Подвижные перемены.
Оценка 5

Подвижные перемены.

Оценка 5
Игры
doc
классное руководство
1 кл
11.01.2017
Подвижные перемены.
Организационно-методические и педагогические требования к проведению подвижной перемены для обучающихся начальной школы. Включает в себя пояснительную записку, обоснование необходимости использовать подвижные перемены в начальных классах во время учебного процесса, приложение - перспективный план игр и эстафет на большой перемене (ФДП) для учащихся 1-4 классов, подробное описание подвижных игр.
подвижные перемены.doc
Организационно-методические и педагогические требования к проведению подвижной перемены Составитель –  учитель высшей категории  Марина Валентиновна Грущак 2016 год Главное   назначение   перемены   –   приостановить   развивающееся     в   процессе   учебных   занятий торможение   в   коре   головного   мозга,   предотвратить   и   дать   разрядку   умственному   и эмоциональному   напряжению   для   улучшения   восприятия   учебного   материала.     Хорошо организованная подвижная перемена – важный фактор улучшения двигательного режима детей в борьбе с  гиподинамией.  Недопустимо задерживать детей после звонка. Наблюдения показывают, что   наибольшую   оздоровительную   ценность   имеют   подвижные   игры,   проводимые   на   свежем воздухе. При температуре ниже 3 мороза, они должны быть в верхней одежде.         Руководит организацией и проведением подвижных игр и упражнений на переменах учитель начальных классов. Учитель физической культуры определяет содержание подвижных перемен, подготавливает актив, оказывает помощь учителям в подборе игр и физических упражнений.                 Продолжительность   удлинённой   перемены   устанавливается   администрацией   школы   в соответствии с конкретными условиями. Составляется график проведения подвижных перемен. Перемену проводят после второго урока   продолжительностью до 40 минут. Места проведения занятий   следует   подготовить   в   соответствии   с   санитарно­гигиеническими   требованиями. Необходимо обеспечить условия безопасности учащихся. Успешной организации подвижных игр способствует   наличие   достаточного   инвентаря   и   оборудования.   Например,   аттракционы   типа «Набрось кольцо», «Шарокат», «Охота на тигров» и т.п.       Дети, отнесённые к специальной медицинской группе, во время подвижных перемен участвуют в играх, не связанных со значительной нагрузкой (аттракционные игры) или гуляют на свежем воздухе по своему усмотрению.            Практика   показывает,   что   ежемесячно   надо   проводить   консультации   с   организаторами подвижных   перемен.   Учитель   физкультуры   предлагает   набор   игр   и   игровых   упражнений   на будущий месяц, уточняет приёмы организации ребят, оказывает методическую помощь учителям начальных классов в правильном подборе игр и методике проведения игр.            Медицинские работники школы должны проводить наблюдения за учащимися, помогать дозировать нагрузку по внешним признакам, по функциональным показателям, проверять пульс, кровяное давление. Особое внимание им следует обращать на детей с ослабленным здоровьем.            Очень важно накапливать и систематизировать материалы педагогических наблюдений и медицинских   показателей   учащихся,   чтобы   на   конкретных   цифрах   (пульса,   антропометрии, состояния   здоровья   и   физического   развития,   умственной   подготовленности   и   т.д.)   наглядно показать   благотворное   влияние   физических   упражнений   и   игр   на   переменах   на   здоровье, физическое   развитие   и   работоспособность   детей.   В   процессе   работы   учителем   накапливается значительный   опыт   использования   подвижных   игр   на   переменах   как   фактор   повышения умственной работоспособности и улучшения  двигательного  режима  учащихся. Игры получили широкое   распространение   не   только   на   переменах,   но   и   в   оздоровительном   лагере   дневного пребывания.          Значительную помощь в организации перемен могут оказать и родительские комитеты. Они снабдят классы наборами игр, мячами, скакалками, кольцебросами, настольными играми и т.п. Всё это позволяет в школе привлечь к проведению подвижных игр на переменах актив, в том числе, родителей. Практика показывает, что в классах, где подвижные перемены проводятся систематически, значительно повысилась успеваемость учащихся и отмечаются положительные сдвиги в состоянии здоровья детей, лучше сформирован детский коллектив. Подвижные игры – основной компонент перемены Наиболее эффективны перемены, в основу которых положены подвижные игры. Они связаны с   инициативой   в   решении   двигательных   задач   и   протекают   в   основном   с   эмоциональным подъёмом, стимулирующим двигательную активность и отодвигающим возникновения утомления. В   процессе   игры   повышается   кровоснабжение   утомлённого   мозга   детей,   усиливается дыхание,   улучшается   функциональная   деятельность   организма   к   последующей   умственной деятельности. Важнейший результат игры – радость и эмоциональный подъём. Подвижные игры – наиболее предпочтительное средство проведения подвижной перемены. Важно   правильно   подбирать   игры   в   определённой   последовательности,   и   уяснять   методику проведения. К подвижной перемене предъявляются основные требования: организационное их начало, постепенное нарастание физической нагрузки и снижение её в конце занятий. Слишком большая нагрузка в начале перемены может вызвать у ребят чувство усталости и неблагоприятно скажется на их работоспособности. В то же время через 1­2 месяца с ростом тренированности организма эта же нагрузка может стать оптимальной. К   концу   подвижной   перемены   нагрузка   снижается.     Нормальным   считается   положение, когда перед началом следующего урока показатели пульса у ребят на 15­20 ударов выше, чем были перед началом подвижной перемены. Повышение первоначальных показателей на 40 ударов свидетельствует   о   завышенной   нагрузке,   недостаточном   отдыхе,   слабой   тренированности   или недомоганиях учащихся. Подвижные   игры   на   переменах   классифицируются   по   психофизической   нагрузке, оказываемой игрой. Наблюдения показывают, что есть три степени нагрузки: малую, среднюю, большую.   К   1й   степени   отнесены   игры,   в   процессе   которых   отличается   повышение   частоты сердечных сокращений до 140% ударов в минуту от исходного, ко 2й степени—до 180%, к 3й— свыше 180 % ударов в минуту. Практика проведения подвижных перемен позволила определить следующие требования к подбираемым играм: ­все   упражнения   в   играх   должны   соответствовать анатомо­физиологическим психологическим особенностям   детей,   быть   простыми   по   содержанию, доступными и  вызывать интерес у детей; и     ­физическая   и   психологическая   нагрузка   в   играх должны   соответствовать   постепенному   нарастанию нагрузки и приблизить её в конце к исходным величинам; ­не   рекомендуется   проводить   остроконфликтные   игры,   вызывающие   слишком   большой игровой азарт; ­следует включать и такие игры, в которых предусмотрена возможность любого учащегося войти и выйти из неё по своему желанию (аттракционные игры, конкурсы, поединки).                                                          Приложение Перспективный план игр и эстафет на большой перемене (ФДП) для учащихся 1­4 классов Сентябрь 1 неделя «Игра с мячом», «Смена водящих», «Речка»  2 неделя «Замри», «Мы весёлые ребята», «Не наступи» 3 неделя 4 неделя «Угадай, кто я», «Стоп, хлоп,  раз»,    «Прыгни – присядь» «Пушки», «Ловишка, бери ленту»,  «Фигурная ходьба» Октябрь 1 неделя «Передал ­ садись», «Перелёт птиц»,  «Пройди бесшумно» 2 неделя «Жмурки в кругу», «Кто перетянет», «Салки – не попади в болото»  3 неделя «Хомячки», «Змея», «Прыгни ­ повернись» 4 неделя «Займи место», «Кто дольше не собьётся», «Будь ловким» 1 неделя 2 неделя Ноябрь «Резвый мешочек», «Догони соперника»,  «Не оступись» «Ветер и флюгера», «Ткач и челнок», «Прыжки со скакалкой» 3 неделя «Четыре стихии»,«Белки, жёлуди, орехи», «Совушка» 4 неделя «Слушай внимательно», «Точный удар», «Не упусти мяч» Декабрь 1 неделя «Жмурки», «Свободное место», «Пингвины с мячом» 2 неделя «В кругу», «Мороз и кролики», «Играй, играй, мяч не теряй» 3 неделя «Лесная сказка», «Построй шеренгу, круг, колонну»,   «Кто сделает меньше прыжков» 4 неделя «Кто   раньше   дойдёт   до   середины»,   «Падающий   мяч»,   «Тяни   в   круг» «Передал ­ садись», «Два мороза» Январь 1 неделя «Пройди   не   задень   ворота»,   «Кто   ушёл?»,   «Загони   льдинку»,   «Донеси мешочек»  2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя «Весёлая зарядка», «Тройка», «Будь внимателен»  «Лови, бросай, упасть не давай», «Защита крепости», «Кто дольше на одной ноге?» «Скульптор», «Накорми кролика»,«Петрушка» Февраль «Стоп», «Больная птица», «Донеси мешочек» «Серая утка»,«Лягушки и цапля», «Пятнашка» «Чурбан», «Кто быстрее до снеговика», «Воробышки и кошка» «Коршун и наседка», «Попади в круг», «Пингвины» Март 1 неделя «Весёлая маршировка», «Горелки с мячом», «С кочки на кочку» 2 неделя «Бегом вокруг колонны», «Салки в 2 круга»,  «Не урони шарик» 3 неделя «Длинная скакалка», «Перемена мест», «Волк во вру» 4 неделя «Хлопушка», «Горелки», «Прыжковая эстафета» Апрель 1 неделя «Кто самый меткий», «Мяч, не падай», «Уголки»  «На то и щука в море, чтобы карась не дремал»,   «Волшебная скакалка», «Ключи» «Разорви цепь», «Рыбки», «Собери флажки» «Кошка и мышка», «Палочка ­ выручалочка»,     «Салки со скакалкой» Май «Бегущая скакалка», «Мяч с переходом», «Прыжки с резинками» «Чей красивее прыжок», «Повернись ­ не ошибись», «Увернись» «Вернись на место», «Школа мяча»,  «Выбей чурку» «Пройди через болото, не оступись», «Классы», «Казаки ­ разбойники» 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Сентябрь   (1 неделя) ОПИСАНИЕ ИГР 1. Игра с мячом .     