Подготовка к Всероссийской проверочной работе за курс начальной школы
Оценка 5
Подготовка к тестированию
doc
математика +2
4 кл
04.01.2018
В данной работе описаны цели ВПР, как помочь учащимся подготовиться к ВПР. в том числе составление плана подготовки, критерии оценки задний и др. Приведены виды работ, которые можно использовать на уроках русского языка, математики, окружающего мира. Дана памятка-инструкция по самостоятельной работе с текстом.Текстовый документ, содержащий информацию о подготовке к ВПР за курс начальной школы
подготовка к ВПР.doc
Подготовка к Всероссийской проверочной работе
за курс начальной школы.
В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества
образования в начальной школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР).
– обеспечение единства образовательного пространства Российской
Цель ВПР
Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного
стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных
материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Как помочь учащимся подготовиться к ВПР?
1. Составление плана подготовки по предмету и ознакомление с ним учащихся.
Составленный в начале года планграфик, который максимально учитывает все события
школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и
сроки изучения учебного материала. Важно дать учащимся информацию о графике
работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже
пройдена, а какую еще осталось пройти.
2. Дать учащимся возможность оценить их достижения в учебе.
Обсуждая с учащимися пройденный материал, делаю акцент на том, что им удалось
изучить и что у них получается хорошо. Ставлю перед ними достижимые краткосрочные
учебные цели и показываю, как достижение этих целей отражается на долгосрочном
графике подготовки к ВПР.
3. Не говорить с учащимися о ВПР слишком часто. Регулярно провожу короткие
демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за
месяц до ВПР. Обсуждаю основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если
работа в классе связана с ВПР, не заостряю на этом внимание.
4. Использовать при изучении учебного материала различные педагогические
технологии, методы и приемы.
Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с
различными особенностями восприятия информации. Учащиеся иногда могут считать
предмет скучным, но большинство из них положительно воспримет учебный материал на
альтернативных носителях информации, например на собственном сайте или в группе в
одной из социальных сетей.
5. «Скажи мне и я забуду, учи меня и я могу запомнить, вовлекай меня и я
научусь» (Б. Франклин).
Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали активное
самостоятельное участие в его изучении готовили совместные проекты и презентации в
классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.
6. Учить ребят работать с критериями оценки заданий.
Показывая учащимся простой пример демонстрационного задания и разбирая подробно,
как оно будет оцениваться, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное
задание. 7. Не показывать страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.
ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся,
родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции
заразительны. Необходимо показывать на собственном примере, как можно справиться
с переживаниями, чувствами и ими управлять.
8. Хвалить часто своих учеников.
Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя
уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней
и по существу. Нужно убедиться, что ученики имеют реалистичные цели в отношении
предстоящих проверочных работ.
9. Общаться с коллегами!
Используя ресурсы профессионального сообщества, знакомиться с опытом коллег, их
идеями и разработками, применять их на практике.
10. Часто обсуждать с учащимися важность здорового образа жизни.
Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после
напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной
работе.
11. Поддерживать внеучебные интересы учащихся.
Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие
виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к
ВПР.
12. Общаться с родителями и привлекать их на свою сторону!
Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за
их успех на проверочной работе. Обсуждать с ними вопросы создания комфортной
учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их
тревоги и заботы.
Далее я расскажу о видах работ, которые можно использовать на уроках русского языка
при подготовке к ВПР.
Часть 1 ВПР содержит 3 задания, одно из них написание диктанта, которое проверяет традиционное
базовое правописное умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме
изученные орфограммы и пунктуационные нормы.
При подготовке учащихся к диктанту можно использовать следующие виды работ:
Орфографические минутки.
а) В с…дах, з…мой, на п…лях, ст…рожей, сн…гири, цв…ты, гн…здятся, в л…сах, г…лова, в г…родах
списать слова, вставляя безударную гласную в корне.
б) Дом, домашний, домишко; ель, ельник, еловый; сосна, сосновый, сосенка; гриб, грибной, грибник
– выписать слова парами: проверяемое и проверочное.
в) Выпиши слова, в которых пропущена буква и. л…ства м…дведь л…сной
с…лач пр…мой кр…кливый
в…сенний р…чушка р…чушка
г) Выпиши словосочетания, в которых в окончании существительных пишется буква е.Устно обоснуйте
свой выбор.
