Подготовка учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рецензии
Оценка 5

Подготовка учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рецензии

Оценка 5
Контроль знаний
docx
русская литература
11 кл
20.03.2018
Подготовка учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рецензии
Представлена статья на тему - Подготовка учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рецензии Чтобы понять, что такое рецензия и как её писать, нужно узнать о главных характеристиках этого жанра: -Рецензия должна содержать в себе глубокий анализ произведения и его оценку. -В зависимости от цели написания могут быть использованы различные стили: публицистический, научно-популярный или научный. -Типом речи является рассуждение. -Рецензия пишется по определённому плану в сдержанном тоне, в отличие от отзыва, которой можно составлять в свободной форме.Работа над рецензией начинается с чтения, комментирования, объяснения критериев экзаменационного сочинения.
статья.docx
Борискина Галина Георгиевна, учитель русского языка и литературы ГОУ «Забайкальский центр  специального образования и развития «Открытый мир» Чита, Забайкальский край 2018 г    Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» Подготовка учащихся   10­11   классов   к   написанию   сочинения­рецензии             Подготовка учащихся к написанию сочинения­рецензии начинается с 5 ­го   класса,   когда   ребята   обучаются   работе   с   текстом.   Они   проводят комплексный, коммуникативный, лингвистический и другие анализы текста. С 5­го   же   класса   ведётся   систематическая   и   целенаправленная   работа   по развитию   речи   учащихся.   Они   обучаются   навыкам   написания   сочинения разных   жанров   и   типов   речи.   Сочинения   —   рассуждения   на   морально­ этические, нравственные темы — первая ступенька к написанию рецензии.          В 10 классе начинается работа по написанию рецензии (Часть С) ЕГЭ. Ребята   вспоминают   значение   слова   «рецензия».   Термин«рецензия» имеет латинские корни. Понятие происходит от слова recensio и в переводе означает “просмотр,   сообщение,   оценка,   отзыв   о   чем­либо”. Рецензия –   это критическое   сочинение,  письменный  разбор, содержащий  краткий  анализ  и оценку рецензентом.            Чтобы   понять,  что   такое   рецензия   и   как   её  писать,  нужно   узнать   о главных жанра: ­Рецензия   должна   содержать   в   себе   глубокий   анализ   произведения   и   его оценку. ­В зависимости от цели написания могут быть использованы различные стили: публицистический, научный.   ­Типом рассуждение. ­Рецензия пишется по определённому плану в сдержанном тоне, в отличие от отзыва,   которой   можно   составлять   в   свободной   форме.           Работа   над   рецензией   начинается   с   чтения,   комментирования, объяснения   критериев   экзаменационного   сочинения.   Затем   учащимся представляется сочинением­рецензией: 1. текст 2. Подчеркнуть ключевые слова в каждом абзаце. Ключевые слова – слова, точно текста.     Внимательно научно­популярный   над прочитать характеристиках раскрывающие литературного произведения   идею   и   ярко     речи план работы   является   этого     или тип,   слова   Выписать   ключевые Определить в   стиль   материал   из   прочитанного   Проблема –   это   вопрос, 3. черновик 4. текста        Выписанные ключевые фразы ребята будут использовать в качестве цитат при   формулировке   проблемы,   комментировании,   пояснении   авторской позиции. Напомним им, что необходимо избегать чрезмерного цитирования.          Следующий   этап   работы   —   анализ   прочитанного   текста.   Навыкам лингвистического анализа текста ребята обучаются с 5 класса. Без анализа сложно понять идейно­художественное своеобразие текста. Учащиеся читают текст   по   абзацам,   анализируют   ключевые   фразы, выражающие   главное суждение (часть тезиса), проводят анализ лексики, морфологии, синтаксиса, изобразительно­художественных средств.             Работая над анализом текста, ребята в черновике записывают слова, словосочетания, предложения, текст так, как им удобно. Запись делается в виде  тезисов, конспекта, таблицы, схемы, кластера... Любое  оформление в черновике называется текстом. Главное, чтобы эта запись помогла написанию сочинения.   В   черновике   изложены   основные   понятия   текста,   собран   и систематизирован текста.          После  такой  проделанной  работы ребята  без особого  труда  называют проблемы   текста,   как   правило,   проблем   несколько.Объясняется   понятие «проблема».   над   которым   размышляет автор. Ученику   необходимо   выбрать   одну   проблему,   которую   он   будет формулировать,   комментировать,   аргументировать,   высказывать   по   ней авторскую   позицию   и   своё   мнение. Ребятам   напоминаем,   что   следует сосредоточиться на проблеме, которая 1)находится в центре внимания, а не упоминается вскользь;  2)дает   большой   простор   для   выражения   мысли,   соответствует   знаниям.          При конкретизации проблемы обращаем внимание на следующее: текст не   о   книге,   а о   значении   книги   в   жизни   человека; не   о   культуре, а   о взаимодействии культур; не о вере, а о роли веры в жизни человека; не о сериалах, а о влиянии сериалов на формирование эстетических вкусов; не о природных катаклизмах, а о зависимости одного явления от другого и т. д.           