Учебные установки. В ходе познания и практического действования студент должен понять, осознать педагогический процесс как жизненно важный; научиться оперировать понятиями, категориями педагогики; применять способы, приемы, методы практической конст¬руктивной деятельности и общения, приучая себя к постоянному пере¬смотру и совершенствованию педагогики общения, к выработке собст¬венных убеждений.
Студент-заочник, дистантник, готовясь к зачетам, экзаменам, само-стоятельно проводит ряд практикумов из настоящего учебного посо¬бия, что позволяет ему получить зачет автоматически. Представленные в практических материалах вопросы и задания составляют актуальные темы практики и позволяют проверить умения и навыки студента в пользовании первоисточниками, учебниками, справочниками, допол¬нительной литературой.
Подготовка к семинару
Учебные установки. В ходе познания и практического действования
студент должен понять, осознать педагогический процесс как жизненно
важный; научиться оперировать понятиями, категориями педагогики;
применять способы, приемы, методы практической конструктивной
деятельности и общения, приучая себя к постоянному пересмотру и
совершенствованию педагогики общения, к выработке собственных
убеждений.
Студентзаочник, дистантник, готовясь к зачетам, экзаменам, само
стоятельно проводит ряд практикумов из настоящего учебного пособия, что
позволяет ему получить зачет автоматически.
Представленные в
практических материалах вопросы и задания составляют актуальные темы
практики и позволяют проверить умения и навыки студента в пользовании
первоисточниками,
дополнительной
литературой.
справочниками,
учебниками,
Решение типовых и нетиповых задач и ситуаций помогает студенту
заочнику не только подготовиться к экзаменам, но и к написанию кон
трольных, курсовых и дипломных работ, к практике. Особенно важно
упражняться в решении нетиповых задач, позволяющих переносить знания в
новые ситуации, решать задачи нового класса.
Необходимо подготовить письменно ряд вопросов по выбору к семинару,
практикуму и представить их преподавателям на сессию, это поможет
подготовиться к третьему вопросу экзаменационного билета,
представляющему собой нетиповую задачу.
Важно помнить, что выполнение семинарского или практического занятия
из данного пособия поможет студентузаочнику активно подготовиться к
такого рода занятиям и по другим учебным дисциплинам.
Семинар вид групповых занятий по какойлибо научной, учебной и другой
проблематике, активное обсуждение участниками заранее подготовленных
сообщений, докладов и т.п. С тематикой семинаров студентызаочники
знакомятся заранее, поэтому они могут подготовить ряд вопросов для
выступления на семинарах, которые проводятся в период сессии. Алгоритм
подготовки к семинару следующий: выбрав тему, студент составляет свой
планграфик подготовки к семинару. Для приобретения широкого видения
проблемы студент старается осмыслить ее в общем объеме; познакомиться с
темой по базовому учебному пособию или другой основной рекомендуемой
литературе; выявить основные идеи, раскрывающие данную проблему; сверить
их определения со справочниками, энциклопедией; подготовить план
проспект раскрытия данной проблемы; выявить неясные вопросы и подобрать
дополнительную литературу для их освещения; составить тезисы выступления
на отдельных листах для последующего внесения дополнений и подготовить
доклад или реферат для сообщения на семинаре;проанализировать собранный материал для дополнительной информации по
темам семинара; готовясь к выступлению на семинаре, по возможности
проконсультироваться с преподавателем; относиться к собранному
материалу, как к источнику будущих исследований.
Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, заложенные в теории
предмета. На них выносятся вопросы, особенно необходимые для практики,
или проблемные вопросы, которые возможно решить только в процессе
сотрудничества.
предварительное ознакомление с темой, вопросами и литературой по данной
теме.
Среди обязательных требований к семинару
Современная практика предлагает широкий круг типов семинарских
занятий. Среди них особое место занимает семинардискуссия, где в диалоге
хорошо усваивается новая информация, видны убеждения студента;
обсуждаются противоречия (явные и скрытые) и недостатки; для обсуждения
берутся конкретные актуальные вопросы,
с которыми студенты
предварительно ознакомлены. Также в семинар включаются вопросы для
педагогической и интеллектуальной разминки (иногда это дискуссионная
статья, по которой ставятся проблемные вопросы); дискуссия может
развертываться заочно как круговой семинар. Далее подводятся итоги
дискуссии, заслушиваются и защищаются проектные задания. После этого
проходит "мозговой штурм" по нерешенным проблемам дискуссии, а также
выявляются прикладные аспекты, которые можно рекомендовать для
включения в курсовые и дипломные работы или в апробацию на практике. На
сессии преподаватель обобщает результаты проделанной студентом работы.
Семинарыдискуссии проводятся с целью выявления мнения студентов по
актуальным вопросам образования и чаще всего носят такие названия, как
"Встреча умов и мнений", "Мое мнение таково...", "Каждый решает по
своему...".1 Попытайтесь выборочно выполнить задания из базового учебника,
что позволит вам подготовиться к третьему вопросу экзаменационных
билетов по педагогике и научит умению рассуждать на проблемные темы.
диалог студентадистантника с преподавателем.
Семинарисследование предполагает предварительную работу написание
реферата, доклада по итогам опытной работы. Участие в нем это, прежде
всего,
Результаты
обсуждаются на семинаре или конференции с наглядным показом
исследовательского материала (схемы, таблицы, графики, диагностические
методики). Частично материал может быть включен в дипломную работу. При
подготовке к семинаруисследованию студент изучает результаты
теоретических исследований, составляет библиографию по теме, учится
писать исторические обзоры.
В пособии мы представляем также семинарзачет, которым заканчивается
каждая изучаемая тема. Чтобы хорошо подготовиться к нему, следует решить
1 Последняя тема полно и глубоко представлена в базовом учебнике Б.З. Вульфова и В.Д. Иванова
"Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках" (М., 2000. 2е изд., испр. и доп.)как можно больше практических упражнений, в том числе нетиповых,
которые широко представлены в настоящем пособии. При подготовке следует
также остановить свое внимание на опорных схемах, таблицах, тестах. Так,
например, при подготовке к зачету по педагогике дается такой тест: "Что есть
педагогика наука об искусстве воздействия воспитателя на поведение
воспитанника; наука, изучающая закономерности развития ребенка и
определяющая направления его воспитания; наука о воспитании, образовании
и обучении человека в соответствии с потребностями общественно
экономического развития; наука, которая определяет общие закономерности
становления личности...?"
Проблемный семинар готовится преподавателем достаточно основа
тельно: подбираются проблемные и контрольнопроверочные вопросы. Такой
семинар возможен только после прохождения темы. К нему студенты
готовятся по пособиям, изданным нашим университетом, а также используют
хрестоматии, энциклопедии, справочники, словари, журналы.
К проблемному семинару просматривается литература в рамках различных
исследовательских школ (например "Традиционные и нетрадиционные
подходы к проблеме...").
Многолетняя практика показала, что наибольшую эффективность приносят
семинары, проводимые в форме коллективной познавательной деятельности,
имеющей определенные особенности, а именно:
разделение студентов на группы по их желанию (с обязательным
участием студента с устойчивым интересом к данному предмету);
постановка общих целей и задач для группы;
работа в последовательности индивидуальная, парная (чаще всего
перекрестный опрос), работа в группе, коллективная.
обязательное предварительное ограничение по времени каждого этапа
занятий;
экспертный анализ;
оценка работы группы преподавателем;
проведение самооценки.