ехал по дорожк…. прочитал в журнал….
думал о работ…. работал без устал….
подошёл к деревн…. подплыл к Казан….
Зрительные диктанты по системе профессора И.Т.Федоренко.
Объяснительные, предупредительные и проверочные диктанты.
Списывание текстов с «пропущенными буквами», с исправлением орфографических ошибок, с
«пропуском» пунктационных знаков.
Например:
Прочитай. Найди и исправь орфографические ошибки. Поставь пропущенные запятые. Спиши текст
правильно.
Быстра наступаит вечер в глухом лису. Тёмныи тени лижат под диревями. Пахнет в лису спелай
земляникой сасновой смолой малодой хвоей. Скрылась за диревями вечерние сонце.
Классификация слов по наличию морфем в корне слова.
Заполни таблицу, распределив слова по трём столбикам в зависимости от того, какая орфограмма есть
в слове.
Просьба, цветной, низкий, лисичка, честный, сердце, гибкий, устный, рыбка, зимовье, грустный, пятно,
редкий.
Часть 2 ВПР содержит 13 заданий.
Упражнения в классификации согласных звуков.
Прочитай слова.
Вода, друг, зарядка, виноград, поздний, выдра.
Запиши, сколько в этих словах:
звуков [ д ] ____________
букв д ________________
Обведи номер слова, в котором третий звук – мягкий согласный.
лыжи 3) огоньки
поляна 4) зацепить
3) Обведи номер верного утверждения о слове чайки.
1) В слове чайки все согласные мягкие.
2) В слове чайки три слога.
3) В слове чайки букв больше, чем звуков.
4) В слове чайки нет звонких согласных.
4) Прочитай названия столбцов и строчек таблицы. Запиши данные слова в нужную часть таблицы.
Лейка, зелень, весёлый, решить, чаща, метели.
____________________
В слове не все согласные звуки мягкие
______________________
Выпиши слова того ряда, в котором все слова начинаются с твёрдого согласного звука.
ветка, нитки, вулкан, петух.
живот, дубок, шило, пишет.
лимон, цепочка, берёза, тюлень.
Упражнения для развития умения разбирать слова по составу.
Прочитай слова. Выпиши только родственные слова к слову море.
Моряк, морской, морем, морщинка, морж, (о) море, приморский, уморительно, (к) морю, мордочка.
Обведи номер слова, в котором есть приставка.
доброта 3) доучить
доктор 4) доченька
3) Найди схему, которая соответствует слову раскраска. 1) 3)
2) 4)
4)Выпиши слова с нулевым окончанием.
Алмазный, (в) лесу, конь, клён, (по) степи, степь, читает, завыл, туман, сила, силач, пишешь, снеговик.
5) В «сказочном» языке есть слово бокаушка.
У этого слова есть родственные слова: бокаушить, кауша, каушок, рокауш.
В словах бокаушка, нюфечка, цезялка одинаковый суффикс.
В словах бокаушка, боремка, боус одинаковая приставка.
Слово бокаушка изменяется так: бокаушка, бокаушки, бокаушке.
Разбери по составу слово бокаушка.
Упражнения для развития умения распознавать значение конкретного слова по тексту и формулировать
значение слова в письменной форме.
Прочитай текст.
В детстве мы с бабушкой часто пекли калитки. Прошло много лет, а я отлично помню вкус этих
маленьких открытых пирожков из ржаной муки. Начинку мы чаще всего делали из картофеля или
крупы. Как жаль, что сейчас почти никто не печёт калитки!
Из текста можно понять значение слова калитки. Запиши, что значит это слово.
Калитки _______________________________________________
________________________________________________________
Прочитай предложения.
Командир заставы часто посылал нескольких бойцов в секрет. Они прятались и следили, чтоб никто не
перешёл границу.
В толковом словаре есть три слова секрет.
Секрет – то, что держится в тайне, скрывается от других.
Секрет – военный наблюдательный сторожевой пост.
Секрет – вещество, вырабатываемое некоторыми клетками.
Как ты считаешь, какое из этих слов употреблено в предложении? Докажи свой ответ.
__________________________________________________________
___________________________________________________________
3)Заполни пропуски, выбрав подходящее слово в скобках.
Бабушка приготовила _________ (сытый, сытный) обед.
Рыжий ________( соседский, соседний ) кот любит лакомиться сметаной.
