Система образов
Экспозиция
Старый мир
Катька
Писатель
Поп
Паршивый пёс
Старушка
Барыня в
каракуле
Новый мир
Будущее?
Иисус Христос
12, идущие
«державным шагом»
Революционный отряд
« Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить –
Буйну голову сложить!»
Характеристика двенадцати
2 глава – похожи на каторжников (цигарка, бубновый туз), неприятие религии; ими движет желание найти врага
3 глава – рваное пальтишко, австрийское ружье. Разрушить все: себя, мир – главная цель.
11 глава – нет имени святого, ничего не жаль, они закалены в борьбе с врагом.
12 глава – «идут державным шагом»
В первой главе мы слышим
многоголосие:
«- Ох, Матушка Заступница!
Ох, большевики загонят в гроб!..
Предатели!
Погибла Россия…
-Уж мы плакали, плакали…»
Старушка (символизирует обывательское сознание), Буржуй на перекрестке, оставшийся «с носом», Писатель – вития (красноречивый оратор), говорящий вполголоса «Предатели! Погибла Россия!», Товарищ поп, Барыня в каракуле, со своими спутницами, Бродяга – «Эх, бедняга».
В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только
«двенадцати»:
«- Кто еще там? Выходи!..
Кто в сугробе – выходи!..
Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!..
Последняя реплика обращена к «псу голодному», который появился еще
в первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка,
барыня в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга – только пёс
появляется в заключительной главе. Попробуем разобраться, почему.
После первой главы пес появится в девятой:«Стоит буржуй на перекресткеИ в воротник упрятал нос.А рядом жмется шерстью жесткой Поджавший хвост паршивый пес».
Блок делает пса спутником буржуя, таким образом, можно сказать, что пес и буржуй – это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальной главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.
Снег крутит, лихач кричит,
Ванька с Катькою летит –
Елекстрический фонарик
На оглобельках…
Ах, ах, пади!..
«А Катька где? – Мертва, мертва! Простреленная голова!»
Что, Катька, рада? – Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!..
Образ Христа
Появление Христа, может
быть, залог будущего
света, символ лучшего,
справедливости, любви,
знак веры. Он «и от пули
невредим», и он мертвый
– «в белом венчике из
роз».
«Двенадцать стреляют в
него, пусть «невидимого».
Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим стихию жизни, стихию революции.
Христос является воплощением того нравственного, духовного идеала, чистоты и света, к которому должны прийти в итоге двенадцать – апостолы новой веры.
«Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!»
(А. Горелов).
«…почему Христос?»
«Мир и братство народов – вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать». А.Блок.
«Музыка революции»
«Слушайте музыку
революции», − призывал Блок.
В поэме и звучит эта музыка.
Прежде всего, «музыка» у
Блока – метафора, выражение
«духа», звучание стихии
жизни.
Традиционные ямб и хорей
сочетаются с разностопными
размерами, иногда с
нерифмованным стихом.
В поэме звучат интонации марша.
Слышен городской романс.
Есть интонация плача.
Часто встречается частушечный мотив.
Прямо процитирована революционная песня.
Бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!»
«Музыка революции»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.