Поговорим о профессиях

  • docx
  • 26.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СЦЕНАРИЙ О профессиях.docx

Поговорим о профессиях

Цель: знакомство ребят с выбором профессии.

   Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу поговорить с вами о выборе профессии. Это очень важный вопрос в жизни каждого человека. Давайте рассмотрим, сколько времени человек тратит на работу в своей жизни. Обычно с рождения и до 18 лет мы учимся, а с 18 лет, мы начинаем работать и работаем до 60-65 лет, а потом человек идет на пенсию. Следовательно, больше 40 лет человек посвящает себя работе, это почти половина прожитых лет. И задача человека состоит в том, чтобы выбранная им работа, была так скажем, в удовольствие и радость. Как говорят великие, легче работать в удовольствие и воспринимать ее как награду; и тяжкий крест, когда ты работаешь через силу, в тягость себе. Жизнь может показаться вечностью.

 Правильный выбор профессии позволит вам реализовать свой потенциал, избежать разочарования. Поэтому выбор профессии должен начинаться с поставленной вами цели. Цель должна быть конкретной,реалистичной, т.е кем вы хотите стать, чего достичь, и каким вы хотите быть.

Что же надо учитывать при выборе будущей профессии?

1. Содержание и условие труда.

2. Профессионально важные качества.

3. Где можно получить эту профессию.

4. Какой спрос на эту профессию на рынке труда.

5. Есть ли у вас какие-либо медицинские противопоказания.

Правила выбора профессии

   Итак, жизнь показывает, что выбор профессии определяют внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы — это мотивы и потребности, интересы и склонности, особенности характера и мышления. К внешним факторам относятся требования рынка труда, мнения окружающих о вашей будущей карьере. Выбор профессии — дело индивидуальное, поэтому не нужно сравнивать себя с другими: даже овощи на одной грядке созревают в разное время, тем более нельзя требовать, чтобы все выбирали профессию в одном возрасте. Ситуацию выбора можно свести к нескольким вариантам.

Определенный выбор. Если вы ни на минуту не сомневаетесь в своем выборе, возможно, вам придется отстаивать его перед родителями и друзьями, учителями и психологами — этот путь прошли многие успешные профессионалы.

Неопределенный выбор. В древности проблемы выбора профессии не было: дети шли по стопам родителей, иногда все решал жребий. Когда варианты равноценны, решающими могут оказаться второстепенные факторы: близость учебного заведения к дому или, наоборот, желание уехать подальше от дома, семейные традиции, совет или пример авторитетного взрослого, хорошая компания, льготы при поступлении и т. д.

Отсроченный выбор. Если вас сейчас не привлекает ни одна профессия, надо не просто «дозревать», а стараться лучше узнать мир профессий, желательно из первых рук — от людей, знающих и любящих свое дело.

Безнадежный вариант. Если вы просто ничего не хотите делать, не стоит думать, что проблема со временем решится сама — вы рискуете пополнить ряды неудачников.

Беспроигрышный вариант. Иногда выбор затрудняет множество талантов и разнообразие интересов, но это тот случай, когда любое решение — правильное. Выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели или целеполагания: капризное и расплывчатое «хочу» должно обрести скульптурные формы. Цели должны быть:

позитивными, т. е. направленными на благо людей или по крайней мере не во вред им;

конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде и т.д.);

реалистичными, т. е. соотнесенными с собственными возможностями: физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т. д. ;

ограниченными во времени (цель — это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку).

Цели должны быть обеспечены средствами — вашими личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, навыками, образованием.

Существует много профориентационных методик. Но в нашей стране чаще используется методика Климова (определение типа будущей профессии). По ней можно выделить 5 больших групп профессий в зависимости от предмета труда – техника, человек, природа, знак или искусство.

1. Человек-человек (Т) – к этой группе относятся все профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживание любой техники, начиная от космических ракет и компьютеров и до наковальни и молота кузнеца. Инженер-конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, водитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и др.

2. Человек-человек (Ч) – огромное колличество профессий относится к этой группе – это образование, здравоохранение, сервиз, транспорт, торговля, туризм, юриспруденция и др.. Все профессии связанные с другими людьми, требующими от человека – терпения, требовательности, умение брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции.