Дети сидят в кругу и передают мяч по кругу, рядом сидящему. По сигналу воспитателя тот, у кого в это время  оказался  мяч в  руках, прекращает передачу его по кругу и бросает через круг любому из играющих. Тогда двое детей, сидящих справа и слева от того,   кому   брошен   мяч,   встают   и   быстро   обмениваются   местами   и   игра   продолжается. Замешкавшийся ребенок из игры выбывает, считается проигравшим. 2.   Смена   водящих           Дети   идут   колонной   друг   за   другом.   Водящий   (первый   в   строю) меняет положение рук, например кладет их на пояс или на затылок, или выполняет какое­нибудь упражнение   в   ходьбе,   например   идёт     приставным   шагом.   Остальные   дети   должны   точно повторять   движения     На   сигнал   руководителя   (хлопок   в   ладоши) водящий  делает шаг вправо, дожидается последнего в строю и идет вслед за ним. Новый водящий должен показывать уже другое упражнение. Так, по сигналу руководителя меняются водящие, которые, показывают все новые движения или упражнения. Руководитель дозирует нагрузку, чаще или   реже   подавая   команды.   Выигрывает   тот,   кто   не   ошибается,   а   из   водящих   ­   тот,   кто   не повторит   старого упражнения, выдумывает наиболее красивое, интересное, забавное.   водящего. 3. Речка     Дети становятся двумя колоннами (рядом) на корточки. Это две лодки на реке с гребцами. По сигналу водящего дети на корточках же начинают передвигаться вперед, помогая себе   движениями   рук,   стремясь   быстрее   достигнуть   черты,   начертанной   впереди за 10 ­ 15 м ­ «берега». Колонна, не растянувшаяся и первой достигшая «берега», выигрывает.  Сентябрь  (2 неделя) 1.Замри  .     Дети ходят парами, группами или в одиночку. На сигнал ведущего каждый из них должен принять и держать позу, отражающую какое­нибудь придуманное им занятие (дровосек, футболист, волейболист и т.п.). Один из играющих обходит всю группу играющих и выявляет тех, кто шевелится или принял бессодержательное положение. Этот ребенок отводится в сторону, как проигравший.   По   второму   сигналу   ведущего   первый   тур   игры   заканчивается   и   дети   снова начинают движение (второй тур игры). По сигналу ведущего дети опять принимают позы (прежние или новые), игра продолжается. Выигрывают оставшиеся дети, не нарушившие правила игры. 2. Мы веселые ребята      .Посреди комнаты (зал или площадка) намечают две параллельные линии на расстоянии 15 ­ 20 шагов друг от друга. Здесь находится водящий. С одной стороны комнаты   за   чертой   дети   ­   участники   игры.   Если   игра   проводится   на   воздухе,   на   большой площадке,   то   ее   надо   ограничить   линиями   с   боков.   Воспитатель   громко   произносит:   «Три— четыре». Все играющие говорят хором:         Мы веселые ребята,         Любим бегать и играть.        Ну, попробуй нас догнать!      Произнося   последние   слова,   дети   перебегают   на   противоположную   сторону   за   линию. Водящий старается догнать их в пределах своей зоны и коснуться. Те, кого он сумел коснуться, выбывают временно из игры и отдыхают, делая дыхательные упражнения. После 3 ­ 4 пробежек с одной   линии   на   другую   по   сигналу   назначается   новый   водящий   из   числа   отдохнувших.   Игра продолжается пока на площадке останется один игрок. Он ­ победитель. 3. Не наступи. Несколько играющих (каждый себе) кладут на землю палочки (длиной 40 см) и встают от них справа. Под счет воспитателя и остальных детей прыгают, смещая ноги вправо и влево от палочки. Тот, кто ошибся (прыгал неточно под счет, наступил на палочку), выходит из игры.   Сентябрь  (3 неделя) 1.   Угадай,   кто   я.      Дети   становятся   в   круг.   Один   (водящий)   ­   в   середине   круга.0н   или закрывает глаза, или завязывает их своим платочком. Воспитатель  молча указывает на того, кто споет короткую песенку ­ или скажет: «Кто я, угадай!» Все ребята идут по кругу, один из гостей, на которого указывает воспитатель, поет, произносит двустишие, говорит: «Кто я, угадай!». Все останавливаются. Водящий в кругу открывает глаза и должен угадать того, кто пропел или сказал. Если водящий не отгадает, он продолжает стоять в середине круга и снова угадывать, кто подал голос; если узнал, то узнанный становится водящим. 2.   Стоп,   хлоп,   раз.      Дети   идут   колонной   друг   за   другом.   На   сигнал   «Стоп»   все   ос­ танавливаются, на сигнал «Хлоп» подпрыгивают, и на сигнал «Раз» поворачиваются кругом и идут в обратном направлении. Все три сигнала повторяются в ходьбе 5 ­ 8 раз. Тот, кто ошибается, выходит из игры. Когда остается всего 2 ­ 3   играющих, все снова становятся в круг. Игра продолжается. 3. Прыгни ­ присядь! Играющие стоят в колонне на расстоянии одного шага один от другого. Двое водящих с веревкой в руках (длина 1,5 м) располагаются справа и слева от колонны. По сигналу дети проносят веревку перед колонной (на высоте 25 ­ 30 см от земли). Играющие в колонне   поочередно   перепрыгивают   через   веревку.   Затем,   миновав   колонну,   водящие поворачиваются обратно, неся веревку на высоте 50 ­ 60 см. Дети быстро приседают, принимая положение  группировки  (обхватывают   колени  руками,  приближают   голову  к  коленям),   чтобы веревка их не задела. При повторении игры водящие меняются. Выигрывают те, кто, не задев веревки, сумел выполнить прыжки и приседания.   Сентябрь (4 неделя) 1.Пушки         .  На две натянутые горизонтально веревки кладут пушки (от 3 до 5 перышек), каждое на расстоянии 10 см друг от друга. Дети сидят (стоят). Играющие делятся на две команды и располагаются против мишени (пушков) на расстоянии 50 см. По сигналу воспитателя первые из команд подходят к веревке с пушками и, сделав  глубокий вдох через нос, сильным выдохом сдувают вначале один пушок, а затем последовательно и другие, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы надо сложить узкой трубочкой и   щеки   надуть.   Выигрывает   та   команда,   у   которой   пушки   слетели   быстрее.   Игру   можно усложнить, увеличив расстояние между веревкой с пушками и играющими. 2.Ловишка, бери ленту!      Дети строятся по кругу. Каждый получает полоску или цветную ленточку и закладывает её за пояс или за ворот. В центре круга ловишка. По сигналу «раз, два, три, Ловишка ленточку бери» дети разбегаются по площадке (если она большая, надо обозначить границы для игры). Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть ленточку. По сигналу «раз, два, три, в круг скорей беги» дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент, возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой. 3.Фигурная ходьба.      Такая ходьба хорошо организует, объединяет детей, развивает чувство ритма   и   темпа.   Она   может   быть   разнообразной,   красивой   по   построению   и   перестроениям, сочетаться с музыкой. «Улитка». Дети строятся в шеренгу, берутся за руки и, повернувшись влево (вправо), идут за ведущим сначала по кругу, а потом улиткой, т.е. делая концентрические круги один в другом. Расстояние между кольцами спирали должно быть не менее 1 м. «Змейка». Дети идут в колонне от одной стороны площадки к другой. Затем поворачиваются за ведущим, идут навстречу, так несколько раз (насколько позволит площадка). «Иголка   и   нитка».  Дети   держатся   за   руки,   образуя   цепочку.   Обведя   цепочку   вокруг площадки, ведущий останавливает детей, предлагает им поднять вверх сцепленные с соседями руки, образуя ряд ворот. Ведущий ведет цепочку дальше за собой в обратном направлении под руками у ребят, обходя по очереди одного справа, другого  ­  слева. В тот момент, когда цепочка детей   проходит   под   воротами,   ребенок,   поднимавший   руки   для   образования   ворот, переворачивается вокруг себя и продолжает идти цепочкой.     Октябрь  (1 неделя) 1.Передал ­ садись . Играющих делят на две равные группы (по 5 ­ 6 человек) и выстраивают в   две   параллельные   друг   другу   шеренги,   которые   стоят   перед   скамейками.   Каждая   команда выбирает капитана. Капитаны становятся против своих команд на расстоянии 5 ­ 6 шагов от них. Местонахождения   капитанов   очерчивают   мелом.   