что теперь на подготовку к урокам и проверку заданий уходит значительно больше времени. А родители отмечают, что сам режим дня на карантине не способствует четкому учебному графику. С другой стороны, как раз систематические учебные занятия и вносят организованность в карантинный день [3, 157].
Наибольшей же проблемой является то, что теперь учебный процесс почти полностью зависит от конкретного учителя, от того, какие инструменты он освоит, как выстроит систематичность, как сумеет поддерживать обратную связь с учеником.
Вообще для обучения «на расстоянии» нужно иметь сильную мотивацию и самоорганизацию, потому что дистанционное обучение - это, прежде всего самообразование, то есть способность школьника работать самостоятельно. Для кого-то это преимущество, а для кого-то, наоборот, недостаток – все зависит от человека и его характера.
Выполнять задания самостоятельно - это большая ответственность и умение самоорганизации. К сожалению, не все ученики умеют и могут организовать свое пространство для обучения во время карантина самостоятельно.
Существует определенный процент людей, для которых единственно возможным способом восприятия учебного материала является аудиторная форма обучения. Однако, как показывают исследования, как минимум 80% старших школьников могут эффективно воспринимать новый материал в любой форме. Это означает, что абсолютное большинство людей могут эффективно учиться электронным способом, конечно же, при условии наличия адекватного учебного контента (содержания уроков) [6].
То-есть, мы утверждаем, что важной составляющей дистанционного обучения старшеклассников является самоорганизация. Ведь самостоятельная работа учеников в условиях карантина призвана научить молодежь прорабатывать необходимые источники, выполнять практические и индивидуальные задания, четко формулировать свои мысли и, главное, ответственно относиться к учебе. А качество дистанционного обучения зависит от каждого конкретного ученика – насколько они окажутся готовы гибко и быстро перестроить свою работу, насколько качественным является доступ к интернету и то, насколько они умеют им пользоваться.
Что же касается организации самостоятельного обучения старших детей, то дадим несколько советов:
1. Во-первых, надо понимать, что это не время для отдыха. Поэтому график ребенка должен оставаться таким, как и в учебный период.
2. Детям из старшей школы важно иметь четко определенные рабочие часы для выполнения заданий онлайн, чтобы время за ноутбуком не размывалось.
3. Важно, чтобы эта работа происходила спринтами - промежутками в 20-25 минут с перерывами на чай, перекус или прогулку.
Ресурсы у школьников разные. В одних достаточные навыки самоорганизации, они вошли в карантин с тем, что могут учиться без контроля извне. Другим нужно, чтобы родители были вовлечены в процесс выполнения заданий. Следовательно, обучение не будет иметь такого качества, как в школе. Это нужно принять как данность.
За самоорганизацию у человека отвечают лобные доли мозга. Фронтальная кора современных детей развита гораздо хуже, чем, скажем, у прошлого поколения. Раньше приходили из школы, готовили домашнее задание, выполняли поручения родителей – были самостоятельнее. У современных детей гаджеты через информационную перенасыщенность, через общие эволюционные процессы процесс самоорганизации опаздывает [5, c.6].
Что делать родителям в ситуации с дистанционным обучением? Принять тот уровень самоорганизации, на котором находится их ребенок, и то, сколько он требует от родителей вовлеченности в процесс обучения. Определить, есть ли у них собственный ресурс, чтобы помочь «прокачать» ребенка, или они принимают его и признают, что у них нет времени заниматься с ребенком, и все будет, как будет.
Дистанционное обучение стало для российских учебных заведений в целом и педагогов проверкой на то, как быстро они могут реагировать на вызовы, быть гибкими и эффективными в некомфортных для них условиях, а также на компьютерную грамотность и умение работать на современных образовательных онлайн-платформах.
Основой эффективного дистанционного обучения является самоорганизация учащихся, желание учиться, несмотря ни на что. С этим у нас, мягко говоря, проблемы, низкая мотивация к обучению у учеников российских школ – настоящая болевая точка. Усилить мотивацию может родительский контроль, но не все родители из-за тех или иных обстоятельств могут проконтролировать «карантинное» обучение своих детей.
Психолог выделяет четыре уровня организованности ребенка. Когда школьник сидит над уроками только вместе с родителями, а без них ничего не делает, – это первый. Второй - ребенок в состоянии самостоятельно сделать часть или все задание, но нуждается во включении родителей в процесс - ему важно показать родителям сделанное. На третьем уровне ученик составляет план, что за чем будет делать, и выполняет все домашнее задание. На четвертом ребенок не только делает задание, а еще и изучает дополнительный материал. Но это больше исключение из правил.
