ПРОЕКТ
Поэзия души ступинских поэтов и история подвига новомученников ступинских
Классного руководителя 7 «Г» класса Родионовой Т.В.
2019 – 2020 учебный год
Цель проекта:
Сохранение исторической памяти и утверждение нравственных ценностей и связи поколений посредством литературы истории родного края
Задачи проекта:
1. Литературное и историческое просвещение школьников.
2. Пропаганда литературы и чтения.
3. Воспитание нравственности, уважительного отношения к литературному и историческому наследию нашей страны.
Описание проекта:
В наш стремительный XXI век с его скоростями и технологиями актуальным остаётся вопрос исторической памяти: кто мы, где наши корни, чем мы должны гордиться и что помнить, передавая будущим поколениям. В самые сложные периоды жизни люди стремятся отыскать ответы на волнующие их вопросы. И легче всего это сделать посредством литературы и истории.
В истории страны есть такие моменты, за которые должно быть стыдно – это период репрессий, разрушение храмов, уничтожение веры. Не обошли эти печальные события и наш район.
В четвертую субботу по Пасхе Церковь вспоминает новомучеников Бутовских – пострадавших за веру Христову и расстрелянных недалеко от Москвы, на стрелковом полигоне «Бутово». Всего с августа 1937 по октябрь 1938 года здесь казнены и похоронены 20765 человек. Более трёхсот из них причислены к лику святых и составляют Собор новомучеников, в Бутове пострадавших. Среди них есть и те, кто совершал служение на нашей земле.
В 1937 году настоятелем Знаменского храма села Старая Кашира был назначен 49-летний священник Феодор Грудаков.
Отец Феодор родился 15 февраля 1888 года в деревне Рождествено-Песье Подольского уезда Московской губернии в семье крестьянина Василия Грудакова.
После окончания в 1905 году Перервинского духовного училища Фёдор поступил в Московскую Духовную семинарию (окончил в 1911 году). В 1912 году после окончания семинарии Фёдор Грудаков был рукоположен во священника к Тихвинскому храму в село Богородское–Ватутинки Подольского уезда (ныне это Троицкий округ Новой Москвы, ранее город Троицк). Женился отец Феодор на дочери священника Александра Никитского Вере Александровне, учительнице. У них родились 7 детей, из которых до старости дожила только старшая дочь Нина.
В Первую мировую войну отец Феодор служил фронтовым священником. После революции в Подольском уезде началось восстание против большевистской власти, часть населения организовала вооружённый отряд (банду), которым руководил некто по фамилии Зелёный. В 1918 году отец Феодор был призван в тыловое ополчение Красной Армии, но с июня 1919 года продолжил своё служение в Тихвинском храме. Здесь семья вела хозяйство, содержали корову, лошадь, при приходском доме был большой сад. 15 августа 1930 года отец Феодор по обвинению в антисоветской деятельности был арестован сотрудниками ОГПУ и заключён в Бутырскую тюрьму в Москве.
Свидетели, среди которых были и священнослужители, оговорили отца Феодора в том, что слышали от него антисоветские высказывания, говорили и о принадлежности отца Феодора к банде Зелёного: одна из свидетельниц якобы видела, как отец Феодор вместе с бандитами, отстреливаясь, убегал в кусты во время ареста. На допросе отец Феодор, понимая, что любое слово о ком либо может повредить этому человеку, отвечал на все вопросы следователя сдержанно. Своей вины он не признал.
5 сентября 1930 года тройка ОГПУ приговорила священника Феодора Грудакова к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Наказание он отбывал в Беломоро-Балтийском лагере, на строительстве Беломорского канала. В апреле 1934 года отец Феодор был освобождён досрочно.
После заключения отец Феодор имел право проживать только за «101 километром». Сначала он служил в Рязанской епархии, а в апреле 1937 года получил назначение в храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Старая Кашира Каширского района Московской области. За короткое время отец Феодор сумел завоевать авторитет у местных жителей.
На 12 декабря 1937 года были назначены выборы в Верховный Совет СССР, и всем представителям власти на местах была дана команда провести проработку жителей. В колхозе в Старой Кашире собрание по поводу предстоящих выборов было назначено на вечер 3 декабря – должен был приехать агитатор. Известно, что в это время в храмах совершается всенощное бдение накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Верующие сельчане, проигнорировав собрание, отправились на службу. Проработка перед выборами была сорвана.