Кремль был обнесён высокими ___________(каменными, каменистыми) стенами.
Упражнения для развития умения распознавать части речи и их грамматические признаки в
предложении.
Запиши в каждый столбик таблицы по 2 слова из данных предложений.
Очнулась бабочка и закружилась над поляной. Повсюду была только
серая трава. Покружила она и села на гладкий камень.
Выпиши все словосочетания, в которых есть имя существительное женского рода,3–го склонения, в
форме творительного падежа.
Пятно на скатерти, гордится книгой, любуется молодёжью, боится мыши, ловить сетью, тихим светом,
поздней осенью.
Прочитай предложение.
Дорожка была засыпана опавшими берёзовыми листочками.
Определи грамматические признаки подчёркнутого имени существительного, заполни пропуски в его
характеристике.
Это имя существительное ________________ рода, ________ склонения, употреблено в предложении в
форме _______________числа, _______ падежа.
Прочитай предложение.
В воинскую часть пришла женщина и рассказала о поступке молодого бойца.
Определи, в какой форме употреблено в предложении выделенное имя прилагательное. Обведи номер
ответа.
В форме м.р., ед.ч., И.п.
В форме ж.р., ед.ч., В.п. В форме м.р., ед.ч., В.п.
В форме ж.р., ед., И.п.
5) Прочитай. Спиши, вставляя буквы и выдели окончания прилагательных. Определи падеж.
У сердит…. юноши, от скрипуч…. дерева, о внезапн… успехе, к пуглив… ягнёнку, в чист… озере, без
сытн… ужина, по покат… крыше.
6)Найди и подчеркни глаголы в начальной форме.
Гуляет, гуляем, гулять, думаем, думаешь, думать, ходят, ходить, ходим, мечтаю, мечтать, мечтаешь.
Запиши предложения, заменив множественное число единственным.
Летит самолёт. Деревья растут. Корабли плывут. Жужжат пчёлы. Снег тает.
Выпиши глаголы 1 спряжения.
Люб…шь, хвал…ть, держ…шь, исполня…м, мечта…м, изуча…те, дума…м, дар…шь, рассказыва…т,
уч…м, лета…т, скач…м.
Прочитай предложение.
Однажды ранней весной я бродил по ельнику.
Определи, в какой форме употреблён в предложении выделенный глагол. Обведи номер правильного
ответа.
В начальной форме.
В форме прош.вр., ед.ч., м.р.
В форме прош.вр., ед.ч., ж.р.
В форме наст.вр., ед.ч., 3го лица.
10) Выпиши предложение, в котором есть глагол в форме настоящего времени, ед.ч., 3го лица.
1) Ты идёшь сегодня на спектакль?
2) Летом на юге звезды сияют очень ярко.
3) Рано утром вода в лужах замёрзла.
Виды работ, которые можно использовать на уроках
окружающего мира при подготовке к ВПР
Диагностическая работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, форме и
количеству заданий.
Задания 1 части работы относятся к сфере социальногуманитарного знания. Они направлены на
выявление уровня освоения начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности.
Лучше всего учащиеся выполняют задания, требующие распознавания предмета и указания его
назначения . С данным заданием справляются почти все обучающиеся: все они смогли назвать
изображенный предмет и пояснить его назначение.
Задание ДВА имело более сложную структуру: требовалось определить профессию, представитель
которой изображен на фотографии; дать пояснения о том, какую работу выполняют люди этой
профессии; назвать наиболее важные для представителей этой профессии качества и пояснить свой
выбор качеств.
Здесь в помощь обучающимся можно разработать упражнения, направленные на умение осознанно
строить речевое высказывание и инструкции для детей, которые позволяет сконцентрировать внимание
учащихся на том, что ОТВЕТЫ В ВЫСКАЗЫВАНИИ ДОЛЖНЫ ПОЛНОСТЬЮ ОТРАЖАТЬ
СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ.
Задание ТРИ представляло собой небольшое сочинение (объемом 7–8 предложений). Оно имело
альтернативный характер: на выбор учащимся предлагалось две темы. Ответы учеников на задание 3
проверялись с точки зрения как содержания (критерий 1), так и языкового оформления (критерий Не
все учащиеся могут выразить свою мысль. Типичной ошибкой при составлении текста было отсутствие
достаточного количества аргументов. Исходя из этого можно составить памятки для составления текстов – рассуждений и упражнения
для формирования умения акцентировать ответ на ключевом слове вопроса.
