Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственная организация образования
«Кузбасский региональный центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»»
(ГОО «Кузбасский РЦППМС»)
«Подростковые антиобщественные группировки. Как противостоять влиянию»
Методическая разработка классного часа
(для обучающихся 7 – 9 классов)
Кузьминова Ольга Евгеньевна,
педагог – организатор отделения
профилактики правонарушений
среди несовершеннолетних
ГОО «Кузбасский РЦППМС»
2022
Правовое воспитание в школе является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Правовое воспитание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда дети могут уже сознательно воспринимать сущность законов. Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально - правовых норм.
Основной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника. И очень важно, чтобы обучающие хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
Цель: - ознакомить обучающихся с понятиями «антиобщественная группировка»;
- дать информацию о принудительных способах вовлечения в молодёжные антиобщественные группировки и возможных последствиях участия в их деятельности.
Задачи: - ознакомление обучающихся с правовыми нормами;
- привитие навыков законопослушного поведения;
- умение оценивать последствия правонарушения для себя и окружающих;
- приобретение опыта обсуждения предложенных ситуаций;
- воспитывать чувство ответственности, умение оценивать последствия участия в антиобщественной деятельности.
Методическая разработка направлена на правовое воспитание, изложена в доступной форме для школьников, предусматривает участие и взаимодействие детей, полное включение их в процесс познания. Каждый может высказать свою точку зрения, а не пассивно перенимать опыт взрослого человека.
Ожидаемые результаты: повышение информированности о видах правонарушений и ответственности несовершеннолетних, формирование умения давать верную оценку противоправным действиям, применять знания в конкретных жизненных ситуациях. Снизить % детей, состоящих на учёте в ПДН и КДН. Повысить уровень удовлетворённости родителей и детей работой образовательного учреждения.
Данная методическая разработка позволяет формировать правовые компетенции обучающихся понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.
Форма проведения: Классный час, для 7 – 9 классов. Рекомендовано для дистанционного проведения.
Продолжительность: 45 минут.
Оборудование: На доске тема занятия. На каждой парте текст «Письмо учительнице».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Педагог. На сегодняшнем занятии мы будем рассматривать злонамеренный поступок (хулиганство) как часть деятельности антиобщественной молодежной группировки. Тема нашего занятия: «Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок».
2. Основная часть.
Беседа.
Педагог. Что значит антиобщественная молодежная группировка?
Дети: Антиобщественная - значит, она ведет деятельность, которая не соответствует принятым обществом нормам, нарушает их. Молодежная - значит, в нее вступают только молодые люди (подростки) примерно одного возраста. Группировка - люди, объединенные какими - то общими интересами.
Педагог. Иными словами, антиобщественная молодежная группировка - это группа молодых людей, регулярно нарушающих законы.
Педагог записывает определение на доске.
Педагог. Что включают в себя такие противозаконные акты?
Дети. Иногда молодёжь объединяется в группировки, имея общие интересы, например, фанаты одного футбольного клуба. Не зная чем заняться в свободное время и куда выплеснуть накопившуюся энергию, они устраивают погромы, разбои, затевают драки с прохожими.
Педагог. Какова причина вступления некоторых молодых людей в эти группировки?
Дети. Желание казаться взрослым, подражание, желание быть нужным...
Один ученик записывает ответы на доске.
Педагог. А можно подростка заставить вступить в антиобщественную группировку?
Дети. Да, можно. Ему можно угрожать, запугивать, оказывать давление.
Педагог. Для чего это делается?
Дети. Чтобы пополнить ряды антиобщественной группировки, так как более взрослые ее члены могут покидать ее.
Педагог. Итак, что же у нас получилось? Каковы причины вступления молодежи в антиобщественные группировки, или иными словами, банды?
На доске:
· подражание;
· желание казаться взрослее;
· желание быть в коллективе;
· желание быть нужным;
· давление;
· угрозы;
· запугивание.
Педагог. Каковы же самые частые причины вступления подростков в группировки?
Дети. Потребность в общении, чувство страха, желание быть защищенным.
Педагог. У каждого человека есть заветные желания и мечты, которые должны воплотиться в жизнь. Общение с людьми и реализация своих желаний развивает у человека чувство собственного достоинства и самоуважения. Назовите некоторые из них.
Дети. Желание нравиться, желание быть кому - то необходимым, желание общаться с интересными людьми, желание быть известным и др.
Педагог. Можно ли удовлетворить чувство общения где - то еще, кроме как в группировке? Где?
Дети. В школе с одноклассниками; в объединениях дополнительного образования, клубных формированиях, спортивной секциях.
Педагог. Вы называли еще одну причину, по которой молодые люди становятся членами банды. Они надеются тем самым обеспечить себе защиту. Воплощается ли это желание в жизнь?
Дети. Воплощается, но на определенное время, пока подросток является членом этой группировки. Если он из нее выходит, то наибольшую опасность для него представляют ребята из этой же банды или те, кому он причинил зло, будучи участником группировки.
Педагог. Каковы последствия участия в банде?
