Поэтизация труда в романе Дефо «Приключения Робинзона Крузо»
Оценка 4.6

Поэтизация труда в романе Дефо «Приключения Робинзона Крузо»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
30.01.2020
Поэтизация труда в романе Дефо «Приключения Робинзона Крузо»
Анна Фомина.docx

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова

Факультет журналистики

Кафедра зарубежной журналистики и литературы

 

Исследовательская работа

на тему: Поэтизация труда в романе Дефо «Приключения Робинзона Крузо»

 

Работу выполнила:

Студентка 2 курса очного отделения (гр. 214)

Фомина А.Н.

Научный руководитель:

Кандидат филологических наук

Гуляева И.Б.

 

Москва

2018

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Эстетика труда в романе «Приключения Робинзона Крузо»…..4

Глава 2. Труд как мотив приключения……..……………………………...5

Глава 3. Описание трудового процесса…………………………………...5

Глава 4. Поэтизация труда в романе в соотношении с идеями эпохи Просвещения……………..………………………………………………………..9

Выводы…………………………………………………………………….10

Библиография……………………………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Роман Даниэля Дефо (1660 - 1731) «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо...» повествует о духовном перерождении человека в условиях необитаемой среды и представляет интерес не только с художественной точки зрения, но и с позиции идейной направленности. В произведение вложены глубокие философско-просветительские воззрения писателя, которые развиваются на фоне сюжетной линии приключенческого романа и отвечают жанру пуританской повести-притчи (описание повседневной жизни человека, скрывающее в себе символический смысл). 

Роман был высоко оценён современниками Дефо, приобрёл мировую популярность и оказал значительное влияние на развитие классической литературы последующих веков. Успех произведения во многом обусловлен выбором литературной художественной формы. Автор прибегает ко множеству средств описания, среди которых выделяется поэтизация -  метод, часто используемый романистами эпохи Просвещения с их философско-этическим восприятием мира. Моя работа является актуальной, поскольку она направлена на изучение мотива труда в романе с точки зрения его роли в развитии характера главного героя и сюжетной линии в целом.

Целью исследования является выявление принципа и особенностей поэтизации труда в романе.

Для достижения цели потребуется выполнить ряд задач:

·        изучить факторы, побуждающие героя к труду;

·        выявить, какую роль играет труд в переходе с физического к духовному развитию героя;

·        проследить особенности описания трудового процесса;

·        выявить авторское отношение к мотиву труда в соответствии с религиозно-нравственными идеями Просвещения;

·        сделать вывод о значении поэтизации в раскрытии авторского идейного замысла на основе полученных сведений.

 

Глава 1. Эстетика труда в романе «Приключения Робинзона Крузо»

Приём поэтизации труда проходит через всё произведение; при описании сложного для героя процесса освоения действительности автор показывает восхищение и очарование Робинзона трудовой деятельностью. Сперва герой, чудом спасшийся после кораблекрушения на необитаемом острове, находится в диких условиях; первая радость от осознания спасения притупляется пониманием безысходности ситуации, поэтому он начинает работать. Здесь труд – необходимость, единственный способ выжить, но даже во время приспосабливания к среде обитания герой не подвержен всецело унынию, напротив – он поглощён процессом созидания и терпеливо переносит все трудности. Впоследствии он придёт к положительному выводу, что любой навык можно довести до идеала – важны лишь усилия и время. Так, постепенно овладевая ремеслом столярничества, герой замечает: «без сомнения, такого же мастерства достиг бы и всякий другой, если бы очутился в моём положении» [1]. В. Симаков находит, что Робинзон проходит путь развития человечества: от стадии собирательства к форме колониального владения землёй (герой не раз с гордостью ощущает себя владельцем острова,

[1] Даниэль Дефо. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо / [перевод M.А.Шишмаревой под редакцией А. Франковского]. М.: Детгиз, 1955 г.

в чьих руках сосредоточен весь его растительный и животный мир) [1].

Глава 2. Труд как мотив приключения

Рассматривая произведение Д. Дефо на разных смысловых уровнях, категорию труда можно отнести к смыслу дидактическому, а сам процесс трудовой деятельности нужно рассматривать как часть приключенческого романа [2]. Робинзон осваивает множество сложных ремесленных навыков, среди которых – строительство лодки, изготовление посуды, плетение корзины, описанные автором детально, но при этом занимательно, в духе приключенческой литературы. Таким образом, мы понимаем, что труд может быть интересным и увлекательным.

