«ПОДВИГУ НАРОДА ЖИТЬ В ВЕКАХ!»
Оценка 4.6

«ПОДВИГУ НАРОДА ЖИТЬ В ВЕКАХ!»

Оценка 4.6
docx
19.03.2024
«ПОДВИГУ НАРОДА ЖИТЬ В ВЕКАХ!»
Классный час Подвигу народа жить в веках!.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«Ровеньковский колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА

 

на тему:

 

«ПОДВИГУ НАРОДА ЖИТЬ В ВЕКАХ!»

 

 

 

 

Разработал:

 

Робейко Юрий Валериевич

 

 

 

 

 

 

 

 

пгт. Ясеновский

 


 

Классный час

«Подвигу народа жить в веках»

 

Цель:  

формировать нравственную культуру учащихся, уважительное отношение к исторической памяти своего города.

Задачи:

·         Воспитывать уважение к славному прошлому родного города, чувство ответственности и национальной гордости;

·         Расширять знания учащихся о героях-земляках.

 

Ход беседы.

 

1.                      Организационный момент.

2.                      Введение в тему. Целеполагание.

- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое. Оно называется «Подвигу народа жить в веках» (Слайд № 1).

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- Почему вы выбрали именно эту тему?

- Когда началась ВОВ? Когда закончилась?

- Сколько лет в этом году исполняется со дня Победы?

- Для чего молодому поколению нужно чтить память?

3.         Основная часть.

- Последним мирным днём 1941 года была суббота – 21 июня. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война (Слайд №2).

- Война пришла в наш город к вечеру. Воскресенье, выходной день уже клонился к концу. Солнце спускалось, люди спешили успеть закончить свои личные дела и уже задумывались о новой трудовой неделе.

Война бушевала уже 8 часов, когда новосибирцы услышали из репродуктора голос Левитана.

Левитан «Объявление войны»

- Ребята, что вы чувствовали, когда слушали это объявление?

- Как вы думаете, какая реакция была у мирных граждан после прослушивания объявления?

Через 20 минут после этого сообщения в городской военкомат пришел первый доброволец с заявлением о направлении его в действующую армию.

- А, знаете ли вы песню, которая являлась музыкальным символом военного времени?

Песня «Священная война» (автор Лебедев-Кумач, композитор-Александров)

- Какая по настроению эта песня?

- Какие чувства она вызывает?

- Эта песня призывала советский народ на войну против фашистов, против лютого врага – Гитлера, который, нарушив договор о ненападении первый начал войну против Советского народа.

- С первых дней войны в г. Новосибирске проходили собрания и митинги, на которых многое выражали готовность сражаться за свою Родину. Тогда появился знаменитый плакат «Родина мать зовет!».

- Только за первую неделю войны в военкоматы нашего города было подано 6 680 заявлений с просьбой об отправке на фронт. Среди этих добровольцев было 2 411 женщин.

- За мужество и доблесть, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками тысячи новосибирцев награждены медалями и орденами Союза ССР, 47 стали Героями Советского Союза, 6 человек награждены орденами Славы всех трех степеней.

- Ребята, а знаете ли вы новосибирцев и жителей НСО, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза?

Александр Иванович Покрышкин (Слайд №3)

  На всю страну прославился новосибирец, сибсельмашевец Александр Покрышкин. Лётчик-ас за военные годы стал трижды Героем Советского Союза! На своем истребителе он совершил 560 боевых вылетов, провёл 156 воздушных боёв, сбил 59 самолётов противника. Первой «Золотой Звездой» Героя Советского Союза его наградили 24 мая 1943 года, через три месяца — 24 августа — у Покрышкина появилась вторая Звезда Героя и через год — 19 августа 1944-го — третья. В Советском Союзе было только три человека, на груди которых сияло три «Золотые Звезды»: лётчики Покрышкин, Кожедуб и маршал Будённый.

Николай Михайлович Плахотный (Слайд №4)

Звание Героя Советского Союза уроженцу нашей области Николаю Михайловичу Плахотному было присвоено посмертно. Его подвиг, подвиг мужества и отваги, был совершен в июле 1944 года на литовской земле. Батарея капитана Плахотного двое суток удерживала в своих руках небольшую высоту у деревни Сервиджай, хотя против артиллеристов действовало почти 500 гитлеровцев с танками и пушками. Наши воины уничтожили более десятка вражеских пулеметов, два танка, истребили свыше 150 солдат. Но вот кончились снаряды. И капитан Плахотный поднял бойцов в контратаку. Раненый, он первым вступил в рукопашную, успел убить шестерых фашистов из тех двенадцати, что пытались его окружить. Когда наши части вновь овладели высотой, бойцы нашли тело своего командира, изрешеченное пулями, с разбитой головой и переломанными ребрами – месть фашистов мертвому герою.

