Подготовка к итоговой аттестации по литературе, 11 вариант (9 класс, литература)
Оценка 4.6

Подготовка к итоговой аттестации по литературе, 11 вариант (9 класс, литература)

Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
русская литература
9 кл
30.03.2019
Подготовка к итоговой аттестации по литературе, 11 вариант (9 класс, литература)
Данный материал содержит ответы на задания 11 варианта по сборнику А.В. Фёдорова, Е.А. Зининой "Литература: 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену". Учащиеся смогут быстро повторить изученный ранее материал и самостоятельно подготовиться к успешной сдаче ОГЭ.
Вариант 11.docx
Вариант 11 Часть 1 1.1.1 Какие черты жанра летописи присутствуют в этом фрагменте «Повести временных лет»?  В «Повести временных лет», в соответствии с жанром летописи, мы видим  перечисление фактов, отсутствие  рассуждений и эмоций. Сама повесть построена на действии героев. Беспристрастный  автор не выражает  личного отношения к герою и происходящему. Заканчивается фрагмент описанием народной скорби, в которой проявляется любовь и уважение людей к  князю Олегу. 1.1.2 В чём поучительный смысл истории князя Олега?  1  Поучительный смысл истории князя Олега в том, что «от судьбы не убежать». Мы не можем радикально  изменить её. Об этом свидетельствует знаменитая пословица: «Чему быть, того не миновать». Если князь  Киевский пошёл бы наперекор предсказанию, то судьба его была бы иная, но, скорее всего, предсказание  кудесника сбылось бы так или иначе. 1.1.3 Сопоставьте фрагмент из «Повести временных лет»  с фрагментом баллады А.С. Пушкина «Песнь  о вещем Олеге». Что нового внёс поэт в летописную историю?   А.С. Пушкин наполняет песнь эпитетами, чувствами героя, своим отношением к истории и действующим  лицам.  В  летописи нет индивидуальности автора, а у Пушкина – явное присутствие своего мнения.    Александр Сергеевич концентрируется на определенном сюжете, для него моральная история «Олега с конем»  гораздо важнее всех военных походов.  Совершенно разное отношение к смерти Олега в двух  произведениях: у  Пушкина смерть – рок судьбы, змея – символ загробного, грешного мира. Поэт связывает все одной нитью  судьбы. Читатель воспринимает «Песнь о вещем Олеге» как «сказку» со скрытым смыслом, а не как  исторический, документальный источник. Вариант 2 1.2.1  В чём состоит главное правило жизни, по мнению автора стихотворения? (стихотворение «Правило жить» Г.Р. Державина.)  Все стихи Г.Р. Державина содержат философский подтекст, в том числе и «Правило жить». Державин, живший в великую эпоху Просвещения, не считал, что нужно безропотно покориться судьбе, что всё в жизни  предначертано. Автор высказывает мысль, что человек является  творцом своей судьбы, что нужно активно  действовать и принимать самостоятельные решения. 1.2.2  С какой целью в стихотворении использованы глаголы повелительного наклонения?   В стихотворении «Правило жить» поэт использует глаголы повелительного наклонения с целью побуждения к  действию. Автор  даёт читателю надежду и веру в то, что многое в жизни человека зависит от него самого.  Повелительные глаголы придают  стихотворению ободряющую ноту. 1.2.3 Сопоставьте стихотворение Г.Р. Державина «Правило жить» со стихотворением Ф.И. Тютчева «Не  рассуждай, не хлопочи...».  В чём разница поучительных обращений к читателю в этих стихотворениях?   Оба поэта  рассуждают о библейской заповеди, призывающей человека проявить смирение. Ф.И. Тютчев  считает, что судьба человека предначертана свыше. Поэт призывает читателей все испытания   покорно  принимать, не искать логику в череде событий. Только так, можно сохранить душевное равновесие и стать по­ настоящему счастливым. Г.Р. Державин не готов пассивно соглашаться со всем, что уготовано судьбой. В поучительных обращениях он  призывает читателей  к активным действиям. Череду происходящих событий  пытается объяснить и подчинить  логике.   Часть 2 2.1 Духовно­нравственная проблематика древнерусской литературы. (На примере одного из  произведений по выбору учащегося.)   