Глава 3. Описание трудового процесса

В «доостровной» части произведения герой, типичный англичанин и представитель своего времени, мечтает разбогатеть и понимает труд лишь как способ приумножения материальных благ. Не меняют его жизненных ориентиров и злоключения, случившиеся до «заточения» на острове – например, пиратский плен и последующее бегство – которые в дальнейшем будут трактованы им как знаки Провидения. Попадая на остров, Робинзон начинает устройство не только среды обитания, но и, в первую очередь, самого себя. Путь к истине герой проходит, совмещая три категории труда – физический, умственный и духовный. Постепенно развиваясь в этих сферах, Робинзон как бы прозревает, уходит от состояния нечестия и легкомыслия.

[1] Симаков В. Робинзон Крузо: история, которую мы читали не так : Школьная программа для взрослых // Фома. — 2018. — № 6 (182).

[2] История зарубежной литературы. Конспект лекций / Авт.-сост. И.Б. Гуляева. – М.: МГУ – 2019.

 

Физический труд

Сооружение каждой вещи Робинзоном превращается в акт творения. Герой поглощён процессом созидания, стремится довести каждое начатое дело до идеала. Труд для него – не рутина, а увлекательный способ познания действительности. Примечательно само описание труда: то, что Дефо знал хорошо, например, обжиг глины (Д. Дефо был совладельцем кирпичного завода), описывается подробно и детально, с указанием процессов, которые наблюдает сам персонаж (напр., затвердевание черепка в огне в период жарки мяса; физическое явление превращения песка в стекло) [1].

Автор показывает, что для многих вещей требовалось прилежание. Так, например, чтобы смастерить полку для жилья, герою потребовалось приложить множество усилий и времени - сорок два дня лишь для одной доски, в то время как два плотника, по замечаниям самого Робинзона, управились бы сделать шесть досок в пол дня. Герой теряет много времени из-за отсутствия необходимых инструментов, помощников и недостатка опыта. Но по истечении определенного срока Робинзон получил ровную гладкую доску. Как заключает сам персонаж: «Терпением и трудом довёл до конца все работы» [2, с. 36]. Читая далее, мы убедимся, что Робинзон становится преисполненным радости, когда любое – сложное или нет – начатое дело заканчивалось успехом: «Но никогда я, кажется, так не радовался и не гордился своей сметкой, как в тот день, когда мне удалось сделать трубку» [3, с. 45].

[1] История зарубежной литературы. Конспект лекций / Авт.-сост. И.Б. Гуляева. – М.: МГУ – 2019

[2] Даниэль Дефо. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо / [перевод M.А.Шишмаревой под редакцией А. Франковского]. М.: Детгиз, 1955 г. – С. 36

[3] Там же, с. 45

Чтобы пополнить продовольственные запасы, герой пробует себя в изготовлении молочной продукции. Робинзон никогда не умел доить коз и коров, но благодаря наблюдениям из детства он имел представление о том, как производятся масло и сыр. Преуспев и в этом деле, он разумно делает вывод: «Природа, питающая всякую тварь, сама учит нас пользоваться ее дарами». Такие мысли свидетельствуют о постепенном приближении Робинзона к духовному, ведь, говоря «дары», герой как бы отказывается от прежнего потребительского отношения к окружающей человека природе [1, с.46].

Пример находчивости и терпеливости герой демонстрирует в следующем эпизоде. Будучи неопытным в сельскохозяйственной работе, Робинзон сталкивается с трудностями по сбору урожая и обработке зёрен. Чтобы получить базовые ингредиенты для изготовления мучных продуктов, ему потребовалось срезывать колосья (без помощи серпа и косы) и перетирать их руками. После этих манипуляций у героя возникают новые вопросы: как измолоть зерно и превратить его в муку; как просеять муку; как сделать из муки тесто; как из полученной массы испечь хлеб - эти трудности заставляют Робинзона посвятить ещё шесть месяцев изобретению орудий для переработки зерна в хлеб. Важно, что и тут он проявляет поразительное смирение.

Обустроив свою пещеру всем необходимым - столом, стульями и другими удобствами, Робинзон не забывает и об освещении. Для того, чтобы соорудить светильник, герой использует подручные средства - в качестве фитилька он берёт отрезок старой веревки, из глины и посредством обжига он получает плоский сосуд, а вместо масла он применяет козий жир. Поражают

[1] Даниэль Дефо. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо / [перевод M.А.Шишмаревой под редакцией А. Франковского]. М.: Детгиз, 1955 г. – С. 46

изобретательность, находчивость героя; всё совершается с энтузиазмом и интересом; поэтому каждое начатое дело приносит свои плоды.

