Поэтическое новаторство Владимира Маяковского. Урок литературы в 11 классе
Оценка 5

Поэтическое новаторство Владимира Маяковского. Урок литературы в 11 классе

Оценка 5
docx
21.11.2023
Поэтическое новаторство Владимира Маяковского. Урок литературы в 11 классе
Урок по Маяковскому.docx

 

 

 

 

Урок в 11 классе по теме «Поэтическое новаторство В.В.Маяковского», посвященный 130-летию со дня рождения поэта.

                                           

 

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №9                              

            г.Ессентуки Ставропольского края

            Титова Надежда Павловна, 2023 год.

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Ход урока.

Цели:              развитие чувства патриотизма и морально-нравственных качеств учащихся,    формирование понимания исторической  и эстетической обусловленности литературы в творчестве В.В.Маяковского , воспитание культуры эстетического восприятия художественного текста.

1.      Учебные.                                                                                                                                             *развитие познавательного интереса к культурному наследию и истории через творчество В.Маяковского.                                                                                                                               *формирование нравственных принципов, идеологических взглядов и понимание особенностей поэзии В.Маяковского.                                                                                               *повышение мотивизации к дальнейшему изучению литературы, русского языка и истории Отечества.                                                                                                                             *развитие общеучебных компетенций, организация собственной деятельности, поиск и использование ИКТ, бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям.

2.      Развивающие.                                                                                                                                       *вовлечение учащихся в мыслительную и познавательную деятельность.                                  *формирование навыков работы и навыков выступления.                                                            

3.      Воспитательные.                                                                                                                               *формирование гражданского самосознания и мировоззренческой позиции, основанной на нравственности и гуманизации.                                                                              *воспитание чувств патриотизма и гордости за историю прошлого.

Материально-техническое обеспечивание:  1.Компьютер. 2. Проектор. 3.Презентации.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, доклад ученика, чтение и анализ стихов, комментированное чтение.

 

1.Слово-приветствие учителя.                                                                                                         

2.Вступительное слово учителя.        19 июня 2023 года исполнилось 130 лет со дня рождения поэта революции, футуриста, авангардиста, любимца женщин – В.В.Маяковского.   Память неопровержима. Перед нами .знакомое лицо (показываю портрет В.Маяковского). В.В.Маяковский… Испытывающий взгляд темно-карих глаз. В нем внутренняя сила, мужество, но главное – энергия, ум, вдохновение…

 Творчество В.Маяковского всегда было предметом острых споров. Эти споры носят не только узколитературный характер – речь идет о взаимоотношениях искусства и действительности, о месте поэта в жизни. Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности творил её и переделывал. Умея идти напролом, обладая ясными, осознанными целями, Маяковский был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищённость. Это был человек страстный, тонкий лирик и «грубый гунн», несомненно очень талантливый человек, одно из ярчайших имён в литературе 20 века.

3.Доклад – сообщение ученика из биографии поэта с презентацией. О Маяковском написано много. Мнения о нём часто полярны. Вот что писал о поэте А.В.Луначарский (проектируется на экран) в 1923 году: «Маяковский – личность очень талантливая, чрезвычайной душевной мягкости, граничащей иногда с излишней чувствительностью, исполненной глубокого и несколько исторического лиризма, он стремится к грандиозному, пророческому, но при этом он очень ироничен и подчас впадает в клоунаду». Современники Маяковского Б.Пастернак и Н.Асеев считали, что лирический герой поэзии Маяковского похож на подростка. Действительно, нигилизм, жажда впечатлений, бескомпромиссность, самовлюбленность и одновременно неуверенность в себе делают его близким подросткам любых времен.

             По – новому на его личность и творчество попытались взглянуть во времена «перестройки»  (проектируется на экран): «Он был человеком без убеждений, без концепции, без духовной родины. Декларируя те или иные крайности, он ни в чём не мог дойти до конца и вечно вынужден был лавировать. Он провозглашает цинизм своей эстетикой и пренебрежение чьим-либо мнением – и стремится любым способом покорить аудиторию. Он напрочь отвергает литературу – и делает все, чтобы в ней остаться. Своей религией он объявляет всеобщее братство – а служит зыбкой догме сегодняшнего дня, на глазах ускользающей из-под ног…», - мнение Ю.Карабчиевского. Он выстроил концепцию, согласно которой Маяковский предстаёт как певец насилия. Основной мотив его поэзии – месть, культ жестокости. Его пафос  - пафос погрома. Поэтому он так восторженно принял Октябрьскую революцию, с её жестокостью и насилием, с её пафосом погрома «старой» культуры. В стороне при таком взгляде остается роль Маяковского-новатора, великого реформатора русского стиха.

