Пожалуй, самым фундаментальным аспектом сократовского метода является «бесконечный поиск истины». Именно этому поиску можно приписать многие тома философских раздумий и огромный прогресс, достигнутый наукой. Эта одержимость «поиском» предполагает, что сам процесс важнее результата, — вот почему Сократа отнюдь не беспокоило то, что его речи ни к какому окончательному выводу не приходили. Бесконечный поиск, присущий сократовскому методу, полезен тем, что рождает вечное чувство неудовлетворенности, которое необходимо для прогресса. Поразительно то, что эта неудовлетворенность не относится лишь к сфере мышления и самому сократовскому методу. Здесь мы как раз всем довольны и ничего лучшего не ищем.
ПОИСК
Пожалуй, самым фундаментальным аспектом сократовского метода является
«бесконечный поиск истины». Именно этому поиску можно приписать многие
тома философских раздумий и огромный прогресс, достигнутый наукой. Эта
одержимость «поиском» предполагает, что сам процесс важнее результата, —
вот почему Сократа отнюдь не беспокоило то, что его речи ни к какому
окончательному выводу не приходили. Бесконечный поиск, присущий
сократовскому методу, полезен тем, что рождает вечное чувство
неудовлетворенности, которое необходимо для прогресса. Поразительно то,
что эта неудовлетворенность не относится лишь к сфере мышления и самому
сократовскому методу. Здесь мы как раз всем довольны и ничего лучшего не
ищем.
Нетрудно утверждать, но труднее доказать, что явно больший прогресс,
достигнутый западной цивилизацией в сравнении с некоторыми другими
цивилизациями, был обеспечен именно компонентом «вечного поиска».
Другие цивилизации могли бы возразить, что сохранение традиционных
ценностей важнее «поиска истины». Однако существует китайская поговорка,
которая гласит: «Жизнь есть поиск истины, которой нет».
Как осуществляется поиск истины в самом широком смысле?
Существуют два главных подхода:
Устранение «неистины».
Прямое постижение истины.
Бесконечный поиск, присущий сократовскому методу, полезен еще и тем,
что рождает вечное чувство неудовлетворенности, которое необходимо для
прогресса.
Ниже в этой книге нам еще предстоит порассуждать о том, что мы
понимаем под «истиной» и что мы ищем. А пока давайте предположим, что
некая «истина», достойная того, чтобы ее искать, существует.
У индусов есть способ описания Бога через отрицания. Иными словами, они
устраняют все «неистины» в отношении Бога. «Бог не может изменяться».
«Бога нельзя обмануть». Поиск истины через устранение «неистины» весьма
характерен и для западного образа мышления тоже.