У   капитанов   в   руках   по   мячу.   По   сигналу руководителя капитаны бросают мяч игроку своей шеренги, стоящему впереди. Тот, получив мяч, бросает   его   обратно   капитану   и   садится   на   скамью.   Капитан,   получив   мяч,   бросает   его следующему игроку в своей команде. Тот, получив мяч, бросает его обратно капитану и садится рядом с   первым. Также поступают и другие играющие. Игра заканчивается  тогда, когда все игроки команды будут сидеть, и последний игрок поднимает руку с мячом вверх. Та команда, которая раньше закончит переброску мяча, считается победительницей.  Примечание: Игрок, не поймавший мяч, должен за ним сбегать, вернуться на своё место, а затем бросить мяч капитану.         2.Перелет птиц .   Дети стоят в одном углу комнаты ­ они птицы. В другом углу лестница­ стремянка   или   стулья   (диванчик).   По  сигналу  взрослого: «Птички улетают!», подняв руки, бегают по комнате, сигналу «Буря»  бегут к стремянке, стулу или диванчику (это «деревья») и влезают   на   них,   скрываясь   от   бури.   По   сигналу   «Буря   кончилась»   дети   слезают   на   пол   и продолжают бег (« полёт» ) 3.Пройди  бесшумно.        Нескольким  детям завязывают  глаза. Они становятся парами друг против друга на расстоянии вытянутых рук. Остальные играющие стараются по одному проходить через   ворота  бесшумно, осторожно,  можно пригнувшись  или  ползком.  При  малейшем  шорохе стоящие в воротах поднимают руки, чтобы задержать проходящего. Побеждает тот, кто сумел благополучно пройти через ворота.   Октябрь   (2 неделя) 1.Жмурки   в кругу       .Все дети, кроме двоих, стоят по кругу, держась за руки. Двое стоят внутри круга. У одного из них завязаны глаза, а у другого в руках палка, которой он время от времени   стучит   в   пол.   «Жмурка»,   услышав   удар   палки,   идет   по   направлению   стука,   чтобы поймать   товарища,   который   всячески   увертывается,   но   не   должен   выходить   из   круга.   Когда «жмурке» удаётся поймать товарища, игру продолжает новая пара.Палку в игре можно заменить барабанчиком, колокольчиком, трещоткой или  без предметов в руке, просто хлопать в ладоши. 2. Кто перетянет      .Детей разбивают попарно. На полу площадки чертят две параллельные линии   на   расстоянии   4   шагов   друг   от   друга,   в   середине   играющие   ­   соревнующаяся   пара   ­ держатся за правые руки, стоя спиной друг к другу, лицом к булавам, стоящим за чертой с той и другой   стороны.   По   команде   каждый   старается   перетянуть   «противника»   на   свою   сторону   и схватить булаву 3.Салки ­ не попади в болото. На площадке палочками, шишками, камешками обозначается место, куда нельзя забегать, ­  болото (муравейник, огород). Выбирают ловишку. По сигналу он догоняет детей, стараясь их осалить. Октябрь (3 неделя) 1.Хомячки      .Воспитатель   говорит детям: «Будем ходить 10 шагов (15 шагов) с толстыми щечками, как у хомячков. Для этого надо сильно надуть щеки, рот закрыть, дышать носом». Затем по сигналу воспитателя хлопнуть себя кулачками по щекам ­ выпустить воздух изо рта, «щечки опять   стали,   как   у   ребят»,   походить   15   шагов   и   снова   стать   «хомячками»   ­     надуть   щеки. Повторить 4 ­ 6 раз 2.Змея.     Играющие выстраиваются в затылок друг другу и берутся руками за пояс впереди стоящего. Вся колонна   ­   «змея», первый в колонне – «голова», а последний   ­   «хвост». По сигналу воспитателя «голова» должна поймать «хвост», который от нее ускользает. «Голова» (ребенок, стоящий первым), поймавшая «хвост», переходит в конец колонны, и игра повторяется. Проигравшими считаются дети, которые «расцепили» цепь; они выходят из игры. Остальные дети вновь принимают исходное положение продолжают игру.    3.Прыгни   ­   повернись!  Дети, стоя свободно, выполняют три прыжка на месте в обруче (диаметр 1 м), на четвертом, высоком прыжке стараются в верхней точке взлета подтянуть колени согнутых ног к груди, обхватить их руками, затем быстро разогнуть ноги, мягко приземлиться. Усложнение: вместо сгибания ног выполнить поворот на 360°.  Октябрь (4 неделя) 1. Займи место .Дети сидят в шеренге на стульях, поставленных на расстоянии одного шага друг   от   друга.   Один   из   играющих   стоит   перед   шеренгой   сидящих,   спиной   к   ним.   На   сигнал ведущего все дети встают и пересаживаются на соседний стул справа. Играющий, сидевший на последнем   стуле,   оказавшись   без   стула,   бежит   на   противоположный   конец   шеренги   сидящих, чтобы занять освободившийся стул с другого конца шеренги. То же старается сделать стоявший перед шеренгой. Прибежавший первым занимает этот стул, а опоздавший встает перед шеренгой. Игра продолжается.  2.   Кто   дольше   не   собьется?    Играющих   можно   разделить   на   четыре   команды.   Каждая команда   подходит к длинной скакалке,  которую крутит воспитатель  с кем­нибудь из  детей. Играющие по очереди дети вместе с воспитателем подсчитывают, в какой команде, детей, не зацепивших скакалку.          3.Будь ловким.      Дети стоят лицом в круг, у ног каждого мешочек с песком. Водящий в центре   круга.   По   сигналу   воспитателя   дети   прыгают   в   круг   и   обратно   через   мешочки, отталкиваясь двумя ногами. Водящий старается осалить детей, пока они не выпрыгнули из круга. Через   30   ­   40   с   воспитатель   останавливает   игру   и   считает   проигравших.   Выбирают   нового водящего из тех, кого ни разу не коснулся предыдущий водящий. Усложнение: прыгать в круг на одной ноге; ввести еще одного водящего.          Ноябрь   (1 неделя) 1.Резвый мешочек.     Играющие становятся в круг. Воспитатель стоит посередине. Он берет в руки веревку, на конце которой привязан мешочек, наполненный песком, и начинает вращать веревку по кругу, стараясь, чтобы мешочек не задевал землю, а находился от нее на большом расстоянии. Дети следят за мешочком и при его приближении стараются подскочить так, чтобы мешочек   их   не   задел,   перепрыгнуть   веревочку   с   мешочком.   Тот,   кого   мешочек   заденет,   на некоторое время выходит из игры. Выигравший становится на место водящего. 2.Догони   соперника      .Две   шеренги   детей   располагаются   перед   стартовыми   линиями   на расстоянии 5 шагов одна от другой. В 15 ­ 20 шагах от стартовой линии очерчивается дом. По сигналу все одновременно начинают бег: дети, находящиеся сзади, стараются осалить бегущих впереди. После подсчета осаленных дети меняются ролями 3.Не   оступись.  Соревнуются   две   команды   (по   5   ­   6   детей).   Первые   в   каждой   команде продвигаются вперед прыжками на одной ноге, остальные идут рядом. Как только прыгающий оступился, начинает прыгать второй ребенок из этой же команды. Выигрывает команда, сумевшая одолеть прыжками более длинную дистанцию. Прыгать на одной ноге, вставшего на обе ноги тут же сменяют; сменивший начинает с того места, где ошибся предыдущий играющий. Ноябрь (2 неделя) 1.Ветер и флюгера      .Играющие сидят на скамейке (разделенные на команды по 4 ­ 6 человек) или стоят шеренгами. Они ­ «флюгера». Воспитатель напоминает им, где находятся страны света: север, юг, восток, запад. Начинается игра: воспитатель   говорит: «Ветер дует с востока!» При этом все «флюгера» должны повернуть  голову к западу и т.д. При слове «Буря» все кружатся на месте,   при   слове   «Штиль»   замирают   на   месте.   Неправильно   двигающиеся,   «флюгера»   платят фант, т.е. по окончании игры невнимательные дети  должны выполнить задания играющих: сделать гимнастическое упражнение, прочесть стихотворение и т. д. 2.Ткач и челнок     .Выбираются «челнок» и «ткач». Остальные дети, взявшись за руки и подняв их в виде арки, встают в круг. «Челнок» начинает сновать, т.е. под одну «арку» вбегать, под другую выбегать. Пропустив «челнок» на две «арки» вперед, «ткач» спешит за ним в том же направлении. Если после двух или трех кругов «ткач» поймает «челнок», они прекращают игру и их заменяет другая пара. Как только «ткач» или «челнок» ошибутся, например пропустят какую­ нибудь «арку», следующая «арка» опускается и задерживает виновного. Заметивший     ошибку сменяет   того,   кто   ошибся, ­ становится «ткачом» или «челноком». Игра продолжается.  3.Прыжки со скакалкой .Ребенок вращает скакалку вперед, прыгая с одной ноги на другую. Туловище держать прямо,  носки оттянуть. Продолжительность скачков постепенно увеличивать. Выигрывает тот, кто больше сделает скачков.                   Ноябрь (3 неделя) 1.Четыре   стихии          .Играющие   сидят   по   кругу.     Водящий       (воспитатель   или   ребенок) договаривается с остальными играющими, что если он скажет «земля», все должны опустить руки вниз, на слово «вода» вытянуть руки вперед, на слово «воздух» поднять руки вверх, а на слово «огонь» произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.  Кто ошибается, тот проигрывает. 2.Белки,   желуди,   орехи   .      Играющих   делят   на   группы   по   три   человека.   