- Как вы думаете, какими качествами должны были обладать бойцы, сражавшиеся на фронтах ВОВ?

( Отвага, ответственность, патриотизм, смелость)

- Есть ли в нашем городе улицы, названные в честь бойцов, сражавшихся за Родину?

- Какие улицы вы знаете? (Ольги Жилиной, Бориса Богаткова, Марии Павленко, Михаила Аникина, Александра Покрышкина, Николая Плахотного)

Улица имени Ольги Жилиной (Слайд №5).

Гремела боя канонада,

Пехота в наступленье шла.

А Жилина, сквозь рев снарядов,

На помощь раненым ползла.

Свистела вьюга, мерзли руки,

Гремели взрывы тут и там.

Она ползла сквозь смерть и муки,

Чтоб жизнь спасти родным бойцам.

И на своих девичьих, нежных

Плечах, окрепших в дни боев,

Она тропою белоснежной

В укрытье вынесла бойцов.

Так писал дивизионный поэт Борис Верховский об отважной санитарке Ольге Жилиной, которая в боях за Ошаны и Бумбери в Латвии вынесла из-под вражеского огня 75 раненых солдат и офицеров. Восемь раз она сама была ранена. Пять высоких правительственных наград, среди них орден Красного Знамени и Красной Звезды, отметили ее боевые дела. Солдаты любили ее, глубоко уважали за смелость, за то, что ради спасения раненых она рисковала своей жизнью. Ее ласково называли «наша родная сестрица». Однажды, спасая раненых из сарая, куда угодил вражеский снаряд, Ольга получила тяжелое ранение, но продолжала выполнять свой воинский долг. Она до последнего дыхания оставалась верной присяге, пока слабеющие руки еще могли держать бинт…

Улица имен Бориса Богаткова (Слайд №6).

Поэту-комсомольцу Борису Богаткову  еще не исполнилось и двадцати лет, когда в лесах Подмосковья он совершил свой первый подвиг: спас раненого друга. Вражеская бомба, упавшая в тот день рядом в ним, не разорвалась. Позже в ней нашли песок и записку: «Товарищи, помогаем, чем можем. Чешские рабочие».  Первое ранение. Долгие дни в госпитале. Заключение врача: «К дальнейшему несению воинской службы не годен». А он рвался на фронт, и едва только почувствовал себя немного лучше, вступил в ряды Сибирской добровольческой дивизии. Гвардейцы любили этого славного парня, храброго солдата, веселого человека. По просьбе товарищей Борис часто читал им свои стихи. Однажды он написал песню для своего полка:

Все, гвардеец, в боях изведай –

Холод, голод, смертельный риск,

И героем вернись с победой

В славный город Новосибирск!

Солдаты переписывали песню друг у друга и пели ее в каждой роте на свой мотив. Не знал Борис, что эта его песня – последняя. В августе 1943 года Сибирская  добровольческая, громя врага, основательно укрепили свои позиции: доты, колючая проволока, умело укрытые в земле мины – все это, казалось, делало их неуязвимыми. Действительно, ни первая, ни вторая атаки, предпринятые гвардейцами, успеха не имели. Полк лежал, теряя бойцов, а смертоносный вражеский огонь не утихал. И вдруг над полем боя, перекрывая пулеметный грохот, раздалась совершенно необычная команда: «Запевай!» Ее отдал старший сержант Борис Богатков, заменивший только что раненого командира взвода автоматчиков. Борис первый встал во весь рост, первым рванулся вперед, первым начал петь свою песню. Песню подхватили, она звучала над полем боя, поднимая солдат, и враг, беспредельно изумленный этой песенной атакой, на какие-то мгновения прекратил огонь. Этого хватило, чтобы гвардейцы ворвались в траншеи, завязали рукопашный бой. Высота пала, дорога к Смоленску была открыта. А после боя товарищи проводили своего любимца в последний путь…

-  С врагом боролись все: и те, кто воевал, и работники тыла. Все горожане, от мала до велика, старались, чем могли поддержать воюющую армию.

- Как вы думаете, какое значение для фронта имела помощь? Великая победа – это чья заслуга? Почему?

В тылу было очень тяжело с продуктами, с ноября 1941 г началось карточное снабжение.

- Что такое карточная система?

Нормы снабжения были дифференцированы по группам населения: рабочие, служащие, иждивенцы, дети до 12 лет, а также по категории их занятости в оборонном производстве. Для каждой группы установлена своя норма выдачи хлеба и других жизненно необходимых продуктов (Слайд № 7).

http://bsk.nios.ru/sites/default/files/36._kartochki.jpg

Установленные в начале войны нормы снабжения населения СССР

 

- Но, несмотря ни на что, люди боролись, работали на износ.

