Подростковый возраст как историческое явление.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

“ Почему мне так плохо? Почему мне все время не везет? Я устал. Я не хочу жить! Мне кажется, я постепенно отмираю. Я замечаю, что уже очень давно я не смеялся по- настоящему легко и громко. Я, конечно, смеюсь. Причем, смеюсь часто. Но этот смех хуже слез. Я сам себе кажусь каким-то маленьким, ниже и хуже всех. Хотя это не так: я довольно рослый, 1.75 м. Я не знаю, в чем причина и как избавится от этого. Но я хочу снова научиться смеяться. Как я хочу наслаждаться жизнью, собой самим! Как я хочу ходить, расправив плечи, прислушиваться, принюхиваться к окружающему миру, ощущать свое собственное тело! Не хочу я ходить согбенным под тяжестью этой великой грусти. Я до того измотался, что уже не нахожу покоя. Я боюсь людей. Они все хотят меня обидеть. Только и ждут случая, чтобы унизить, задеть, или ущипнуть.
Иконка файла материала Подростковый возраст как историческое явление.doc
Подростковый возраст как историческое явление. “  Почему мне так плохо? Почему мне все время не везет? Я устал. Я не хочу жить!   Мне кажется, я постепенно отмираю. Я замечаю, что уже очень давно я не смеялся по­ настоящему легко и громко. Я, конечно, смеюсь. Причем, смеюсь часто. Но этот смех хуже слез. Я сам себе кажусь каким­то маленьким, ниже и хуже всех.  Хотя это не так: я довольно рослый, 1.75 м. Я не знаю, в чем причина и как избавится от этого. Но я хочу снова научиться смеяться. Как я хочу наслаждаться жизнью, собой самим!   Как я хочу ходить, расправив плечи, прислушиваться, принюхиваться к окружающему миру, ощущать свое собственное тело! Не хочу я ходить согбенным под тяжестью этой великой грусти. Я до того измотался, что уже не нахожу покоя. Я боюсь людей. Они все хотят меня обидеть. Только и ждут случая, чтобы унизить, задеть, или ущипнуть. Я знаю это. Я их боюсь! Нет, я их просто ненавижу! Сволочи!  Все сволочи! Я не хочу никакого видеть. Не хочу. Как бы мне хотелось умереть. Но сам я не могу. Я знаю, я сам – дурак, критин. Я сам – сволочь.   У меня ничего не получается, я ничего не умею. За что же меня любить? Почему я как будто стыжусь людей, чувствую себя неловко? Такое чувство, что я каждому задолжал по 100 рублей. Это они во всем виноваты. И я тоже! Я во всем виноват. Сегодня  напьюсь. Нет, тогда мне придется пить каждый день… Я любые деньги отдам, чтобы избавиться от самого себя, такого мрачного, безрадостного… ”  [11,4]  Узнаете? – Это голос оттуда, из мира подростков, голос обыкновенного парня, что живет в соседней квартире, встречается в вами в транспорте, дружит с вашим сыном, а может быть, это даже ваш сын. Это письмо откровения, довольно типичная по содержанию для данного возраста, а сколько таких исповедей, криков души остаются внутри: невысказанные, подавленные, и оттого еще более болезненные и острые.  Так что же все таки такое подростковый  кризис и какой на самом деле – подросток?  Наступление отрочества не зря сравнивают со вторым рождением ребенка. Рождение­ это не только появление чего­то нового, но и разрыв старых связей. Новорожденный младенец физически отделяется от матери. Новорожденный подросток отделяется от родителей психологически.  Взрыв второго рождения произошел, и перед нами – едва разменявший второй десяток подросток, становящийся все менее похожий на прежнего ребенка. Он меняется постоянно – и внутренне, и внешне, и психологически,   и   физиологически.   Он   обнаруживает   в   себе   новую   внешность,   новые   ощущения,   новые потребности   и   возможности.   Пышным   цветом   расцветает   так   называемый   подростковый   эгоцентризм. Ребенок как бы прикован к себе и оценивает происходящее исключительно. Он занят только собой, все его мысли и чувства вертятся вокруг его “Я”, ему кажется, что окружающие также постоянно обращают взоры на него,   оценивая,   сравнивая   –   и   наверняка   желая   унизить   и   поставить   на   место.   Его   эгоцентрическое самосознание порождает особое поведение подростка­ сверх чувствительное, несдержанное, воинственное, обидчивое. За свои права подросток борется почти что экстремистскими способами. К сожалению взрослые видят в основном только внешние проявления такого обособления. Они плохо представляют себе, чем живет и как  реагирует  на происходящее юный человек,  на сколько  повышается     его чувствительность  любым, касающемся его высказываниям, мнениям, интонациям. Смогли бы увидеть это­ ужаснулись бы, в какие бездны   страха и тревоги погружается, как он шарахается из крайности в крайность, драматизируя свои ощущения, опасения и неудачи. Даже этого достаточно, чтобы признать наличие подросткового кризиса, как отдельного   реально   существующего   явления   возрастной   психологии,   а   подросткового   возраста­   каксовершенно особого периода с характерными отличительными особенностями, противопоставляющие его как взрослости, так и детство.  Но эти выводы касаются современного общества развитых стран. В таком случае возникает вопрос: Всегда ли и везде рассматриваемое психологическое явление имело место? До 17 века подростковый возраст не выделялся в жизненном цикле человека в особый период. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после которого большинство молодых людей сразу вступали во взрослый мир. Вследствие акселерации половое созревание происходит в современных условиях несколькими  годами раньше,   чем  в прошлом,  в то  время  как  психологическое  и социальное взросление отсрочилось, увеличив промежуточный период между детством и взрослостью.  Глубокие   социально­экономические   преобразования,   связанные   с   развитием   капиталистической формацией,   одним   из   последствий   имели   изменения   в   периодах   онтогинеза.   Занимающийся   проблемами детства   французский   историк   культуры   П.   Арье   считает,   что   на   это   изменение   повлияли   следующие социальные   явления:   создание     массовых   школ,   рост     числа   средних   и   высших   учебных   заведений,   и обязательная воинская обязанность. Таким образом, выделение подросткового возраста как промежуточного периода   жизни   человека   от   полового   созревания   до   той   поры,   которая   социально   характеризуется   как взрослость – продукт нового времени. Сегодня в психологии существует множество теорий подросткового возраста, но какой бы ни была определение этого периода развития, никто в наше время не сомневается в его реальности, хотя три столетия назад он едва  вырисовывался.  Несомненно, что в зависимости от  классовой, национальной, временной и других принадлежностей подростка, между ними выделяются определенные различия. Но существуют и общие черты. И прежде всего, сейчас необходимо понять, каковы психологические характеристики, отличающие данный период от других периодов жизни, и в какой мере он меняется в зависимости от конкретных условий воспитания. Иными словами, необходима теория подросткового периода развития человека. И в процессе ее построения, который длился  не один десяток лет, ее  пополняли  все  новые открытия  и гипотезы,  она становилась  предметом исследований и споров целого ряда психологов и других ученых.