Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение 15.3. Что такое мужество?
Оценка 4.6

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение 15.3. Что такое мужество?

Оценка 4.6
Документация +1
doc
русский язык
9 кл
14.06.2017
Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение 15.3. Что такое мужество?
МОЙ.doc
Подготовка к ОГЭ. Подготовка к написанию сочинения­ рассуждения (15.3) Ход урока. I.Организационный момент. ­ Здравствуйте, ребята! Обернитесь назад и поприветствуйте наших гостей. Садитесь. Дорогие мои, я прошу вас не бояться и не стесняться наших гостей, а работать на уроке так же активно, как и всегда. Предлагаю пожелать друг другу удачи с помощью наших прекрасных и обворожительных улыбок.  Подумайте, что пригодится нам для успешной работы на уроке? Запишите на листочках слово или словосочетание, характеризующее Ваше внутреннее состояние (что вы сейчас чувствуете), предположите, что чувствует Ваш сосед. II. Актуализация знаний 1) Терминологический диктант 1.Ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и  с помощью разных языковых средств ­ текст 2. То, о чём говорится в тексте, часто отражается в заглавии – это тема. 3. Отношение автора к предмету и содержанию речи, то, что он доказывает, в чем желает убедить читателя –это  идея,  основная мысль текста. 4. Главное утверждение текста, которое необходимо доказать – тезис. 5. Доказательства, приводимые в поддержку текста – аргументы.  Записав эти слова, предположите на каком виде заданий при подготовке к ОГЭ мы сегодня остановимся. (Сочинение­рассуждение) А тему сочинения­рассуждения мы сейчас с Вами попытаемся вывести вместе.  III. Сообщение темы и целей урока.  1) Ассоциативный ряд  1418 (дней и ночей) 72 (года  со дня победы) 26.600.000 (потери: погибшие, пропавшие без вести) 22 (июня) 1941 (начало ВОВ) (1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Она принесла нашей стране много горя, бед и  несчастий, разорила тысячи городов и сёл. Война уничтожила 26,6 миллионов человек.) Готовясь  к сочинению – рассуждению, мы будем говорить сегодня о незабываемой героической странице  истории – Великой Отечественной войне. Выбор темы не случаен. В мае 2017 года исполняется  72 года  ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ. Течет река времени ... Минуло уже 72 года, того незабываемого и страшного дня.  72 года  наша страна не видит ужасов войны, 72 года наша земля не вздрагивает от взрывов снарядов. Много воды унесла  река времени с тех пор. Мы не имеем права забывать, какой дорогой ценой досталась нашему народу победа,  забывать тех, кто ценой своей жизни отстоял право на жизнь будущих поколений. Историческая память… Она  уносит нас в прошлое, проходит через сознание каждого и рождает чувство гордости и патриотизма за наш  великий народ и нашу Родину. Она становится нашей совестью и связывает поколения. Сформулируйте цели урока. Написание сочинения­рассуждения – очень сложное задание, требующее от вас умения понимать текст, его главную мысль, позицию автора, вашего широкого кругозора, гражданской зрелости. Поэтому мы сегодня будем   работать   с   текстами,   анализировать   их,   сопоставлять,   выделять   главное,   подбирать   аргументы   из различных областей знаний, развивать ваши метапредметные компетенции. А научиться чему­либо можно только в процессе деятельности. Поэтому приступаем к работе Орфографическая работа. Расширение словарного запаса учащихся. Задание: определить лексическое значение слов: герой, героический   духовный (связанный с внутренним миром человека),самоотверженный гуманность, гуманный ­ Вы уже знакомы со структурой ОГЭ по русскому языку. Из каких частей она состоит?  ­ Какая часть работы вызывает у вас наибольшие затруднения? Почему?  ­Что можно считать одним из условий успешного выполнения этого задания? ­ И второе важное условие – умение проникать в смысл читаемого текста. А для этого необходимо владеть определёнными приёмами анализа текста.  Именно этим мы и займемся сегодня на уроке. И в результате у нас должно получиться сочинение­рассуждение на этическую тему с привлечением  аргументации из прочитанного текста и жизненного опыта.     