МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова
Факультет журналистики
Кафедра зарубежной журналистики и литературы
Исследовательская работа
на тему: Поэтизация труда в романе Дефо «Приключения Робинзона Крузо»
Работу выполнила:
Студентка 2 курса очного отделения (гр. 214)
Фомина А.Н.
Научный руководитель:
Кандидат филологических наук
Гуляева И.Б.
Москва
2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Эстетика труда в романе «Приключения Робинзона Крузо»…..4
Глава 2. Труд как мотив приключения……..……………………………...5
Глава 3. Описание трудового процесса…………………………………...5
Глава 4. Поэтизация труда в романе в соотношении с идеями эпохи Просвещения……………..………………………………………………………..9
Выводы…………………………………………………………………….10
Библиография……………………………………………………………..12
ВВЕДЕНИЕ
Роман Даниэля Дефо (1660 - 1731) «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо...» повествует о духовном перерождении человека в условиях необитаемой среды и представляет интерес не только с художественной точки зрения, но и с позиции идейной направленности. В произведение вложены глубокие философско-просветительские воззрения писателя, которые развиваются на фоне сюжетной линии приключенческого романа и отвечают жанру пуританской повести-притчи (описание повседневной жизни человека, скрывающее в себе символический смысл).
Роман был высоко оценён современниками Дефо, приобрёл мировую популярность и оказал значительное влияние на развитие классической литературы последующих веков. Успех произведения во многом обусловлен выбором литературной художественной формы. Автор прибегает ко множеству средств описания, среди которых выделяется поэтизация - метод, часто используемый романистами эпохи Просвещения с их философско-этическим восприятием мира. Моя работа является актуальной, поскольку она направлена на изучение мотива труда в романе с точки зрения его роли в развитии характера главного героя и сюжетной линии в целом.
Целью исследования является выявление принципа и особенностей поэтизации труда в романе.
Для достижения цели потребуется выполнить ряд задач:
· изучить факторы, побуждающие героя к труду;
· выявить, какую роль играет труд в переходе с физического к духовному развитию героя;
· проследить особенности описания трудового процесса;
· выявить авторское отношение к мотиву труда в соответствии с религиозно-нравственными идеями Просвещения;
· сделать вывод о значении поэтизации в раскрытии авторского идейного замысла на основе полученных сведений.
Глава 1. Эстетика труда в романе «Приключения Робинзона Крузо»
Приём поэтизации труда проходит через всё произведение; при описании сложного для героя процесса освоения действительности автор показывает восхищение и очарование Робинзона трудовой деятельностью. Сперва герой, чудом спасшийся после кораблекрушения на необитаемом острове, находится в диких условиях; первая радость от осознания спасения притупляется пониманием безысходности ситуации, поэтому он начинает работать. Здесь труд – необходимость, единственный способ выжить, но даже во время приспосабливания к среде обитания герой не подвержен всецело унынию, напротив – он поглощён процессом созидания и терпеливо переносит все трудности. Впоследствии он придёт к положительному выводу, что любой навык можно довести до идеала – важны лишь усилия и время. Так, постепенно овладевая ремеслом столярничества, герой замечает: «без сомнения, такого же мастерства достиг бы и всякий другой, если бы очутился в моём положении» [1]. В. Симаков находит, что Робинзон проходит путь развития человечества: от стадии собирательства к форме колониального владения землёй (герой не раз с гордостью ощущает себя владельцем острова,
[1] Даниэль Дефо. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо / [перевод M.А.Шишмаревой под редакцией А. Франковского]. М.: Детгиз, 1955 г.
в чьих руках сосредоточен весь его растительный и животный мир) [1].
Глава 2. Труд как мотив приключения
Рассматривая произведение Д. Дефо на разных смысловых уровнях, категорию труда можно отнести к смыслу дидактическому, а сам процесс трудовой деятельности нужно рассматривать как часть приключенческого романа [2]. Робинзон осваивает множество сложных ремесленных навыков, среди которых – строительство лодки, изготовление посуды, плетение корзины, описанные автором детально, но при этом занимательно, в духе приключенческой литературы. Таким образом, мы понимаем, что труд может быть интересным и увлекательным.