Каждая   группа, взявшись  за руки, образует кружок. Кружки располагаются  в разных местах площадки. Один ребенок (водящий) стоит в центре площадки. В каждой группе играющие распределяют между собой названия: один «белка», другой «желудь», третий «орех». Водящий громко вызывает кого­ нибудь, предлагая вызванным поменяться местами. Например: «орехи», меняйтесь! Вызванные «орехи» оставляют в своих кружках и стараются занять места, освободившиеся в чужом кругу. Ведущий тоже стремится занять любое свободное место, и если ему это удастся, он получает название   «орех».   Оставшийся   без   места   становится   водящим   и   вызывает   новых   игроков   по примеру первого водящего. Выигрывают те, которые ни разу не были водящими.Правила игры: 1) вызванные не имеют право оставаться в своих группах и обязаны меняться местами; 2) кто раньше займет свободное место, тот и останется в этой группе; 3) водящий может вызвать не только одного игрока («орех»), но и одновременно «белку» и «желудя». 3.Совушка  .      Играющие   свободно  располагаются  в  зале   или   на  площадке.   В  стороне  («в дупле») сидит или стоит «сова». Воспитатель говорит:   «День наступает ­ все оживает». Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет   бабочек,   стрекоз   и   т.д.   Неожиданно   воспитатель   произносит:       «Ночь   наступает,   все замирает, сова вылезает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали   эти   слова,   и   не   шевелиться.   «Сова»   медленно   проходит   мимо   играющих   и   зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло».  Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Игра начинается опять. Выигрыва­ ет   та  «сова»,  которая  забрала  себе  большее  число  играющих.              Ноябрь (4 неделя) 1.Слушай внимательно      .  Дети идут по кругу и делают фигуры, соответствующие словам ведущего. На слово «пень» становятся на одно колено, опустив голову и руки, сразу же встают и продолжают движение по кругу. На слово «елка» останавливаются и отставляют опущенные руки от туловища, приняв правильную осанку. На слове «сноп» останавливаются и поднимают руки вверх, соединяя их над головой.Затем указанные три команды даются в разбивку. Кто из детей ошибся, выходит из игры. Сначала команды даются через 6 ­ 10 секунд, а затем постепенно темп ускоряется до 3 ­ 5 секунд.  2.Точный удар.  Две команды по 8 ­ 10 детей выстраиваются в колонны по одному, одна против другой. Между ними на земле обруч или нарисованный круг (диаметр 1 м). По сигналу первый из одной команды бросает мяч в центр круга под углом так, чтобы он отскочил к первому из другой команды, и отходит в сторону. Бросает первый играющий второй команды второму из первой команды. Так, сменяя друг друга, мяч бросают и ловят дети обеих команд. Побеждает команда, раньше завершившая игру, или у которой было меньше промахов. Мяч следует бросать в обруч, если он задел обруч, бросок выполняется снова, ребенок, не поймавший мяч ловит снова, но ему бросает уже следующий в колонне. 3.Не упусти мяч.      Дети распределяются парами, у каждой пары мяч. Один из пары ударяет мяч о пол условленное число раз (4 ­ 6) и передает мяч второму в паре. Побеждает та пара, которая сумеет дольше других удержать мяч в игре.                   Декабрь  (1 неделя) 1.Жмурки.      Воспитатель назначает считалкой водящего  ­  жмурку. Он встает на середину площадки, ограниченной шнурами. Ему завязывают глаза и предлагают несколько раз повернуться. Все дети разбегаются, а жмурка старается кого­нибудь поймать. При виде какой­либо опасности (дерево, пенек и др.) играющие должны предупредить жмурку словом «огонь». Не выходить за обозначенную границу; убегая от жмурки, можно приседать; чтобы жмурка не вышел за пределы площадки, его предупреждают словом «огонь». 2.Свободное место     . Играющие стоят по кругу. Воспитатель называет двух рядом стоящих детей. Они становятся за кругом спинами друг к другу. По сигналу «Раз, два, три ­ беги» бегут в разные стороны, кто раньше добежал до своего места и стал в   круг ­ выиграл. Воспитатель вызывает других детей, и игра продолжается. 3.Пингвины с мячом.     Дети стоят в 4 ­ 5 звеньях. Напротив каждого звена (на расстоянии  4 ­ 5   м)   ориентир     ­     высокий   кубик,   палочка.   Первые   в   звеньях   получают   мячи   (резиновые, волейбольные, мягкие матерчатые). Зажав их между коленями, прыгают к предмету, берут мяч и, обежав ориентир, возвращаются каждый к своему звену и передают мяч следующему. Когда все прибегут, прыгают другие 4 ­ 5 детей.  Усложнение:  прыгать с мячом до ориентира и обратно; играть командой ­ выигрывает та, игроки которой быстрее сумели закончить дистанцию.      Декабрь (2 неделя) 1.В   кругу   .      Детей   делят   на   две   команды   (два   круга).   По   сигналу   ведущего   начинается переброска мяча друг другу в каждой команде. На сигнал «хлопок в ладоши» менять направление, на  сигнал   «раз»  подбрасывать   мяч   вверх,  на  сигнал  «два»   бросать  через   круг,  т.  е.   команды меняются местами. Выигрывает команда, которая, перебрасывая мяч, не уронила его и закончила задание быстрее другой команды. Ведущий может давать от 10 до 20 сигналов. 2.Мороз   и   кролики       Дети   изображают   «елочки».   Выбираются   «кролик»   и   «мороз», воспитатель руководит игрой, регулируя нагрузки детей. По команде водящего начинается игра. «Кролик»   выбегает   из   «дома»   и   бежит   к   ближайшей   «елочке»   укрыться   от   «мороза»   под «елочкой». «Мороз» стремится «заморозить» ­ осалить «кролика». Но если «кролик», убегая от «мороза», успевает, прыгнуть в кружок где   стоит     «елочка»,   он   становится     «елочкой»,   а «елочка» ­ «кроликом» и бежит от «мороза» вытесняя, затем из другого следующую «елочку». Осаленный   «кролик»   становится   «морозом».   Если   «кролика»   при   его   перебежках   от   одной «елочки» к другой, а от последней «домой» «мороз» не сумеет осалить, то «мороз» продолжает водить.   Если   же   «мороз»   сумеет   осалить   «кролика»,   последний   становится   «морозом».   Игра продолжается. После окончания игры дети, принимают правильную осанку и делаютдыхательные упражнения. По просьбе воспитателя «кролики» показывают, как они откусывают «морковку» ­ стучат   передними   зубами.«Мороз»   может   осалить   «кролика»   в   двух   случаях:   1)   когда   он перебегает к «елочке» или 2) если в кругу стоят двое. Например, когда «елочка» замешкалась в ту минуту, как к ней прыгнул «кролик», и, став сама «кроликом», не выбежала из круга. 3.Играй, играй, мяч не теряй!       Дети располагаются на площадке. Каждый играет с мячом, выполняя   действия   по  своему   выбору:   бросает   вверх   и   о  землю,   отбивает   мяч   на   месте   и   в движении; бросает мяч в стену, в корзину. После сигнала воспитателя все должны быстро поднять мяч вверх. В игре   не мешать   товарищам, находить свободное место на площадке; не успевший по сигналу поднять мяч получает штрафное очко.          Декабрь (3 неделя) 1.Лесная сказка   Ведущий  произносит:         .  Выбирают     «елочек»     и     «зайчиков».     Ведущий ­ «Дед   Мороз».           Стройненькие  елочки красуются.            Зайчики на них любуются. «Елочки»   стоят   прямо,   руки   на   поясе   (пальцы   впереди),   «зайчики   «прыгают   между «елочками» на носках. Идет «Дед Мороз», « Зайчики  разбегаются в разные стороны и садятся на корточки (скамейку). Затем по знаку ведущего присоединяются к детям, изображающим елочки, становятся ими. Ведущий («Дед Мороз») говорит:           Приморожу­ка я елки. Распрямлю им все иголки           Отойду и посмотрю.           И вершинки распрямлю.  « Дед  Мороз» ставит «елочки» плотно к стене. Руки у детей опущены и немного отведены в стороны   ладонями   вперед,   кисти   и   пальцы   тыльной   стороной   плотно   прижаты   к   стене.   «Дед Мороз» поправляет осанку детей, затем произносит:            Можно ветками махать,            Только стройненько стоять! Дети,   стоя   у стенки, поднимают слегка   согнутые руки   вверх,   наклоняются в право   и влево, опускают руки вниз. «Дед Мороз» дует на «елочек» и «зайчиков». Дети говорят:             Ой, вьюга нас ломает:             То согнет, то разгибает Все  дети  стоя  поднимают  руки кверху  ладонями   вперед,  наклоняются  и,  опуская  руки, касаются пальцами пола. Движения  повторяются. При словах:             Сколько снега навалило­­  Как нас снегом придавило  Дети ложатся на живот, голову кладут на сложенные руки.«Дед Мороз»:              Можно, можно потянуться  и                               Немножечко прогнуться,             Ноги пряменько держать             Ветки  ­  руки выпрямлять.     Дети,   лежа   на   животе,   несколько   прогибаясь,   потягиваются,   не   отрывая   слегка расставленных ног от пола. «Дед Мороз» дает команду:       Сильно, сильно потянуться     И на спинку повернуться. Дети поворачиваются, лежат на спине, мышцы расслаблены… «Дед Мороз»:        Поднимать и опускать      На живот мы повернемся      И в ребяток обернемся. Выполнив   все,   что   требует   «Дед   Мороз»,   дети   в   конце   игры   водят   веселый   хоровод   с   Ноги будем поднимать «Дедом Морозом». 