ТЕМА: «ПОГОВОРИМ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»
Цель: рассмотреть содержание понятия «ответственность».
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами будем говорить об ответственности. Как вы понимаете это слово? Что значит быть ответственным?
Ответственность – это значит выполнять свой долг, совершать свои поступки, думать, прежде чем что-либо сделать, стараться делать всё как можно лучше.
Ответственность – это категория этики, характеризующая личность.
Коллективное обсуждение ситуаций
Таким образом, каждый из нас должен поступать ответственно, т. е. думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.
Сейчас я вам зачитаю ситуацию, а вы ответите, кто поступает ответственно, а кто – нет.
1. Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.
Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.
- Кто поступает ответственно?
- Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?
- Посоветуйтесь в группах и дайте ответ.
2 ситуация
Ёжик и Белочка хорошо учатся в школе. Ёжик тщательно готовит уроки. Он боится, что его накажут, если он получит плохую отметку.
Белочка аккуратно выполняет все уроки, потому что понимает, что знания пригодятся ей в будущем. Она не хочет огорчать родителей тем, что мало знает.
- Кого можно назвать ответственным? Почему?
- Кто из героев будет выполнять уроки без напоминания родителей?
- Кого из них можно назвать самостоятельным?
- Можно ли назвать ответственного человека самостоятельным?
- Сейчас я попрошу вспомнить случай из вашей жизни, когда вы поступили ответственно и неответственно…
(рассказы детей)
- Какие чувства вы испытывали, когда поступали ответственно?
- Какой вывод можно сделать об ваших ответственных поступках?
Вывод:
– проявляя ответственность, мы получаем благодарность, подарки, мир кажется светлым и ярким.
- Какие чувства вы испытывали, когда поступали безответственно?
-А какой вывод можно сделать о безответственности?
Вывод: когда ведем себя безответственно, вызываем порицание, наказание, мир представляется в темных красках.
3 ситуация
Представьте себе. Ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к уроку.
- Как ответит самостоятельный ученик?
А) Я не приготовил его с вечера.
Б) Мама не положила его мне в сумку.
Вывод:
Самостоятельный человек не будет перекладывать свои обязанности на другого человека.
Ведь готовиться к урокам – это обязанность детей, а не их родителей.
- А какие обязанности у родителей?
- Перед кем они ответственны?
- Если вы не знаете, как поступить, то, что нужно сделать, чтобы ваш поступок не был безответственным?
Минута отдыха
Игра «Могу и делаю»
Я буду называть некоторые поступки, а вы, если это можете и делаете, встаёте, а если не делаете, то садитесь.
- Вы сами всегда одеваетесь;
- Часто сваливаете свою вину на других;
- Сами наводите порядок в своей комнате;
- Вначале закончите работу, а потом играете;
- Сами всегда собираете портфель;
- Оставляете свои вещи в беспорядке, чтобы за вас убирали другие;
- Сначала думаете, а потом делаете;
- Сначала делаете, а потом думаете.
Молодцы! Все справились с заданиями, значит, отнеслись к игре ответственно.
Виды ответственности
Ответственность делится на 3 вида:
- Личная, ответственность перед собой (Я);
- Ответственность перед другими (Другие);
- Ответственность к делу (Школа).
Я вам сейчас предлагаю посмотреть мультфильм и рассудить, кто из героев был ответственным, а кто совершал безответственные поступки.
Просмотр мультфильма «Антошка»
Беседа о мультфильме, об ответственности и безответственности.
- Какой вывод можете сделать о просмотренном мультфильме с помощью пословиц.
– Делай всё как можно лучше. Каждый день.
– Думай, прежде чем сказать.
- Думай, прежде чем решать.
- Кончил дело, гуляй смело.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Не лежи на печи, если хочешь есть калачи.
Человек, умеющий отвечать за свои поступки – достоин уважения.
Анкета. Самооценка
Мы много сегодня говорили об ответственности. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы честно ответите на вопросы анкеты, то поймёте, всё ли вы верно делаете, или вам ещё надо работать над собой.
1 ситуация – Тебе поручили оформить стенгазету:
а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как обижают твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 1000 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе
Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.
Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же и дальше. Родители и школа могут гордиться вами.
Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.
Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.
12. Практическая работа (Лист висит на доске, и дети выполняют задание) Посмотрите на доску. На доске указаны слова.
1. Красный
2. Оранжевый
3. Желтый
4. Зеленый
5. Голубой
6. Синий
7. Фиолетовый
- Что они обозначают?
- Определите, что мы будем рисовать, используя эти краски?
А теперь я попрошу выйти к доске детей, которым я дала кисточки. Нарисуйте радугу на листе, но каждый из вас должен использовать только одну краску.
- Почему детям так быстро удалось нарисовать радугу?
- Виды какой ответственности присутствовали при выполнении этого задания?
- Что случилось бы, если бы, один из учеников отказался рисовать свою полоску?
(Радуга бы не получилась)
- Как поступил бы ученик?
(Безответственно)
- По отношению к кому он поступил бы безответственно?
13. Рефлексия
- Кого заставил задуматься сегодняшнее занятие?
- Чем вам было полезно это занятие?
Молодцы! Благодарю за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.