Поговорим о профессиях
Цель: знакомство ребят с выбором профессии.
Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу поговорить с вами о выборе профессии. Это очень важный вопрос в жизни каждого человека. Давайте рассмотрим, сколько времени человек тратит на работу в своей жизни. Обычно с рождения и до 18 лет мы учимся, а с 18 лет, мы начинаем работать и работаем до 60-65 лет, а потом человек идет на пенсию. Следовательно, больше 40 лет человек посвящает себя работе, это почти половина прожитых лет. И задача человека состоит в том, чтобы выбранная им работа, была так скажем, в удовольствие и радость. Как говорят великие, легче работать в удовольствие и воспринимать ее как награду; и тяжкий крест, когда ты работаешь через силу, в тягость себе. Жизнь может показаться вечностью.
Правильный выбор профессии позволит вам реализовать свой потенциал, избежать разочарования. Поэтому выбор профессии должен начинаться с поставленной вами цели. Цель должна быть конкретной,реалистичной, т.е кем вы хотите стать, чего достичь, и каким вы хотите быть.
Что же надо учитывать при выборе будущей профессии?
1. Содержание и условие труда.
2. Профессионально важные качества.
3. Где можно получить эту профессию.
4. Какой спрос на эту профессию на рынке труда.
5. Есть ли у вас какие-либо медицинские противопоказания.
Правила выбора профессии
Итак, жизнь показывает, что выбор профессии определяют внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы — это мотивы и потребности, интересы и склонности, особенности характера и мышления. К внешним факторам относятся требования рынка труда, мнения окружающих о вашей будущей карьере. Выбор профессии — дело индивидуальное, поэтому не нужно сравнивать себя с другими: даже овощи на одной грядке созревают в разное время, тем более нельзя требовать, чтобы все выбирали профессию в одном возрасте. Ситуацию выбора можно свести к нескольким вариантам.
Определенный выбор. Если вы ни на минуту не сомневаетесь в своем выборе, возможно, вам придется отстаивать его перед родителями и друзьями, учителями и психологами — этот путь прошли многие успешные профессионалы.
Неопределенный выбор. В древности проблемы выбора профессии не было: дети шли по стопам родителей, иногда все решал жребий. Когда варианты равноценны, решающими могут оказаться второстепенные факторы: близость учебного заведения к дому или, наоборот, желание уехать подальше от дома, семейные традиции, совет или пример авторитетного взрослого, хорошая компания, льготы при поступлении и т. д.
Отсроченный выбор. Если вас сейчас не привлекает ни одна профессия, надо не просто «дозревать», а стараться лучше узнать мир профессий, желательно из первых рук — от людей, знающих и любящих свое дело.
Безнадежный вариант. Если вы просто ничего не хотите делать, не стоит думать, что проблема со временем решится сама — вы рискуете пополнить ряды неудачников.
Беспроигрышный вариант. Иногда выбор затрудняет множество талантов и разнообразие интересов, но это тот случай, когда любое решение — правильное. Выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели или целеполагания: капризное и расплывчатое «хочу» должно обрести скульптурные формы. Цели должны быть:
• позитивными, т. е. направленными на благо людей или по крайней мере не во вред им;
• конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде и т.д.);
• реалистичными, т. е. соотнесенными с собственными возможностями: физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т. д. ;
• ограниченными во времени (цель — это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку).
Цели должны быть обеспечены средствами — вашими личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, навыками, образованием.
Существует много профориентационных методик. Но в нашей стране чаще используется методика Климова (определение типа будущей профессии). По ней можно выделить 5 больших групп профессий в зависимости от предмета труда – техника, человек, природа, знак или искусство.
1. Человек-человек (Т) – к этой группе относятся все профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживание любой техники, начиная от космических ракет и компьютеров и до наковальни и молота кузнеца. Инженер-конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, водитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и др.
2. Человек-человек (Ч) – огромное колличество профессий относится к этой группе – это образование, здравоохранение, сервиз, транспорт, торговля, туризм, юриспруденция и др.. Все профессии связанные с другими людьми, требующими от человека – терпения, требовательности, умение брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции.