2.Построй   шеренгу,   круг,   колонну.        Дети   свободно   ходят   в   разных   направлениях   по площадке. В соответствии с сигналом стараются быстро построиться в колонну, шеренгу, круг. Надо указать заранее, в каком месте можно встать в колонну или  шеренгу. Круг желательно строить   вокруг   какого­нибудь   ориентира   (бугорок,   пень,   куст,   дерево,   большой   отдельно расположенный камень). Усложнение:   распределить   детей  на  3  ­  4   подгруппы;  побеждает  та  подгруппа,   которая лучше выполнит построение по сигналу. 3.Кто сделает меньше прыжков .     На площадке обозначают две линии на расстоянии 5 ­ 6 м. Несколько детей встают к первой линии и по сигналу прыгают до второй линии, стараясь достичь ее   за   меньшее   число   прыжков.   Для   этого   необходимо   сильнее   оттолкнуться,   приземление выполнить   мягко   и   тут   же   начинать   отталкивание   для   следующего   прыжка.   Усложнение: увеличить дистанцию до 10 м (это потребует в среднем 8 ­ 10 прыжков). Декабрь (4 неделя) 1. Кто   раньше   дойдет   до   середины       .К двум коротким круглым палкам привязывают шнур длиной 8­10м. Середину его отмечают ленточкой. Играющие берут палки и отходят друг от друга настолько, насколько позволяет длина  шнура. По сигналу дети начинают быстро вращать палки обеими   руками и, наматывая шнур на палку, продвигаются вперед. Выигрывает тот, кто раньше   намотает   шнур   до   ленты.   В   игре   может   принимать   участие   любое   число   детей. Выигравший получает право играть ещё один раз с другим партнёром. 2.Падающий мяч       .Все рассчитываются по порядку номеров и образуют круг. Первый номер (водящий) встает в середину круга, в руках у него мяч. Подбросив его вверх, водящий называет номер;   вызванный   игрок   должен   подскочить   и   поймать   мяч   в   воздухе.   Если   это   удается,   он возвращается на свое место, а водящий продолжает водить. Если же игрок не поймает мяч, то становится водящим, а бывший водящий идет на его место. Играют установленное время, после чего игроки, которые ни разу не были водящими, за исключением первого  водящего.     отмечаются 3.Тяни в круг.        Дети, взявшись за руки, образуют на площадке круг. Внутри круга перед каждым играющим лежит снежный ком, т. е. число комов соответствует количеству участников. По   одному   сигналу   дети   идут   по   кругу   влево   (вправо).   По   другому   сигналу   движение прекращается и каждый старается  втянуть одного из своих соседей в круг, чтобы тот наступил на снежный ком. При этом руки расцеплять не разрешается. Кто не сумеет удержаться и наступит на ком,   получает   штрафное   очко.   Ребенок,   набравший   два   очка,   выбывает   из   игры.   Игра заканчивается,   когда   в   кругу   остается   заранее   обусловленное   число   играющих.   Побеждают ребята, к концу игры не получившие ни одного штрафного очка. В ходе игры, если круг из игроков уменьшается, снежные комья можно переставить на небольшое расстояние внутрь круга.   Январь (1 неделя) 1.Пройди   ­   не   задень   ворота        .  Стулья,   булавы   или   другие   предметы   расставляют   на расстоянии 50 см друг от друга (ворота). Устраивают 3 ­ 4 таких «ворот» Задача заключается в том, чтобы дети прошли через все ворота и не сбили их. Вначале дети проходят с открытыми, а затем с закрытыми глазами. Выигрывают те, кто не сбил ворота.  2. Кто ушел?     Дети стоят по кругу. Водящий становится в центр, ему предлагают запомнить играющих, а затем закрыть глаза. Педагог дотрагивается до одного из детей, и тот выходит из зала. После этого водящему предлагают открыть глаза и отгадать, кто из детей ушел. Если он угадывает, то сам выбирается вновь, и  выполняет роль водящего. 3.Загони  льдинку.  На снегу  цветной краской  нарисован  большой  круг, от него в  разные стороны 8 ­ 10 цветных линий  ­ лучей, их длина 2,5 ­ 3 м. В конце этих линий стоят дети. У носка правой ноги каждого играющего лежит льдинка. По сигналу подпрыгивая на правой ноге, все стараются  быстрее  загнать  свою  льдинку   в  круг.  Здесь   можно  стоять  на  двух   ногах,   ожидая остальных играющих. После этого каждый гонит свою льдинку обратно, подпрыгивая на левой ноге и стараясь придерживаться нарисованной линии, передает льдинку следующему. Отмечается пришедший первым.              Январь (2 неделя) 1. Веселая зарядка       .Педагог дает команду построиться, повернуться к нему лицом и стать друг от друга на расстоянии  разведенных рук. Дети повторяют за педагогом слова и движения:                      «Тру­ру­ру,тру­ру­ру!» «По порядку стройся в ряд!» «На зарядку все подряд!» «Мы растём смелыми. На солнце загорелыми». «Ноги наши быстрые, Метки наши выстрелы».  «По порядку стройся в ряд, На зарядку все подряд!»   Все поднимают руки, сжатые  в кулаки наподобие  горна. Поворачивая голову вправо и влево, трубят 2 ­ 4 раза. Проверяют равнение, разводят в стороны руки. Хлопают перед собой в ладоши, шагают на месте 2 ­ 5 мин. Приседают  на одно колено, поднимаются с колен 2 ­ 3 раза.Поднимают   поочередно   ноги.   Повороты   туловища   влево,   вправо   с   движениями   рук   ­ имитация стрельбы из лука 8 ­ 10 раз. Щупают правый и левый бицепсы. Смотрят в «бинокль», подносят кисти к глазам, поворачивая голову вправо, влево. Шагают на месте, поворачиваясь, становятся в затылок друг другу и уходят. 2.Тройка.     Дети встают по трое, держась за руки. Между тройками расстояние не менее 1 м. В каждой тройке средний ребенок стоит лицом по направлению движения, двое других с правой и левой стороны от него стоят спиной. По сигналу воспитателя тройки двигаются по площадке, по сигналу «стой» останавливаются и меняются местами в тройках. 3.Будь   внимателен        На   одной   стороне   площадки   5   ­   6   играющих,   на   противоположной (дистанция  8 ­ 10  м) напротив каждого лежат по 3 предмета (например,  кубик, погремушка, флажок). На сигнал «Беги» играющие устремляются к предметам. Примерно на середине пути следует сигнал, какой из трех предметов нужно взять, например кубик. Дети берут названный предмет и бегут с ним на исходную линию. Январь (3 неделя) 1.Лови,   бросай,   упасть   не   давай        .Дети стоят по кругу на расстоянии 2 м друг от друга. В руках у одного из детей мяч. Ребенок с мячом говорит:    «Лови, бросай, упасть не давай» и бросает мяч соседу, тот ­ другому и т.д. ­ все в одну сторону, например вправо. По сигналу водящего направление мяча меняется ­ мяч перебрасывается влево.  2.Защита   крепости        Берут   три   палки,   связывают   их   в   верхней   части   и   на   них   кладут резиновый   или   волейбольный   мяч     ­     это   крепость,   которую   защищает   водящий.   Остальные играющие, стоя по кругу, перебрасывают между собой мяч. Они стараются в удобный момент, когда водящий отвернется, ударом сбить мяч. Водящий не дает этого сделать. Тот, кто попал, становится водящим. 3.Кто дольше на одной ноге.   а) стоять на полу закрыв глаза;  б) стоять на скамейке вдоль или поперек;  в)   менять   положение   поднятой   ноги:   вынести   вперед,   в   сторону   согнутую   или   прямую,   Детям предлагают различные варианты заданий:  положить на колено мешочек с песком, взяться за щиколотку.       Январь (4 неделя) 1.Скульптор           .Играющие образуют круг. Внутри круга водящие педагог ­ «скульптор». Дети идут по кругу и подражают движениям «скульптора». Как только «скульптор» остановится и  хлопнет  в  ладоши,  все  тоже  останавливается.  Каждый  должен  принять  какую­нибудь   позу, изображая   статую.   Педагог   медленно   идет   по   кругу   и   внимательно   всех   осматривает.     Изо­ бразивший   лучшую   «статую»   становится   новым   «скульптором»,   заменяя   ведущего.   Игра продолжается. 2.Накорми кролика      На фанере или на картоне рисуют большого кролика. Рот у него открыт (выпилен круг диаметром 10 ­   20 см). Подвешивают кролика на стенку или дерево. Ребенку надевают большой бумажный колпак и дают морковку, сшитую из материи. Отводят на 4 ­ 5 шагов от кролика, предлагают покружиться 2 ­ 3 раза, после чего надо подойти и накормить кролика, попадая морковкой в рот. 3.Петрушка     Из положения сидя на корточках высоко подпрыгнуть, расставив широко руки и ноги в стороны, затем приземлиться, снова присаживаясь на корточки. Февраль  (1 неделя) 1.Стоп      На расстоянии 10 ­ 16 шагов от границы площадки проводится линия, за которой стоят играющие. На другом конце площадки очерчивается круг (диаметр 2 ­ 3 шага) ­   место водящего. Повернувшись спиной к детям, водящий громко говорит:   «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» На эти слова все идут к водящему, делая шаг на каждое слово. На слово «стоп» останавливаются, а водящий быстро оглядывается. Того, кто не успел остановиться  и сделал дополнительное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем вновь поворачивается спиной   и   повторяет   слова   команды.   