Дети. Проблемы‚ с родителями, в школе, злоупотребление спиртными напитками, нарушение закона, заключение под стражу, суд, отбывание наказания в колонии, учеба в спецшколах закрытого типа.
Педагог. Кого - то ждет наказание больше, кого - то меньше, но финал участия в антиобщественной группировке один, ведь все, что делает банда, является нарушением закона. Сейчас я вам расскажу одну жизненную ситуацию, которая действительно имела место в одном из городов России.
Девочку назовём Светланой. Света, обучающаяся 9 - го класса, была очень одинока. Ей казалось, что родные в семье ее не любят, и она мечтала иметь подруг, друзей, участвовать в художественной самодеятельности школы, где бы ее окружали люди, уважающие и любящие ее. Светлана была очень обрадована, когда девочки пригласили ее в свою компанию. Наконец - то у нее будут настоящие друзья!
Света знала этих девочек из соседнего дома. Они учились в той же школе, где и она, только в старших классах. Она завидовала им. Они были всегда вместе, веселые, ничего не боялись, такие смелые, независимые, с ними рядом всегда были молодые люди. Когда Света пришла на то место, где собиралась эта компания, ей сразу сказали, что если она хочет быть с ними, то для этого ей надо сделать, что ее попросят и «проявить» себя. Света готова была на все, только бы ее приняли в эту группу. Лидер компании дал ей следующее задание - на стене дома написать от имени их компании несколько угроз в адрес определенных подростков. Девушка сочла это задание пустячным и с готовностью выполнила его. После чего она была официально принята в члены этой компании. Светланиной радости не было предела. Наконец - то совершилось то, о чем она так давно мечтала. Они собирались вместе, курили, выпивали, посещали дискотеки, несколько раз отбирали деньги у младших, пугали старушек, писали непристойные слова на лестничных клетках. Как было весело!
В соседнем дворе существовала другая компания подростков, которая соперничала с ними. Новые друзья Светы сказали ей, что одна девушка плохо говорила о ней, об их компании и что следует ее наказать. Это надо сделать на глазах у всех, чтобы другим неповадно было говорить о них плохо. Света не смогла отказаться и от этого задания. Она подошла к указанной девочке в столовой школы, ударила ее, оскорбила непристойными словами и пригрозила, что в дальнейшем будет еще хуже. Новые друзья Светы видели эту сцену, сказали ей, что она молодец, настоящий их друг. Светлану вызвали в кабинет директора школы, и директор попросил ее объяснить свое поведение. Девочка Света сказала, что эта девушка плохо отзывалась о ней и ее друзьях и что она не могла этого так оставить. Были вызваны в школу родители Светланы. А Света даже думала: «Я теперь такая же смелая, независимая, как мои новые друзья, я теперь ничего не боюсь». Позднее Света узнала, что друзья обиженной девочки решили разобраться со Светой и ее компанией. Один из новых друзей Светы дал ей нож, на всякий случай. Для выяснения отношений обе компании встретились во дворе дома. От словесных оскорблений и перепалки перешли к драке. Светлана не была готова драться, тем более с ножом, но, тем не менее, она должна была поступать как все. Один из неприятелей заметил в руках Светы нож и вынул из кармана свой, ударил им девочку. Света выронила нож и упала. Увидев это, все испугались, разбежались, оставив девушку истекать кровью. Жильцы дома вызвали «скорую помощь». Приехавшая бригада врачей доставила Светлану в больницу.
Что заставило Свету присоединиться к банде?
Дети. Желание иметь друзей, потребность в общений, во внимании, в деятельности.
Педагог. Каких действий требовали от нее члены банды?
Дети. Действий преднамеренно жестоких, нарушающих закон, причиняющих вред людям.
Педагог. Перечислите последствия участия Светланы в банде.
Дети. Нарушение закона, исключение из школы, ухудшение здоровья (она стала курить, пить, получила ранение ножом).
Педагог. Пришли ли на помощь в критической ситуации Свете члены банды, были ли ей верны, обеспечили ей защиту?
Дети. Нет, они оставили ее, раненую, истекать кровью, а сами позорно сбежали. Если бы случайные свидетели не вызвали «скорую помощь», она бы могла умереть.
Педагог. Как вы думаете, в антиобщественные группировки попадают только подростки из неблагополучных семей?
Дети. Нет, не только. Все зависит от самого подростка, захочет ли он участвовать в деятельности банды.
Педагог. По вашему мнению, Света девушка из хорошей семьи или нет?
Дети. Вы говорили о том, что ей казалось, что родные ее не любят. Это часто бывает в подростковом возрасте.
Педагог. Было ли у вас такое ощущение? Когда?
Дети. Да, было, когда мне мало внимания уделяли родители. У них не было времени поговорить со мной?
Педагог. Так ли это на самом деле?
Дети. Большинство подростков заблуждаются по этому поводу.
Педагог. И многие из них пытаются найти теплые доверительные отношения в антиобщественных группировках. С первого взгляда может показаться, что они их нашли. Например, Света тоже чувствовала себя очень хорошо в банде. Думала, что все ее действительно любят, и что раз она для них готова на все, выполняла любые их задания, то и они всегда придут на помощь ей и защитят. Так ли это на самом деле? Почему?
