В разработке собраны материалы и задачи для подготовки к ЕГЭ задание №28 в тестовой работе.Задания ЕГЭ №28 предусматривают решение задач по генетике: моно- и дигибридное скрещивание, наследование признаков, сцепленных с полом, сцепленное наследование признаков, промежуточное наследование, наследование групп крови, анализ родословной.ЕГЭ
-Подготовка.docx
Задания ЕГЭ №28 предусматривают решение задач по генетике: моно и
дигибридное скрещивание, наследование признаков, сцепленных с полом,
сцепленное наследование признаков, промежуточное наследование,
наследование групп крови, анализ родословной.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
символ ♀ женскаяособь
♂ мужская особь
символ
х скрещивание
А, В, С гены, отвечающие за доминантный признак
а, b, c ген, отвечающий за рецессивный признак
Р родительское поколение
F1 первое поколение потомков
F2 второе поколение потомков
G – гаметы
Генотип F1 – генотип первого поколения потомков
ХХ – половые хромосомы женской особи
ХY половые хромосомы мужской особи
ХА – доминантный ген, локализованный в Х хромосоме
Xа – рецессивный ген, локализованный в Х хромосоме
Ph – фенотип
Фенотип F1 – фенотип первого поколения потомков
Алгоритм решения генетических задач
1. Внимательно прочтите условие задачи.
2. Сделайте краткую запись условия задачи (что дано по условиям задачи).
3. Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.
4. Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.
5. Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания
потомства.
6. Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество
классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового
соотношения.
7. Запишите ответ на вопрос задачи.
Оформление генетических задач
1. Первым принято записывать генотип женской особи, а затем – мужской (верная
неверная запись
♂
аавв
х ААВВ).
♀
2. Гены одной аллельной пары всегда пишутся рядом (верная запись – ААВВ;
♀
♀
♂
запись ААВВ
х
♀
неверная запись АВАВ).
аавв;
3. При записи генотипа , буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в алфавитном
порядке, независимо, от того, какой признак – доминантный или рецессивный – они
обозначают (верная запись ааВВ
; неверная запись ♀ ВВаа).
♀
4. Если известен только фенотип особи, то при записи её генотипа пишут лишь те
гены, наличие которых бесспорно. Ген, который невозможно определить по
фенотипу, обозначают значком «_» (например, если жёлтая окраска (А) и гладкая
форма (В) семян гороха – доминантные признаки, а зелёная окраска (а) и морщинистая форма (в) – рецессивные, то генотип особи с жёлтыми морщинистыми
семенами записывают А_вв).
5. Под генотипом всегда пишут фенотип.
6. У особей определяют и записывают типы гамет, а не их количество:
верная запись неверная запись
АА♀
А А А
АА♀
7. Фенотипы и типы гамет пишутся строго под соответствующим генотипом.
8. Записывается ход решения задачи с обоснованием каждого вывода и полученных
результатов.
9. При решении задач на ди и полигибридное скрещивание для определения генотипов
потомства рекомендуется пользоваться решёткой Пеннета. По вертикали
записываются типы гаметы от материнской особи, а по горизонтали – отцовской. На
пересечении столбца и горизонтальной линии записываются сочетание гамет,
соответствующие генотипу образующейся дочерней особи.
1. Независимое наследование признаков.
Задача1: Скрестили томаты нормального роста с красными плодами с томатами
карликами с красными плодами. В F1 все растения были нормального роста; 75 % —
с красными плодами и 25% — с желтыми. Определите генотипы родителей и потомков,
если известно, что у томатов красный цвет плодов доминирует над желтым,
а нормальный рост — над карликовостью.
Дано
Анормальный рост
акарлики
Вкрасные
вжелтые
Р, F1
♀
ааВв♂
х
Р ААВв
Нор.р. крас.пл. кар. крас.пл
G AB AваВав
F1АаВВн.ркр.
АаВвн.р. кр
АаВв–н.ркр
Ааввн.р. ж.
2. Наследование признаков сцепленных с полом
Задача2: Мужчина дальтоник, правша (его мать была левшой) женат на женщине
с нормальным зрением (ее отец и мать были полностью здоровы), левше. Какие могут
родиться дети у этой пары?
3. Сцепленное наследование признаков
Задача3. У дрозофилы белоглазие и нормальное строение брюшка определяются
рецессивными генами Ххромосомы. Скрестили дигетерозиготную самку и самца с
красными глазами и аномальным брюшком. Получили 398 самок с красными глазами и аномальным брюшком и 400 самцов, из которых 194 такие же, как самки, 194 —
белогазые, норм.брюшко, 6 — белоглазые, аномалия брюшка и 6 — красные глаза,
норм. брюшко. Определить генотип родителей и потомков, расстояние между
генами.
4.Промежуточное наследование
Задача 4.Высокорослое белоцветковое (в) растение ночной красавицы, которое
было потомком низкорослого растения, скрещивалось с низкорослым
розовоцветковым, в дальнейшем полученное низкорослое розоцветковое потомство
самоопылили. Во втором поколении наблюдалось расщепление по окраске: 1
красный:2 розовых: 1 белых. Какой тип взаимодействия между аллельными гена
окраски цветка, какой закон наследственности проявляется.