Играющие   продолжают   движение   с   того   места,   где остановились   первый   раз   на   слово   «стоп».   Те,   кого   отослали   на   исходную   линию,   начинают движение оттуда. Побеждает ребенок, успевший встать в круг к ведущему до слова «стоп». Он и становится водящим. Вариант: первый, дошедший до водящего раньше слова «стоп» дотрагивается до него, все быстро убегают, водящий старается осалить бегущих до черты. 2.Больная птица        4 ­ 5 детей встают у линии, друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Стоят на одной ноге, вторую сгибают в колене и крепко берутся за щиколотку. Прыгают   вперед   «кто   дальше».  Прыгать   следует     на   одной   ноге,   вторую   держать   рукой   не отпуская; опустившийся на обе ноги считается проигравшим и выходит из игры. 3. Донеси мешочек      3 ­ 4 детей встают на доски или скамейки, кладут на спину мешочек с песком.   Ползут   на   четвереньках   (ладонях   и   коленях,   ступнях   и   ладонях)   до   конца   скамеек. Выигрывает, пришедший первым. При ходьбе не ронять мешочек; если он упал, поднять, положить снова на спину и ползти дальше; в конце скамейки взять мешочек со спины, также не роняя.  Февраль (2 неделя) 1.Серая утка        Один из играющих ­ охотник, другой   ­   утка, несколько детей   ­ утята. Остальные, взявшись за руки, образуют круг   ­   пруд, в котором плавает утка с утятами. Дети, стоящие в кругу, идут по кругу и говорят:               «Вот плавала серая утка по воде,                 Закликала малых детушек к себе.    Вы, утята, берегитесь,                Далеко не расходитесь». В это время утка и утята ходят внутри круга, охотник ­ за кругом. На последние слова утка встает впереди утят, они идут за ней гуськом.    Дети ведут хоровод в другую сторону:               «Вот залаяла собака в камышах,               Не сидит ли там охотничек в кустах?               Он изловит малых детушек.                Малых детушек  ­  утятушек». Круг   распадается   на   несколько   маленьких   (по   3   ­   5   детей)   ­     это   кустики,   в   которых прячутся утята (по одному или несколько в каждом). Охотник громко считает:   «Раз, два, три!» После этого утята должны перебежать от одного кустика к другому. Во время перебежки охотник старается их поймать. Утка защищает   утят: расставляет руки в стороны, как бы взмахивает крыльями, преграждая путь охотнику.Усложнение: назначить 2 ­  3 охотников. 2.Лягушки и цапля       В середине площадки обозначают болото, вбивают колышки (высота 15 см), на них вешают веревку с грузиками так, чтобы она не провисала. В стороне от болота цапля. Лягушки прыгают в болоте, ловят комаров. По сигналу «цапля» она перешагивает через веревку и начинает ловить лягушек. Они могут выскакивать из болота любым способом: отталкиваясь двумя ногами,   одной   ногой,   с   разбега.   Пойманные   лягушки   идут   в   гнездо   цапли.   Из   болота   можно выпрыгивать, перешагнувший через веревку считается пойманным. 3.Пятнашка      Выбрав «пятнашку», дети разбегаются в разные стороны. У каждого играющего есть свой «дом», куда можно спастись от прикосновения «пятнашки». Кроме того, если играющий коснется рукой земли, «пятнать» его тоже нельзя, поэтому «пятнашке» приходится гнаться то за одним, то за другим и быть очень бдительным, чтобы «запятнать» (осалить) кого­нибудь врасплох. «Запятнанный» становится «пятнашкой. Февраль   (3 неделя) 1.Чурбан      В середине площадки ставится чурбан (полено, высокий кубик). Играющие стоят по кругу, берутся за руки и говорят:           «Стоит чурбан, не мешает нам.            Кто чурбан собьет, из круга уйдет!» После этого все начинают двигаться вокруг чурбана. При этом каждый старается подтянуть своих соседей к чурбану так, чтобы его свалили. 2.Кто быстрее до снеговика!       Играющие образуют круг, в центре круга   ­   снеговик. У каждого в руках по одному снежку. По сигналу воспитателя надо быстро добежать до снеговика и положить снежок, а затем вернуться на исходную черту. Отмечаются три первых победителя. Второе задание­ добежать до снеговика, взять снежок и вернуться на свое место. 3.Воробышки и кошка.      Дети стоят по кругу, перед каждым у ног по одному снежку. В центре водящий  ­  кошка (можно двое водящих). Воробышки прыгают на двух ногах в круг, через снежок и обратно из круга по мере приближения кошки. Февраль (4 неделя) 1.Коршун   и   наседка.        В   игре   участвует   8   ­10   детей.   Одного   из   играющих   выбирают коршуном, другого   наседкой. Остальные дети  ­ цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держатся друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и   старается   поймать   цыпленка,   стоящего   последним   в   колонне.   Наседка,   вытягивая   руки   в стороны, не дает коршуну схватить цыпленка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. 2.Попади в круг.     На снег кладутся обручи (по количеству команд) и на расстоянии 2 м от него становятся дети со снежками (заранее лепится несколько снежков). По сигналу воспитателя дети бросают снежки правой (левой) рукой снизу (от плеча). 3.Пингвины.     Первая группа играющих становится на исходную линию, у каждого по одному мешочку. По команде педагога дети зажимают мешочек между коленями ­ они пингвины, и на следующий   сигнал   передвигаются   прыжками   на   двух   ногах   до   условной   черты   ­   это   льдина (дистанция   5   м).   Когда   все   дети   переберутся   на   льдину,   вторая   группа   детей   приступает   к заданию.       Март   (1 неделя) 1.Веселая   маршировка                  Улитка.   Дети   строятся   в   шеренгу   и   берутся   за     руки. Повернувшись   вправо,   они   идут   за   воспитателем,   сначала   по   кругу,   а   потом   улиткой,   делая концентрические круги один в другом. После того как «улитка» закрутится,  воспитатель ведет цепь в обратном   направлении, постепенно раскручивая  её. Змейка.     Воспитатель ведёт детей, взявшихся за руки, к противоположному концу зала, поворачивает колонну и идет в обратном направлении. Снова поворачивает колонну навстречу идущим позади, колонна извивается как змейка. Иголка   и   нитка.  Дети   держатся   за   руки,   воспитатель   ведёт   их   за   собой   по   залу,   затем предлагает детям, не расцепляя  рук поднять их вверх ­ образуются ворота.  Воспитатель ­ «иголка» ведет цепочку детей   ­ «нитку» дальше за собой в обратном на­ правлении под «воротами»   поднятыми руками детей, обходя по очереди одного справа, другого слева. Отмечаются дети, кто более красиво, четко, ритмично проделал все движения в фигурной маршировке, сохраняя правильную осанку и красивую походку. 2.Горелки   с   мячом   .      Играющие   размещаются   так   же,   как   и   при   игре   в   обыкновенные горелки, т. е. парами. В 5 шагах впереди от «горельщика» кладут на землю мяч. Как только последняя   пара   побежит   по   сторонам   колонны,   составленной   из   пар,   «горельщик»   сейчас   же хватает   мяч   и   салит   им   одного   из   бегущих.   Осаленный   делается   «горельщиком».   Мяч   снова кладут на место. 3.С  кочки  на  кочку.      На  земле   чертят  2  линии     ­    два  берега,   между   которыми  болото (расстояние между линиями 30 м). Играющие распределяются парами на одном и другом берегу. Воспитатель чертит на болоте кочки  ­  кружки (можно использовать плоские обручи) на разном расстоянии друг от друга: 30, 40, 50, 60, 70, 80 см. Двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку, стараясь перебраться на берег. Тот, кто оступился, остается в болоте. Выходит следующая пара. Когда все выполнят задание, воспитатель назначает, кому выводить детей из болота. Тот подает увязшему в болоте руку и показывает прыжками путь выхода из болота.       Март   (2 неделя) 1. Бегом вокруг колонны      .Все идут по дороге (залу), построившись в колонну по одному. Воспитатель«или выбранный заранее водящий подходит к кому­нибудь из детей и дотрагивается до него. После  этого обегает идущую колонну. Осаленный бежит в противоположную сторону и тоже  обегает колонну. Тот, кто первый добежит  и встанет, на свободное место, остается в строю. Опоздавший становится  водящим.  2.Салки в 2 круга  . Дети образуют два круга: внутренний и внешний, двигаются боковым галопом   в   противоположных   направлениях.   По   сигналу   останавливаются,   и   все   играющие внутреннего   круга   стараются   осалить   стоящих   во   внешнем   круге   раньше,   чем     они   успеют присесть. Пойманные становятся во внутренний круг.  Игра повторяется. 3.Не урони шарик.     Дети по очереди (или одновременно 2 ­ 3 детей) несут в ложках шарики, стараясь донести их до условленного места (примерно на расстоянии 8 ­  10 м). Март   (3 неделя). 1.Длинная   скакалка.   Ребенок   с   воспитателем   равномерно   вращают     скакалку.   Дети   по одному прыгают через   скакалку. Игру можно усложнить, изменяя вид прыжков: перепрыгивая одной ногой, а   затем в стороны, двумя ногами вместе, делая дополнительное подпрыгивание и т.