Глава 3. Описание трудового процесса
В «доостровной» части произведения герой, типичный англичанин и представитель своего времени, мечтает разбогатеть и понимает труд лишь как способ приумножения материальных благ. Не меняют его жизненных ориентиров и злоключения, случившиеся до «заточения» на острове – например, пиратский плен и последующее бегство – которые в дальнейшем будут трактованы им как знаки Провидения. Попадая на остров, Робинзон начинает устройство не только среды обитания, но и, в первую очередь, самого себя. Путь к истине герой проходит, совмещая три категории труда – физический, умственный и духовный. Постепенно развиваясь в этих сферах, Робинзон как бы прозревает, уходит от состояния нечестия и легкомыслия.
[1] Симаков В. Робинзон Крузо: история, которую мы читали не так : Школьная программа для взрослых // Фома. — 2018. — № 6 (182).
[2] История зарубежной литературы. Конспект лекций / Авт.-сост. И.Б. Гуляева. – М.: МГУ – 2019.
Физический труд
Сооружение каждой вещи Робинзоном превращается в акт творения. Герой поглощён процессом созидания, стремится довести каждое начатое дело до идеала. Труд для него – не рутина, а увлекательный способ познания действительности. Примечательно само описание труда: то, что Дефо знал хорошо, например, обжиг глины (Д. Дефо был совладельцем кирпичного завода), описывается подробно и детально, с указанием процессов, которые наблюдает сам персонаж (напр., затвердевание черепка в огне в период жарки мяса; физическое явление превращения песка в стекло) [1].
Автор показывает, что для многих вещей требовалось прилежание. Так, например, чтобы смастерить полку для жилья, герою потребовалось приложить множество усилий и времени - сорок два дня лишь для одной доски, в то время как два плотника, по замечаниям самого Робинзона, управились бы сделать шесть досок в пол дня. Герой теряет много времени из-за отсутствия необходимых инструментов, помощников и недостатка опыта. Но по истечении определенного срока Робинзон получил ровную гладкую доску. Как заключает сам персонаж: «Терпением и трудом довёл до конца все работы» [2, с. 36]. Читая далее, мы убедимся, что Робинзон становится преисполненным радости, когда любое – сложное или нет – начатое дело заканчивалось успехом: «Но никогда я, кажется, так не радовался и не гордился своей сметкой, как в тот день, когда мне удалось сделать трубку» [3, с. 45].
[1] История зарубежной литературы. Конспект лекций / Авт.-сост. И.Б. Гуляева. – М.: МГУ – 2019
[2] Даниэль Дефо. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо / [перевод M.А.Шишмаревой под редакцией А. Франковского]. М.: Детгиз, 1955 г. – С. 36
[3] Там же, с. 45
Чтобы пополнить продовольственные запасы, герой пробует себя в изготовлении молочной продукции. Робинзон никогда не умел доить коз и коров, но благодаря наблюдениям из детства он имел представление о том, как производятся масло и сыр. Преуспев и в этом деле, он разумно делает вывод: «Природа, питающая всякую тварь, сама учит нас пользоваться ее дарами». Такие мысли свидетельствуют о постепенном приближении Робинзона к духовному, ведь, говоря «дары», герой как бы отказывается от прежнего потребительского отношения к окружающей человека природе [1, с.46].
Пример находчивости и терпеливости герой демонстрирует в следующем эпизоде. Будучи неопытным в сельскохозяйственной работе, Робинзон сталкивается с трудностями по сбору урожая и обработке зёрен. Чтобы получить базовые ингредиенты для изготовления мучных продуктов, ему потребовалось срезывать колосья (без помощи серпа и косы) и перетирать их руками. После этих манипуляций у героя возникают новые вопросы: как измолоть зерно и превратить его в муку; как просеять муку; как сделать из муки тесто; как из полученной массы испечь хлеб - эти трудности заставляют Робинзона посвятить ещё шесть месяцев изобретению орудий для переработки зерна в хлеб. Важно, что и тут он проявляет поразительное смирение.
