В статье , посвящённой подготовке к ЕГЭ, автор делится опытом работы, Начиная с 5 класса , учащиеся знакомятся с элементами заданий, работают с поэтическими текстами, что вызывает интерес к урокам. В старших классах ученики самостоятельно подбирают задания, аналогичные в тестах.
статья.doc
Из опыта работы «Подготовка к ЕГЭ»
Учитель русского языка и литературы
Арбатская Ирина Алексеевна
Единый государственный экзамен по любому предмету предусматривает совмещение
аттестации выпускников одиннадцатых классов
(итоговой)
государственной
общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в высшие и средние специальные
учебные заведения.
Именно так определена роль ЕГЭ в «Законе об образовании».
От того, насколько успешно сдан экзамен, зависит будущее ученика.
Каждый год для учителя русского языка выпускного класса является годом поиска
разнообразных форм, методов работы для успешной сдачи учащимися экзамена.
Хотя подготовкой к ЕГЭ я занимаюсь не первый год, дублировать опыт предыдущих лет
почти не получается, т.к. каждый класс индивидуален, с разным уровнем подготовки.
Как показывает практика, к тестированию лучше всего готовить с 5го класса, когда
учащиеся знакомятся с первыми орфограммами, пунктограммами, работают над развитием речи.
На протяжении изучения русского языка ученики ведут ученический словарь, который
состоит из следующих разделов: «Словарь трудных слов», «Словарь корней», «Говори
правильно», «Справочник», куда учащиеся записывают не просто правила, а систематизируют
полученные знания в таблицы, а также совместно составленные алгоритмырассуждения.
Работала по УМК Львовой Светланы Ивановны и Львова Валентина Витальевича. Очень
интересный, красочный, хорошо иллюстрированный, содержащий богатый материал по
межпредметным связям, речевому этикету, в том числе написанию творческих работ учебник.
Пример задания: спишите пословицы, с помощью толкового словарика определите значение
выделенного слова, письменно разъясните смысл последней пословицы: Мал золотник да дорог.
Таким образом, учащиеся учатся понимать текст, что в дальнейшем помогает справиться с
сочинениемрассуждением.
Трудно дается ребятам задание 26, начиная с 5го класса дети находят эпитеты, метафоры,
олицетворения.
Задание:
Из стихотворных отрывков С.А. Есенина выпишите эпитеты, олицетворения, метафоры.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Улыбнулись сонные березы,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки
И горят серебряные росы. В качестве закрепления отработки изученного материала провожу минитесты на 510
минут, что приучает ребят к системности, технике ЕГЭ. После изучения темы «Синтаксис и
пунктуация» предлагаю следующие задания:
1) В каком словосочетании главным словом является глагол:
А) любимый город
Б) сумка из кожи
В) встретиться с барсом
2) В конце какого предложения ставиться вопросительный знак:
А) Какие перышки, какой носок
Б) Ежик, ты что это в одной шубе и зимой и летом гуляешь
В) Слоненок, попугай, удав и мартышка жили в Африке
3) В каком варианте нераспространенные предложения:
А) В поле еще прохладно
Б) Громко поют в лесу птицы
В) Земля отдыхала
С 5го класса начинается работа над комплексным анализом текста. Использую книги
Малюшкина «Комплексный анализ текста» (рабочая тетрадь). Учащиеся, работая над анализом
текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не
только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья, способствует
формированию у учащихся орфографической зоркости для успешной сдачи ЕГЭ, обучает
школьников умению связно излагать свои мысли в письменной форме.
В старших классах при работе над комплексным анализом наряду с повторением правил
орфографии и пунктуации обращаю внимание на проблемный характер текста, учу определять
позицию автора, типы и стили речи, что безусловно способствует успешной сдаче экзамена.
Но всетаки целенаправленно школьники начинают готовиться к ЕГЭ только в 1011
классах. На первых уроках знакомлю с формой проведения ЕГЭ, кимами, критериями оценки,
показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь при самостоятельной
подготовке к экзамену.
Провожу диагностический тест за курс 59 классов, который позволяет выявить пробелы в
области орфографии, пунктуации. После анализа работы выявляю группу учащихся с высоким,
средним и низким уровнем подготовки. Это помогает мне не только грамотно спланировать
уроки, но и дополнительные занятия, что существенно влияет на результаты экзамена. Это
касается написания сочинениярассуждения. Использую малые группы для преодоления психологического дискомфорта, где каждый может озвучить свое сочинение, что помогает в
корректировке знаний.
В начале урока провожу лингвистические разминки на повторение. Это и работа над
произношением и лексическим значением слов, задание по словообразованию, синтаксический и
пунктуационный разбор предложения, работа по исправлению грамматических, стилистических
ошибок, что очень часто встречается в работах.
В качестве домашнего задания для закрепления полученных знаний предлагаю ученикам
самостоятельно разработать аналогичные задания.
Например, задание 5.Составить 67 вариантов заданий, используя различные паронимы,
прилагательные, существительные, глаголы. Или самостоятельно найдите паронимы и
придумайте с ними словосочетания, разграничивающие их в словоупотреблении.
Художественные тексты (поэтические) дают богатый материал для подготовки к ЕГЭ.
Урок начинаем с поэтической пятиминутки, учащиеся читают стихотворения, например, М.Ю.
Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива» и отвечают на вопрос «Какие художественные
средства использует автор?» (анафоры, эпитеты), что в дальнейшем поможет справиться с
заданием 26 .В процессе работы стараемся чаще обращаться к словарям, что позволяет развивать
навыки работы со справочной литературой. Я сознательно не даю готовых ответов, а
подсказываю, где их можно самостоятельно найти, а потом рассказать об этом классу.
Как бы не ругали ЕГЭ, на сегодняшний день – это одна из форм экзамена, это требование
времени, а для успешной сдачи требуется совсем немного: стремление самих ребят и желание
учителя помочь своим выпускникам.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Статья.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Статья.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Статья.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.