Подготовка к семинару

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебные установки. В ходе познания и практического действования студент должен понять, осознать педагогический процесс как жизненно важный; научиться оперировать понятиями, категориями педагогики; применять способы, приемы, методы практической конст¬руктивной деятельности и общения, приучая себя к постоянному пере¬смотру и совершенствованию педагогики общения, к выработке собст¬венных убеждений. Студент-заочник, дистантник, готовясь к зачетам, экзаменам, само-стоятельно проводит ряд практикумов из настоящего учебного посо¬бия, что позволяет ему получить зачет автоматически. Представленные в практических материалах вопросы и задания составляют актуальные темы практики и позволяют проверить умения и навыки студента в пользовании первоисточниками, учебниками, справочниками, допол¬нительной литературой.
Иконка файла материала Подготовка к семинару.doc
Подготовка к семинару Учебные   установки.   В   ходе   познания   и   практического   действования студент   должен   понять,   осознать   педагогический   процесс   как   жизненно важный;   научиться   оперировать   понятиями,   категориями   педагогики; применять   способы,   приемы,   методы   практической   конструктивной деятельности   и   общения,   приучая   себя   к   постоянному   пересмотру   и совершенствованию   педагогики   общения,   к   выработке   собственных убеждений. Студент­заочник,   дистантник,   готовясь   к   зачетам,   экзаменам,   само­ стоятельно проводит ряд практикумов из настоящего учебного пособия, что позволяет   ему   получить   зачет   автоматически.   Представленные   в практических   материалах   вопросы   и   задания   составляют   актуальные   темы практики и позволяют проверить умения и навыки студента в пользовании первоисточниками,   дополнительной литературой. справочниками,   учебниками,   Решение   типовых   и   нетиповых   задач   и   ситуаций   помогает   студенту­ заочнику   не   только   подготовиться   к   экзаменам,   но   и   к   написанию   кон­ трольных,   курсовых   и   дипломных   работ,   к   практике.   Особенно   важно упражняться в решении нетиповых задач, позволяющих переносить знания в новые ситуации, решать задачи нового класса. Необходимо подготовить письменно ряд вопросов по выбору к семинару, практикуму   и   представить   их   преподавателям   на   сессию,   это   поможет подготовиться   к   третьему   вопросу   экзаменационного   билета, представляющему собой нетиповую задачу. Важно помнить, что выполнение семинарского или практического занятия из   данного   пособия   поможет   студенту­заочнику   активно   подготовиться   к такого рода занятиям и по другим учебным дисциплинам. Семинар ­ вид групповых занятий по какой­либо научной, учебной и другой проблематике,   активное   обсуждение   участниками   заранее   подготовленных сообщений,   докладов   и   т.п.   С   тематикой   семинаров   студенты­заочники знакомятся   заранее,   поэтому   они   могут   подготовить   ряд   вопросов   для выступления на семинарах, которые проводятся в период сессии. Алгоритм подготовки к  семинару  следующий:  выбрав  тему, студент  составляет  свой план­график подготовки к семинару. Для  приобретения широкого  видения проблемы студент старается осмыслить ее в общем объеме; познакомиться с темой по базовому учебному пособию или другой основной рекомендуемой литературе; выявить основные идеи, раскрывающие данную проблему; сверить их   определения   со   справочниками,   энциклопедией;   подготовить   план­ проспект раскрытия данной проблемы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения; составить тезисы выступления на отдельных листах для последующего внесения дополнений и подготовить доклад или реферат для сообщения на семинаре;проанализировать собранный материал для дополнительной информации по темам   семинара;   готовясь   к   выступлению   на   семинаре,   по   возможности проконсультироваться   с   преподавателем;   относиться   к   собранному материалу, как к источнику будущих исследований. Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, заложенные в теории предмета. На них выносятся вопросы, особенно необходимые для практики, или   проблемные   вопросы,   которые   возможно   решить   только   в   процессе сотрудничества. ­ предварительное ознакомление с темой, вопросами и литературой по данной теме.   