3. Человек-природа (П) – эти профессии связаны с живой и неживой природой. Это изучение, иследование и использование природных ресурсов. Уход за животными и растениями, их лечение. К ним относятся – кинологи, агрономы, селекционеры, зоотехники, ветеринары, экологи, мелиораторы и др.. Чтобы быть успешными в этой деятельности надо любить, понимать природу, быть сильным и выносливым не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.
4. Человек- знак (З) – предметом труда данной профессии является «знаковая система», т.е. информация которую можно представить в виде формул, текстов, знаков, графиков, диаграмм и др.. Это профессии связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами – экономист, бухгалтер, лингвист, математик, нотариус и др.. О достоверности и своевременности информации этих людей очень многое зависит в нашей жизни. Поэтому к ним предъявляются особые требование, к их мышлению, памяти и вниманию.
5. Человек- художественный образ (Х) – профессии связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека. Это художники, литераторы, актеры, музыканты, композиторы, танцоры. Для этой профессии одного желания мало - нужен талант, творческие способности.
Предлагаю вам заполнить анкету.
1. Методика Климова (определение типа будущей профессии).
Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет - поставьте «—» . Если сомневаетесь, зачеркните цифру.
Обработка и интерпретация результатов:
По каждому столбцу подсчитайте алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму. Зачеркнутые цифры не считайте. Запишите сумму в строку «Результаты».
1. Легко знакомлюсь с людьми |
|
|
|
|
1 |
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить |
|
1 |
|
|
|
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки |
|
|
|
1 |
|
4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными |
1 |
|
|
|
|
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить |
|
|
1 |
|
|
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами |
|
|
|
|
1 |
7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными |
1 |
|
|
|
|
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах |
|
|
1 |
|
|
9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших |
|
2 |
|
|
|
10. Люди считают, что у меня есть художественные способности |
|
|
|
2 |
|
11. Охотно читаю о растениях, животных |
1 |
|
|
|
|
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах |
|
|
|
1 |
|
13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин |
|
1 |
|
|
|
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы |
|
|
2 |
|
|
15. Легко улаживаю разногласия между людьми |
|
|
|
|
2 |
16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой |
|
2 |
|
|
|
17. Людям нравится мое художественное творчество |
|
|
|
2 |
|
18. У меня есть способности к работе с растениями и животными |
2 |
|
|
|
|
19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме |
|
|
2 |
|
|
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь |
|
|
|
|
1 |
21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди |
|
1 |
|
|
|
22. Без особого труда усваиваю иностранные языки |
|
|
1 |
|
|
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям |
|
|
|
|
2 |
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д. |
|
|
|
1 |
|
25. Могу влиять на ход развития растений и животных |
2 |
|
|
|
|
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов |
|
1 |
|
|
|
27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте |
|
|
|
|
1 |
28. Охотно наблюдаю за растениями или животными |
1 |
|
|
|
|
29.Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику |
|
|
1 |
|
|
30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п. |
|
|
|
1 |
|
РЕЗУЛЬТАТЫ |
П |
Т |
З |
Х |
Ч
|
Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами:
П (природа),
Т (техника),
З (знак),
Х (художественный образ),
Ч (человек).
Максимальное число баллов в каждом столбце — 8 - говорит о ярко выраженном интересе к одному из пяти предметов труда.
Минимальное количество в колонке означает отсутствие интереса к данному предмету труда. Запишите три предмета труда, набравшие большее число баллов.
Кроме предмета труда существуют – цели, средства и условия труда. Все это приводит к конкретной профессии. Необходимо помнить, что каждая профессия имеет несколько признаков. Поэтому главное выделить основные и второстепенные признаки. И поможет нам в этом:
Тест «Одно из двух» (методика Г. В. Резапкиной на базе теста Дж.Холланда «Определение профессионального типа личности»)
Инструкция: Из каждой пары профессий надо выбрать более привлекательную, и в бланке ответов рядом с ее кодом поставить «+». Например, если в паре «автомеханик (Р)» — «физиотерапевт (С)» больший интерес вызывает профессия автомеханика, надо поставить «+» в бланке ответов в строке «Р», если интереснее профессия физиотерапевта – «+» в строке «С». Обе эти профессии относятся к группе «человек-техника», но одна соответствует реалистическому типу личности (Р), а другая – социальному (С).