В древнерусской литературе сохранилось много похвал книгам. Ценились они высоко. Так, один из летописцев отмечает, что князь Ярослав Мудрый прилежно читал днем и ночью. Книжные центры умножались на Русской земле, и свои летописания вместе с Киевом и Великим Новгородом  2 завели Чернигов, Галич, Ростов, Владимир­Залесский. Особое место в литературе 11­12 веков занимает «Поучение» Владимира Мономаха, внесенное в  Лаврентьевскую летопись под 1096 г. По­видимому, это произведение рассматривалось летописцами как  предсмертное завещание князя, аналогичное завещанию Ярослава Мудрого (1054). На первый план в «Поучении» выдвигаются задачи общегосударственного порядка. Священная обязанность  князю – забота о благе своего государства, его единстве, строгое и неукоснительное соблюдение клятв и  договоров. Князь должен «пещись о хрестьянских душах», «о худом смерде» и «убогой вдовице».  Междоусобные распри подрывают экономические и политическое могущество государства. Только мир  приводит к процветанию страны поэтому в обязанность правителя входит сохранение мира. Другой не менее важной обязанностью князя, по мнению Мономаха, является попечение и забота о благе  церкви. Он понимает, что церковь является верной помощницей князя. Поэтому ради упрочения своей власти  князь должен неусыпно заботиться о священническом и иноческом чине. Правда, Мономах не рекомендует  своим детям спасать душу в монастыре, то есть идти в монахи. Аскетический монашеский идеал чужд этому  жизнелюбивому энергичному человеку. Однако он призывает к соблюдению религиозной обрядности считая,  что тремя добрыми делами – покаянием, слезами и милостыней – можно «избыти грехов своих».  В соответствии с христианской морали требует Владимир заботливого отношения к «убогим» (бедным). В то  же время князь должен быть стражем справедливости и не давать «сильным погубить человека».  Князь должен быть сам примером высокой нравственности. Основным положительным качеством человека  является трудолюбие. Труд, в понимании Мономаха, – это прежде всего воинский подвиг, а затем занятие  охотой, когда в непрестанной борьбе с опасностями закаляются тело и душа человека. Основным пороком Владимир считает лень. Лень поможет повлечь за собой внезапную гибель во время  военных походов, нанести ущерб хозяйству князя. Опытный хозяин – вотчинник, полководец Владимир  советует детям в ведении дел не доверять ни тиунам, ни отрокам, а самому вникать во все мелочи, также и во  время военных походов не следует во всем полагаться на воевод, а самим «наряжать» сторожей и спать возле  воинов, не снимая оружия. Предостерегает Владимир и от лжи, пьянства и блуда.  Таким образом, в «Поучении» Мономах охватывает довольно широкий круг жизненных явлений. Он дает  четкие ответы на многие социальные и нравственные вопросы своего времени. 2.2 Какие традиции классицизма нарушает Г.Р. Державин в своей поэзии?  Державин отказывается от классицистических норм.  Он считает главным вдохновение, порывы чувств, высокие мысли, а не строгое соответствие языковым и  стилистическим правилам. Несомненно, что яркой особенностью поэзии Державина является несвойственный  поэтам того времени прием: сочетание «высокого» и «низкого».  Державин решается использовать «низкую» лексику, и это делает его произведения яркими и самобытными.  Державин вводит новые размеры.  Например, в стихотворении «Ласточка» использованы вместе «несочетаемые»  ранее размеры: трехсложный дактиль и трехсложный амфибрахий:  Доминирующей темой в творчестве Державина является человек, его жизнь и внутренний мир.  Поэт обращает внимание на мельчайшие детали человеческого бытия, что так же явилось новшеством для  поэзии того времени.  В стихах, написанных Державиным, ясно ощущается позиция самого поэта, читатель понимает его  мировоззрение, имеет возможность прикоснуться к его внутреннему 3 миру.  Державин не скрывает своих мыслей, эмоций, щедро делится ими с читателем. Подобная тенденция была  шагом к развитию реализма в поэзии.  Творчество Державина становится более реалистичным.  И не случайно сам поэт в 1805 году написал о своей поэзии как об "истинной картине натуры".  