Обустроив свою пещеру всем необходимым - столом, стульями и другими удобствами, Робинзон не забывает и об освещении. Для того, чтобы соорудить светильник, герой использует подручные средства - в качестве фитилька он берёт отрезок старой веревки, из глины и посредством обжига он получает плоский сосуд, а вместо масла он применяет козий жир. Поражают
[1] Даниэль Дефо. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо / [перевод M.А.Шишмаревой под редакцией А. Франковского]. М.: Детгиз, 1955 г. – С. 46
изобретательность, находчивость героя; всё совершается с энтузиазмом и интересом; поэтому каждое начатое дело приносит свои плоды.
По наблюдениям А. Франковского, Робинзон отличается удивительным трудолюбием, волей и упорством: "Я редко бросал работу, не доведя ее до конца". Эти качества обусловлены оптимистическим настроем героя, его верой в пользу беспрерывного методического труда [1, с. 7].
Положительное действие трудовой деятельности проявляется в размышлениях Робинзона об истинном и ложном богатстве. К герою приходит мысль о тленности материальных благ: монеты, найденные на английском корабле, в условиях необитаемого острова кажутся герою бессмыслицей, в то время как ящик с плотницкими инструментами представляет для персонажа небывалую ценность: он безмерно рад, что теперь может использовать их для обустройства своей пещеры [2, с. 7]. Мирское ценно лишь в той степени, в которой оно способно удовлетворить потребности человека.
Умственный труд
Находясь на грани отчаяния в начале своего пребывания на острове, герой, заполучив на разбитом корабле чернила и бумагу, принимается писать. Он взвешивает все отрицательные и положительные стороны своего положения, противопоставляя зло (смерть, которая постигла других моряков) добру (возможности выжить). Рассудок берёт верх над отчаянием – герой начинает работать. Описывая обучение ремеслу, Дефо указывает на разумность человеческой природы – именно благодаря умственным способностям
[1] А. Франковский. Предисловие (22/XII/1928г.). – С. 7
[2] Там же, с. 7
человек может понять устройство вещей при минимальном опыте или его отсутствии [1]. Так, разум помогает герою выжить и остаться личностью.
Духовный труд
Длительный процесс освоения труда является путём обретения Робинзоном истины, искоренения в нём греховных наклонностей, становления духовного начала. К трудовым делам герой сам относит чтение Библии, также внося его в распорядок дня и уделяя ему особое внимание – «три раза в день» [2, с. 36] – в то время как охота, сортировка вещей и готовка были второстепенными занятиями. Таким образом, обретение духовных ценностей и нравственных ориентиров тоже происходит через работу. Деятельность Робинзона – это не приспособление к жизни в диких условиях, а её познание как таковой; труд же – необходимое для этого средство. В то же самое время, вера помогает выжить герою, становится духовной необходимостью, подталкивающей к свершению дел.
Так, все компоненты труда, совмещённые воедино, приводят Робинзона к новой жизни, отличной от того праздного греховного существования моряка; герой очищается и познаёт истину путём беспрерывного труда.
Глава 4. Поэтизация труда в романе в соотношении с идеями эпохи Просвещения
Восприятие мира через призму религиозно-нравственных оценок было характерно писателям эпохи Просвещения. Так, в романе Дефо прослеживается параллель между библейскими мотивами и сюжетной линией
[1] История зарубежной литературы. Конспект лекций / Авт.-сост. И.Б. Гуляева. – М.: МГУ – 2019.