Надо ли нам, живущим  через 70 лет после Великой Победы, помнить о тех годах? А поможет нам в этом разобраться  писатель Борис  Васильев. Его  произведение,  рассказ «Экспонат №…» посвящен теме памяти; мы будем говорить о том,  как сильна материнская любовь, как страшно встретиться с  жестокостью и равнодушием.                                                                 Память – бесценный человеческий дар. Она ограждает нас от малодушия и жестокости. Вы должны знать историю своей страны, гордиться своим народом, его подвигом. И тогда Россия  была, есть и будет великой страной со своим героическим прошлым.                                Ведь если факел памяти погаснет,                 Померкнет жизнь без этого огня,                 Окажется, что жертвы все напрасны,                 И ни тебя не будет, ни меня.                Закончилась Вторая Мировая война. На всей территории  России остались захоронения солдат, воевавших с обеих сторон. За могилами  погибших принято ухаживать, отдавая дань мужеству и героизму защитников. Зачем? Ведь это современные дети, они выросли в послевоенное время.  Ухаживая за могилами, эти дети учатся понимать, что война страшна, прежде всего, бессмысленностью жертв; это преступление против человечества.         Дети, ухаживающие за могилами солдат, являют собой пример человечности, уважительного отношения к памяти о прошлом, пусть и таком  страшном. Чтобы научиться писать, надо писать! Д.Лихачев Законы французской мастерской  ­ все равны ­ все говорят ­ все слушают друг друга Учитель. Какой будет тема нашего сочинения? Представьте, что вы в пустыне. Печет солнце, песок, вы устали, жажда. Что для вас сейчас глоток воды? Раскаты грома. Молнии. Дождь стеной. И вот луч солнца. Что он дарит? Симпатичный Вам молодой человек ответил вам взаимностью? Какое состояние у Вас? Задание 1, 2 группам. Прием «Слово­ ассоциация» Учитель. Напишите в столбик слово счастье и придумайте ассоциации к каждой букве слова. С какими понятиями вы связываете для себя это слово? С – самостоятельность, Ч – честность, чувственность, А – авантюрность, С – смелость, сила, Т – твердость, Ь ­ Е – естественность. Вопросы классу: - Что значит дать определение слову? (Объяснить, что слово обозначает, т.е. его лексическое значение). В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова МУЖЕСТВО. - Откуда мы можем узнать лексическоезначение слова? (Из толкового словаря). Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. МУЖЕСТВО - … Обратимся к толковому словарю Д.Н.Ушакова.МУЖЕСТВО - … - Подберём синонимы к слову МУЖЕСТВО. Обратимся к словарю синонимов - (смелость, стойкость, присутствие духа, храбрость, героизм). - Подберём антонимы к словуМУЖЕСТВО (трусость, малодушие). Находят и зачитывают значения слова "мужество": 1) храбрость, присутствие духа в опасности; 2) стойкость, храбрость, присутствие духа в опасности, в беде. Комментарий к тезису. Замените книжное слово «питомцы» из предложения 9 стилистический нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (В предложении 9 вместо нейтрального слова «дети» автор выбирает стилистически окрашенный синоним «питомцы», тем самым показывая читателю, насколько близки Р.А. Варшавской ее воспитанники). Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1)Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. 2)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей. 3)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. 4)Впереди было ещё почти два года блокады… ( В предложении 10 автор использует метафору: «Аничков дворец был сказочным детским царством». С помощью этого тропа автор противопоставляет жизнь детей в мирное время и в период войны). 3.Замените словосочетание «палуба корабля» (предложение 25), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. 4. Среди предложений 23 – 27 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. Слово учителя: Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения­рассуждения. 1). Повторение схемы сочинения­рассуждения: Вопросы классу: 1.Какова схема построения сочинения­рассуждения? ­Тезис. ­Аргументы (доказательства) ­Вывод.  2.    Что такое тезис? Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать. Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис. Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения. (Слайд № 6) 2) Анализ текста. Слово учителя: Итак, мы повторили основные понятия, необходимые нам для успешного выполнения нашей задачи. Готовясь к сочинению – рассуждению, мы будем говорить сегодня о незабываемой героической странице истории – Великой Отечественной войне, тех людях, кто знал войну не по страницам учебника истории. Мы склоняем головы перед ветеранами Второй мировой, избавившими Европу от фашизма. Выбор темы не случаен. В мае 2015года исполнелось  70 лет ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ. Мы не имеем права забывать, какой дорогой ценой досталась нашему   народу   победа,   забывать   тех,   кто   ценой   своей   жизни   отстоял   право   на   жизнь   будущих поколений.Историческая   память…  Она  уносит   нас  в  прошлое,  проходит   через  сознание   каждого  и   рождает чувство   гордости   и   патриотизма   за   наш   великий   народ   и   нашу   Родину.   Она   становится   нашей   совестью   и связывает поколения. Пусть всех имён не назову, Нет кровнее родни. Не потому ли я живу, Что умерли они?! Для анализа  мы возьмём текст Сергея Петровича Алексеева  (1922 ­ 2008гг), известного детского писателя, участника Великой Отечественной войны, автора многочисленных произведений о русской истории, о великих сражениях и простых военных буднях, о знаменитых героях и рядовых защитниках Отечества. 1. (Ученик, подготовленный заранее, выразительно читает текст.) 2. Вопросы классу: ­ Какова тема этого текста? (Битва за Севастополь). ­ Назовите стиль данного текста. (Художественный). ­ Какой тип речи использован в тексте? (Повествование). 3.Самостоятельная работа по анализу текста в формате ОГЭ: 1.Замените разговорное слово «ныне» в предложении 31 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот ответ. со   получившееся связью согласование. Напишите   синонимичным словосочетание. Ответ:_______________________________ 2.Укажите,   какое   средство   выразительности   использовано   в   предложении:   «Лицо   у   матроса   суровое,   ворот флотской рубахи порван, а бескозырка чудом держится на затылке». 1) сравнительный оборот 2) фразеологизм 3) олицетворение 4) просторечная лексика Ответ:____ 3.Замените   словосочетание «ряды   фашистов», построенное   на   основе   управления, словосочетанием Ответ:_______________________________ 4.Найдите   грамматическую   ошибку   в   употреблении   деепричастного   оборота.   Исправьте   ошибку.   Запишите предложение в исправленном виде. 1.Комиссар Ищенко тронул генерала за руку, показывая на стоящие рядом разбитые пушки. 2. Наклонившись к уцелевшему орудию, рядом просвистела вражеская бомба. 3.Вышли   командиры   к   открытой   площадке,   не   замечая   хорошо   замаскировавшихся   артиллеристов. Ответ:_______________________________ 4.Проверка самостоятельной работы. Слово   учителя:   В   своей   речи   и   сочинениях   вы   используете   деепричастные   обороты.   Надо   помнить,   что деепричастие (добавочное действие) и глагол­сказуемое (основное действие) должны обозначать действие одного лица (субъекта), а не разных. На письме деепричастные обороты всегда выделяются запятыми. 5. Вопросы классу: ­   Как   вы   понимаете   смысл   фразы   из   прочитанного   текста:   «Никто   не   ушёл,   все   здесь»,   ­   тихо   повторил артиллерист и снова припал к орудию»? (Поле битвы не покинул ни один из солдат, все погибли, выполняя свой воинский долг, защищая Севастополь от врага.) ­   Какова   основная   мысль   текста?   (Во   время   Великой   Отечественной   войны   советские   солдаты   проявляли мужество и героизм, защищая Родину от врага.Они не щадили собственной жизни в сражениях за каждый город, за каждую пядь родной земли.) 6. Слово учителя: В ваших ответах на поставленные вопросы прозвучало слово МУЖЕСТВО. В сочинении ­ рассуждении нам предстоит работа именно над этим словом. Посмотрим, каковы требования задания 15.3 части3.:     Аргументируя   свой   тезис, Как   Вы   понимаете   значение   слова   МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте   данное   Вами определение. Напишите сочинение­рассуждение на тему: «Что такое мужество?», взяв в качестве тезиса данное   Вами   определение.   