2 Часть работы содержит задания, традиционно проверяющие содержание раздела «Человек и
природа».
Задания 4 и 5 работы направлены на проверку базовых понятий раздела, к которым традиционно
относятся знания (узнавание) тел живой и неживой природы, а также характерных явлений природы.
Задания 6 и 7 позволяют проконтролировать умение понимать условнографическую информацию,
представленную в средствах массовой информации в разделе описания и прогноза погоды.
Задание 8 дает возможность выявить у обучающихся умение различать в описании опыта его цель, ход
опыта и выводы, тогда как задание 9 позволяет проверить умение устанавливать причинно
следственные связи этапов осуществления определенной деятельности.
Задания 10 и 11 проверяют умение работать с географической картой/схемой, на которой
обучающиеся должны определить выделенную территорию, а после указать типичных ее обитателей из
числа изображенных животных.
Задание 12 контролирует умение работать с естественнонаучным текстом, где обучающиеся должны не
только понять его содержание, но и, самостоятельно определив основания, провести сравнение двух
описанных объектов.
Задания 13 и 17 позволяют проверить умение проводить классификацию объектов по одному или
нескольким заданным основаниям.
Задание 14 связано с логическим установлением следствий определенных событий.
Задание 15, 16 проверяют умение находить части целого на схематических рисунках.
Задание 18 позволяет выявить умение преобразовывать модель в целях выявления общих принципов
поведения. Выполнение данного задания отражает также понимание обучающимися принятых
социальных норм.
Естественно, что передо мной встал вопрос о том, как организовать работу по устранению всех
выявленных недочетов с учетом индивидуальных особенностей учеников.
Работу я построила по следующим направлениям:
в рамках урока
в рамках дополнительных консультаций по подготовке к ВПР
Составила банк тренировочных заданий, которые ежедневно включала в урок. При выполнении данных
заданий обсуждала с детьми, как составлено задание, в чем его особенность и обращала внимание
класса на то, какой планируемый результат оценивается. В рамках дополнительных консультаций
проводила блочные задания, состоящие из 46 упражнений и рассчитанные на 1020 минут. Каждая
работа позволяет ученику проверить свои силы по одной теме (блоку) и оценить результат выполнения
с помощью карточки для самопроверки. Данную работу проводила, опираясь на методические
материалы сборника «Готовимся к ВПР. Окружающий мир»
ВПР по математике Вводную беседу начинаю так:
На выполнение работы отводится 45 минут. Работа содержит 12 заданий.
Рассмотрим и выполним некоторые задания из пробных работ ВПР текущего учебного года, окунемся
в образовательную среду четвероклассников.
Перед вами – самые простые задания из работы – задания, направленные на проверку
вычислительных навыов. Данные приемы вычислений отрабатываются на каждом уроке. Давайте
проверим ваши математические способности
Все мы с вами систематически ходим в магазин, но иногда приходится отправлять за покупками и
детей. ФГОС ориентирует на решение жизненных бытовых задач, которые помогут детям быть
самостоятельными в принятии решений.
В каждой контрольной работе встречаются задачи геометрического характера. Вот одна из них.
С 1 класса на уроках математики дети выполняют задачи на развитие логического мышления. Эти
задания вам очень интересны. Давайте каждый из вас попробует решить такую задачу.
Как вы заметили, задания построены по принципу «От простого – к сложному». Самая сложная задача – перед
вами.
Приведу пример работы с учащимися по теме: «Формирование умения у учащихся читать,
записывать, сравнивать величины, используя основные единицы измерения». Из опыта
С целью прочного усвоения единиц измерения величин и соотношений между ними
целесообразно предлагать разнообразные упражнения и при подготовке к ВПР.
В начальном курсе математики формируются представления о величине как некотором
свойстве предметов и явлений, которое связано с измерением.
Следовательно, изучение величин – это связь математики с жизнью. Практика показывает,
что данный материал является одним из трудных в изучении разделов начального курса
математики.
Типовыми являются задания: «Измерьте длину отрезка», «Выполните действия» (с
величинами), «Найдите периметр (площадь) прямоугольника (квадрата) с заданными сторонами» и др.