[2] Даниэль Дефо. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо / [перевод M.А.Шишмаревой под редакцией А. Франковского]. М.: Детгиз, 1955 г. – С. 36
произведения. Сказанные Богом Адаму слова «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» [1, Быт: 3:19] находят некое отражение в судьбе главного героя Робинзона Крузо. После пережитой болезни на лишённом благ цивилизации острове и явления образа Бога во сне герой осознаёт, что все ниспосланные испытания – это возмездие за его прошлую греховную жизнь, воля Провидения. Теперь он понимает слова молитвы об избавлении не как способ покинуть остров, а как возможность очиститься от грехов. С такой новой картиной мира Робинзон, видя в труде промысел Божий, приступает к нему по-новому. Герой уже с мудростью переносит тяжести освоения новых занятий, лишения (напр., сбор посева; строительство лодки, которую невозможно сдвинуть с места). Он видит в ремесленном деле не просто необходимый процесс для выживания в «заточении» - труд становится частью новой правильной жизни; герой возносит сам процесс труда, видя в нём возможность нравственного совершенствования.
Так, уединённое пребывание Робинзона на острове, сопровождаемое непрекращающимися физическим, умственным и духовным трудом, приводит героя к очищению и счастью.
ВЫВОДЫ
Проанализировав мотив труда в романе Дефо «Робинзон Крузо», можно сделать вывод о его непреходящей ценности в совершенствовании жизни человека. Вначале мы видим английского буржуа, чьи привычки и воззрения отвечают его сословной, национальной, конфессиональной принадлежности, но благодаря труду, тесно переплетающемуся с духовными исканиями, герой
[1] Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. – М. : Издание Моск. Патриархии, 1988. – Бытие 3:19
постепенно приближается к состоянию естественного человека, что проявляется в общении с Пятницей (нет ощущения того неравенства, которое проявилось в 1-ой части романа в эпизоде с проданным в рабство мальчиком Ксури) и спасённым из плена людоедов испанцем-католиком. Теперь для Робинзона важно общечеловеческое. Точно характеризуют произведение слова Ж. Ж. Руссо, который назвал роман «самым удачным трактатом о естественном воспитании» [1]. Наблюдая за Робинзоном, читатель осознаёт, что посредством трудовой активности персонаж приближает окружающую обстановку к цивилизации, облагораживает дикие условия островной жизни, спасается и, как итог, приходит к нравственному перерождению, прозрению и становится «героем великой эпопеи труда» [2, с. 17]. Произведение отражает идеи Дж. Локка о значении труда в воспитании человека: мы видим, как труд помогает Робинзону выйти на другой уровень, стать лучше, преобразиться духовно. Таким образом, Дефо демонстрирует на примере главного героя, что трудовая деятельность является основополагающей в процессе жизненного устройства и является фундаментальным принципом в человеческом, а значит, и общественном развитии.
[1] Ж.-Ж. Руссо. Педагогические сочинения в 2 томах (комплект) – М: Педагогика, 1981 – [Электронный ресурс]
[2] Белоусов Р.С. Герои до встречи с писателем. - Москва: Просвещение, 1984 - с.17
Библиография:
1. Даниэль Дефо. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо / [перевод M.А.Шишмаревой под редакцией А. Франковского]. М.: Детгиз, 1955 г.
2. А. Франковский. Предисловие (22/XII/1928г.). – С. 5-11.
3. Симаков В. Робинзон Крузо: история, которую мы читали не так: Школьная программа для взрослых // Фома. — 2018. — № 6 (182).
4. История зарубежной литературы. Конспект лекций / Авт.-сост. И.Б. Гуляева. – М.: МГУ – 2019.
5. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. – М. : Издание Моск. Патриархии, 1988. – Бытие 3:19.
6. Белоусов Р.С. Герои до встречи с писателем. - Москва: Просвещение, 1984 - с.1.
7. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2-х томах. Том 1. Автор: Жан-Жак Руссо (Jean-Jacques Rousseau). Под редакцией Г.Н. Джибладзе. Составитель: Александр Наумович Джуринский. Художник Е.В. Поляков. - М: «Педагогика», 1981. – [Электронный ресурс]. URL: https://litlife.club/books/157478/read / (дата обращения: 25.11.2019).
8. Электронный ресурс: Интелрос. Интеллектуальная Россия //URL: http://www.intelros.ru/readroom/logos/lo6-2013/23233-zhan-zhak-rekomenduet-ili-kak-roman-robinzon-kruzo-stal-knigoy-dlya-detey.html / (дата обращения: 25.11.2019).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.