Очень интересным в творчестве Державина является образ самого поэта. В этом воплотилась гражданская  позиция Державина. В его понимании, поэт должен  смело бороться за правду, должен говорить правду даже царям. Огромное значение в творчестве Державина имеет ода «Фелица», которая была создана в 1782 году. Это  произведение ознаменовало собой новый этап в русской поэзии. Если говорить о жанре «Фелицы» , то это была  настоящая хвалебная ода.  Но своеобразие произведение было в том, что поэт отступил от привычных правил.  Он выразил свои чувства по отношению к императрице иным языком, не таким, каким обычно возносили хвалу  сильным мира сего. Императрица Екатерина II показана в образе Фелицы.  В этом произведении образ императрицы значительно отличается от привычного классицистического  изображения монарха. Державин изображает реального человека, говорит о ее привычках, занятиях. Державин  использует сатирические мотивы и бытовые описания. А законы классицизма не разрешали при написании оды  использовать сатиру и бытовые детали.  Державин сознательно нарушает традицию, поэтому его новаторство в написании оды несомненно.  Державин широко использует низкую лексику. Он говорит о себе: «курю табак» , «кофе пью» , «забавлюсь лаем псов» , «играю в дурака с женой» .  Таким образом поэт раскрывает перед читателем подробности своей частной жизни.  Классицистические традиции не позволяли подобных описании.  Новаторство Державина проявляется не только в «Фелице» , но и в целом ряде других произведений. Основная  его заслуга в том, что он существенно расширил узкие границы классицистических традиций. Классицизм был  доминирующим направлением литературы XVIII века. Согласно канонам классицизма творец должен  изображать не реального человека, а определенный тип героя. Например, если речь шла об изображении  положительного героя, то это должен был быть человек без недостатков, идеальный герой, разительно  отличающийся от живых людей. Если речь шла об изображении отрицательного героя, то это должен был быть  человек в высшей степени непорядочный, олицетворение всего темного, инфернального, что есть в человеке.  Классицизм не брал во внимание, что в одном человеке с успехом могли уживаться и положительные и  отрицательные черты. Так же классицистические традиции не признавали любого упоминания о быте или  проявления простых человеческих чувств. Новаторство Державина стало началом возникновения новой поэзии, где есть место реальному человеку и его истинно человеческим чувствам, интересам и качествам. 2.3 Почему Степан Калашников казнён «казнью лютою, позорною»? (По «Песне про купца  Калашникова...» М.Ю. Лермонтова.)  Жестокие времена оприҹнины известны нам из истории. В художественной литературе мы их также встреҹаем, например в "Песне про царя Ивана Васильевиҹа, молодого оприҹника и удалого купца Калашникова" М. Ю.  Лермонтова.  Произвол и беззаконие Данный текст предназнаҹен только для ҹастного использования ­ были "визитной  картоҹкой" оприҹников. Простой народ боялся их, знатные люди избегали с ними встреҹ. Лермонтову оҹень  тоҹно удалось описать атмосферу царствования Ивана Грозного:  Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им туҹки синие:  То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевиҹ.  Заметил царь, ҹто пригорюнился его верный слуга Ки­рибеевиҹ: не ест, не пьет. Разгневался царь, "...стукнул  палкою, /И дубовый пол на полҹетверти/ Он железным пробил оконеҹником...". Узнал царь, ҹто верный  оприҹник влюблен в красавицу Алену Дмитриевну, но не сказал Ки­рибеевиҹ, ҹто она жена купца  Калашникова.  Царь Иван Васильевиҹ посоветовал:  "...Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый  Да возьми ожерелье жемҹужное...  ...И пошли дары драгоценные  Ты своей Алене Дмитриевне:  Как полюбишься празднуй свадебку,  Не полюбишься не прогневайся". Опозорил оприҹник Кирибеевиҹ Алену Дмитриевну перед соседями. Признался в любви, ласкал, целовал, фату  бухарскую, подаренную мужем, сорвал. Возмутился купец Калашников и решил в кулаҹном бою на Москве­ реке в присутствии царя наказать оприҹника. Призвал купец и братьев своих в слуҹае его смерти отстоять  ҹесть семьи.  