Автомеханик (Р) |
Физиотерапевт (С) |
Специалист по защите информации (И) |
Логистик (П) |
Оператор связи (О) |
Кинооператор (А) |
Водитель (Р) |
Продавец (С) |
Инженер-конструктор (И) |
Менеджер по продажам (П) |
Диспетчер (О) |
Дизайнер компьютерных программ (А) |
Ветеринар (Р) |
Эколог (С) |
Биолог-исследователь (И) |
Фермер (П) |
Лаборант (О) |
Дрессировщик (А) |
Агроном (Р) |
Санитарный врач (С) |
Селекционер (И) |
Заготовитель сельхозпродуктов (П) |
Микробиолог (О) |
Ландшафтный дизайнер (А) |
Массажист (Р) |
Воспитатель (С) |
Преподаватель (И) |
Предприниматель (П) |
Администратор (О) |
Режиссер театра и кино (А) |
Официант (Р) |
Врач (С) |
Психолог (И) |
Торговый агент (П) |
Страховой агент (О) |
Хореограф (А) |
Ювелир-гравер (Р) |
Журналист (С) |
Искусствовед (И) |
Продюсер (П) |
Редактор (О) |
Музыкант (А) |
Дизайнер интерьера (Р) |
Экскурсовод (С) |
Композитор (И) |
Арт-директор (П) |
Музейный работник (О) |
Актер театра и кино (А) |
Верстальщик (Р) |
Гид-переводчик (С) |
Лингвист (И) |
Антикризисный управляющий (П) |
Корректор (О) |
Художественный редактор (А) |
Наборщик текстов (Р) |
Юрисконсульт (С) |
Программист (И) |
Брокер (П) |
Бухгалтер (О) |
Литературный переводчик (А) |
Бланк ответов
Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитывается количество обведенных букв. 8—10 — ярко выраженный тип; 5—7 — средне выраженный тип; 2—4 — слабо выраженный тип. Максимальное число обведенных букв указывает на принадлежность к одному из шести типов.
1 - Реалистический тип.
Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны — их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверенны в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Близкие типы: интеллектуальный и офисный. Противоположный тип — социальный.
Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать. Шенк.
2 - Интеллектуальный тип.
Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу и условия, дающие свободу для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: предпринимательский.
Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам. М. Ларни.
3 - Социальный тип.
Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с частыми контактами с другими людьми: обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди социального типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: артистический и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический.
Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач. В. Бехтерев.
4 - Офисный тип.
Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками), отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко определенную деятельность. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Близкие типы: реалистический и предпринимательский. Противоположный тип: артистический.
Офис может работать без шефа, но не без секретаря. Дж.Фонда.
5 - Предпринимательский тип.
Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Близкие типы: офисный и социальный. Противоположный тип: исследовательский.
Специальность налетчика куда менее заманчива, чем смежные с ней профессии политика или биржевого спекулянта. О. Генри.
6 - Артистический тип.
Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они обладают обостренным восприятием и талантом общения, избегают жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Близкие типы: интеллектуальный и социальный. Противоположный тип: офисный.
Только поэты и женщины умеют обращаться с деньгами так, как деньги того заслуживают.
А. Боннар
Еще раз повторюсь. Если вы уже выбрали профессию, подумайте, насколько у вас сформированы профессионально важные качества, какие черты характера могут помешать вашим профессиональным планам. Постарайтесь как можно больше узнать о плюсах и минусах интересующих вас профессий, медицинских противопоказаниях, уровне заработной платы, возможностях трудоустройства и путях получения профессий.
А сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Разминка: «Угадай профессию» (о каких профессиях идет речь?)
1. Какой водитель смотрит
на землю свысока (парит в облаках)?
(Пилот, лётчик, космонавт.)
2. Кто выносит сор из избы? (Уборщица, техничка.)
3. Самый сладкий мастер – это... Кто? (Кондитер.)
4. Назовите имя самого
известного в нашей стране ветеринара.
(Айболит, ведь он лечил зверей.)
5. Как звали первую женщину-лётчицу? (Баба-Яга.)
6. Звёздный бухгалтер – это... Кто? (Астроном.)
7. Ухажер за деревьями - это…Кто? (Садовод, садовник)
8. Преобразователь ткани в одежду - это … Кто? (Портной, швея)
9. Представители, какой профессии всё время задают молодым людям вопросы, на которые сами знают ответы? (Учителя.)