3. Человек-природа (П) – эти профессии связаны с живой и неживой природой. Это изучение, иследование и использование природных ресурсов. Уход за животными и растениями, их лечение. К ним относятся – кинологи, агрономы, селекционеры, зоотехники, ветеринары, экологи, мелиораторы и др.. Чтобы быть успешными в этой деятельности надо любить, понимать природу, быть сильным и выносливым не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.

4. Человек- знак (З) – предметом труда данной профессии является «знаковая система», т.е. информация которую можно представить в виде формул, текстов, знаков, графиков, диаграмм и др.. Это профессии связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами – экономист, бухгалтер, лингвист, математик, нотариус и др.. О достоверности и своевременности информации этих людей очень многое зависит в нашей жизни.  Поэтому к ним предъявляются особые требование, к их мышлению, памяти и вниманию.

5. Человек- художественный образ (Х) – профессии связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека. Это художники, литераторы, актеры, музыканты, композиторы, танцоры. Для этой профессии одного желания мало - нужен талант, творческие способности.

Предлагаю вам заполнить анкету.

1. Методика Климова (определение типа будущей профессии).

Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет - поставьте «—» . Если сомневаетесь, зачеркните цифру.                                                                                                                     

Обработка и интерпретация результатов:

По каждому столбцу подсчитайте алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму. Зачеркнутые цифры не считайте. Запишите сумму в строку «Результаты».

1. Легко знакомлюсь с людьми

 

 

 

 

1

2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить

 

1

 

 

 

3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки

 

 

 

1

 

4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными

1

 

 

 

 

5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить

 

 

1

 

 

6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами

 

 

 

 

 1

7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными

1

 

 

 

 

8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах

 

 

1

 

 

9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших

 

2

 

 

 

10. Люди считают, что у меня есть художественные способности

 

 

 

2

 

11. Охотно читаю о растениях, животных

1

 

 

 

 

12. Принимаю участие в спектаклях, концертах

 

 

 

1

 

13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин

 

1

 

 

 

14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы

 

 

2

 

 

15. Легко улаживаю разногласия между людьми

 

 

 

 

2

16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой

 

2

 

 

 

17. Людям нравится мое художественное творчество

 

 

 

2

 

18. У меня есть способности к работе с растениями и животными

2

 

 

 

 

19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме

 

 

2

 

 

20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь

 

 

 

 

1

21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди

 

1

 

 

 

22. Без особого труда усваиваю иностранные языки

 

 

1

 

 

23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям

 

 

 

 

2

24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д.

 

 

 

1

 

25. Могу влиять на ход развития растений и животных

2

 

 

 

 

26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов

 

1

 

 

 

27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте

 

 

 

 

1

28. Охотно наблюдаю за растениями или животными

1

 

 

 

 

29.Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику

 

 

1

 

 

30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п.

 

 

 

1

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

П

Т

З

Х

Ч

 

 

Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами:

П (природа),

Т (техника),

З (знак),

Х (художественный образ),

Ч (человек).

Максимальное число баллов в каждом столбце — 8 - говорит о ярко выраженном интересе к одному из пяти предметов труда.

Минимальное количество в колонке означает отсутствие интереса к данному предмету труда. Запишите три предмета труда, набравшие большее число баллов.

Кроме предмета труда существуют – цели, средства и условия труда. Все это приводит к конкретной профессии. Необходимо помнить, что каждая профессия имеет несколько признаков. Поэтому главное выделить основные и второстепенные признаки. И поможет нам в этом:

Тест «Одно из двух» (методика Г. В. Резапкиной на базе теста Дж.Холланда «Определение профессионального типа личности»)

 Инструкция:  Из каждой пары профессий надо выбрать более привлекательную, и в бланке ответов рядом с ее кодом поставить «+». Например, если в паре «автомеханик (Р)» — «физиотерапевт (С)» больший интерес вызывает профессия автомеханика, надо поставить «+» в бланке ответов в строке «Р», если интереснее профессия физиотерапевта – «+» в строке «С». Обе эти профессии относятся к группе «человек-техника», но одна соответствует реалистическому типу личности (Р), а другая – социальному (С).