 По наблюдениям А. Франковского, Робинзон отличается удивительным трудолюбием, волей и упорством: "Я редко бросал работу, не доведя ее до конца". Эти качества обусловлены оптимистическим настроем героя, его верой в пользу беспрерывного методического труда [1, с. 7].

Положительное действие трудовой деятельности проявляется в размышлениях Робинзона об истинном и ложном богатстве. К герою приходит мысль о тленности материальных благ: монеты, найденные на английском корабле, в условиях необитаемого острова кажутся герою бессмыслицей, в то время как ящик с плотницкими инструментами представляет для персонажа небывалую ценность: он безмерно рад, что теперь может использовать их для обустройства своей пещеры [2, с. 7]. Мирское ценно лишь в той степени, в которой оно способно удовлетворить потребности человека.

Умственный труд

Находясь на грани отчаяния в начале своего пребывания на острове, герой, заполучив на разбитом корабле чернила и бумагу, принимается писать. Он взвешивает все отрицательные и положительные стороны своего положения, противопоставляя зло (смерть, которая постигла других моряков) добру (возможности выжить). Рассудок берёт верх над отчаянием – герой начинает работать. Описывая обучение ремеслу, Дефо указывает на разумность человеческой природы –  именно благодаря умственным способностям

[1] А. Франковский. Предисловие (22/XII/1928г.). – С. 7

[2] Там же, с. 7

человек может понять устройство вещей при минимальном опыте или его отсутствии [1]. Так, разум помогает герою выжить и остаться личностью.

Духовный труд

Длительный процесс освоения труда является путём обретения Робинзоном истины, искоренения в нём греховных наклонностей, становления духовного начала. К трудовым делам герой сам относит чтение Библии, также внося его в распорядок дня и уделяя ему особое внимание – «три раза в день» [2, с. 36] – в то время как охота, сортировка вещей и готовка были второстепенными занятиями. Таким образом, обретение духовных ценностей и нравственных ориентиров тоже происходит через работу. Деятельность Робинзона – это не приспособление к жизни в диких условиях, а её познание как таковой; труд же – необходимое для этого средство. В то же самое время, вера помогает выжить герою, становится духовной необходимостью, подталкивающей к свершению дел.

Так, все компоненты труда, совмещённые воедино, приводят Робинзона к новой жизни, отличной от того праздного греховного существования моряка; герой очищается и познаёт истину путём беспрерывного труда.

Глава 4. Поэтизация труда в романе в соотношении с идеями эпохи Просвещения

Восприятие мира через призму религиозно-нравственных оценок было характерно писателям эпохи Просвещения. Так, в романе Дефо прослеживается параллель между библейскими мотивами и сюжетной линией

[1] История зарубежной литературы. Конспект лекций / Авт.-сост. И.Б. Гуляева. – М.: МГУ – 2019.

[2] Даниэль Дефо. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо / [перевод M.А.Шишмаревой под редакцией А. Франковского]. М.: Детгиз, 1955 г. – С. 36

произведения. Сказанные Богом Адаму слова «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» [1, Быт: 3:19] находят некое отражение в судьбе главного героя Робинзона Крузо. После пережитой болезни на лишённом благ цивилизации острове и явления образа Бога во сне герой осознаёт, что все ниспосланные испытания – это возмездие за его прошлую греховную жизнь, воля Провидения. Теперь он понимает слова молитвы об избавлении не как способ покинуть остров, а как возможность очиститься от грехов. С такой новой картиной мира Робинзон, видя в труде промысел Божий, приступает к нему по-новому. Герой уже с мудростью переносит тяжести освоения новых занятий, лишения (напр., сбор посева; строительство лодки, которую невозможно сдвинуть с места). Он видит в ремесленном деле не просто необходимый процесс для выживания в «заточении» - труд становится частью новой правильной жизни; герой возносит сам процесс труда, видя в нём возможность нравственного совершенствования.

Так, уединённое пребывание Робинзона на острове, сопровождаемое непрекращающимися физическим, умственным и духовным трудом, приводит героя к очищению и счастью.