Чаще всего учащиеся допускают ошибки в преобразованиях величин, в действиях с
величинами, выраженными в различных единицах, в ходе решения задач на нахождение периметра
(площади) прямоугольника (квадрата), при записи единиц периметра (площади) прямоугольника
(квадрата), в ходе решения составных задач с пропорциональными величинами. Причинами
возникновения указанных ошибок являются:
несформированность понятия о величине;
незнание единиц измерения величин и соотношения между ними;
незнание алгоритмов преобразования величин, действий с величинами, выраженными в
одинаковых или разных единицах;
несформированность общего умения решать текстовые задачи.
на измерение;
на построение отрезков определенной длины, выраженной в единицах двух наименований;
на перевод величин, выраженных в одних единицах, в другие единицы измерения;
на сравнение однородных величин, выраженных в единицах различных наименований;
выполнение арифметических действий с величинами.
На разных этапах урока и подготовки к ВПР предлагаю обучающимся следующие задания:
Задания для устного счета
1.Вставьте в окошко число: 8м= дм, 2ч 15мин = мин
2.Запишите величины в порядке уменьшения(увеличения):
5085 см, 5085 дм, 5085 км, 5085 м.
3.Составь по правилу столбики для величин:
9 км, 1 сут, 80 кг
4.Выбери единицы массы (времени, длины, площади):
5 дм, 1 т, 9 ч,100 кг
5.Какая величина лишняя?
А) 3080 см, 5407 км, 4078 кг, 19063 м
6.Сравни: 7300 мм* 73 м, 35см* 35 дм
Задания для закрепления арифметических действий с именованными числами .
1.Задание на нахождение ошибок «Красный карандаш»
2.Выбери правильное решение. Обоснуй свой выбор. (предлагается 2 решения)
3.Выполнение арифметических действий.
Решение задач
1.Нахождение площади, периметра прямоугольника (квадрата)
2.Выполнение несложных чертежей, рисунков, технологических карт для изготовления модели
изделий. Тесная связь с предметом технология.
3.Задача с недостающими данными.
Предлагаю внести в задачу недостающие данные, либо сформулировать вопрос, а затем решить её.
4. По краткой записи, детям предлагаю составить текст и решить задачу.
5. Составление задачи по равенству. (Р = (4+5)*2)
При выполнении заданий используется преобразование величин:
а) перевод величин из различных единиц в одинаковые;
б) наоборот, перевод величин из одинаковых единиц в различные.
Необходимо вооружить учащихся алгоритмом обоих видов преобразований. Кроме этого, на
этапе знакомства с этими алгоритмами полезно требовать от учащихся подробного изложения их
применения.
При изучении действий с однородными величинами, выраженными в одинаковых или различных
единицах используется алгоритм (сложения, вычитания, сравнения):
1.Определи, в каких единицах выражены величины.
2.Вырази единицы в одинаковых величинах.
3.Выполни заданное действие.
4.Преобразуй полученный результат.
5. Проверка.
Как подготовить ребёнка к ВПР?
Специально готовить ребёнка к ВПР не нужно. Иначе пропадает весь смысл в этих
работах. Оцениваются не столько знания школьников, сколько работа педагогов.
Поэтому всё, что нужно сделать это успокоить ребёнка и сказать, что эта работа —
просто часть процесса обучения в школе и ни на что не влияет. Пусть пишет так, как
знает и то, что знает. Проучившись 4 года в начальной школе, он сможет ответить на все
вопросы без специальной подготовки. Это не олимпиадные задания, а проверка
соответствия знаний школьников требованиям ФГОС.
Мудрые учителя философски относятся к этим работам, понимая, что натаскать детей за пару дней и даже месяцев невозможно. Но если учитель обладает всеми качествами
настоящего профессионала, то он и сам не боится такой работы, и не будет
акцентировать внимание учеников на важности выполнения заданий.
Вывод: в целом, ВПР — это хорошо. Относиться к ним надо спокойно. И очень хочется
надеяться, что это, действительно, поможет слабым школам и не очень сильным
учителям стать лучше, опытнее и полезнее для своих подопечных, да и для страны в
целом, как бы высокопарно это ни звучало.
Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению
комплексной контрольной работы
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта обучающиеся начальной школы должны не только научиться
читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации
в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины,
обогащать свой читательский опыт и интеллект. Все эти умения помогут обучающемуся
успешно справиться и с комплексной работой, которая является одним из видов
итогового контроля. Мы, учителя, пока боимся этих инноваций. Но могу вас уверить,
что бояться абсолютно нечего. Самое главное – это научить обучающегося работать с
текстом.