Автомеханик (Р)

Физиотерапевт (С)

Специалист по защите информации (И)

Логистик (П)

Оператор связи (О)

Кинооператор (А)

Водитель (Р)

Продавец (С)

Инженер-конструктор (И)

Менеджер по продажам (П)

Диспетчер (О)

Дизайнер компьютерных программ (А)

Ветеринар (Р)

Эколог (С)

Биолог-исследователь (И)

Фермер (П)

Лаборант (О)

Дрессировщик (А)

Агроном (Р)

Санитарный врач (С)

Селекционер (И)

Заготовитель сельхозпродуктов (П)

Микробиолог (О)

Ландшафтный дизайнер (А)

Массажист (Р)

Воспитатель (С)

Преподаватель (И)

Предприниматель (П)

Администратор (О)

Режиссер театра и кино (А)

Официант (Р)

Врач (С)

Психолог (И)

Торговый агент (П)

Страховой агент (О)

Хореограф (А)

Ювелир-гравер (Р)

Журналист (С)

Искусствовед (И)

Продюсер (П)

Редактор (О)

Музыкант (А)

Дизайнер интерьера (Р)

Экскурсовод (С)

Композитор (И)

Арт-директор (П)

Музейный работник (О)

Актер театра и кино (А)

Верстальщик (Р)

Гид-переводчик (С)

Лингвист (И)

Антикризисный управляющий (П)

Корректор (О)

Художественный редактор (А)

Наборщик текстов (Р)

Юрисконсульт (С)

Программист (И)

Брокер (П)

Бухгалтер (О)

Литературный переводчик (А)

Бланк ответов

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитывается количество обведенных букв. 8—10 — ярко выраженный тип; 5—7 — средне выраженный тип; 2—4 — слабо выраженный тип. Максимальное число обведенных букв указывает на принадлежность к одному из шести типов.

1 - Реалистический тип.

Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны — их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверенны в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Близкие типы: интеллектуальный и офисный. Противоположный тип — социальный.

Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать. Шенк.

2 - Интеллектуальный тип.

Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу и условия, дающие свободу для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: предпринимательский.

Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам. М. Ларни.

3 - Социальный тип.

Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с частыми контактами с другими людьми: обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди социального типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: артистический и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический.

Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач. В. Бехтерев.

4 - Офисный тип.

Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками), отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко определенную деятельность. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Близкие типы: реалистический и предпринимательский. Противоположный тип: артистический.

Офис может работать без шефа, но не без секретаря. Дж.Фонда.

5 - Предпринимательский тип.

Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Близкие типы: офисный и социальный. Противоположный тип: исследовательский.

Специальность налетчика куда менее заманчива, чем смежные с ней профессии политика или биржевого спекулянта. О. Генри.

6 - Артистический тип.

Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они обладают обостренным восприятием и талантом общения, избегают жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Близкие типы: интеллектуальный и социальный. Противоположный тип: офисный.

Только поэты и женщины умеют обращаться с деньгами так, как деньги того заслуживают.

А. Боннар

Еще раз повторюсь. Если вы уже выбрали профессию, подумайте, насколько у вас сформированы профессионально важные качества, какие черты характера могут помешать вашим профессиональным планам. Постарайтесь как можно больше узнать о плюсах и минусах интересующих вас профессий, медицинских противопоказаниях, уровне заработной платы, возможностях трудоустройства и путях получения профессий.

 

 

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Разминка: «Угадай профессию» (о каких профессиях идет речь?)

1.     Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)?
(Пилот, лётчик, космонавт.)

2.     Кто выносит сор из избы?  (Уборщица, техничка.)

3.     Самый сладкий мастер – это... Кто?   (Кондитер.)

4.     Назовите имя самого известного в нашей стране ветеринара.
(Айболит, ведь он лечил зверей.)

5.     Как звали первую женщину-лётчицу?  (Баба-Яга.)

6.     Звёздный бухгалтер – это... Кто?  (Астроном.)

7.     Ухажер за деревьями - это…Кто?    (Садовод, садовник)

8.     Преобразователь ткани в одежду - это …  Кто?  (Портной, швея)

9.     Представители, какой профессии всё время задают молодым людям вопросы, на которые сами знают ответы?  (Учителя.)

Профориентационная игра «Кто есть кто?»