Некоторые   дети   не   знают,   как   начать   сочинение.   Им   предлагаются Например: разные 1.   вопросы: героизм? Что героем? Какого Кто герой?   Что героизм? предложение 2. Героизм...Героизм   отвага. Герой. подвиг.    Герой 3. Цитирование (из этого текста, из художественной литератруы, афоризм, варианты Проблемный   —     —   это человек, сочинения. проблемные можно такой     мужество, начала или такое   человека   назвать совершивший и   ложный   настоящий   такое Назывное —     поднятая   автором,   актуальна предложения размышляет   автор   об   этом   этом   предложении   заключается   проблема   В     Проблема, пословица, поговорка).         На   первом   этапе   работы   некоторые   ребята   испытывают   трудности   в составлении первых предложений при формулировке проблемы текста. Им предлагаются клише:   текста 1. 2.   …   Об   этой   интересной   проблеме   рассуждает   автор   текста. 3. 4.   Именно текста. 5.   Проблемный   вопрос,   рассматриваемый   в   тексте,   актуален   и   сегодня.           Клиширование употребляют только те ребята, которым трудно писать рецензию.       Следующий критерий — это позиция автора – что думает сам автор по данному   вопросу.   Авторская   позиция   ­отношение   автора   к   изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Позиция автора — это вывод, к которому   приходит   автор,   рассуждая   по   поводу   той   или   иной   проблемы. Напоминаем: проблема­ вопрос. Позиция автора — ответ на этот вопрос. В этом   абзаце   должна   быть   обязательно   фамилия   и   инициалы   автора   и словосочетания   «позиция   автора»   или   «авторская   позиция».        Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т. п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с средств). помощью Чтобы   вопросы: 1)   Что   хотел   сказать   автор   читателю,   для   чего   он   написал   этот   текст? 2)   Как   автор   оценивает   описанную   в   тексте   ситуацию? 3)   Как   бы   вы   описали   автора?   Это   человек,   убежденный   в   том,   что   ... Учащимся модули: 1.   Позиция   автора   текста   довольно   ясно   раскрывается   в   следующем  предложении . 2. сами). 3. Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но  подводит  читателя  к  мысли  о  том, что(формулируем  сами). 4. В. Солоухин озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что ... В этом, на мой взгляд, автора. 5.   С   горечью   (   с   восхищением)   говорит   автор   о   том,   что   (формулируем сами).  Я   соглашусь   с   позицией   автора   в   том,   что   (формулируем   сами). Позиция   автора   мне   понятна   и   близка   (формулируем   сами)       После   написания   проблемы   текста   и   авторской   позиции   ребята комментируют проблему. Комментарий легче писать, когда “скелет” первой части готов.  Комментарий   должен   опираться   на текст! Комментарий   —   это   не   пересказ   текста!   В   комментарии   экзаменуемый должен   показать,   насколько   глубоко   он   понял   сформулированную   им проблему   текста,   выделить   ее   аспекты.   Проще   говоря,   это   раскрытие     прочитанный     В.   Солоухин   убеждён: "цитата"   нужно   различных ее,   (формулируем   художественных   ответить     (проблема, предлагаются автора)   будет   позиция     нужно заключается определить позиция   разные   речевые       и         на за   на на   и                 и       два   по автора”   выразил   эмоции в   тексте?   автор пересказ пересказ принципу др.     нравственная типа   “вслед указанной   проблемы,   авторской   позиции.   При   комментировании   следует избегать   обильного   цитирования   и пересказа авторского   текста.   Можно использоватьвводные   слова   “по   мнению   автора”,   “автор   показывает”,   “по мысли обороты. комментария: Различают Текстуальный (   автором”). Комментируя   текст,   учащиеся   задают   себе   следующие   вопросы,   чтобы   не перейти текста: ­На каком материале автор раскрывает проблему? (Какие упоминает имена, факты?) ­Какие Концепционный: Комментируя   текст,   учащиеся   задают   себе   следующие   вопросы,   чтобы   не перейти текста: ­К   какому   типу   принадлежит   эта   проблема?   (Социальная,   философская, экологическая, др.) ­Актуальна ли эта проблема в наши дни? (В чем её значимость для общества?) ­Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? (Касается ли она каждого из нас   или   только   людей   определенного   возраста,   круга   занятий?)        Следующий   критерий:   аргументация   текста. Аргументация –   это приведение   доказательств,   объяснений,   примеров   для   обоснования   какой­ либо   мысли   перед   слушателями   (читателями)   или   собеседником.        Аргументы –   это   доказательства,   приводимые   в   поддержку   тезиса: факты,   примеры,   утверждения,   объяснения   –   словом,   все,   что   может подтвердить тезис.        В   сочинении   ЕГЭ   тезис   –   это   позиция   автора   текста,   которую   нужно обосновать,   доказать   или   опровергнуть. Тезис   (это   так),   подтезис   (почему именно   так). От   тезиса   к   аргументам   можно   поставить   вопрос почему?,   а что… аргументы        быть: научные   аксиомы,   законы   природы,   цитаты   из   авторитетных   источников, статистические   данные,   примеры   из   жизни,   примеры   из   художественной литературы, пословицы.       