У каждого учителя возникает вопрос как же помочь читателям школьникам установить
правильные взаимоотношения с сигналами текста?
Исходя из собственного опыта, могу сказать, что дети испытывают затруднения в
понимании слов, словосочетаний, фразеологизмов, в прогнозировании, в выделении
главной мысли текста, в ведении диалога с автором.
Первой ступенью работы с текстом является понимание каждого слова, словосочетания,
фразеологического оборота, входящего в текст. Потому что не зная отдельных слов,
обучающийся может либо совсем не понять текст, либо понять недостаточно полно, либо
исказить его смысл.
Поэтому работу с текстом начинаем именно с нахождения непонятных слов, слов,
употребленных в переносном значении. Можно также предложить следующее задание:
Найдите знакомые слова в новом, непривычном употреблении.
В лесу раздавался топор дровосека. Н.А. Некрасов
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат. С. Орлов
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя. А.С. Пушкин
Беря в руки любой текст, зрелый читатель ставит пред собой задачу выделить
главное. Именно эта цель организует анализ текста, начиная с заголовка. Заголовок
настраивает на последующий диалог с текстом. Чем лучше обработан заголовок
(вычерпан его смысл, возникли вопросы, сформулированы гипотезы), тем полнее будет
дальнейшее чтение. Поэтому важно учить детей работать с заголовком.
Предположите, о чем пойдет речь в тексте, имеющем следующий заголовок.
Поставьте вопросы, на которые будут даны ответы в тексте.
Большое значение в работе с текстом имеет прогнозирование. Даже читая заголовок,
читатель в общих чертах предугадывает, о чем пойдет речь дальше. Предположите, о чем пойдет дальше речь в тексте, который начинается с
предложения:
Соболь – небольшой, меньше кошки зверек.
Не менее важно уметь находить в тексте главную мысль. Обучающимся, особенно на
первых порах, трудно выполнить данное задание. Здесь можно использовать задания на
восстановление рассыпанных текстов. Такая работа требует и схватывания главной
мысли, и вычерпывания смыслов из каждого слова, и прогнозирования предстоящего
текста. И самое главное, эта работа должна вестись постоянно, а не эпизодически.
На начальном этапе можно дать следующие задания:
Соберите рассыпанный текст так, чтобы получилось осмысленное предложение.
Потому, у, рождения, день, играл, веселую, что, крокодил Гена, гармошке, на, него,
песенку, был.
Распутайте и исправьте «путаницы» и «небылицы».
Зеленые снежинки распускаются в весеннем лесу.
Деревня пошла продавать далеко.
Старушка от рынка была молоко.
Обучающимся начальных классов трудно понять что такое «главное» и «неглавное» в
тексте, т.е. выделить главную мысль. Опыт показывает, что лучше всего учить ребенка
выделять основную мысль на стихотворных текстах и произведениях фольклора.
Найдите в тексте слова, выражающие главную мысль, и объясните их значение.
Закатилось солнце за лесок,
Стал лесок и темен и высок.
Ктото притаился за сосной,
Чтото прошуршало за спиной,
Загорелись в елках огоньки…
Ой! –
Глаза у страха велики! (В. Левановский)
В работе с текстом не менее важно понимание – это выделение в тексте непонятного и
формулировка его в виде вопроса. Работа с вопросами может быть разной. Можно
использовать следующие методические приемы:
Ответы на готовые вопросы.
Самостоятельная постановка вопросов к тексту.
Смешанная: постановка вопросов к тексту и ответы на заданные вопросы. Мне
кажется самый интересный прием.
Читайте текст и отвечайте на предлагаемые вопросы.
После того как у школьников сформированы отдельные приемы внимательного чтения,
можно переходить к выработке у них умения беседовать с текстом, т.е. с автором. После
прочтения каждой фразы нужно задать вопрос автору или прокомментировать
прочитанное.
Три маленькие хрюшки
Отчаянно кричат.
Пора помыть им ушки,
А хрюшки не хотят.
Напрасно мы купали
В корыте поросят.
Они от нас сбежали И в лужице лежат.
Но нельзя забывать о воображении. Ведь для детей воображение – естественная форма
их мысли. Оно помогает им освоиться в еще не совсем понятном им окружающем мире.