5. Наследование групп крови
Задача3: Мужчина с карими глазами и 3 группой крови женился на женщине
с карими глазами и 1 группой крови. У них родился голубоглазый ребенок
с 1 группой крови. Определите генотипы всех лиц, указанных в задаче.
6. Анализ родословной
План анализа родословной
I.
Наследственная болезнь или нет
Болезнь наследственная, если встречается в нескольких поколениях или проявляется при
близкородственном браке.
II.
Определение типа наследования:
1. Определить какой ген (доминантный или рецессивный)
1. Ген доминантный с полной пенетрантностью, наследование идет по
вертикали и больные рождаются от больных (хотя бы один из родителей
болен);
2. Если ген доминантный, но с неполной пенетрантностью, то наряду появления
больных от больных имеются случаи рождения в той же семье и по этому же
признаку больных детей от здоровых родителей (такое поколение называется
проскакивающим);
3. Если ген рецессивный, то наследование идет по горизонтали и больные дети
проявляются от здоровых родителей, а от больных роли гелей мот родиться
здоровые дети.
2. Место расположения гена: 1. Если ген находится в Yхромосоме, в родословной будут болеть только
мужчины и ген этот будет получен от своих отцов (голандрический тип
наследования);
2. если ген доминантный и находится в Ххромосоме, тогда в родословной
должна быть показательная семья, когда от больного отца рождаются все
больные дочери;
3. если ген рецессивный и находится в Ххромосоме, то болеть будут
преимущественно мужчины, но ген этот будет получен от матерей
носительниц;
4. если не подходят эти 3 варианта, то ген находится в аутосоме, (если ген
доминантный и находится в аутосоме, то наследование ведется по вертикали
и признак проявляется в первом поколении);
Примеры решений задач.
РЕШЕНИЕ.
I.
II.
III.
IV.
I. Анализ типа наследования:
1.больных в родословной много;
} поэтому доминантный тип
2.больные в каждом поколении;
3.у больных детей один из родителей болен;
4.болеют как мужчины, так и женщины в
равной степени.
поэтому аутосомный тип
Таким образом, тип наследования – аутосомнодоминантный
Пример 2. РЕШЕНИЕ.
I. II.
IV.
III.
I. Анализ типа наследования:
1.больных в родословной мало;
}поэтому рецессивный тип
2.больные не в каждом поколении;
3.у больных детей родители здоровы;
4.болеют как мужчины, так и женщины в
равной степени.
поэтому аутосомный тип
Таким образом, тип наследования – аутосомнорецессивный.
Пример 3 РЕШЕНИЕ.
I.
II.
III.
IV.
I. Анализ типа
наследования:
1.больных в родословной мало;
2.больные не в каждом поколении;
3.у больных детей родители здоровы;
4.болеют только мужчины 5.больные сыновья у здоровых матерей и
отцов
поэтому сцеплен с Ххромосомой тип
Таким образом, тип наследования – рецессивный сцепленный с Ххромосомой.
Пример 4 РЕШЕНИЕ.
I. Анализ типа наследования:
1.больных в родословной много;
}поэтому доминантный тип
2.больные в каждом поколении;
3.у больных детей родители больны;
4.болеют чаще женщины;
поэтому сцеплен с Ххромосомой тип
5.у больных отцов все дочери больны
Таким образом, тип наследования – доминантный, сцепленный с Ххромосомой
Пример 4 РЕШЕНИЕ.
I. Анализ типа наследования: 1.больных в родословной много;
}поэтому сцепленный с полом
2.больные в каждом поколении;
3. болеют только мужчины.
4. у больных отцов все сыновья больны
поэтому голандрический тип
Таким образом, тип наследования – сцепленный с Yхромосомой (голандрический тип).
Проведите анализ родословной.
ЗАДАЧА № 1
ЗАДАЧА № 9
Проведите анализ родословной.
ЗАДАЧА № 10 Проанализируйте родословную, в которой прослежено наследование дефекта
зубной эмали ЗАДАЧИ «ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ РАСТЕНИЙ»
При решении задач нужно помнить:
1)Споры и гаметы гаплоидны. Спорофит диплоидный.
2)Споры образуются на спорофите в результате мейоза.
3) Гаметы у растений образуются в результате митоза на гаметофите.
4)В жизненном цикле зеленых водорослей и мхов преобладает гаметофит(n), у остальных
растений спорофит(2n).
5)У семенных растений, микроспора образуется из 2n клетки в результате мейоза ( у
голосеменных на чешуях мужских шишек, у покрытосеменных в пыльниках тычинок).
Результатом микроспорогенеза является образование пыльцевого зерна из микроспоры
митозом.
6)Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток. Генеративная клетка
делится митозом, образуя два спермия.