           Творческий дебют поэта был непосредственно связан с художественной практикой и выступлениями русских футуристов.

-Что вы помните о футуризме и его эстетической программе? (Ответ учащихся)                                   (Футуристы провозгласили себя творцами нового искусства и сформировали концепцию нового языка, отражающего динамику новой жизни, пугали «жирного буржуа» народным бунтом, выступали против мещан, против вкусов буржуазного обывателя. Во всём этом В.Маяковский увидел родственное своим революционным настроениям. Футуристы отрицали все существовавшее до них искусство, нападали на реализм, главным в творчестве считали форму, стремились освободить искусство от идейности. В 1912 году к группе футуристов (Бурлюк, Хлебников, Каменский, Крученых) примкнул Маяковский. Появилась скандальная декларация футуристов «Пощечина общественному вкусу». Молодые поэты всем шли наперекор этому самому вкусу: например, в пику «поэзо-концерту» Северянина могли устроить собственную «стихобойню». «Рог времени трубит нашими голосами!»- заявляли они, а позже А.М.Горький почти перефразирует это заявление: «Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им надо открывать двери, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни». Футуристы вынесли искусство на улицы, в народ, и сами претендовали на то, чтобы быть выразителями улицы. Их слово было нацелено на чтение вслух, громкую декламацию. Искусство должно будить и будоражить!

-Учитель.Таковы ранние стихотворения Маяковского, который на первых порах утверждал себя в группе футуристов. Откроем оглавление сборника стихотворений раннего Маяковского, отметим обилие броских названий-обращений и определим предмет поэзии: внешний мир (город) и образ «Я», противопоставленный ему.

-Подготовленная ученица читает стихотворение «Из улицы в улицу». Анализирует его.                     У-                                                                                                                                                                                         лица.                                                                                                                                                                                  Лица                                                                                                                                                                                       у                                                                                                                                                                                           догов                                                                                                                                                                                  годов                                                                                                                                                                                       резче.                                                                                                                                                                                   Через                                                                                                                                                                                 железных коней                                                                                                                                                             с окон бегущих домов                                                                                                                                                     прыгнули первые кубы.                                                                                                                                                                    Лебедей шей колокольных,                                                                                                                                        гнитесь в силках проводов!                                                                                                                                         В небе жирафий рисунок готов                                                                                                                                     выпестрить ржавые  чубы.                                                                                                                                            Пестр, как форель,                                                                                                                                                         сын                                                                                                                                                                                        безузорной пашни.                                                                                                                                                          Фокусник                                                                                                                                                                               рельсы                                                                                                                                                                                 тянет из пасти трамвая,                                                                                                                                                скрыт циферблатами башни.                                                                                                                                         Мы завоёваны!                                                                                                                                                               Ванны.                                                                                                                                                                                   Души.                                                                                                                                                                                    Лифт.                                                                                                                                                                                  Лиф души расстегнули,                                                                                                                                                  Тело жгут руки.                                                                                                                                                                  Кричи, не кричи:                                                                                                                                                              «Я не хотела!»-                                                                                                                                                               резок                                                                                                                                                                                     жгут                                                                                                                                                                                      муки.                                                                                                                                                                                     Ветер колючий                                                                                                                                                                    трубе                                                                                                                                                                                                  вырывает                                                                                                                                                                            дымчатой шерсти клок.                                                                                                                                                  Лысый фонарь                                                                                                                                                                     сладострастно                                                                                                                                                                   снимает                                                                                                                                                                                с улицы                                                                                                                                                                                                               черный чулок.                                                                                                                                                                     Необычные образы, необычная форма, необычная графика стиха, ошеломляющая поэтическая новизна. Чего стоят только первые строчки-анаграммы, прорифмовывающие стих насквозь, скрежущая звукопись, экспрессивные, запоминающиеся и удивляюще образы: «Фокусник/ рельсы/ тянет из пасти трамвая»; «Ветер колючий/ трубе/ вырывает/ дымчатой шерсти клок»; «Лысый фонарь/ сладострастно снимает/ с улицы/ чёрный чулок».

