Подвижные игры для слабослышащих детей.

  • docx
  • 09.06.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала подвижные игры для слабослыщащих детей.docx

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХДЕТЕЙ.

 

Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное  речевое  развитие  затрудняют  восприятие  мира  для  глухого  или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения окружающими, что  отражается  на  его  здоровье,  психомоторном  и  физическом  развитии.  Дети  с нарушениями  слуха  часто  имеют  сопутствующие  заболевания  и  вторичные отклонения. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, общей ослабленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки,  отставании  развития  основных  физических  качеств:  мышечной  силы, быстроты,  гибкости,  выносливости.  В  отличие  от  здоровых  детей,  глухие  и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые  движения,  испытывая  трудности  в  точности  и  согласованности  действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма  движений.  Кроме  того,  они  хуже  ориентируются  в  пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый  запас  слов,  неспособность  к  адекватному  восприятию  и  воображению, свойственные  этим  детям,  требуют  особого  подхода  при  подборе, организации и проведении подвижных игр для них.

Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться  использовать  эту  особенность  при  организации  игровых  занятий  с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий,  маршруты  перемещения  и  т.п.)  должен  быть  особенно  точным  и обязательно  сопровождаться  словесной  инструкцией  (объяснением,  указанием, командой и т.п.). При этом особое внимание следует обращать на два момента:

•Дети  должны  хорошо  видеть  движения  губ,  мимику,  жесты говорящего.

•При показе дети должны повторять задание вслух.

Ведущий (вожатый, инструктор, педагог, методист или родитель) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила.

Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия  для  речевого  общения  детей,  расширяет  диапазон  двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.

 

«Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

 

Цель: развитие внимания.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово: «Земля» —играющие принимают положение: руки в стороны; «Воздух» —играющие выполняют круговые движения руками назад;«Вода» —выполняются движения, имитирующие волны. Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Методические  указания. Интенсивность  игры  регулируется  темпом произнесения ведущим слов-заданий.

 

 

 «Печатающая машинка»

Цель: развитие словарного запаса.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Игрокам  или  командам  предлагается  слово  (например, «соревнование»), участники игры должны составить новые слова из букв данного слова. Побеждает тот, кто «напечатает» больше слов.

Методические указания. Игру рекомендуется проводить в вечернее время или в плохую погоду.

 

«Запрещенный цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков —6—8.

Инвентарь: 30—40  разноцветных  геометрических  фигур,  вырезанных  из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу вес играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у  кого их больше.

 

«Зеркало»

Цель: развитие  внимания  и  воображения,  тренировка  в  запоминании последовательности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания: повторение одиночных движений вслед за ведущим. Играющие  должны  воспроизвести  несколько  движений  в  заданной последовательности. Ведущий  называет  животное,  птицу,  насекомое  или  рыбу,  а  игроки подражают движениям этого животного. Методические указания. Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.

 

«Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков —10—12.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метра в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке м дает команде задание —«нарисовать»  определенную  фигуру,  например:  лесенку,  змейку, человечка,  домик,  кораблик,  елочку  и  т.п.  Выигрывает  команда,  наиболее  точно изобразившая заданное.

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования»

 

«Догони меня»

Цель: развитие  внимания,  приобретение  навыков  ловли  и  передачи  мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков —10—14.

Инвентарь: два баскетбольных мяча.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу, причем игроки обеих команд чередуются.  В  игре  используются  два  мяча.  В  исходном  положении  мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно  передают  мячи  вправо  (или  влево),  стараясь,  чтобы  мяч  одной  из команд догнал мяч другой команды. Если команда догоняет другую, победительнице присуждают очко.

Методические указания: Игра повторяется несколько раз. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

 

«Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Методические указания: От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.

 

«Цветные палочки»

Цель:  развитие  ловкости  и  ориентировки  по  цвету,  навыков  коллективных действий, фантазии и воображения.

Количество игроков произвольное.

Инвентарь: палочки —фломастеры  с  разнообразной  гаммой  цветов  без стержней.

Инструкция. Играющие,  стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед  ними  на  площадке  разбросано  большое  количество  палочек.  По  команде водящего дети собирают палочки синего (зеленого, красного и др. цвета) и снова выстраиваются в шеренгу. Побеждает та шеренга, у которой больше собрано палочек и нет ошибок в выборе заданного цвета.

Методические указания. Палочки разбросаны на большой площади, играющие предупреждаются о технике безопасности.

 

«Часы»

Цель: развитие внимания, мышления, ориентировки во времени, закрепление знаний.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие  изображая  циферблат,  становятся  в  круг  лицом  к водящему, который находится в центре круга.

Играющие  рассчитываются  на  1—12,  что  соответствует  показателям  часов. Ведущий  должен  назвать  время,  например  11  часов.  Игрок  или  все  игроки, получившие прирасчете данную цифру, должны хлопнуть в ладоши . Если ведущий называет цифру 22, то участник или участники с цифрой 11 хлопают 2 раза. За неправильный ответ игрок наказывается штрафным очком или должен выполнить какое-либо упражнение.

Методические  указания. Интенсивность  игры  регулируется  темпом произнесения ведущим цифр —заданий.

 

 

 

Источники:

 

 

1.      Галанов А. Подвижные игры для детей. - М.: Вентана-Граф. - 2015. - 68 с.

2.      Гирченко И. Легкоатлетические упражнения. - М.: Мой мир. - 2015. - 260 с.

3.      Гужаловский А.А. Физическое воспитание школьников. - М.: Просвещение, 2015. – 3-е изд.доп. - С.24 - 35.

4.      Коржова A.A. Физическое воспитание детей с нарушениями слуха. - М.: Просвещение, 2010. - 224 с


 

5.