ВЫВОДЫ

Проанализировав мотив труда в романе Дефо «Робинзон Крузо», можно сделать вывод о его непреходящей ценности в совершенствовании жизни человека. Вначале мы видим английского буржуа, чьи привычки и воззрения отвечают его сословной, национальной, конфессиональной принадлежности, но благодаря труду, тесно переплетающемуся с духовными исканиями, герой

[1] Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. – М. : Издание Моск. Патриархии, 1988. – Бытие 3:19

постепенно приближается к состоянию естественного человека, что проявляется в общении с Пятницей (нет ощущения того неравенства, которое проявилось в 1-ой части романа в эпизоде с проданным в рабство мальчиком Ксури) и спасённым из плена людоедов испанцем-католиком. Теперь для Робинзона важно общечеловеческое. Точно характеризуют произведение слова Ж. Ж. Руссо, который назвал роман «самым удачным трактатом о естественном воспитании» [1]. Наблюдая за Робинзоном, читатель осознаёт, что посредством трудовой активности персонаж приближает окружающую обстановку к цивилизации, облагораживает дикие условия островной жизни, спасается и, как итог, приходит к нравственному перерождению, прозрению и становится «героем великой эпопеи труда» [2, с. 17]. Произведение отражает идеи Дж. Локка о значении труда в воспитании человека: мы видим, как труд помогает Робинзону выйти на другой уровень, стать лучше, преобразиться духовно.  Таким образом, Дефо демонстрирует на примере главного героя, что трудовая деятельность является основополагающей в процессе жизненного устройства и является фундаментальным принципом в человеческом, а значит, и общественном развитии.

[1] Ж.-Ж. Руссо. Педагогические сочинения в 2 томах (комплект) – М: Педагогика, 1981 – [Электронный ресурс]

[2] Белоусов Р.С. Герои до встречи с писателем. - Москва: Просвещение, 1984 - с.17

 

 

 

 

 

Библиография:

1.     Даниэль Дефо. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо / [перевод M.А.Шишмаревой под редакцией А. Франковского]. М.: Детгиз, 1955 г.

2.     А. Франковский. Предисловие (22/XII/1928г.). – С. 5-11.

3.     Симаков В. Робинзон Крузо: история, которую мы читали не так: Школьная программа для взрослых // Фома. — 2018. — № 6 (182).

4.     История зарубежной литературы. Конспект лекций / Авт.-сост. И.Б. Гуляева. – М.: МГУ – 2019.

5.     Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. – М. : Издание Моск. Патриархии, 1988. – Бытие 3:19.

6.     Белоусов Р.С. Герои до встречи с писателем. - Москва: Просвещение, 1984 - с.1.

7.     Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2-х томах. Том 1. Автор: Жан-Жак Руссо (Jean-Jacques Rousseau). Под редакцией Г.Н. Джибладзе. Составитель: Александр Наумович Джуринский. Художник Е.В. Поляков. - М: «Педагогика», 1981. – [Электронный ресурс]. URL: https://litlife.club/books/157478/read / (дата обращения: 25.11.2019).

8.     Электронный ресурс: Интелрос. Интеллектуальная Россия //URLhttp://www.intelros.ru/readroom/logos/lo6-2013/23233-zhan-zhak-rekomenduet-ili-kak-roman-robinzon-kruzo-stal-knigoy-dlya-detey.html  / (дата обращения: 25.11.2019).


 

Скачано с www.znanio.ru

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени

СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ Роман Даниэля Дефо (1660 - 1731) «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения

ВВЕДЕНИЕ Роман Даниэля Дефо (1660 - 1731) «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения

Просвещения; · сделать вывод о значении поэтизации в раскрытии авторского идейного замысла на основе полученных сведений

Просвещения; · сделать вывод о значении поэтизации в раскрытии авторского идейного замысла на основе полученных сведений

Глава 2. Труд как мотив приключения

Глава 2. Труд как мотив приключения

Физический труд Сооружение каждой вещи

Физический труд Сооружение каждой вещи

Чтобы пополнить продовольственные запасы, герой пробует себя в изготовлении молочной продукции

Чтобы пополнить продовольственные запасы, герой пробует себя в изготовлении молочной продукции

По наблюдениям А. Франковского,

По наблюдениям А. Франковского,

Так, разум помогает герою выжить и остаться личностью

Так, разум помогает герою выжить и остаться личностью

Сказанные Богом Адаму слова «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» [1,

Сказанные Богом Адаму слова «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» [1,

Пятницей (нет ощущения того неравенства, которое проявилось в 1-ой части романа в эпизоде с проданным в рабство мальчиком

Пятницей (нет ощущения того неравенства, которое проявилось в 1-ой части романа в эпизоде с проданным в рабство мальчиком

Библиография: 1. Даниэль

Библиография: 1. Даниэль
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020