Подсказки для подготовки к устному собеседованию
*Если участник итогового собеседования пересказал текст не подробно, а СЖАТО, то общее количество баллов, которое получил участник итогового собеседования по критериям П1 – П4, уменьшается на 1 балл.
Степень подробности не уточняется, контролируется наличием 4 базовых микротем. Максимальное количество баллов по критерию П1 – 2 балла.
* Если участник итогового собеседования не приступал к выполнению задания 2, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (P1) ставится не более двух баллов.
* Если участник итогового собеседования не приступал к выполнению задания 3, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (P2) ставится не более двух баллов.
Оценивая правильность речи, итогового собеседования, экзаменатор не должен фиксировать ошибку в том случае, если учащийся самостоятельно ее исправил.
За неоправданно длинные паузы в речи в процессе пересказа снижается балл по критерию «Соблюдение орфоэпических норм».
При оценивании правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2) по критерию РО (речевое оформление) участник итогового собеседования получает 1 балл только в том случае, если 1 балл получен по критерию Р (соблюдение речевых норм).
Неподготовленная устная речь
· Спонтанность.
· Паузы, уточнение мысли, слова, повторы.
· Меньшая лексическая точность.
· Наличие речевых ошибок.
· Короткие предложения.
Виды речевых ошибок
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. |
2 |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом |
Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
3 |
Неразличение синонимичных слов |
В конечном предложении автор применяет градацию. |
4 |
Употребление слов иной стилевой окраски |
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
5 |
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов |
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
6 |
Неоправданное употребление просторечных слов |
Таким людям всегда удается объегорить других. |
7 |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства). |
8 |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный |
9 |
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
10 |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. |
11 |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
12 |
Неудачное употребление местоимений |
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении |
Типичные ошибки
Анализируя ответы обучающихся с точки зрения речевой грамотности, можно также выявить типичные ошибки: плеоназм; тавтология; речевые штампы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств; канцелярит; неразличение (смешение) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.
Например, к наиболее частотным ошибкам относятся следующие:
– неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь». Глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в представленном предложении, имеет дополнение с предлогом «в»;
– ошибки в выборе синонима: Имя этого человека знакомо во многих странах. Вместо слова «известно» в предложении ошибочно употреблен его синоним – «знакомо». Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует. В данном случае вместо слова «пространство» лучше употребить его синоним – «место» (Реклама занимает много места в нашей печати или Рекламе отводится значительное место в нашей печати); иноязычное слово «импонирует» также требует синонимической замены;
– ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: Во время представления в театре не веселый, но и не мажорный мотив мы услышали. Антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а «не веселый» и «мажорный» не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака предмета (явления);
– разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте.
Одной из причин существующего положения в области сформированности языковой компетенции является отсутствие у обучающихся систематизированных знаний по культуре речи.
В целом следует отметить низкую грамотность спонтанной устной речи девятиклассников: в половине ответов отмечены грамматические ошибки, в трети ответов – речевые ошибки.
Наиболее типичные грамматические ошибки связаны с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (норма: движет);
2) неправильное образование временны́х форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: ...даст..., научит... или ...дает..., учит...);
3) ошибки в образовании действительных и страдательных причастий: Научные труды, создавшие великими мыслителями, поразили художника (следует: созданные);
4) ошибки при образовании деепричастий: Вышев на сцену, певец очень волновался (норма: выйдя);
5) неправильное употребление наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);
6) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника.
Подобные ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.
Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявленные в ответах обучающихся:
– употребление сказуемого в форме 3-го лица (или среднего рода) независимо от рода и числа подлежащего (встречается обычно в предложениях, где сказуемое стоит перед подлежащим): Чтобы приносить пользу Родине, нужно ...смелость, знания, честность (вместо: ...нужны смелость, знания, честность);
– отрыв частицы от того
компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед
теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность
часто была нарушена в устных ответах): В
жизни этого ученого всего было два главных события (ограничительная
частица «всего» должна стоять перед подлежащим:
«...
всего две проблемы»);
– неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего: Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают;
– объединение сочинительной связью разнотипных синтаксических единиц (простого и сложного предложений): Ум этот человек понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве (правильно: ...но и как вольнодумство).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.