Среди   обязательных   требований   к   семинару  Современная   практика   предлагает   широкий   круг   типов   семинарских занятий. Среди них особое место занимает семинар­дискуссия, где в диалоге хорошо   усваивается   новая   информация,   видны   убеждения   студента; обсуждаются противоречия (явные и скрытые) и недостатки; для обсуждения берутся   конкретные   актуальные   вопросы,   с   которыми   студенты предварительно   ознакомлены.   Также   в   семинар   включаются   вопросы   для педагогической   и   интеллектуальной   разминки   (иногда   это   дискуссионная статья,   по   которой   ставятся   проблемные   вопросы);   дискуссия   может развертываться   заочно   как   круговой   семинар.   Далее   подводятся   итоги дискуссии,   заслушиваются   и   защищаются   проектные   задания.   После   этого проходит "мозговой штурм" по нерешенным проблемам дискуссии, а также выявляются   прикладные   аспекты,   которые   можно   рекомендовать   для включения в курсовые и дипломные работы или в апробацию на практике. На сессии преподаватель обобщает результаты проделанной студентом работы. Семинары­дискуссии проводятся с целью выявления мнения студентов по актуальным вопросам образования и чаще всего носят такие названия, как "Встреча   умов   и   мнений",   "Мое   мнение   таково...",   "Каждый   решает   по­ своему...".1 Попытайтесь выборочно выполнить задания из базового учебника, что   позволит   вам   подготовиться   к   третьему   вопросу   экзаменационных билетов по педагогике и научит умению рассуждать на проблемные темы.   диалог   студента­дистантника   с   преподавателем. Семинар­исследование предполагает предварительную работу ­ написание реферата, доклада по итогам опытной работы. Участие в нем  ­  это, прежде всего,   Результаты обсуждаются   на   семинаре   или   конференции   с   наглядным   показом исследовательского   материала   (схемы,   таблицы,   графики,   диагностические методики). Частично материал может быть включен в дипломную работу. При подготовке   к   семинару­исследованию   студент   изучает   результаты теоретических   исследований,   составляет   библиографию   по   теме,   учится писать исторические обзоры. В пособии мы представляем также семинар­зачет, которым заканчивается каждая изучаемая тема. Чтобы хорошо подготовиться к нему, следует решить 1  Последняя   тема   полно   и   глубоко   представлена   в   базовом   учебнике   Б.З.   Вульфова   и   В.Д.   Иванова "Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках" (М., 2000. 2­е изд., испр. и доп.)как   можно   больше   практических   упражнений,   в   том   числе   нетиповых, которые широко представлены в настоящем пособии. При подготовке следует также остановить свое внимание на опорных схемах, таблицах, тестах. Так, например, при подготовке к зачету по педагогике дается такой тест: "Что есть педагогика  ­  наука   об   искусстве   воздействия   воспитателя   на   поведение воспитанника;   наука,   изучающая   закономерности   развития   ребенка   и определяющая направления его воспитания; наука о воспитании, образовании и   обучении   человека   в   соответствии   с   потребностями   общественно­ экономического развития; наука, которая определяет общие закономерности становления личности...?" Проблемный   семинар  готовится   преподавателем   достаточно   основа­ тельно: подбираются проблемные и контрольно­проверочные вопросы. Такой семинар   возможен   только   после   прохождения   темы.   К   нему   студенты готовятся по пособиям, изданным нашим университетом, а также используют хрестоматии, энциклопедии, справочники, словари, журналы. К проблемному семинару просматривается литература в рамках различных исследовательских   школ   (например   "Традиционные   и   нетрадиционные подходы к проблеме...").    Многолетняя практика показала, что наибольшую эффективность приносят семинары, проводимые в форме коллективной познавательной деятельности, имеющей определенные особенности, а именно: разделение студентов на группы по их желанию (с обязательным   участием студента с устойчивым интересом к данному предмету); постановка общих целей и задач для группы; работа в последовательности ­ индивидуальная, парная (чаще всего  перекрестный опрос), работа в группе, коллективная. обязательное предварительное ограничение по времени каждого этапа  занятий; экспертный анализ; оценка работы группы преподавателем; проведение самооценки.