Председателю колхоза (это была активная женщина, ярая коммунистка) ничего не оставалось, кроме как в тот же вечер написать донос в Каширское отделение НКВД и передать его с подчинённой колхозницей, наказав в письме пригрозить посыльной, чтобы не болтала лишнего в селе. В письме председатель колхоза называла отца Феодора «врагом трудящегося народа», который нарочно созвал к себе в храм всех избирателей, чтобы сорвать собрание. Упоминается в письме и 5 декабря – день утверждения в 1936 году Сталинской конституции. Председатель колхоза посчитала, что антисоветские речи священника могут сорвать не только выборы, но и празднование года сталинской конституции. Поэтому просит представителей власти поторопиться. Последние слова в её письме такие: «Я буду вас ждать 4 декабря».
В деле отца Феодора был ещё один обвиняемый, певчий храма Николай Сергеевич Успенский (род. в 1891 году). Он, как и отец Феодор, прошёл заключение в Беломоро-Балтийском лагере. Познакомились они, как утверждает отец Феодор, в Старой Кашире. Николай Успенский был сыном псаломщика, пел на клиросе до ареста, а после ссылки приехал в Старую Каширу, где поселился также на съёмной квартире у некоего Забрудина. Семья его, как и семья отца Феодора, проживала в ближнем Подмосковье. Их семьи пострадали ничуть не меньше: матушка Вера, супруга отца Феодора, почти одновременно потеряла троих детей, была лишена избирательных прав как жена врага народа. А в то время статус «лишенца» означал почти полное выключение из жизни общества. Певчий Успенский также был обвинён в агитации населения против советской власти и тоже не признал своей вины.
7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила священника Феодора Грудакова и певчего Николая Успенского к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Больше ничего о Николае Сергеевиче Успенском нам не известно: возможно, он погиб по дороге в лагерь.
27 декабря 1937 года с этапом заключённых отец Феодор прибыл в Самарлаг НКВД. Здесь, в посёлке Безымянка, начиналось строительство Куйбышевского гидроузла, который должен был стать самой мощной советской ГЭС. Строить её предполагалось силами заключённых. Но начатое с советским энтузиазмом строительство к концу 1930-х стало угасать, и в начале 1940 года было принято решение законсервировать объект. Трудящихся здесь заключённых перестали кормить и обеспечивать медицинской помощью. Именно поэтому, будучи отец Феодор умер здесь от непосильного труда и голода 27 ноября 1940 года и был погребён в безвестной общей могиле. Ему было 52 года. В статистике Безымянлага именно на ноябрь 1940 года приходится пик смертности заключённых.
После ареста отца Феодора в 1937 году храм был закрыт. Через 60 лет после кончины, в 2000 году, Церковь прославила священномученика Феодора Грудакова в лике новомучеников и исповедников Российских. А специально для Знаменского храма села Старая Кашира в 2015 году была написана икона этого святого.
В 2000 году Юбилейный Собор Русской Православной Церкви прославил отца Феодора в лике новомучеников и исповедников Российских.
16 ноября – день памяти священномученика Петра Орленкова, совершавшего служение в ныне разрушенном до основания храме Воскресения Словущего в селе Кондрево. Отец Пётр родился 25 октября 1876 года в Бронницком уезде в семье священника Измаила Орленкова, окончил Донское духовное училище, затем – Московскую духовную семинарию. В 1930 году отец Пётр стал настоятелем кондревского храма – одного из старейших в нашем крае.
В 1937 году при настоятельстве отца Петра храм был закрыт под предлогом аварийного состояния. Это вынудило священника, по его словам, «ходить с сумой». Нельзя исключать, что богослужения ему приходилось совершать на дому или приходить в дома к прихожанам для совершения треб и проповеди о Христе. Местные органы власти, почувствовав в пожилом священнике сильного идеологического противника, возбудили против него уголовное дело по ст.58-10 «контрреволюционная агитация». Одна из свидетельниц в своих показаниях упоминает о том, что в день престольного праздника храма 26 сентября отец Пётр собрал людей возле храма и агитировал против советской власти. Священник же говорил о том, что храм закрыт под надуманным предлогом для того, чтобы уничтожить в людях православную веру. В числе прочего отец Пётр произнёс пророческую фразу: «Ничего, ваша советская власть закончится, и вы все придёте в храм».