-Учитель. Яркая пластика стихов Маяковского выдает в нем художника. Он видит мир в красках, в веществе, в плоти.  Дерзкие развернутые метафоры соединяют несоединимое и создают броские образы. (Читаю отрывок из «Ночи»):                                                                          Багровый и белый отброшен искомкан,                                                                                                             В зелёный бросали горстями дукаты,                                                                                                                          А черным ладоням сбежавших окон                                                                                             Раздали горящие желтые карты.                                                                                                                                (Подготовленный ученик читает стихотворение «Нате!» и анализирует)                                                      Предметный мир этого стихотворения представлен именно предметами потребления: «щи», «белила», «вещи», «калоши». Отвратителен собирательный образ мещанской толпы: «Толпа озвереет, будет тереться,/ ощетинит ножки стоглавая вошь». Очевиден социальный, обличительный пафос стихотворения. Представим, какой скандал разгорелся на открытии кабаре «Розовый фонарь», когда поэт бросил это «Нате!» в лицо благопристойной буржуазной публики.

- Учитель. Заметим, что антиэстетизм Маяковского – это принцип, как вообще у футуристов. (Даю понятие «антиэстетизм» - отрицание культуры как таковой во имя абсолютизации реальности).                                                                                                      Человеческая природа, считал Маяковский, - это единство двух начал: биологического и духовного (материального и творческого). В буржуазном обществе, по мнению поэта, эти начала разъединены, нормой является отчуждение материального от духовного. Идеальному нет места. Поэтому столько отталкивающе материального изображается в стихах: «обрюзгший жир», «мясо», «слюни» и т.д. Фантазия, творчество изгоняются из буржуазного города, где «Христос из иконы сбежал». Лирический герой Маяковского – носитель гармонии, часто оказывается в изоляции, в одиночестве, не находит понимания.         (Подготовленные учащиеся читают стихи «Ничего не понимают», «Надоело!»). Этот лирический герой видит больше, чем окружающие, его мир ярок, резок, экзотичен, хотя не выходит за пределы «адища города».                                                                                                     (Подготовленный ученик читает стих. «Послушайте!»).                                                                                       –Учитель.   Как в этом стихотворении трактуются «вечные» образы?                                                         -Ответ учащихся.  Звезды – лишь «плевочки» для большинства людей, но и «жемчужины» для «кого-то», кто является посредником между Богом и людьми («плевочки» и «жемчужины» - слова-антитезы). Свет звезд прогоняет страх перед мраком ночи. Задача поэта – нести свет.                                                                                                                                                       –Учитель.      Еще совсем молодой, Маяковский обращается к потомкам: «Грядущие люди!/ Кто вы?/ Вот –я,/ весь/ боль и ушиб./ Вам завещаю я сад фруктовый/ моей великой души!». В этих словах – идея жертвенности, служения. Слом старого мира во всем, что он накопил и в духовном, и в материальном плане. Для Маяковского – условие обновления жизни. Так вырисовывалась цель искусства, определялось назначение поэта.

 Вывод.       Футуризм Маяковского не ограничен созиданием форм. Он включает в себя и интернационализм, и антибуржуазность, и революционность. В ранних статьях поэта многогранно сказано о самоценности слова, но там же заявлено: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства». Футуризм Маяковского – опыт не столько самоценного творчества, сколько факт жизнетворчества. Мы продолжим говорить о творчестве Маяковского и глубже узнаем его как личность.

 Оценки за урок. Д/З:   1. Выучить (на выбор) стихотворение Маяковского и поставить вопросы, которые оно вызывает, для обсуждения.                                                                                                 2. Индивидуальное задание: из статьи Маяковского «Как делать стихи?» выбрать наиболее важные тезисы.

 

Использованная литература:

1.      А.В.Луначарский «Творчество В.Маяковского».

2.      Ю.Карабчиевский «Воскресение В.Маяковского». 1983.

3.      С.О.Мелик-Нубаров. Я знаю слов набат… Москва. «Просвещение», 1980.                     

                                                                                                         

                                         


 

Урок в 11 классе по теме «Поэтическое новаторство

Урок в 11 классе по теме «Поэтическое новаторство

Ход урока. Цели: развитие чувства патриотизма и морально-нравственных качеств учащихся, формирование понимания исторической и эстетической обусловленности литературы в творчестве

Ход урока. Цели: развитие чувства патриотизма и морально-нравственных качеств учащихся, формирование понимания исторической и эстетической обусловленности литературы в творчестве

Современники Маяковского Б.Пастернак и

Современники Маяковского Б.Пастернак и

Через железных коней с окон бегущих домов прыгнули первые кубы

Через железных коней с окон бегущих домов прыгнули первые кубы

Учитель. Яркая пластика стихов

Учитель. Яркая пластика стихов

Оценки за урок. Д/З: 1. Выучить (на выбор) стихотворение

Оценки за урок. Д/З: 1. Выучить (на выбор) стихотворение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2023