- Дети наравне со взрослыми помогали бойцам:

- Что они делали? Почему? (Слайд № 8).

Дети зарабатывали в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, собирали лекарственные травы, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.

- В годы войны в Новосибирске размещалось 34 госпиталя, каждый четвертый - в зданиях школ (Слайд № 9). Было проведено около 55 тысяч операций, свыше 17 500 переливаний крови, вылечены и вернулись в строй 218611 раненных военнослужащих. Между фронтом и Сибирью в годы войны курсировало более 80 санитарных поездов. На Заельцовском кладбище города похоронены 1389 воинов, умерших от ран в госпиталях города.

- Ребята, какие заводы работали в нашем городе, во время ВОВ? (Слайд № 10).

- В первые месяцы войны в Новосибирск были эвакуированы оборудование и кадры 32 заводов, 4 НИИ оборонной промышленности, 8 крупных строительных и монтажных трестов, а также проектные институты. Заводы размещались как уже на работающих предприятиях, так и в самых неожиданных местах: в институтах, пожарных депо, в кинотеатрах. Вы знаете кинотеатр «Победа», который в центре, на ул. Ленина? Тогда он еще назывался кинотеатр «Октябрь». Там разместились цеха завода им. Коминтерна, эвакуированного из Ленинграда. 

- Большая роль принадлежит и главному заводу Дзержинского района - авиазаводу имени Чкалова. Завод выпускал истребители И-16 конструктора Поликарпова, ЛАГГ-3 Лавочкина, ЯК-3 Яковлева и др. Летом 1941-го на территорию завода Чкалова были эвакуированы сразу несколько заводов. Эшелоны с заводским оборудованием разгружали круглосуточно. 9 августа завод имени Чкалова принял четыре эшелона эвакуированных из Ленинграда женщин и детей. На заводе началось движение под девизом «Работать за себя и за своего товарища, ушедшего на фронт».

- 183 жителя НСО и Новосибирска удостоились высокого звания Героя Социалистического Труда.

- Послушайте стихотворение С. Михалкова «Быль для детей».

Здравствуй, воин – победитель,

Мой товарищ, друг и брат,

Мой защитник, мой спаситель –

 Красной Армии – солдат!

Всю войну в любом селенье,

В каждом доме и избе

Люди думали с волненьем,

Вспоминали с восхищеньем

И с любовью о тебе.

- Как называли люди солдат?

- Почему люди думали о солдате с волнением, с восхищением?

- Весь Советский народ глубоко верил в победу. И вот наступил этот долгожданный день – День Победы (Слайд № 11). Этого праздника ждали 1416 дней. Многие не вернулись с этой страшной войны, 33 000 новосибирцев отдали свою жизнь за Родину. Память о павших увековечена во многих городских памятниках. 

- Какие памятники вы знаете? (Монумент Славы, памятник А. И. Покрышкину, памятник Единству Фронта и Тыла, Мемориальный комплекс воинам-сибирякам, часовня Георгия  Победоносца воинам – сибирякам, погибшим за Отечество, мемориал «Никто не забыт, ничто не забыто», мемориал славы труженикам тыла и т.д.) (Слайд № 12).

- Самым большим является Монумент славы в Ленинском районе. Там, на пилонах высотой 10 метров нанесены почти все фамилии погибших новосибирцев, но и это список все еще пополняется. Но гораздо важнее память наших сердец и благодарность тем немногим ветеранам фронта и тыла, что еще живы, и благодаря чьему титаническому труду в годы войны живем и мы. Не забывайте их. Память о той жестокой войне нужна не мертвым, она нужна нам, живым – тебе, тебе, мне, всем. Чтобы не огрубеть сердцем и не допустить новой войны.

- Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим

Давайте, люди, встанем на мгновение

И в скорби постоим и помолчим

 

Минута молчания

4.                      Рефлексия.

- Ребята, как вы понимает слова «Никто не забыт, ничто не забыто»?

- Почему нужно чтить память?

- Что нового для себя вы сегодня узнали, открыли?

- Закончить сегодняшнюю беседу мне хочется словами Р. Рождественского

Помните!

Через века, через года –

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда, –

Помните!

Какою ценою завоевано счастье, - заклинаю,

Помните! (Слайд № 13)


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Классный час «Подвигу народа жить в веках»

Классный час «Подвигу народа жить в веках»

Советском Союзе было только три человека, на груди которых сияло три «Золотые

Советском Союзе было только три человека, на груди которых сияло три «Золотые

И вдруг над полем боя, перекрывая пулеметный грохот, раздалась совершенно необычная команда: «Запевай!»

И вдруг над полем боя, перекрывая пулеметный грохот, раздалась совершенно необычная команда: «Запевай!»

Мой защитник, мой спаситель –

Мой защитник, мой спаситель –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2024