Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. При подборе игр на неделю мы традиционно стараемся использовать игры разной степени подвижности и активности детей, с учетом предыдущих и последующих видов образовательной содеятельности запланированных на день.Подвижная игра как средство интеграции образовательных областей
Подвижная игра как средство интеграции образовательных областей.
Данила Надежда Александровна
МБДОУ «Добрянский детский сад № 8»
г. Добрянка, Пермский край
«Игра это искра, зажигающая огонёк пытливости и
любознательности».(В.А.Сухомлинский)
Одна из задач Федеральных государственных образовательных
стандартов дошкольного образования – «это охрана и укрепление
физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия». Содержание основной образовательной программы ДО в
«…обеспечивать
соответствии с требованиями ФГОС
должно
разностороннее развитие личности, устойчивых мотивов и способностей
детей к выполнению различных видов деятельности…» [1 ]
Обязательная часть программы опосредует реализацию принципа
комплексного подхода к воспитанию детей, обеспечивая интегрированный
пяти взаимодополняющих
характер процесса развития в рамках
образовательных областей: социальнокоммуникативной, познавательной,
речевой, художественноэстетической и физической. [1] В этом случае
интеграция как возможность «…объединения в целое какихлибо частей»,
может стать средством организации воспитательно – образовательного
процесса.
Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов
процесса обучения, всех элементов системы он является ведущим приразработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и
методов.
Выстраивание образовательного процесса в нашем ДОУ, в формате
блочнотематического планирования, под руководством к. п. н., доцента
ПГПУ М. В. Грибановой, позволяет полноценно использовать принцип
системный подход к организации игрового
интеграции,
обеспечивая
пространства, отбору игрового материала, используемого педагогами в
образовательном взаимодействии с детьми.
Одной из предпочитаемых детьми форм игровой деятельности является
приобретение незаменимого
подвижная игра, которая опосредует
природосообразного опыта
потребностей в движении; развитие
двигательной
активности;
реализацию
физических качеств; становление
произвольности целенаправленности движений, саморегуляции поведения.
Подвижные игры являются одним из условий развития общей культуры
ребенка. В них он познает и осваивает окружающий мир, развивает интеллект,
фантазию, воображение, проверяет и воспитывает в себе социально
коммуникативные качества: ответственность, дружелюбность, открытость
контактам, толератность и мн. др.
Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой
проявляется естественная потребность ребенка к импровизации движения,
совместной со сверстниками двигательной активности, сорадости от желания
найти решение двигательной задачи. Двигаясь и играя, ребенок не только
познает окружающий мир, но и активно преобразует себя, формируя образ
физического я.
Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная
деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным
выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих
правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является
упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают
ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной
ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.
Подвижная игра — незаменимое средство активизации знаний и
представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки,
Таким образом, в
ловкости, сноровки, ценных моральноволевых качеств.
подвижной игре легко усмотреть естественную интеграцию отдельных
аспектов всех образовательных областей.
Принцип тематического подбора игрового материала и содержания игр
обеспечивает широкие возможности использования двигательных игр, для
развития активности ребенка по всем направлениям.
Социально – коммуникативное развитие опосредуется необходимостью
детей вступать в общение со взрослыми и сверстниками, принимать и
выполнять единые правила. Например, в игре «Два мороза» дети вступают в
диалог, начинают движения в соответствии с речевыми установками и т. д.
Познавательное развитие опосредуется необходимостью обращения к
знаниям и представлениям об окружающем, к личному опыту ребенка.
Например: в игре «Море волнуется»
дети используют знания ипредставления о «жителях» подводного мира: рыбы, скаты, млекопитающие,
А эмоциональное «создание» образа подводного
водоросли, кораллы и т. д.
обитателя активизирует процессы творчества. Использование образных
атрибутов помогает обогатить палитру эмоционального и художественно –
эстетического развития.
Речевое развитие является неотъемлемым компонентом подвижной
игры. Восприятие на слух текстов игры, обогащение активного словаря,
заучивание и воспроизведение литературного материала. Особенно ярким
примером в этом случае являются хороводные и игры малой подвижности:
Солнышко, солнышко – погуляй у речки, Солнышко, солнышко – раскидай
колечки! Мы колечки соберем, золоченые возьмем, Покатаем, поиграем и
опять тебе вернем!
Ярким примером возможной интеграции содержания образовательных
игры.
народные
являются
областей,Фольклор, как сокровищница культуры многонационального русского
народа находит своё применение в различных видах деятельности детей:
игровой,
коммуникативной,
Например, игра « Горелки с платочком»:
речевой,
изобразительной,
музыкальной.
Дети в народных костюмах создают колонну из пар, а водящий встает
перед ними с платочком в руках:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят!
Последняя пара под аккомпанемент музыкального инструмента бежит к
платочку. Ребенок, добежавший первым, создает с водящим свою пару. А
опоздавший «горит».
Так же в народных играх содержание направлено на формирование
чаще связанных с
культуры традиционных физических качеств,
необходимыми трудовыми навыками (качествами: сила, ловкость и т.д.)
данного народа – труд этноса. Например: игра «Ловцы оленей» отражает
умения труда оленеводов.
Приоритетная цель подвижных игр двигательная активность. Однако
исторически сложившиеся составные части подвижной игры (содержание,
форма, особенности организации) позволяют рассматривать её в качестве
одного из важных средств разностороннего развития и воспитания.
Подвижная игра при педагогически оправданном практическом
использовании, становится эффективным игровым методом физического
воспитания.Кроме того, посредством тематической организации игр, мы решаем ряд
образовательных задач тематического проекта. Например, в теме «Мои
друзья» в рамках подвижной игры, в старшем дошкольном возрасте мы
помогаем открыть детям значение дружбы, ответственности, заботы друг о
друге и др.
При подборе игр на неделю мы традиционно стараемся использовать
игры разной степени подвижности и активности детей, с учетом предыдущихи последующих видов образовательной содеятельности запланированных на
день.
Таким образом, целенаправленная тематическая подборка подвижных
игр, в рамках реализации недельного проекта наряду с развитием физических
навыков, раскрывает и семантические (знаковосмысловые), и социальные
значения темы, в совместной деятельности игрового характера; обеспечивает
детям сопереживание и яркое совместное проживание положительных эмоций
от тактильных ощущений. Что позволяет рассматривать подвижную игру как
интегративную деятельность, опосредующую разностороннее развитие детей.