Как учились дети? Они привыкли узнавать новое из того, на чем держит их внимание учитель. Привыкли, что в течение определенного времени их вниманием руководят. Из года в год учителя так делают. А теперь ученики оказались в ситуации, что им надо самим сесть, открыть книгу, не имея при этом никакого стимулирования.
Еще одно. Ребенок привык утром вставать, собираться в школу. Это активировало в организме некоторые гормоны стресса - растормаживало и активировало мозг. Теперь нужно найти домашний вариант этой активации. Сделать утреннюю зарядку, выйти на балкон, облиться прохладной водой, переодеться.
Важно обсуждать с ребенком, нужна ли ему помощь, какая и кого именно из родителей. А потом - что удалось, что нет и почему именно.
Еще один важный момент – определить границы. Нынешнее время отличается большим детоцентризмом, когда родители слишком подстраиваются под своих детей. В результате воспитывают инфантильных людей. Карантин как раз подходит для определения временных границ, в которых родители занимаются своей работой, а ребенок – своей. И лишь потом ему уделят необходимое внимание. Это, кстати, поможет найти оптимальный уровень контроля, в результате чего ребенок одновременно и чувствует поддержку родителей, и становится более самостоятельным [2, c.20].
Психологи акцентируют внимание на необходимости структурировать день. Докарантинная жизнь детей была четко расписана. Почасовое расписание или ориентировочный план того, что нужно сделать определенного дня, нужен и на карантине. Конечно, с включением ребенка в семейные дела. Кроме того, стоит поощрять детей на новые активности, например онлайн-курсы или тренинги. Лучше это получится, если дети будут видеть пример родителей.
Как видим, карантин не только перевернул привычный ритм жизни, но и задал много вопросов, в том числе и к образованию. Эта сфера нашей жизни является удивительно инертной, и не всегда это было отрицательной чертой [2, c.89]. Однако сейчас инертность и отсутствие планирования идут явно не на пользу образованию, особенно школьному. Далеко идущие последствия карантина еще впереди, но уже сейчас на примере дистанционного обучения можно увидеть, что гибкость и готовность к изменениям обеспечивает существование современного образования.
Дистанционная форма образования стала вызовом для всех участников образовательного процесса – учителей, детей и родителей. Все оказались морально и психологически не готовыми длительное время работать в таком формате. Но карантин может стать лучшим временем для формирования у детей ряда жизненных компетенций, в том числе самоорганизации.
Первое, что могут и должны сделать родители, если хотят видеть позитивные результаты, - помочь детям организовать свое рабочее время. То есть составить режим дня и пошагово его выполнять. На новый уровень должны выйти доверие к ребенку, с одной стороны, и контроль родителей, с другой. Особенно в части сроков выполнения заданий.
Но по нашим наблюдениям, можем сказать, что подавляющее большинство старших школьников четко осознало, что карантин не время для отдыха. Они добросовестно соблюдают установленные требования.
Обучение с использованием дистанционных технологий - да, вызов. Но будем в этом видеть позитив. Ведь именно сейчас, во время карантина, взрослые могут помочь своим детям в двух основных направлениях – самоорганизации и поиске мотивации для учебы.
Заставить себя сесть за уроки, вместо того, чтобы поспать, поиграть, поразвлекаться – это серьезный вызов для воли, не только детской. Многие взрослые люди отказывались от дистанционной работы именно из-за того, что испытывали недостаток воли и умения организовать себя при отсутствии внешнего принуждения.
Поэтому задача взрослых помочь детям. Не сердиться на них за лень и безответственность, не требовать того, чего не имеет, а помочь и стать своеобразным костылем, опираясь на который ребенок начнет развивать свою способность к самоорганизации, которая ему точно пригодится и не только на дистанционном обучении [1, c.90].
Как это можно делать?
1. Составляйте расписание вместе. Это расписание должно быть написано и быть доступным и ребенку, и взрослому. Обязательно планируйте перерывы, отдых, развлечения. Ваше расписание не должно походить на список наказаний. Не делайте уроки долгими - 40 минут - это слишком даже для средней школы. Лучше сделать перерыв до того, как появляются признаки усталости и потеря внимания.
2. Следите за организацией рабочего места. Хаос и беспорядок на рабочем месте и возле него могут сильно отвлекать.