Профориентационная игра «Кто есть кто?»
Цель
упражнения –
дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на
основании знания учащихся друг о друге.
Игра проводится в круге. В игре могут участвовать от 6 – 8 до 12 –
15 человек.
Время на первое проигрывание – 5 – 7 минут.
Процедура игрового упражнения следующая:
Инструкция: Перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10 – 15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)». Если игроков немного (6 – 8 человек), то показывать можно не одной рукой, а двумя (одной рукой – на одного человека, другой – на другого). Для большего количества участников лучше всё это проделывать одной рукой, иначе будет путаница. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.
Упражнение «Мир профессий»
Участники упражнения в кругу. У руководителя в руках мяч.
Инструкция: Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, и тот, у кого он находится, должен будет назвать свое имя и любую профессию, начинающуюся с той же буквы, что и первая буква имени, либо профессию, которая нравится. Будьте внимательны – каждый из нас должен принять участие в выполнении этого упражнения.
Профессия – специальность
Данная игровая методика направлена на повышение у участников уровня осознания таких понятий как специализация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о многообразии профессионального труда. Игровое упражнение проводиться в круге (от 6-8 до 15-20 участников). По времени оно занимает от 10 до 15-20 минут. Общая процедура следующая:
1. Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность: профессия - группа родственных специальностей (например, профессия - учитель, специальность - учитель физкультуры и т.п.).
2. Инструкция: «Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности». Если кто-то из игроков называет сомнительнее специальности или откровенно ошибается, ему можно задать уточняющие вопросы. Допускаются небольшие обсуждения и дискуссии.
Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией. Профессия (от лат. pгоfеssio — объявляю своим делом) — это деятельность, направленная на пользу обществу, требующая профессионального обучения и выполняемая за вознаграждение (зарплату). Профессия объединяет группу родственных специальностей.
Специальность (от лат. species — род, вид) — вид занятия в рамках одной профессии. На работу в школу берут не просто учителя, а специалиста по определенному предмету — историка, математика, физика, химика, филолога. К выбору специализации можно приступать, когда выбрал профессию.
Иногда профессию и специальность путают с должностью.
Должность — это трудовой пост, определяющий положение работника в организации. Обязанности, права и ответственность работника зафиксированы в должностной инструкции. Должность не всегда связана с профессией: должность «главный врач» может занимать только врач, а вот министром, к сожалению, может быть человек, не знакомый со спецификой руководимого им министерства
Какие из этих слов обозначают профессии, специальности и должности?
Инженер, конструктор, директор, дворник, юрист, помощник юриста, кассир, завуч, учитель физкультуры, дрессировщик, начальник отдела, учитель, учитель начальных классов, врач, терапевт, главный конструктор, слесарь, курьер, хирург.
Профессия, специальность, должность
Инженер, конструктор, юрист, кассир, дрессировщик, врач — профессии.
Директор, помощник юриста, завуч, начальник отдела, главный конструктор — должности.
Учитель начальных классов и учитель физкультуры — разные специальности одной профессии — учителя. Терапевт и хирург — специальности профессии врача.
Дворник и курьер — не профессии, потому что не требуют обучения.
«Кто так говорит?» Сейчас я буду произносить фразу, а вы должны вспомнить и сказать: человек какой профессии так говорит. Задание понятно? Слушайте:
«Кому добавки?» (повар).
«Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог).
«Большое спасибо за покупку» (продавец).
«Вам посылка, распишитесь» (почтальон).
«В мою сеть попало много рыбы» (рыбак).
«Тема сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» (учитель).
«Присаживайтесь, как будем стричься?» (парикмахер).
- Молодцы! Вы правильно отгадали профессии людей, произносящих эти выражения.
Человек в любой профессии должен обладать необходимыми качествами, чтобы приносить радость своим трудом.
Посмотрите, на доске написаны слова: «добрый, добросовестный, эгоистичный, ответственный, злой, внимательный, терпеливый, сознательный». Выберите из списка черты характера, которые как вы считаете, должен обладать человек. (Дети отвечают что выбрали и почему).
В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. Ведь главное: Счастье - это когда свой хлеб человек добывает любимым делом (профессией).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.