На допросе своей вины отец Пётр не признал. Тройка при НКВД приговорила 61-летнего священника к высшей мере наказания. На следующий день после оглашения решения суда, 16 ноября 1937 года, приговор был приведён в исполнение на Бутовском полигоне. Вместе с отцом Петром в этот день были расстреляны 355 человек. В 2000 году священномученик Пётр был прославлен Церковью в лике святых.
После ареста священника храм был разобран. Белый камень пригодился жителям окрестных сёл для строительства, также была вынесена вся церковная утварь. Не только советская власть, но и сами люди сделали всё возможное, чтобы забыть о православной вере. Но история показывает, что недостаточно стереть с лица земли храм, расстрелять священника, подвергнуть репрессиям его семью. Вопреки всему сегодня в наших храмах славят имя Христово и совершается память святых покровителей земли Ступинской, в сонме которых – священномученик Пётр Орленков.
30 октября – день памяти преподобного Андрея Критского, главный престольный праздник нашего храма. При начале строительства в 1742 году владелица села Суково Стефанида Григорова повелела освятить главный престол храма в честь святого покровителя своего сына воина Андрея, а боковой – в честь заступницы русских войск Казанской иконы Божией Матери. Подтверждают этот факт клировые ведомости построенного в 1745 году храма: до революции храм именовался Андреевским, а вместе с ним – и всё село.
Сохранились в архивах документы об освящении храма: в тексте письма майора Михаила Кропотова епископу Коломенскому и Каширскому Савве (1744 год) говорится, что храм построен ещё в 1742 году, но из-за земельных споров до сих пор не освящён. Только 22 июня 1745 года разрешение на освящение будет получено. Говорится также и о причинах устроения храма в Суково. До этого село относилось к приходу Григорие-Богословского храма в селе Селижары (Возцы), отделённом речкой Селижаркой. Весеннее половодье препятствовало проходу в храм. Так объясняется и то, что новый храм в Суково построен на возвышении, позволявшем избежать весеннего подтопления.
К храму в Суково были приписаны ещё два храма: Казанский в селе Батайки и Богородицерождественский на погосте Кременье. В советское время все они подверглись значительным разрушениям. В 1903 году настоятелем храма стал переведённый из села Кондрево священник Василий Веселовский. В 1930 году он был обвинён в том, что «в престольный праздник октябрьский в 1929 году, когда ходил по домам с молебном, открыто среди граждан говорил: варварская советская власть делает гонение на Церковь». Отец Василий был арестован и приговорён к трёхлетней ссылке, по возвращении из которой умер в 1935 году и похоронен на кладбище в Суково.
В том же году в Суково (тогда – Озёрского района) из Каширы приехал иеромонах Мефодий (Иванов), назначенный настоятелем храма и в 1936 году возведённый в сан игумена. Вместе с ним приехали насельницы закрытого Никитского монастыря в Кашире – жить в городе им было запрещено. Монахини, принявшие постриг у игумена Мефодия, и местные жители помогали ему в его служении и трудились в храме.
26 июля 1937 года в Каширское отделение НКВД пришло предписание: «Немедленно арестуйте иеромонаха Мефодия Иванова и привлеките его к ответственности по ст.58-10 УК. Арест согласуйте с районным прокурором. В процессе следствия необходимо вскрыть контрреволюционную деятельность Иванова». Уже 28 июля отец Мефодий был арестован и заключён в Каширскую тюрьму. Как видно из материалов дела, местонахождение отца Мефодия и каширских монахинь раскрыл следствию диакон Успенского собора. Он же рассказал о контрреволюционной деятельности и «нелегальных монашеских сборищах», проводимых отцом Мефодием и его постриженицами. Подследственные были немедленно допрошены, а затем обвинены в контрреволюционной деятельности. 8 сентября 1937 года Тройка при УНКВД СССР приговорила игумена Мефодия к расстрелу, и на следующий день приговор был приведён в исполнение на Бутовском полигоне. Монахини получили 10 лет ссылки, и одна из них, Евфросиния Тимофеева, погибла 5 ноября 1942 года в Каргопольлаге. Вместе со своим духовным наставником в 2000 году она была включена в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
После ареста священника и монахинь храм был закрыт, разорён и постепенно пришёл в руинированное состояние. В 2015 году он вошёл в Фонд порушенных святынь Московской епархии. В этом году начаты первые работы по его восстановлению: составляется проект и производится подготовка к реконструкции. Думается, что свой следующий престольный праздник храм встретит преображённым.