3. Договоритесь о правилах, которые важны для вас во время карантина. Например, если кто-то из взрослых работает дистанционно, или у вас в семье только один гаджет на нескольких школьников - в этом случае нужны четкие договоренности, иначе конфликтов не избежать. Новые правила и договоренности тоже лучше записать и вывесить в доступном месте. При возникновении конфликта вы сможете апеллировать к ним.
4. Постоянные звуковые уведомления во время работы над задачами порой страшно мешают. Особенно, когда ты только сосредоточился на алгебре, а тут пришло такое задание по языку, а через пару минут по биологии и физике, и там так много всего делать! Если вас заваливают целой кучей заданий – это дезорганизует.
Старший школьник должен ставить ограничения и планировать – сейчас сделаю это, а потом посмотрю следующее сообщение. О работах, которые должны выполняться в ограниченное время, учителя предупреждают заранее, их невозможно пропустить. Также важно научиться разбивать большие задачи на части и двигаться постепенно, тогда большие объемы не так пугают.
5. Если родители сидят со своим ребенком и пытаются учить с ним уроки, они точно будете время от времени испытывать гнев («как он/она может не понимать, это же просто?»), беспомощность («я не умею объяснять», «я не могу понять, как делать задание сам»).
Как с этим обходиться? Делать выдох и напоминать самому себе, что вы не учитель, когда мы пытаемся учить наших детей, мы слишком эмоционально вовлекаемся и это только мешает процессу обучения и не улучшает наши отношения с детьми. Оставьте эту работу профессионалам, организуйте возможность пообщаться с учителем, когда возникают какие-то вопросы.
6. Если вам кажется, что учителя перегружают задачами вашего ребенка, попытайтесь предоставить учителю адекватную обратную реакцию. Доброжелательную и подробную. Адекватная обратная реакция всегда начинается с благодарности. Вспомните, пожалуйста, что никого не учили работать дистанционно, а часть материала и задач, которые наработаны учителем, просто не могут быть использованы в режиме онлайн. Педагогам приходится перерабатывать материалы, параллельно обучаясь и осваивая новые программы.
Организуя работу в условиях дистанционного обучения, родители должны напоминать себе время от времени, что дети зеркалят наше эмоциональное состояние и, в ситуации, когда родители в тревоге им трудно оставаться спокойными и уравновешенными.
В сложных условиях неопределенности и угроз главная нагрузка ложится на среднее поколение – то есть на родителей школьников. Именно они несут ответственность и за детей, и за старшее поколение, за физическое выживание семьи. И именно поэтому жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы снять лишнюю нагрузку с тех, кто работает на работе, кухне, огороде, обеспечивая выживание семьи. Это хорошее время, чтобы дети в семье начали делать то, что могут, чтобы разгрузить взрослых и внести свой вклад в выживание семьи.
Мы успеем вернуться к модели «детоцентричной» семьи, когда ситуация изменится к лучшему.
Позаботьтесь о себе – это поможет всей семье, потому что мама, или папа в хорошем состоянии - опора для всех. Позаботьтесь о себе - вы научите своим примером ребенка быть заботливым и чувствительным к самому себе, этот опыт ему очень пригодится в будущей взрослой жизни. Просите о помощи, когда вам тяжело, ради этой возможности мы и живем в общинах.
При необходимости обращайтесь к психологам и социальным педагогам учреждений образования нашей общины. Они могут помочь в сложных вопросах, которые возникают при организации жизни в новых условиях. Берегите себя и своих близких.
Список использованной литературы
1. Алексеевец Д. Дистанционное обучение: преимущества и недостатки / Д. Алексеевец // Директор школы, лицея, гимназии. – 2013. - №3. – С. 88-90.
2. Асмолов А.Г. Непрерывное образование: риски и ценности России в условиях неопределенности // Образование в России и за рубежом. – 2020. – №3. – С. 19-25
3. Вайндорф-Сысоева М.Е. Методика дистанционного обучения: учеб. пособие для вузов / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Т.С. Грязнова, В.А. Шитова; под общ. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоевой. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 194 с.
4. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство в 2 ч. Часть 1 : учеб. пособие для вузов / С.А. Щенников [и др.] ; под ред. С.А. Щенникова, А.Г. Теслинова, А.Г. Чернявской. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 188 с.
5. Плутницкий А.Н. Главное в работе в условиях пандемии - это системный подход и оперативность действий / А.Н. Плутницкий // Вестник Росздравнадзора. – 2020. – № 2. – С. 6-10.
6. Bassetti M. The Novel Chinese Coronavirus (2019‐nCoV) Infections: challenges for fighting the storm https://doi.org/10.1111/eci.13209 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/eci.13209
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.