7)У семенных растений, макроспоры (мегаспоры) образуются в результате мейоза из 2n
клетки семязачатка. Клетки зародышевого мешка образуются митозом из макроспоры(n).
8) При двойном оплодотворении у покрытосеменных, образуется зигота 2n и эндосперм 3n.
9)У голосеменных, при оплодотворении образуется зигота (2n) и эндосперм (n), т.к. второй
спермий погибает.
10) Зигота (2n) делится митозом и дает начало всем тканям и органам растения.
Решите задачи
1.Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени,
листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.
2.Какой хромосомный набор характерен для клеток эндосперма семени и листьев
цветкового растения. Объясните полученные результаты. 3.Какой хромосомный набор характерен для ядер клеток эпидермиса листа и
восьмиядерного зародышевого мешка семязачатка цветкового растения? Объясните, из
каких исходных клеток и в результате, какого деленияобразуются эти клетки.
4.У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите
хромосомный набор споры и гамет хламидомонады. Объясните, из каких исходных клеток
и в результате, какого деления образуются эти клетки при половом размножении.
5.Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и
спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в
результате, какого деления образуются эти клетки.
6. Какой хромосомный набор характерен для мякоти иголок и спермиев сосны. Объясните,
из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.
7.Определите хромосомный набор основной ткани и спермиев цветкового растения. В
результате, какого типа деления, и из каких клеток образуются эти хромосомные наборы?
8.Определите хромосомный набор в клетках взрослого растения и спорах кукушкиного
льна. В результате, какого типа деления, и из каких клеток образуются эти хромосомные
наборы?
9.Определите хромосомный набор в клетках заростка и взрослого растения папоротника. В
результате, какого типа деления, и из каких клеток образуются эти хромосомные наборы?
10.Какой хромосомный набор характерен для спор и гамет сфагнума? В результате, какого
типа деления, и из каких клеток образуются эти хромосомные наборы?
ЗАДАЧИ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА ХРОМОСОМ И ДНК ПРИ МИТОЗЕ И
МЕЙОЗЕ
При решении задач на определение числа хромосом и числа молекул ДНК в мейозе
нужно помнить:
1) В интерфазе происходит удвоение ДНК, поэтому число хромосом 2n, число ДНК4с.
2) В профазе, метафазе 1, анафазе 1 2n 4с так как деления клетки не происходит.
3) в телофазе остается n2с, так как после расхождения гомологичных хромосом в клетках
остается гаплоидный набор, но хромосомы двухроматидные.
4) В профазе 2, метафазе 2 так же как и телофазе1 n2с.
5) Особое внимание обратить на анафазу 2, так как после расхождения хроматид число
хромосом увеличивается в 2 раза (хроматиды становятся самостоятельными хромосомами,
но пока они все в одной клетке) 2n2с.
6) в телофазе 2 nс (в клетках остаются однохроматидные хромосомы). Решите задачи
1.Хромосомный набор соматических клеток речного рака равен 116. Определите
хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток в профазе митоза, в метафазе
митоза и телофазе митоза. Поясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они
влияют на изменение числа ДНК и хромосом.
2.Общая масса молекул ДНК в 46 хромосомах ядра соматической клетки человека
составляет 6•109 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядрах в конце
интерфазы, конце телофазы мейоза I и телофазы мейоза II. Ответ поясните.
3.Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный
набор и число молекул ДНК в клетках семязачатка перед началом мейоза, в конце
телофазы мейоза 1 и телофазы мейоза 2. Объясните, какие процессы происходят в эти
периоды и как они влияют на изменения числа ДНК и хромосом.
4.В клетках одного из видов пшеницы содержится 28 хромосом. Определите число
хромосом и молекул ДНК при образовании пыльце в тычинке на стадиях профазы мейоза
I , профазыII и телофазы мейозаII. Объясните полученные результаты.
5.Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный
набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в
анафазе мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните, какие процессы происходят в эти
периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.
6.В клетках эндосперма семян лилии 21 хромосома. Как изменится число хромосом и
молекул ДНК в конце телофазы мейоза1 и мейоза2 по сравнению с интерфазой у этого
организма? Ответ поясните.
7.В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите,какое
количество хромосом и молекул ДНК содержится при гаметогенезе вядрах перед делением
в интерфазе и в конце телофазы мейоза I. Объясните,как образуется такое число хромосом
и молекул ДНК.
8.Укажите число хромосом и количество молекул ДНК в профазе первого и второго
мейотического деления клетки. Какое событие происходит с хромосомами в профазе
первого
деления?
Подготовка к ЕГЭ по биологии
Подготовка к ЕГЭ по биологии
Подготовка к ЕГЭ по биологии
Подготовка к ЕГЭ по биологии
Подготовка к ЕГЭ по биологии
Подготовка к ЕГЭ по биологии
Подготовка к ЕГЭ по биологии
Подготовка к ЕГЭ по биологии
Подготовка к ЕГЭ по биологии
Подготовка к ЕГЭ по биологии
Подготовка к ЕГЭ по биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.