9 сентября, день памяти преподобномученика Мефодия (Иванова), последнего настоятеля Казанского (Андреевского) храма села Суково в XX веке.
Игумен Мефодий (в миру Николай Михайлович Иванов) родился в 1899 году в Симбирске в семье священника. Окончил духовное училище и поступил в семинарию, окончить которую не успел из-за начавшейся революции. В 1923 году Николай поступил послушником в Покровский монастырь в Москве, где в том же году был пострижен в мантию с именем Мефодий, а затем посвящён в сан иеродиакона, а в 1925 году – в сан иеромонаха. В 1929 году монастырь был закрыт, и иеромонах Мефодий перешёл служить в храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой.
В том же году отец Мефодий был арестован и обвинён в контрреволюционной деятельности – по причине недовольства советской властью, закрывающей духовные школы и препятствующей воспитанию детей в вере. Отца Мефодия приговорили к трём годам ссылки, которую он был отправлен отбывать в Пинежский район Архангельской области.
Вернувшись из ссылки в 1933 году, он поселился в городе Кашире, так как в Москве ему жить запретили. В это время в Кашире на частных квартирах жили послушницы и монахини закрытого Никитского монастыря, которые стали помогать отцу Мефодию. Так вокруг него собралась небольшая община глубоко верующих людей, искавших духовного подвига даже в такое суровое время.
В 1936 году иеромонах Мефодий был возведён в сан игумена, а в 1937 году начался новый этап гонений на Церковь. Чтобы избежать преследования и сохранить общину, из Каширы отец Мефодий переехал в село Суково Озёрского района, где стал служить в храме. Вместе с ним уехали несколько послушниц, среди которых – преподобномученица Евфросиния (Тимофеева), также пострадавшая за веру и погибшая в 1942 году в Каргопольлаге.
3 июля 1937 года вышло постановление Сталина об ужесточении репрессий в отношении священнослужителей и церковников. Уже 26 июля на игумена Мефодия было заведено уголовное дело по обвинению по ст. 58-10 «контрреволюционная агитация». Каширскому отделению НКВД пастыря выдал диакон, служивший в Успенском соборе Каширы. Отец Мефодий был арестован и обвинён в антисоветской деятельности, проводимой им и его послушницами. Игумен не признал себя виновным, и 8 сентября был приговорён к расстрелу. Послушницы отца Мефодия получили по 10 лет лагерей.
9 сентября на Бутовском полигоне приговор был приведён в исполнение. В 2000 году на Юбилейном Соборе Русской Православной церкви отец Мефодий был прославлен в лике святых.
Когда говорят о жертвах политических репрессий XX века, говорят о людях. Но к таким же жертвам можно отнести и тысячи храмов, разорённых и разрушенных теми, кто в угоду властям отрёкся от Бога. Жертвой этих репрессий является и Знаменский храм села Старая Кашира. После ареста отца Феодора он был закрыт, разорён и разрушен, и начал восстанавливаться только в XXI веке. Вопреки всему, что делала безбожная власть, наш храм выжил и продолжает возрождаться.
В нашем городе уже 50 лет работает Литературное объединение «Родники». Местные поэты не остаются в стороне от культурной и духовной жизни. В их творчестве есть и стихи, посвященные православной тематике.
Анастасия Блинова
Отцу Тихону
Когда заря раскинется невольно,
И заиграют светом купола, –
Вдруг человек взойдёт на колокольню
И нежно тронет все колокола.
И оглядит своим хозяйским оком
Деревню, сосны, небо и погост,
Изгиб реки в молчании глубоком,
Вдали поля с морщинами борозд.
Увидит, как туман рассветный тает,
Как сосны пьют морковную зарю.
А ветер всё сильнее завывает…
Ох, нелегко придётся звонарю!
И человек с волненьем скажет: «Боже,
Твоя Рука сюда меня вела.
Я сделал всё, но дай мне сделать больше.
И пусть всегда звонят колокола».
Анастасия Блинова
В Кондрево
Здесь в серое небо уходит, петляя, дорога,
До самой весны здесь бескрайний морозный покой.
Здесь строили храм – для себя и, конечно, для Бога –
И вечную жизнь представляли прекрасной такой.
И клали кирпич – ещё новый, торжественно-красный,
И жить начинали – по новой, с Воскресшим Христом...
...Здесь вырос кустарник и много травы непролазной.
