поэма А Блока "12"

  • pptx
  • 09.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала poema_a._bloka_dvenadtsat2.pptx

Основные образы поэмы

12

Система образов

Экспозиция

Старый мир

Катька

Писатель

Поп

Паршивый пёс

Старушка

Барыня в
каракуле

Новый мир

Будущее?

Иисус Христос

12, идущие
«державным шагом»

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.

Винтовок чёрные ремни,
Кругом – огни, огни, огни…

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в святую Русь…

Революционный отряд

« Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить –
Буйну голову сложить!»

Образ красноармейцев

И опять идут двенадцать,
За плечами – ружьеца.

Красногвардейский патруль в Петрограде.

«…ко всему готовы, ничего не жаль…»

Характеристика двенадцати

2 глава – похожи на каторжников (цигарка, бубновый туз), неприятие религии; ими движет желание найти врага

3 глава – рваное пальтишко, австрийское ружье. Разрушить все: себя, мир – главная цель.

11 глава – нет имени святого, ничего не жаль, они закалены в борьбе с врагом.

12 глава – «идут державным шагом»


В первой главе мы слышим
многоголосие:
«- Ох, Матушка Заступница!
Ох, большевики загонят в гроб!..
Предатели!
Погибла Россия…
-Уж мы плакали, плакали…»

Старушка (символизирует обывательское сознание), Буржуй на перекрестке, оставшийся «с носом», Писатель – вития (красноречивый оратор), говорящий вполголоса «Предатели! Погибла Россия!», Товарищ поп, Барыня в каракуле, со своими спутницами, Бродяга – «Эх, бедняга».

От здания к зданию
Протянут канат.
На канате – плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию!»


В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только
«двенадцати»:
«- Кто еще там? Выходи!..
Кто в сугробе – выходи!..
Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!..
Последняя реплика обращена к «псу голодному», который появился еще
в первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка,
барыня в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга – только пёс
появляется в заключительной главе. Попробуем разобраться, почему.
После первой главы пес появится в девятой: «Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. А рядом жмется шерстью жесткой Поджавший хвост паршивый пес».

Блок делает пса спутником буржуя, таким образом, можно сказать, что пес и буржуй – это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальной главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.

И буржуй на перекрестке
в воротник упрятал нос…

Катька

– Из-за удали бедовой
В огневых её очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча…

– А Ванька с Катькой – в кабаке…
– У ей керенки есть в чулке!

Снег крутит, лихач кричит,
Ванька с Катькою летит –
Елекстрический фонарик
На оглобельках…
Ах, ах, пади!..

«А Катька где? – Мертва, мертва! Простреленная голова!»

Что, Катька, рада? – Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!..

Образ Христа

Появление Христа, может
быть, залог будущего
света, символ лучшего,
справедливости, любви,
знак веры. Он «и от пули
невредим», и он мертвый
– «в белом венчике из
роз».
«Двенадцать стреляют в
него, пусть «невидимого».

Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим стихию жизни, стихию революции.
Христос является воплощением того нравственного, духовного идеала, чистоты и света, к которому должны прийти в итоге двенадцать – апостолы новой веры.

«Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!»
(А. Горелов).

«…почему Христос?»

Изобразительно-выразительные средства

12

Изобразительно-выразительные средства

«Мир и братство народов – вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать». А.Блок.

«Музыка революции»

«Слушайте музыку
революции», − призывал Блок.
В поэме и звучит эта музыка.
Прежде всего, «музыка» у
Блока – метафора, выражение
«духа», звучание стихии
жизни.
Традиционные ямб и хорей
сочетаются с разностопными
размерами, иногда с
нерифмованным стихом.

В поэме звучат интонации марша.
Слышен городской романс.
Есть интонация плача.
Часто встречается частушечный мотив.
Прямо процитирована революционная песня.
Бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!»

«Музыка революции»

Образы - символы

Ветер, вьюга, снег –
постоянные блоковские мотивы.
Символика:
цвет: «Черный вечер. /Белый снег», кровавый флаг;
число – «двенадцать»;
старый мир – «пес безродный»;
новый мир – двенадцать
красногвардейцев, образ Христа.