приведите 2(два)   примера­аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример­аргумент приведите из прочитанного текста, а второй ­ из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 1.Выдвижение тезиса. Вопросы классу: ­ Что значит дать определение слову? (Объяснить, что слово обозначает, т.е. его лексическое значение). В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова МУЖЕСТВО. ­ Откуда мы можем узнать лексическое значение слова? (Из толкового словаря). Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. МУЖЕСТВО ­ … Обратимся к толковому словарю Д.Н.Ушакова. МУЖЕСТВО ­ … ­   Подберём   синонимы   к   слову   МУЖЕСТВО.   Обратимся   к   словарю   синонимов   ­   (смелость,   стойкость, присутствие духа, храбрость, героизм). ­ Подберём антонимы к слову МУЖЕСТВО (трусость, малодушие). Комментарий к тезису. ­ из прочитанного текста (цитата или № предложения). Комментарий к тезису – 2­3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. В данном случае это могут быть размышления по поводу того, где и при каких обстоятельствах может быть проявлено человеком мужество? Что может послужить причиной проявленного мужества? И т.п. Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта. 2. Аргументы + примеры. 1­й аргумент   2­й аргумент– из Вашего жизненного опыта (жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.). Слово   учителя:   В   данном   сочинении   2­м   аргументом   может   служить   пример   из   истории   нашего   города Ставрополя и его жителей, ветеранов Великой Отечественной войны. (Историческую справку зачитывает ученик (индивидуальное задание)). Слово   учителя:   Примером  мужества,  стойкости  человека  на  войне  являются   жители  нашего  села,  ветераны Великой Отечественной войны.  (Краткое сообщение о ветеранах войны, наших односельчанах рассказывает ученик (индивидуальное задание)). Задание: Напишите 2­й аргумент, используя приведённые примеры. 3.Вывод. Слово учителя: вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом. 4. Абзацное членение. Вопросы классу: ­ Сколько частей можно выделить в данном сочинении? (3­4 части). (заполнение таблицы­памятки): Памятка. Написание сочинения­рассуждения задания 15.3 части 3. Вводные слова, уместные   в каждой части сочинения   На мой взгляд, по моему мнению, по­моему, План сочинения Пример написания Речевые клише   (объяснение 1.Тезис   лексического значения слова)       к тезису размышления Комментарий   (2­3 предложения, содержащие Ваши в соответствии   с   заявленным тезисом).   К­ий   должен   быть логически с дальнейшими   аргументами   и примерами из текста и вашего жизненного опыта. связан     Я   считаю,   что…­   это… Я думаю, что…­ это… Я уверен,   что…­   это…   Я убеждён,что…­   это… Мне кажется,что­ это…   ­     храбрость, духа в Мужество – это… «Мужество   присутствие опасности. Проявить мужество   и   стойкость». С.И.Ожегов «Мужество­ спокойная храбрость, присутствие духа в беде,   опасности. Проявить мужество.Душевная стойкость   и   смелость. Иметь мужество говорить правду в глаза». Д.Н.Ушаков     Проявлено мужество может   быть   как   в   мирное, так   и   в   военное   время.   Но именно ставит человека   перед   выбором, война Аргументы + примеры. 1­й­   из   прочитанного   текста (цитата или № предложения)   из   –   из   Вашего   жизненного 2­й  опыта наблюдения; (жизненные пример истории     посёлка,города,страны;истории из жизни известных людей или Ваших   знакомых,   из   вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.) Вывод. (общий итог, подтверждающий выдвинутый   тезис,   без   него рассуждение будет незаконченным)   испытывая его на прочность.   к   тексту Обратимся   С.П.Алексеева. В предложении 29 говорится о матросах,   боевых   товарищах артиллериста,   мужественно защищавших   Севастополь   в годы Великой Отечественной войны.   Все   они   погибли,   но выполнили   свой   долг   перед Родиной – защитили город от врага.     Доказательством   также служит   пример   из   истории города   Ставрополя.   Осенью 1941   года   на   подступах   к кипела Ставрополю ожесточённая битва. Советские солдаты, не щадя своих   жизней, геройски сражались с врагом. Мирные жители рыли окопы, строили оборонительные   сооружения, сутками работали на заводах, выпуская   оружие   и   патроны для   фронта.   Дорогой   ценой досталась победа.       