«Ребенок - сама природа.
«Я имею дело
с самым величайшим
чудом Вселенной –
самой природой,
самой сутью того,
что вокруг меня.
Ребенок – это начало всех начал.
Он и бог, и природа
и суть Вселенной,
и поэтому я ребенка
такого люблю,
знаю его природу
и сотрудничаю с ним,
помогаю, способствую,
чтобы состоялсь его судьба».
Ш.А.Амонашвили
Основные понятия
Природа – это всё существующее на Земле.
Классическое определение экологии –
наука, изучающая взаимоотношения живой
и неживой природы.
Экология в детском саду – это не наука, а взаимоотношения ребенка с природой.
Инновационный калейдоскоп по воспитанию экологической культуры , в нашем случае рассматривается как внедренные в образовательный процесс новшества, обеспечивающие яркую эмоциональную окраску и качественный рост знаний детей в вопросах экологической просвещенности и культуры, позволяющие ребенку фантазировать, обдумывать и анализировать данную проблему.
Цель:
Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее., и, кроме того, отношения к себе как к части природы., понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Задачи:
Образовательные - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.
Воспитательные — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.
Развивающие — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
В помещении
Исследовательский
центр
Уголки природы
Мини-музеи
природы
Эко-календарь
Экологический
театр
Календарь
природы
Комнатные
растения
Животные
Аквариумы
Огород на
подоконнике
Аптека на
подоконнике
Библиотека
Экологическая
тропа
Огород
Клумбы и
газоны
Природные и
ландшафтные
особенности территории
Модель экологического пространства в ДОУ
Коридоры
и холл
Музыкально-
физкультурный зал
Деревья и
кустарники
На участке
группы
Воспитание экологической культуры
должно быть гармоничным и естественным.
Именно тогда будут решаться основные задачи экологического воспитания:
воспитание любви к природе через прямое общение с ней,
восприятие её красоты и многообразия;
- формирование знаний о природе, развитие осознанного отношения
к себе, как активному субъекту окружающего мира;
- формирование навыков экологически грамотного, нравственного
поведения в природе.
- занятия
- беседы познавательно – эвристического характера
- прослушивание аудиозаписей
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе)
- опыты и эксперименты
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы
- подражание голосам и звукам природы
- использование художественного слова
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации
- трудовые поручения, действия
- экскурсии и целевые прогулки
- акции добрых дел
- кружковая деятельность
- красная книга
- праздники, развлечения, вечера,досуги
Методы и приёмы
организации исследовательской деятельности
Свойства воды
Насекомые в природе
Воздух и жизнь
Условия для жизни растений
Животные детского сада
Аквариум и его подводный мир
Зимующие птицы
Наши зеленые друзья
Пернатые гости
Роль растений в жизни человека
Аптека на подоконнике
Огород на окне
Эко-мир детского сада
Эко-мир моей семьи (наш любимый сад, растения в доме и т.п.)
Мы пригласили природу в дом: Природа в доме.
Аквариумы в детском саду
Виды проектов:
исследовательско - экспериментальные
Инновационные формы работы с родителями
Инновация: прививаем бережное отношение детей к окружающему миру через объекты живой природы –
проект «Экологический маршрут».
Инновация – музейная педагогика.
Любуемся, чувствуем, творим – создание шедевров для мини-музеев.
Используем в работе с детьми природный и бросовый материал для создания шедевров.
Художественно - продуктивная деятельность рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей по двум направлениям.
1 направление: приобщению детей к красоте природы и искусству.
2 направление связано с развитием детского творчества.
При восприятии природы дошкольники накапливают яркие, незабываемые впечатления. Постепенно у них формируется эстетическая восприимчивость, которая проявляется в умении видеть и ценить красоту в природе. В будущем эта способность послужит основой для желания оберегать и сохранять неповторимую красоту окружающего мира.
Огромное значение в работе с детьми имеет ИГРА.Освоение детьми навыков поисково – познавательной деятельности осуществляется легче, если в процессе познания включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно – ролевой игры, дидактические и развивающие игры и упражнения.
Самое главное –
в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность,
творческая активность,
т. е. личностные качества ребенка,
которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.