Подсказки для подготовки к устному собеседованию, 9 класс
Оценка 4.8

Подсказки для подготовки к устному собеседованию, 9 класс

Оценка 4.8
Памятки
docx
русский язык
09.07.2023
Подсказки для подготовки к устному собеседованию, 9 класс
Подсказки для подготовки к устному собеседованию
Подсказки.docx

Подсказки для подготовки к устному собеседованию

*Если участник итогового собеседования пересказал текст не подробно, а СЖАТО, то общее количество баллов, которое получил участник итогового собеседования по критериям П1 – П4, уменьшается на 1 балл.

Степень подробности не уточняется, контролируется наличием 4 базовых микротем. Максимальное количество баллов по критерию П1 – 2 балла.

* Если участник итогового собеседования не приступал к выполнению задания 2, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (P1) ставится не более двух баллов.  

 * Если участник итогового собеседования не приступал к выполнению задания 3, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (P2) ставится не более двух баллов.

Оценивая правильность речи, итогового собеседования, экзаменатор не должен фиксировать ошибку в том случае, если учащийся самостоятельно ее исправил.

За неоправданно длинные паузы в речи в процессе пересказа снижается балл по критерию «Соблюдение орфоэпических норм».

При оценивании правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2) по критерию РО (речевое оформление) участник итогового собеседования получает 1 балл только в том случае, если 1 балл получен по критерию Р (соблюдение речевых норм).

Неподготовленная устная речь

·        Спонтанность.

·        Паузы, уточнение мысли, слова, повторы.

·        Меньшая лексическая точность.

·        Наличие речевых ошибок.

·        Короткие предложения.

 

 

 

 

 

Виды речевых ошибок

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.

Автор использует художественные особенности (вместо средства).

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

Молодой юноша, очень прекрасный

9

Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

12

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своем воображении

 

 

 

 

 

 

 

Типичные ошибки

Анализируя ответы обучающихся с точки зрения речевой грамотности, можно также выявить типичные ошибки: плеоназм; тавтология; речевые штампы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств; канцелярит; неразличение (смешение) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.

Например, к наиболее частотным ошибкам относятся следующие:

неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь». Глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в представленном предложении, имеет дополнение с предлогом «в»;

         – ошибки в выборе синонима: Имя этого человека знакомо во многих странах. Вместо слова «известно» в предложении ошибочно употреблен его синоним «знакомо». Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует. В данном случае вместо слова «пространство» лучше употребить его синоним – «место» (Реклама занимает много места в нашей печати или Рекламе отводится значительное место в нашей печати); иноязычное слово «импонирует» также требует синонимической замены;

         – ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: Во время представления в театре   не веселый, но и не мажорный мотив мы услышали. Антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а «не веселый» и «мажорный» не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака предмета (явления);

         – разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте.

Одной из причин существующего положения в области сформированности языковой компетенции является отсутствие у обучающихся систематизированных знаний по культуре речи.

В целом следует отметить низкую грамотность спонтанной устной речи девятиклассников: в половине ответов отмечены грамматические ошибки, в трети ответов – речевые ошибки.

Наиболее типичные грамматические ошибки связаны с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (норма: движет);

2) неправильное образование временны́х форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: ...даст..., научит... или ...дает..., учит...);

3) ошибки в образовании действительных и страдательных причастий: Научные труды, создавшие великими мыслителями, поразили художника (следует: созданные);

4) ошибки при образовании деепричастий: Вышев на сцену, певец очень волновался (норма: выйдя);

5) неправильное употребление наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);

6) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись  художника.

 

Подобные ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.

Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявленные в  ответах обучающихся:

употребление сказуемого в форме 3-го лица (или среднего рода) независимо от рода и числа подлежащего (встречается обычно в предложениях, где сказуемое стоит перед подлежащим): Чтобы приносить пользу Родине, нужно ...смелость, знания, честность (вместо: ...нужны смелость, знания, честность);

         – отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто была нарушена в устных ответах): В жизни этого ученого всего было два главных события (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим:
«... всего две проблемы»);

         – неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего: Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают;

         – объединение сочинительной связью разнотипных синтаксических единиц (простого и сложного предложений): Ум этот человек понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве (правильно: ...но и как вольнодумство).

 

 

 

 

 


 

Подсказки для подготовки к устному собеседованию *Если участник итогового собеседования пересказал текст не подробно, а

Подсказки для подготовки к устному собеседованию *Если участник итогового собеседования пересказал текст не подробно, а

Виды речевых ошибок № п/п

Виды речевых ошибок № п/п

Типичные ошибки Анализируя ответы обучающихся с точки зрения речевой грамотности , можно также выявить типичные ошибки : плеоназм ; тавтология ; речевые штампы ; немотивированное…

Типичные ошибки Анализируя ответы обучающихся с точки зрения речевой грамотности , можно также выявить типичные ошибки : плеоназм ; тавтология ; речевые штампы ; немотивированное…

Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует:

Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2023