д. 2.Перемена мест. Две команды по 8 ­  10 человек выстраиваются шеренгами лицом друг к другу  на  противоположных   сторонах  площадки   за  линиями   городов  (дистанция   10  ­  12  м)  и расходятся  на ширину  вытянутых   рук. По сигналу   бегут навстречу  друг другу,  стараясь  как можно быстрее оказаться за чертой противоположного города, затем поворачиваются лицом к центру площадки и строятся в шеренгу. Побеждает команда, сделавшая это быстрее.   3.Волк во рву     .Посередине площадки проводятся две линии на расстоянии 70 ­  100 см одна от другой, это ров. У одной из сторон площадки дом коз. Все играющие козы, один  ­  волк. Козы располагаются   в   доме,   волк   во   рву.   По   сигналу   воспитателя   «козы,   на   луг»   козы   бегут   на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров (волк не трогает коз), по сигналу «козы, домой» перебегают в дом, перепрыгивая через ров. Волк, не выходя изо рва, ловит коз, касаясь   их   рукой.Пойманные   отходят   в   конец   рва.   После   2   ­   3   перебежек   всех   пойманных возвращают в дом. Назначается другой волк из числа тех, кто не попался. Усложнение: ввести второго волка; сделать два рва, в каждом по одному волку.         Март (4 неделя) 1.Хлопушка      К ветке дерева на веревке на уровне плеч ребенка подвешивают хлопушку (надутый бумажный  пакет, край затянут веревкой).  Ребенок встает на расстоянии 5 шагов от пакета.   Ему   завязывают   глаза.   По   сигналу   воспитателя   «начал»   ребенок   делает   5     шагов, останавливается   и   быстро сближает руки. Если   хлопушка окажется между ладонями, то она звонко хлопает. 2.Горелки      Играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2 ­ 3 шагов проводится линия. С помощью считалки выбирают ловишку:             «Косой, косой,               Не ходи босой.               А ходи обутый,               Лапочки закутай.               Если будешь ты обут,               Волки зайца не найдут.               Не найдет тебя медведь.               Выходи, тебе гореть». Ловишка   становится   на   линию   спиной   к   остальным   играющим.     Все,   стоящие     парами, говорят:      «Гори­гори ясно,       Чтобы не погасло.       Глянь на небо  ­  птички летят,       Колокольчики звенят.       Раз, два, три  ­ беги!»  С окончанием слов дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один  ­ справа, другой   ­   слева), стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки. Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится   впереди колонны,  а  оставшийся   без   пары  становится   ловишкой.   Если   ловишка  не поймал, он остается в той же роли. 3.Прыжковая эстафета.  Играющие встают в колонны и продвигаются вперед различными прыжками: с одной ноги на другую, на двух ногах с набивными мячами в руках, боком. Можно также комбинировать задания, прыгая в одну сторону на правой ноге, а в другую  ­  на левой. В конце   продвижения   дать   задание     ­     выпрыгнув   вверх,   коснуться   рукой   отметки   на   стене, баскетбольного кольца, подвешенного мяча.   Апрель    (1 неделя) 1.Кто самый меткий       Дети сидят в 6 шагах от мишени ­ нарисованного кролика. Играющие по очереди встают. Каждый должен подойти с завязанными глазами (первый раз каждый ребенок упражняется   в   выполнении   задания   без   повязки)   к   «кролику»,   держа   в   вытянутой   руке «морковку», и положить ее в раскрытый рот «кролика». Кому это удалось сделать с первого раза, тот самый меткий. Игра проводиться 3 ­ 5 раз.  Выигравшие соревнуются между собой. 2.Мяч, не падай!         .Все участники игры располагаются стоя или сидя по кругу. Ударами о пол передают рядом сидящему. Для   проведения этой игры можно организовать детей в 2 – 3 группы.   Выигрывает   та   группа,   которая   дольше   продержит   мяч,   не   уронив   его,   или   сделает больше передач за определенное время. 3.Уголки.      Игра хорошо проходит на большом участке, где много деревьев, расположенных недалеко друг от друга. Дети становятся возле них или в обозначенных на земле кружках. Один из играющих, оставшийся в середине, подходит к кому­либо и говорит:      «Мышка, мышка, продай мне свой уголок».  Та отказывается. Водящий идет с теми же словами к другому. В это время остальные дети меняются местами, а находившийся в середине старается занять место одного из перебегающих. Если это ему удалось, оставшийся без уголка становится на середину. Если водящему долго не удается занять уголок, воспитатель говорит: «Кошка».Все одновременно меняются местами, веду­ щий занимает чье­либо место.      Апрель (2 неделя) 1.На то и щука в море, чтобы карась не дремал     . По обе стороны площадки проводят прямые линии,  за ними «моря». Один из детей («щука») находится в стороне, в своем «море»,  «караси» (остальные играющие) ­ в другом «море». По сигналу руководителя «Караси в море» «караси» перебегают из одного «моря» в другое, а «щука» их ловит. Пойманные, взявшись за руки образуют круг   посередине   площадки   ­   «корзинку».   Перебегая   из   одного   «моря»   в   другое,   «караси» обязательно   должны   пробежать  через   «корзинку».   В  «корзинке»  щука  не  имеет   права   ловить «карасей»   (салить   их).   «Карась»,   не   перебежавший   через   корзинку   или   осаленный   «щукой», считается пойманным. Выигрывают «караси», которых не поймала «щука».   2.Волшебная скакалка        Дети стоят в 3 ­ 4  колоннах, в руках у них скакалки.  Ребенок, исполняющий   роль   ведущего,   произносит   какое­нибудь   слово,   а   стоящие   впереди   колонны должны сказать, сколько частей в названном слове, и выполнить столько прыжков вперед, сколько слогов в слове. Воспитатель и дети отмечают правильность выполненных действий.Выполнивший прыжки правильно переходит на другую сторону площадки; тот, кто ошибся, встает в конец своей колонны. 3.Ключи      Играющие становятся в кружки, начерченные в любом порядке на расстоянии 2 м друг от друга. Выбирается водящий. Он подходит к одному из играющих и спрашивает: «Где ключи?». Тот отвечает: «Пойди к Сереже (называет имя одного из детей) постучи!». В это время другие дети стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять кружок, свободный во время перебежек. Если водящий долго (после 2 ­ 3 диалогов) не сумеет занять кружок, он может крикнуть: «Нашел ключи!». Тогда все играющие меняются местами. Тот, кто остался без места, становится водящим. Апрель (3 неделя) 1.Разорви цепь      Играющие, взявшись за руки, образуют цепь. Первый (водящий) в цепи тянет за собой цепь, меняя направление в ходьбе, заплетает различные фигуры, обвивая всю цепь вокруг себя,   снова   расплетает   ее,   останавливается,   бежит   и   потом   старается   быстрым   поворотом разорвать цепь. Кто не смог удержать цепь, выходит из игры, а цепь снова замыкается. Играют до тех пор, пока остается 2—3 человека в цепи, потом игру повторяют. 2. Рыбки.      Соревнуются одновременно 2 ­ 3 команды с равным числом играющих. Каждый ребенок   получает   бумажную   рыбку   (длина   25   см,   ширина   6   ­   7   см),   к   хвостику   которой прикреплена нитка длиной 1 м. Дети заправляют конец нитки сзади на поясе так, чтобы рыбка свободно касалась пола, ­   рыбки плавают. У каждой команды рыбки определенного цвета. По сигналу   воспитателя   все   идут   по   площадке,   стараясь   наступить   ногой   на   рыбку   соперника (придерживать рыбку рукой нельзя) И в то же время не давая поймать свою. Ребенок, чью рыбку сорвали, выходит из игры. Через некоторое время воспитатель подсчитывает выбывших из каждой команды.   Побеждает   та   команда,   у   которой   останется   больше   непойманных   рыбок.   Тот,   кто потерял рыбку выходит из игры. 3. Собери флажки. На поле, площадке расставляют флажки через каждые 8 ­ 10 м. В первом ряду флажков должно быть на два меньше, чем играющих, во втором ряду  ­ еще на два меньше. Таким образом, если играют 10 детей, то флажков должно быть в каждом ряду 8,6, 4,2,1. По сигналу дети бегут, каждый старается завладеть флажком в первом ряду. Двое, не успевших это сделать,  выбывают  из   игры.  После  второго  этапа  остается  шесть участников,  затем  четыре  и наконец двое сильнейших. Ребенок, овладевший последним флажком, становится победителем.   Апрель  (4 неделя) 1.Кошка и мышка       Составляется круг, причем все играющие берутся за руки. Выбирают «кошку» и «мышку». «Мышка» имеет право проходить во все «ворота», а  «кошка» ­ только  в одни назначенные.     «Ворота» ­ это расстояние между играющими. Задача «кошки» ­ поймать «мышку». Начинается преследование. «Мышка», желая убежать от «кошки», то бросается вон из круга, то через первые попавшиеся «ворота» снова бежит в круг. «Кошка» же старается при этом пробежать и в запретные «ворота», но играющие опусканием рук и приседанием     преграждают ей   дорогу.    Когда    «кошка»    поймает «мышку», выбирают новых «кошку» и «мышку». Игра повторяется 2 – 3 раза. 2.