Цель упражнения – дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.
Игра проводится в круге. В игре могут участвовать от 6 – 8 до 12 – 15 человек.

Время на первое проигрывание – 5 – 7 минут.

Процедура игрового упражнения следующая:

 Инструкция: Перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10 – 15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)». Если игроков немного (6 – 8 человек), то показывать можно не одной рукой, а двумя (одной рукой – на одного человека, другой – на другого). Для большего количества участников лучше всё это проделывать одной рукой, иначе будет путаница. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.

Упражнение «Мир профессий»

Участники упражнения в кругу. У руководителя в руках мяч.

Инструкция: Сейчас мы будем бросать друг другу  мяч, и тот, у кого он находится, должен будет назвать свое имя и любую профессию, начинающуюся с той же буквы, что и первая буква имени, либо профессию, которая нравится. Будьте внимательны – каждый из нас должен принять участие в выполнении этого упражнения.

Профессия – специальность

Данная игровая методика направлена на повышение у участников уровня осозна­ния таких понятий как специали­зация в рамках той или иной профессии и на расши­рение информированности о многообразии профессионального труда. Игровое уп­ражнение проводиться в круге (от 6-8 до  15-20 участников). По времени оно занимает от 10 до 15-20 минут. Общая процедура следующая:

1. Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность: профессия - группа родствен­ных специальностей (например, профессия - учитель, специальность - учитель физкультуры и т.п.).

2. Инструкция: «Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по оче­реди называть соответствующие специальности». Если кто-то из игроков называет сомни­тельнее специальности или откровенно ошибается, ему можно задать уточняю­щие вопросы. Допускаются не­большие обсуждения и дискуссии.

Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией. Профессия (от лат. pгоfеssio — объявляю своим делом) — это деятельность, направленная на пользу обществу, требующая профессионального обучения и выполняемая за вознаграждение (зарплату). Профессия объединяет группу родственных специальностей.

Специальность (от лат. species — род, вид) — вид занятия в рамках одной профессии. На работу в школу берут не просто учителя, а специалиста по определенному предмету — историка, математика, физика, химика, филолога. К выбору специализации можно приступать, когда выбрал профессию.

Иногда профессию и специальность путают с должностью.

Должность — это трудовой пост, определяющий положение работника в организации. Обязанности, права и ответственность работника зафиксированы в должностной инструкции. Должность не всегда связана с профессией: должность «главный врач» может занимать только врач, а вот министром, к сожалению, может быть человек, не знакомый со спецификой руководимого им министерства

Какие из этих слов обозначают профессии, специальности и должности?

Инженер, конструктор, директор, дворник, юрист, помощник юриста, кассир, завуч, учитель физкультуры, дрессировщик, начальник отдела, учитель, учитель начальных классов, врач, терапевт, главный конструктор, слесарь, курьер, хирург.

Профессия, специальность, должность

Инженер, конструктор, юрист, кассир, дрессировщик, врач — профессии.

Директор, помощник юриста, завуч, начальник отдела, главный конструктор — должности.

Учитель начальных классов и учитель физкультуры — разные специальности одной профессии — учителя. Терапевт и хирург — специальности профессии врача.

Дворник и курьер — не профессии, потому что не требуют обучения.

«Кто так говорит?»  Сейчас я буду произносить фразу, а вы должны вспомнить и сказать: человек какой профессии так говорит. Задание понятно? Слушайте:

«Кому добавки?» (повар).

«Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог).

«Большое спасибо за покупку» (продавец).

«Вам посылка, распишитесь» (почтальон).

«В мою сеть попало много рыбы» (рыбак).

«Тема сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» (учитель).

«Присаживайтесь, как будем стричься?» (парикмахер).

- Молодцы! Вы правильно отгадали профессии людей, произносящих эти выражения.

Человек в любой профессии должен обладать необходимыми качествами, чтобы приносить радость своим трудом.

Посмотрите, на доске написаны слова: «добрый, добросовестный, эгоистичный, ответственный, злой, внимательный, терпеливый, сознательный». Выберите из списка черты характера, которые как вы считаете, должен обладать человек. (Дети отвечают что выбрали и почему).

 

В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. Ведь главное: Счастье - это когда свой хлеб человек добывает любимым делом (профессией). 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также