Аргументация   текста   всегда   вызывает   у   ребят   сложности.   Ведение читательского дневника, заполнение таблицы «Аргументы» помогает ребятам справиться задачей.    Название книги отвечают: потому к Главные герои Проблема Иллюстрацией аргументу афоризмы,   могут   цитаты, Автор с   и   этой                             Краткий комментарий (пояснение) были   связаны                    На уроках литературы ребята собирают и систематизируют материал к сочинению­рецензии   по   русскому   языку.   Напоминаем   учащимся:   при аргументации   необходимо   указать   название   книги,   автора,   главных   героев, краткое пояснение.           Работа над вступлением и заключением ­ очень важная составляющая. Яркое вступление заинтересовывает читателя. Этоприглашение к разговору, рассуждение ­ определение темы (проблемы) текста; ­ представление автора; ­ переход к основной части, связь с ней. Во вступлении недопустим пересказ содержания   текста.   Объем   вступления   –   3­4   предложения.   Вступление перкликается   с   заключением.   В   заключении   прописывается   вывод   всего сказанного. Композиция сочинения — рецензии (вступление, основная часть, заключение)   проговаривается   и   объясняется   учащимся,  для   того   чтобы   не было   логических   ошибок   в   работе.   Однако,   учащиеся   свободны   в   выборе композиции   основной   части   сочинения.   Главное,   чтобы   все   части,   абзацы работы   последовательно.          В 10 классе работа проводилась поэтапно, сначала отрабатывался навык нахождения и формулировки проблемы, затем несколько уроков отводилось определению   авторской   позиции   и   комментированию,   правильному   и грамотному аргументированию текста. Использовались разные приёмы: анализ текста, написание отдельных частей, написание сочинений по одним и тем же текстам,   но   разных   по   проблемам,   поднимаемым   в   них   авторами, анализ образцов сочинений, взаиморецензирование, оценивание по критериям работ одноклассников.   Надо   сказать,   что   клиширование   и   опорные   конструкции, речевые модели использовались только теми учащимися, которые не умели писать,   рецензировать   текст.   В   11   классе   даже   эти   дети   «уходили»   от шаблонов речи, составляя свой текст. Приветствовались работы, в которых были   яркие   образные   выражения,   в   которых   звучала   музыка   слова, чувствовалась мысли.           Работы школьников проверялись согласно критериям экзаменационного сочинения (Часть С) ЕГЭ. Перевод баллов в оценку составлен педагогами ШМО таблице.    Баллы логически глубина показан душа ниже   и   и   и   в                 от 0 до 5     от 6 до 12     от 13 до 16     от 17 до 21 (23)   «3» «2» Оценка          За   несколько   лет   обучения   школьников   к   ЕГЭ   не   было   ни   одного учащегося,   который   бы   не   написал   сочинения   —   рецензии   на   экзамене. «4» «5» Результаты   экзаменационного   сочинения     Год (Часть   С)   таковы:  Баллы сочинения от 0 до 5 Баллы сочинения от 6 до 12 Баллы сочинения от 13 до 16 Баллы сочинения от 17 до 21 (23)   5 учащихся   ­ 2003 2004 2004­2005   2006­2007   2009­2010   2010­2011   7 учащихся 10 учащихся 4 учащихся 8 учащихся 17 учащихся 10 учащихся 8 учащихся 13 учащихся 15 учащихся 3 учащихся 12 учащихся 10 учащихся 1 учащийся 6 учащихся 10 учащихся           Написание сочинения — рецензии, выполнение части С ЕГЭ позволило учащемуся   повысить   общий   балл   своей   работы   и   дало   возможность поступления учреждения.    Литература: учебные в       Борисенко   Н.А.,   Нарушевич   А.Г.,   Шапиро Н.А. Материалы   лекций дистанционного   курса   “Подготовка   учащихся   к   выполнению   текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11­х классах”. Задания   и   решения   контрольных   работ   по   дистанционному   курсу “Подготовка   учащихся   к   выполнению   текстовых   заданий   в   итоговой аттестации по русскому языку в 9–11–х классах”. Шенкман В. На пути к созданию собственного текста. Приложение к /2010  газете   “Первое   сентября”   Литература   №   17,     19   Интернет­ресурсы:        1. Сайт «Подготовка к ЕГЭ» http://5­ege.ru/plan­sochineniya­ege­po­russkomu­yazyku/ Сайт педагога аттестация» http://uchportfolio.ru/boriskina1963/?page=36458 «УчПортфолио» страница         «Итоговая Сайт   «УчПортфолио»   страница   педагога   «Творческие   работы учащихся» http://uchportfolio.ru/boriskina1963/?page=20175     

Подготовка учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рецензии

Подготовка учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рецензии

Подготовка учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рецензии

Подготовка учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рецензии

Подготовка учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рецензии

Подготовка учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рецензии

Подготовка учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рецензии

Подготовка учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рецензии

Подготовка учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рецензии

Подготовка учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рецензии

Подготовка учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рецензии

Подготовка учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рецензии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2018