На что похож кленовый листок?
Какое сравнение может быть в тексте?
Летняя ночь была теплая, как ...
Допишем стихотворение по двум первым строчкам:
В зоопарке бегемот
Проглотил ежа, и вот…
Он глотает фталазол
И на всех ужасно зол. (мрачно)
Поднял он ужасный крик:
К острой пище не привык. (каламбур)
Две недели сторожа
Ищут бедного ежа. (сочувствие)
Бегемот во всю хохочет:
Еж ему нутро щекочет. (весело)
Обучающиеся часто испытывают трудности в составлении плана. Чем же важен план
текста? Вопервых, план помогает понять текст, лучше запомнить материал, а также
является средством самоконтроля и самооценки. Чтобы составить план, нужно понять
текст. А чтобы понять текст, нужно уметь выделить в нем существенное, разделить на
части. Здесь можно использовать методику восстановления текста.
Прочитайте заголовок:
Предположите, о чем будет говориться в тексте.
Восстановите текст.
Мимо ехал колхозник Егор. Под деревом он заметил мальчика. Мальчик был еще жив.
Дядя Егор завернул Ваню в тулуп и привез в деревню.
Стояла холодная зима. Утром Ваня взял сани и поехал в лес за дровами.
Вдруг началась метель. Сильный ветер крутил хлопья снега и бил в лицо. Дорогу замело.
Мальчик долго бродил по лесу. Он устал, сел под ель и заснул.
Проведем диалог с текстом.
«Заблудился возникают вопросы: кто заблудился? Где заблудился? Почему
заблудился? Кто заблудился, предположить очень трудно. Где заблудился? Чаще всего
это бывает в лесу или на какихто просторах в непогоду. Почему заблудился? Плохо
ориентировался в этой местности или была непогода.
Стояла холодная зима. Наверное, заблудился изза метели или пурги.
Утром Ваня взял сани и поехал в лес за дровами. Значит, заблудился мальчик в лесу.
Наверное, началась метель, и он потерял дорогу.
Вдруг началась метель. Значит, правильно наше предположение.
Сильный ветер крутил хлопья снега и бил в лицо. Все подтверждается.
Дорогу замело. Еще одно подтверждение.
Мальчик долго бродил по лесу. То же самое.
Он устал, сел под ель и заснул. Известно, что в таких случаях люди замерзают. Но Ваня,
наверное, не погиб; рассказ называется «Заблудился», если бы он погиб в лесу, рассказ
назывался бы както иначе. Наверное, его ктото спасет. Но кто?
Мимо ехал колхозник Егор. Вот он и спасет Ваню. Дядя Егор завернул Ваню в тулуп и привез в деревню. Все правильно».
После такого диалога ребенок должен выделить главную мысль рассказа, а для этого
перечислить, о ком или о чем говорится в рассказе и что об этом говорится: «Здесь
говорится о времени года, о Ване, о метели и о дяде Егоре. О Ване говорится, что он
пошел в лес и заблудился. О дяде Егоре, что он нашел Ваню и спас. О погоде говорится,
что была суровая зима и, когда Ваня пошел в лес, началась метель.
Теперь можно выделить главную мысль рассказа: Ваня заблудился, и его спас дядя
Егор».
После этого текст нужно разбить на части, сгруппировав возле каждой существенной
мысли относящийся к ней материал. Наконец, каждую часть нужно озаглавить.
Вначале с вопросами, о ком или о чем говорится в тексте и что об этом говорится, к
ребенку обращается учитель. Однако после непродолжительной тренировки дети
должны сами задавать себе вопросы.
Такая работа с текстом и составленный план помогает готовить различные виды
пересказов и успешно справиться с комплексной контрольной работой.
Итак, давайте ответим на вопрос: что же такое умение работать с текстом?
Я думаю, что работа с текстом заключается в следующем:
Сначала нужно понять материал;
Затем выделить в нем наиболее существенную информацию;
Запомнить информацию.
Памяткаинструкция
по самостоятельной работе с текстом
Работайте с заголовком!
Прочитав заголовок, остановитесь!
1. Сформулируйте для себя, о чем пойдет речь в тексте.
2. Вспомните все, что вы уже знаете на эту тему.
3. Поставьте вопросы, на которые, по вашему мнению, будут даны ответы в тексте.