А храм был разрушен. Не сразу, конечно. Потом.
Здесь прячется солнце и тучи глядят дождевые,
Как будто тепло не придёт в этот мир никогда.
И здесь из земли поднимаются вечно живые –
И смотрят на храм, от которого нет и следа.
Анастасия Блинова
Всем прохожим чуть-чуть кивая,
Через лужи бегу весенние.
Завтра, завтра Неделя ваий,
Завтра Вербное воскресение!
Так смотрите же в оба глаза:
Иисус под пещеры сению
Говорит: «Просыпайся, Лазарь!»
Завтра – Вербное воскресение!
Всем сегодня, слепым и зрячим,
Обещает Господь спасение.
Радость льётся волной горячей:
Завтра Вербное воскресение!
Верба, верба в руках живая!
Прочь уходят тоска, рассеянье:
Завтра, завтра Неделя ваий –
Вербное воскресение.
Анатолий Стебалин
Стою я в храме перед Богом,
Но сердцем всё ещё в миру.
Стою и думаю о многом –
Но не о том, что я умру.
В своих иллюзиях купаюсь,
Соблазнам разным предаюсь.
Всю службу только отвлекаюсь:
Стою мечтаю, не молюсь.
Целую крест и уезжаю.
А в голове какой-то бред.
И сам себя я вопрошаю:
«А был я в храме или нет?»
Валентина Блохина
Остров
С края неба снежинка спускается вниз одиноко,
К небесам устремляются ввысь молчаливые сосны.
Этот край вне времён, быстротечных, изменчивых сроков,
Этот край – целый мир, целый мир под названием – остров.
Рассекается воздух волной колокольного звона,
Синий лёд, он под пальцами – воск, а к полуночи острый.
Здесь застава, граница, война, и всю жизнь – оборона,
Это вечная крепость средь моря по имени – остров.
Здесь смиряется верой суровое Белое море,
И с молитвами в камне растут вековечные сосны,
Этот мир – монастырь, сохранивший преданье историй,
Этот мир – монастырь, освящённый молитвами остров.
Светлана Белова
Донбас
А вера православная сильна
В сердцах людей разбитого Донбаса.
Всем миром строят храм, и в черной рясе
Седой священник бьет в колокола.
А вера православная живет!
Не гасят свечи, соблюдают строго
Великий пост и слезно молят Бога,
Чтоб от беды и зла их уберег.
А вера православная, как щит,
Для всех людей – надежда на спасенье.
И близиться Христово Воскресенье,
И солнца луч глаза врагов слепит.
Светлана Белова
Кондревскому храму
Небо синее душу терзает
И весну обещает скорую.
А над полем кружиться ворон,
В перелеске спрятался заяц.
А дождям и не видно края,
И дорога совсем размыта.
Средь деревьев, всеми забытый
Храм умирает.
Светлана Белова
Вербное Воскресение
Взметнулась к небу вербы стая,
Воспета Богу – Аллилуйя.
Окончившись, Неделя ваий
Открыла истину простую.
От нас не требуется много,
Лишь жить в согласии с собою.
Не предавать, молиться Богу,
Идя по выбранной дороге.
Светлана Белова
Церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Кременье
Пламя дрожит. Зазвенели колокола.
Верба цветёт, пробивает Ока дорогу.
Это весна. Это весна пришла.
Станет народ счастливее хоть немного.
Служба воскресная. Яркий сосновый лес.
Ладан дымит, и молитва летит с амвона.
Здравствуй, Кремнье! Здравствуй!
Христос Воскрес!
Страхи уходят с простым колокольным звоном.
Мероприятия в рамках проекта:
Классные часы, занятия по внеурочной деятельности.
Охват проекта:
Проект разработан для школьной аудитории. Цикл мероприятий способствует развитию интереса к истории и литературе родного края – это подготовка сообщений, оформление наглядного материала, публичные выступления. Актуальность проекта доказана тем, что подростки стали проявлять больше интереса не только к художественной, но и к исторической литературе, формируется читательская культура, уважения к старшему поколению, развивается кругозор.
Достигнутые результаты:
В наш стремительный XXI век с его скоростями и технологиями актуальным остаётся вопрос исторической памяти: кто мы, где наши корни, что мы должны помнить, передавая будущим поколениям. В самые сложные периоды жизни люди стремятся отыскать ответы на волнующие их вопросы. И легче всего это сделать посредством литературы и истории.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.