Дети. Нет. В итоге получается, что каждый сам за себя, никто не пришел ей на помощь, бросили одну.
Педагог. Какие чувства после этого испытывала Светлана?
Дети. Боль, обиду, разочарование в людях.
Педагог. У вас на партах лежит текст «Письмо учительнице».
Прочтите его про себя.
Ученики читают текст про себя.
«Дорогая Мария Ивановна! Как вы поживаете? Надеюсь, у Вас все в порядке. Я же просто «валяю дурака», отбывая срок, который мне дали за групповое вооруженное ограбление магазина. Я все еще помню, как сбежал с Вашего урока в тот день, но я не знал, что мне делать. Наверняка Вы скажете, что я испугался. Знаю, Вы видели, как я перебегал дорогу возле школы в этот день. Ну, ладно, хватит об этом. Скажите, как у вас идут дела, как новый класс? Надеюсь, что ребята относятся к вам хорошо. Да, Мария Ивановна. Окажите мне услугу - передайте Коле, Карине и Лёше, чтобы они написали мне письмо. Вы, наверное, думаете, что здесь дни проходят быстро, но на самом деле это не так. Мой срок заканчивается в конце августа, и то, если я буду хорошо себя вести, тогда через три месяца я вернусь домой. Пожалуйста, скажите всему классу, что это не то место, где проводят лучшие годы жизни и надо думать, прежде чем что - то сделать. Ладно, Мария Ивановна, мне уже нужно идти. Надеюсь, что скоро Вас увижу. Пожалуйста, напишите мне письмо. Искренне Ваш ученик - Сергей».
Педагог. Можно ли понять из письма, что Сергей сожалеет о случившемся?
Дети. Он пишет о том, что это не то место, где проводят лучшие годы жизни и надо думать, прежде чем что-то сделать противозаконное.
Педагог. Можно определить, что он был членом банды?
Дети. Да. В письме говорится, что он отбывает наказание за групповое вооруженное ограбление.
Педагог. Какие последствия для Николая имело нарушение закона?
Дети. Он был осужден и отправлен в воспитательную колонию.
Педагог. Как изменилась его жизнь после ареста?
Дети. Он находится в изоляции, редко видится с родными и друзьями, скучает по ним.
Педагог. Предположите, как сложится его жизнь после освобождения?
Дети. Вряд ли он будет учиться в престижном учебном заведении. Прежние друзья могут не принять его в компанию, трудно будет устроиться на работу, не каждая девушка выйдет замуж за бывшего заключенного.
Педагог. Как вы думаете, почему Сергей стал участником антиобщественной группировки?
Дети. Ему нечем было заняться, хотел найти друзей.
Педагог. По какой причине Сергей принял участие в ограблении магазина?
Дети. Все члены банды участвовали, и он принял участие тоже. Возможно, его заставили.
Педагог. Какие методы используют члены антиобщественных группировок, чтобы заставить человека делать то, что они хотят?
Дети. Показывают расположение и дружелюбие, играют на чувстве собственного достоинства (как в случае со Светой: члены банды сказали ей, что о ней плохо отзывалась какая - то девушка, этого так оставить нельзя).
Педагог. Существуют ли способы противостояния такому давлению? Какие?
Дети. Не ходить в те места, где собираются члены банды; не одеваться, как члены банды; общаться с друзьями, которые не являются членами банды; не ходить в одиночку.
Педагог. К кому можно обратиться за советом, помощью?
Дети. К родителям, учителям, а милицию, к друзьям, братьям и сестрам, родственникам.
Педагог. Также помощь может оказать школьный психолог, социальный педагог, можно позвонить по телефону доверия, обратиться в Центр психолого - педагогической помощи, социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних. Почему иногда подростки не хотят обращаться за помощью к родителям или учителям?
Дети. Боятся непонимания с их стороны. А также критики в свой адрес, обвинений, ругани, скандала.
Педагог. Что же нужно сделать, если не хочешь рассказывать об этом родителям?
Дети. Обратиться за помощью к психологу школы, либо позвонить по телефону доверия.
3. Итог занятия.
Педагог. Какой же вывод по данной теме можно сделать?
Дети. Не нужно присоединяться к антиобщественной группировке, надо уметь сопротивляться давлению группировок и знать, куда можно обратиться за помощью.
Список использованной литературы
1. Горанская, С.В. Выбираю жизнь. Дети. Образование. Милиция: учебно-методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей / С.В. Горанская, О.С. Баранова. – Петрозаводск: Петро Пресс, 2001. - 107-114 с.
2. Абрамова, Т.Е. Воспитание правовой культуры учащихся: Методические рекомендации / Т.Е. Абрамова, Т.А. Веселова, Т.В. Ефимова - Великий Новгород, 2012.
3. Лебедева, В.М. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации / В.М. Лебедева. – Москва: Норма, 2002. - 520 с.
4. Классная методическая газета для классных руководителей // «Классное руководство школьников» № 3, 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.