Материал содержит текст и сочинение по тексту Утенкова Д в рамках подготовки к ЕГЭ. Оно написано по критериям, с опорой на предложенный для анализа текст, с использованием аргументов из литературного и жизненного опыта Для учащихся 11 классов, думаю, будет полезным.
Текст Дмитрия Утенкова.
(1)Дети видят мир не так, как взрослые. (2)У нас, даже если мы и восторгаемся
закатом, птичками или кошками, – это больше так, замыленные восторги. (3)А дети
сливаются со всей этой красотой. (4)Они не вне, а внутри неё.
(5)Однажды на листочке бумаги мой сын Серёжа нарисовал двух котов, собирающих
в лесу грибы. (6)Большой кот и котёнок шли, держась за руки. (7)Дада, не за лапы, а
за руки. (8)Шли почеловечески на двух ногах и с корзинками. (9)Сквозь детскую
наивность проглядывала живая реальность. (10)Кот и котик явно изображали нас с
Серёжей.
(11)Острота и незамыленность в детском взгляде – это ещё не всё. (12)Он обладает
также и «микроскопными» свойствами, позволяющими замечать усы комара, крылья
мухи, песчинки, сахаринки… (13)Жучковпаучков, травинки, цветочки я показывал
сыну, когда он был ещё младенцем. (14)Вместо ярких и безвкусных пластмассовых
погремушек я вешал перед ним на ниточке осенние листья клёна, цветы по сезону,
шишки еловые да сосновые. (15)И видел его явное удовольствие от них.
(16)Лет с пятишести я стал рисовать с ним на пару. (17)Я рисовал то, что он не мог,
а потом отдавал дорисовывать то, что ему хотелось. (18)А затем оставлял наедине с
нашей общей работой.
(19)Кошки и котята дома у нас не переводились. (20)Цветы, попугайчики. (21)Да и в
деревне он жил подолгу. (22)Лес настоящий, речка Смородинка, старые домики.
(23)Громадные берёзы и вётлы. (24)Колодец, родник. (25)Словом, природа во всём
стихийном многообразии. (26)Были грозы страшные, и закатырассветы росные, град.
(27)Был даже смерч настоящий, что на его глазах сломал высоченную берёзу. (28)А
какие туманы в полнолуние мы с ним видели!
(29)Помнится, показал я Серёже в сильную лупу снежинки на улице. (30)Нашёл
фотографии в книгах. (31)И сказал, что среди миллионов снежинок одинаковых
никогда не будет. (32)Серёжа это понял и стал уже подругому смотреть на это белое
чудо. (33)И рисовать. (34)Вот отсюда и сюжеты его картинок появлялись. (35)Могут
спросить, мол, почему он так много кошек рисует и… сорок? (36)Просто у нас их
много, и он вместе с нами их любит. (37)А черепашекниндзя или динозавров, не
говоря уж о телепузиках, он никогда не рисовал.
(38)Флоренский писал своей дочери в 1937 году из Соловецкого лагеря: (39)«Секрет
творчества – в сохранении юности. (40)Секрет гениальности – в сохранении детства,
детской конституции на всю жизнь… (41)Этато конституция и даёт гению
объективное восприятие мира… и потому оно цельно и реально. (42)Иллюзорное, как
бы блестяще оно ни было, никогда не может быть названо гениальным. (43)Ибо суть
гениального мировосприятия – проникновение в сущность вещей, а суть иллюзорного
– в закрытии от себя реальности».
(По Д. Утенкову*)*Дмитрий Максимович Утенков (родился в 1948 г.) – современный график, член Союза
художников России.
Сочинение ЕГЭ по тексту Утенкова Д.
в
ребенке
личность.
воспитать
творческую
Как вы думаете, все ли художественные открытия были основаны на первых
детских впечатлениях? Прочитав, казалось бы, очень простой текст, я не заметила,
как втянулась в поиски ответа на этот вопрос. Высветилась проблема детского
восприятия окружающего мира.
.
Разумеется, эта серьёзная нравственная проблема волнует тех людей, которые
заботятся о будущем своих детей, об их духовном росте. Именно взрослый наставник
может
Так в глубоких, убедительных размышлениях автор утверждает, что красоту
мира дети не столько воспринимают, сколько «сливаются» с ним. К такому выводу
приходит художник, журналист Дмитрий Утенков, наблюдая за тем, как сын Сережа
рисует. Что же потрясло художника?
.
Наверно, меня бы тоже удивило, что ребенок изобразил кота и котенка,
идущих держась за руки. Вслед за автором, я тоже считаю, что именно в этой
детской наивности «проглядывает живая реальность». Причину такого отношения
журналист видит в особом восприятии живой природы. .
Обратите внимание, как многообразен, ярок и причудлив мир пластмассовых
игрушек (безвкусных китайских погремушек). Мне кажется, необыкновенно просто и
очень правильно вместо них дарить ребенку удовольствие от созерцания листьев
клена, еловых шишек. Тогда ребенок, действительно, научится искренне понимать
красоту и восторгаться закатами, луговыми цветами , журчащими родниками и
речкой Смородинкой. Действительно, может так и надо воспитывать с юности
творческую личность. Так же считает и Д.Утенков, современный график,
талантливый художник и замечательный отец.
Безусловно, каждый писатель, с творчеством которого мы знакомимся на
уроках, писал о детском восприятии окружающего мира. Непосредственность,
открытость и искренность свойственны особенному, удивительному герою сказки
Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц». Он предпочел гордым и красивым
розам с другой планеты свою хиленькую, заботливо оберегаемую им от гроз и
ветров,
Вспомним еще один эпизод встречи маленького принца с пьяницей. Меня он
удивляет своим непосредственным вопросом : « А почему ты пьешь?» Я уверена; ни
один взрослый не задастся таким вопросом.
Таким образом, объективное восприятие мира, цельное и реальное, как основа
гениальности, закладывается еще в детстве. А проникая в суть вещей, постигая
природную красоту, дети живут в этом мире, в отличие от взрослых.
Значит, всегда должен быть ктото, кто поможет увидеть в снежинке «белое
чудо»!
розу.
.