Палочка­выручалочка .       Водящий закрывает глаза и становится  у стены, лицом к ней. Рядом кладут палочку (ярко­окрашенную 50 ­ 60 см). Дети прячутся. Водящий громко говорит: «Палочка пришла никого не нашла. Кто первым найдет, тот за палочкой пойдет», ­ и идет искать ребят. Заметив кого­то, водящий называет его имя, бежит к палочке и стучит ею по стене со словами: «Палочка—выручалочка нашла (имя)». Одновременно к палочке бежит найденный. Если он прибежит раньше водящего, то со словами: «Палочка—выручалочка, выручи меня» стучит ею по   стене   и   бросает   палочку   подальше.   Пока   водящий   ее   ищет,   прячется   снова.   Игра продолжается. Дети могут выручить найденного и «застуканного» ребенка, для этого кто­то из спрятавшихся должен незаметно выйти из укрытия, быстро добежать до палочки и со словами: «Палочка—выручалочка,   выручи   (имя)»   постучать   ею   по   стене,   а   затем   снова   забросить   ее подальше, а водящий снова идет ее искать, а дети пока прячутся. 3.Салки со скакалкой      Двое детей берут за разные ручки обычную короткую скакалку, бегут по площадке, стараясь свободной рукой осалить остальных детей, убегающих от них. Первый пойманный встает между водящими, берется одной рукой за середину скакалки и включается в ловлю. Чтобы тройка водящих освободилась от своих обязанностей, надо каждому из них поймать по одному игроку.          Май   (1 неделя) 1.Бегущая скакалка   .Двое берут длинную скакалку (веревку) за концы и ходят с ней вдоль площадки, то ускоряя, то замедляя темп ходьбы. Остальные дети перепрыгивают через скакалку. Задевший скакалку сменяет держащего ее. 2.Мяч с переходом       .Дети стоят двумя колоннами около стен: одна параллельно другой. Расстояние между ними 3 ­ 4 м. У стоящего во главе одной колонны в руках мяч. По сигналу руководителя он бросает мяч     главному партнёру другой колонны, а сам отступает к своей стенке, уходит вдоль неё и   становится в хвост другой колонны. Поймавший мяч бросает его ребенку, ставшему главным в другой колонне на смену ушедшему, а сам уходит по своей стенке в ее конец и тоже становится в другую колонну. Задача заключается в том, чтобы не ошибиться в точности броска и аккуратности перехода из колонны в колонну.  3. Прыжки с резинками       Двое   детей стоят друг против друга на   расстоянии 1,5 м. На уровне     щиколоток   на   их   ноги   надета   соединенная   концами   нетугая     резиновая     бечева, образовавшая   между   ними   две   прямые.     Остальные   играющие       поочередно       выполняют некоторые задания прыжков. Прыжки делятся на 3 этапа ­ ступени:  I ступень: прыгнуть в середину пространства, образованного резинками; выпрыгнуть так, и чтобы резинки оказались между ногами; прыгнуть так, чтобы наступить на обе резинки; затем выпрыгнуть в сторону от резинок (вправо или влево).  II  ступень: встать одной ногой между резинками лицом к одному из державших резинку; подпрыгнуть повернувшись в воздухе на 90 градусов так, чтобы встать обеими ногами на одну из резинок, спиной к другой резинке; прыгнуть назад так, чтобы наступить на другую резинку.  III ступень: очередной ребенок, выполняющий прыжки, перекрещивает резинки в середине между собой, в образовавшееся между ними пространство становится обеими ногами и начинает следующие прыжки: прыгнуть немного вперед, оставляя резинки в том же положении; таким же образом   прыгнуть   влево;   отпрыгнуть   от   резинок   в   сторону   (вправо   или   влево).   Все   прыжки выполняются по 2 ­ 3 раза. Ребенок, не сумевший выполнить очередной прыжок, сменяет одного из   держащих   резинку.   При   повторении   игры   ее   усложняют,   повышая   уровень   расположения резинок на 10 ­ 15 см. Могут быть и другие варианты этой игры.        Май   (2 неделя) 1.Чей красивее прыжок         .Соревнования могут проходить между двумя детьми и между несколькими парами. Может играть и один ребенок, проверяя себя на качество выполнения вида прыжка. Прыгать можно стоя на месте обеими ногами, на ходу, на бегу, на левой, на правой ноге, прыгать вдвоем лицом и затылком друг к другу. Педагог дозирует нагрузку. Отмечая качество выполнения упражнения, педагог приговаривает:   Чей красивее прыжок? Контролирует правильность осанки. Кто же прыгнуть лучше смог? 2.Повернись ­ не ошибись      .Дети стоят в шеренге лицом к воспитателю на расстоянии шага друг от друга. По просьбе воспитателя дети закрывают глаза и выполняют его команды: направо, налево,   кругом,   шаг   назад,   шаг   влево,   затем   (также   по   команде)   дети   открывают   глаза. Выигрывают те, кто выполнил все команды на построение, не перепутав их. Игру повторяют 2—4 раза. 3.Увернись       .Все играющие располагаются за чертой круга, а один становится в середине круга (водящий). Мяч перебрасывают от одного играющего к другому, при этом, заблаговременно называют по имени того, кому адресуется мяч. Завладевший мячом может бросать его в сторону водящего, стоящего в середине круга, который увертывается от мяча, бегая по кругу, но за черту не выходит.   При  быстрой  передаче  мяча водящий  иногда  подвертывается  под  удары.  Кто из играющих переступит черту круга, тот сменяет водящего. Вариант игры: играющие перебрасывают в разных направлениях друг другу не один, а три мяча. Водящий старается поймать один из перебрасываемых мячей на лету. Чей мяч он поймает, тот и заменяет его в игре. Если мяч упал, играющему разрешается взять его.  Май   (3 неделя) 1.Вернись   на   место          .Играющие   сидят   на   скамье   или   стульях.   На   полу   рисуют   круг. Играющий становится в   круг,   закрывает глаза, делает 4 шага вперёд, поворачивается на 90 градусов; снова делает 4 шага вперед, опять поворачивается на 90 градусов и проходит еще 4 шага.   Наконец,   сделав   последний   поворот  и   4   шага,  играющий   должен   оказаться   в  кругу,   из которого сделал свои первые шаги. Проигрывает тот, кто, сделав последний (по условию игры) шаг, окажется за чертой, ограничивающей круг.  Выигравший поощряется.   Вариант 1 2.Школа мяча.   1. Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать мяч.  2. Бросить мяч вверх, повернуться кругом  и поймать мяч. 3. Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч.   бросить   мяч   вверх, 4.Сесть   на   корточки,   вскочить   на   ноги   и 3.Выбей   чурку  .На   расстоянии   2   м   проводят   две   параллельные   черты.   Внутри образовавшегося   коридора   ближе   к   одной   и   другой   черте   кладут   две   чурки   или   коробочки. Вокруг каждой из них очерчивают круг. Двое соревнующихся стоят каждый за чертой «коридора» лицом друг к другу, в руках у них палки. Надо постараться выбить чурку из круга противника и не дать выбить свою.    Май   (4 неделя) 1.Пройди через болото, не оступись      .Детей делят на две партии. В руках у первых номеров обеих партий 2 ­ 3 деревянных бруска   или вырезанных из картона кружка. Дети становятся у одной черты. По сигналу руководителя они бросают все свои бруски (кружки) на пол и, наступая на них,  делают  первые   шаги.  Затем, повернувшись   назад,  поднимают  освободившийся  первый кружок и кладут перед собой, чтобы сделать следующий шаг, и т.д. до тех пор, пока не подойдут ко второй черте, ограничивающей «болото». Выигрывает тот, кто, не оступаясь, пройдет «болото» быстрее других детей. 2.Классы       Мелом   на   асфальте   или   палочкой   чертят   клетки.   В   них   пишут   цифры   ­ «классы».Вариантов этой популярной игры много.   1. Прыгать на одной ноге в классы с порядковыми номерами 1, 2 и т. д. в клетку 10, ноги вместе.   2. Прыгать сразу обеими ногами в той же очередности.    3. Прыгнуть в две крайние клетки (1 и 2) ноги врозь, затем в среднюю клетку (8) обеими ногами вместе, и ноги врозь в клетки 3 и 6, и обеими ногами в клетку 9, ноги врозь в клетки 5 и 4, а затем обеими ногами в клетку 7. Повернуться на 180 градусов, прыгнуть в клетку 10 обеими ногами   и   выпрыгнуть   из   класса.   Наступивший   на   черту   во   время   прыжков   задерживается   в «предыдущем классе». Его заменяет другой играющий. Побеждает тот, кто все варианты прыжков проделал без ошибок. 3.Казаки­разбойники      .Играющих делят на две команды: «казаки» и «разбойники». Чтобы отличить участников одной команды от другой, всем детям одной из команд привязывают на руки ленточку. По условному сигналу «разбойники» бегут в разные стороны. «Казаки» гонятся за ними и салят их, произнося: «Раз – два – три – четыре ­ пять!  Вот тебе казацкая печать». И «разбойник» застывает на месте. Но его может выручить не осаленный товарищ, хлопнув по плечу. Тогда «разбойник» считается свободным и снова убегает от «казаков». Когда все «разбойники» осалены, назначается короткий отдых. Затем «разбойники» становятся «казаками» и игра продолжается. Выигрывает команда, которая быстрее осалила своих противников.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.

Подвижные перемены.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017