На следующий день зазывалы бросили клиҹ:  "Ой, уж где вы, добрые молодцы?.. ...Кто побьет кого, того царь наградит, А кто будет побит, тому бог  простит!"  Растеклась толпа в обе стороны вышел готовый к бою не на жизнь, а на смерть купец Калашников. Побледнел  Кирибеевиҹ, услыхав имя соперника. Наҹался "богатырский бой", и победил в нем Калашников. Честь жены он  отстоял, за ҹто и поплатился собственной головой, по приказу царя пошел на плаху за сознательное убийство  "верного слуги". С царской тоҹки зрения Иван Васильевиҹ восстановил справедливость после смерти  Кирибеевиҹа и казни Калашникова. "Песня про удалого купца Калашникова" написана Лермонтовым в стиле песни­повествования певцов­ гусляров, которые поют славу казненному Калашникову и осуждают царское решение, разошедшееся с  мнением народа. Таким образом, даже приняв смерть, герой поэмы одержал победу над бесчестием, не дав опозорить свою  любимую женщину. Это поступок настоящего мужчины.  4 2.4 Сатирический смысл одной из сказок М.Е Салтыкова­Щедрина. (На примере одного из произведений по выбору учащегося.)  В итоговый период своего творчества М.Е. Салтыков­Щедрин обращается к иносказательной форме сказки,  где, описывая житейские ситуации «эзоповым языком», высмеивает пороки современного писателю общества. Сатирическая форма стала для М.Е. Салтыкова­Щедрина возможностью свободно говорить о насущных  проблемах общества. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» используются  различные сатирические приемы: гротеск, ирония, фантастика, аллегория, сарказм – для характеристики  изображаемых героев и описания той ситуации, в которой оказались главные персонажи сказки: два генерала.  Гротескно само попадание генералов на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению».  Фантастично заверение писателя в том, что «служили генералы всю жизнь в какой­то регистратуре, там  родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». Сатирически изобразил писатель и  внешний вид героев: «они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену». Салтыков­Щедрин высмеивает элементарное неумение генералов найти себе еду: оба думали, что «булки в том самом виде родятся, как их  утром к кофею подают». Изображая поведение героев, писатель использует сарказм: «начали медленно  подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье;  генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».  Герои начали терять свой человеческий облик, превращаясь в голодных животных, и только вид настоящей  крови отрезвил их. Сатирические приемы не только характеризуют художественные образы, но и выражают отношение автора к  изображаемому. С иронией относится писатель к мужику, который, испугавшись сильных мира сего, «полез  сперва­наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое».  Высмеивает М.Е. Салтыков­Щедрин отношение генералов к жизни: «Стали говорить, что вот они здесь на всем  готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние все накапливаются да накапливаются». Таким образом, используя различные сатирические приемы, иносказательную форму «эзопова языка», М.Е.  Салтыков­Щедрин выражает собственное отношение к взаимоотношениям между людьми, обладающими  властью, и простым народом. Писателем высмеивается и неприспособленность генералов к жизни, и тупое  исполнение мужиком всех прихотей господ.

Подготовка к итоговой аттестации по литературе, 11 вариант (9 класс, литература)

Подготовка к итоговой аттестации по литературе, 11 вариант (9 класс, литература)

Подготовка к итоговой аттестации по литературе, 11 вариант (9 класс, литература)

Подготовка к итоговой аттестации по литературе, 11 вариант (9 класс, литература)

Подготовка к итоговой аттестации по литературе, 11 вариант (9 класс, литература)

Подготовка к итоговой аттестации по литературе, 11 вариант (9 класс, литература)

Подготовка к итоговой аттестации по литературе, 11 вариант (9 класс, литература)

Подготовка к итоговой аттестации по литературе, 11 вариант (9 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2019