4. Попытайтесь, насколько это, возможно, дать на эти вопросы предположительные
ответы до чтения текста.
5. После этого приступайте к чтению. Читая, сопоставляйте выдвинутые вами
предположения с реальным содержанием текста.
Работайте с текстом!
Обращайте внимание на непонятное в тексте.
1. Читая, следите, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть,
найдите к ним объяснение в словарях или справочниках или обратитесь с
вопросом к тем, кто это знает.
2. Непонятным может быть само содержание текста. Подумайте, не связано ли это
непонимание с пройденным, но плохо усвоенным материалом. Подумайте, что
именно из старого материала мешает пониманию, и повторите его. Подумайте, не
станет ли текст понятным, если разобрать конкретно примеры.
Ведите диалог с автором!
1. По ходу всего чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения
о дальнейшем его содержании.
2. Проверяйте свои предположения в процессе чтения. Если вы не можете дать предположительные ответы на свои вопросы, ищите эти ответы в
тексте. Если не можете найти ответ, помните, что в тексте его может и не быть. В таких
случаях пытайтесь найти недостающие сведения в других источниках.
Выделяйте главное!
1. Читая текст, старайтесь отделить в нем главное от второстепенного. Обдумайте, в
какой части текста выражена главная мысль, а что эту главную мысль поясняет
или дополняет.
2. По ходу чтения составляйте план (устный или письменный) или конспект текста.
3. Составляйте схемы, чертежи, таблицы, отражающие существенные моменты
текста.
4. В случае необходимости делайте выписки.
5. Рассматривайте все данные в учебнике примеры и придумывайте свои.
На протяжении работы старайтесь представить себе то, о чем вы читаете!
Запоминайте материал!
1. Объясните себе, в чем связь мыслей – пунктов вашего плана.
2. Перескажите текст по плану.
3. Ответьте на вопросы учебника или записанные в тетради вопросы учителя.
Проверяйте себя!
1. Ответьте на вопросы, проверьте по учебнику правильность своего ответа.
2. После пересказа проверьте, все ли выделенное вами пересказано и не было ли при
этом ошибок.
Итак, подводя итоги нашего мастеркласса, можно сделать вывод, что совсем не нужно
бояться комплексной контрольной работы, а нужно планомерно, постоянно, на всех
уроках работать с текстом. Давайте вспомним, какие методы и приемы можно
использовать для работы с текстом.
Работа со словом, словосочетанием, предложением.
Прогнозирование.
Работа с рассыпанным текстом.
Использование стихотворений, произведений фольклора.
Работа с вопросами.
Беседа с автором.
Развитие воображения.
В заключение нашей работы я предлагаю Вам творческое задание – составить Синквейн
на тему: Работа с текстом.
Функции синквейна Синквейны выполняют две важнейшие функции: помогают
преподавателям проверять знания ребят и экономят время, которого никогда не бывает
много. Такое стихотворение позволяет учителям осуществлять контроль над детьми,
ведь никому не удастся изложить суть в нескольких строчках, если не было
ознакомления с необходимым материалом.
Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним
словом и обязательно существительным.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих
ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий,
описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В
третьей строке три слова. Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой
составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может
быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое
выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте
раскрываемой темы.
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог,
резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
Работа с текстом
Интересная, нужная.
Понимать, составлять, прогнозировать.
Работать с текстом нужно на всех уроках.
Идеальный читатель.
Подготовка к Всероссийской проверочной работе за курс начальной школы
Подготовка к Всероссийской проверочной работе за курс начальной школы
Подготовка к Всероссийской проверочной работе за курс начальной школы
Подготовка к Всероссийской проверочной работе за курс начальной школы
Подготовка к Всероссийской проверочной работе за курс начальной школы
Подготовка к Всероссийской проверочной работе за курс начальной школы
Подготовка к Всероссийской проверочной работе за курс начальной школы
Подготовка к Всероссийской проверочной работе за курс начальной школы
Подготовка к Всероссийской проверочной работе за курс начальной школы
Подготовка к Всероссийской проверочной работе за курс начальной школы
Подготовка к Всероссийской проверочной работе за курс начальной школы
Подготовка к Всероссийской проверочной работе за курс начальной школы
Подготовка к Всероссийской проверочной работе за курс начальной школы
Подготовка к Всероссийской проверочной работе за курс начальной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.