отступить   такое Таким   образом,   как качество   характера, мужество, свойственно людям смелым, способным в трудную минуту не струсить, не перед испытанием. выпавшим   Поэтому люди, мужественные,   отважные, достойны   уважения   и памяти потомков. (160 слов)     Обратимся   к   тексту (автор). Предложение №. Доказательства   находим в   тексте(автор).   Так, предложение №… Чтобы   подтвердить сказанное,   обратимся   к предложению… Это   можно   доказать, обратившись к предложению…   текста. В нем…   Доказательством   также служит пример из… Аналогичным подтверждением вышесказанного   служит история   из   моей   жизни. Когда… Подтверждение   всему вышесказанному   можно найти   также   в   истории нашей   страны. (приводится конкретный пример) Во­первых,   во­ вторых, например, безусловно, без сомнения, несомненно, бесспорно Таким образом,   итак, действительно, Слово учителя: подводя итог нашему разговору о мужестве, смелости и героизме, послушаем замечательное стихотворение. (Читает заранее подготовленный ученик). Салюта залпы отгремели, Давно закончилась война. Солдат в стальной своей шинели Навечно замер у Огня. И в назиданье нам, потомкам, Боец как будто говорит: V.Рефлексия. «Будь благодарен ты герою, Что танки смог остановить. Он заплатил ценою жизни…» Я в неоплаченном долгу За небо мирное Отчизны И щебет птичий на лугу. Я благодарен ветеранам. Пусть всех имён не назову… Пускай им салютуют страны, Спасибо им, что я живу. ­ Что нового и важного вы узнали на уроке? ­ Где вы сможете применить полученные знания? VI. Заключительное слово учителя. Память – бесценный человеческий дар. Она ограждает   нас от  малодушия  и  жестокости.   Вы должны   знать  историю  своей   страны,  гордиться  своим народом, его подвигом. И тогда Россия была, есть и будет великой страной со своим героическим прошлым. Ведь если факел памяти погаснет, Померкнет жизнь без этого огня, Окажется, что жертвы все напрасны, И ни тебя не будет, ни меня. Задание на дом: написать сочинение – рассуждение на тему: «Что такое мужество?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера­аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример­аргумент приведите из прочитанного текста Ю.Я.Яковлева «Сколько маленький Коля помнил себя и   войну…»   («Репетиционные   варианты.   Русский   язык.ОГЭ   2015,О.М.Крайник,   М.,   Интеллект­Центр, Вариант11, стр.50), а второй ­ из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работая над сочинением, подумайте над вопросами: ­ О каком мужестве идёт речь в тексте, Ю.Я. Яковлева? ­Какое незнакомое чувство удержало руку Коли и не позволило ему съесть корж, предназначенный деду? ­   Какие   примеры   из   текста   и   Вашего   жизненного   опыта   Вы   приведёте,   объясняя   значение   слова МУЖЕСТВО? ­ Назовите самую непреодолимую преграду на пути к пятерке, получению максимального балла на экзамене. 13. Что Над чем заставил вас задуматься урок? открыл себя для       (а)       на   Рефлексия. уроке?

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение 15.3. Что такое мужество?

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение 15.3. Что такое мужество?

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение 15.3. Что такое мужество?

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение 15.3. Что такое мужество?

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение 15.3. Что такое мужество?

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение 15.3. Что такое мужество?

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение 15.3. Что такое мужество?

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение 15.3. Что такое мужество?

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение 15.3. Что такое мужество?

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение 15.3. Что такое мужество?

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение 15.3. Что такое мужество?

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение 15.3. Что такое мужество?

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение 15.3. Что такое мужество?

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение 15.3. Что такое мужество?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2017