Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Львовская средняя общеобразовательная школа
имени И.С. Ефанова
Выполнили: Сухарева Татьяна, Семенова Ольга учащиеся 9 класса
Руководитель: Кнехт Марина Дмитриевна
д.Львово 2018 год
Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.
Что же такое кукла?
Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений.
Первое - детская игрушка в виде фигурки человека. Второе - в театральном
представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и
управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на
тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы
(перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские
тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье - фигура,
воспроизводящая человека в полный рост. (словарь С. И. Ожегова) Русское слово
«кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое,
например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и
завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. В ранней истории практически невозможно
отделить куклу от идола.
Вспомните,
какое отношение было к игрушкам у наших бабушек и дедушек. Как их берегли,
нельзя было поломать намеренно куклу, выбросить. Это отношение не от того, что
игрушек было мало, просто живы были народные заповеди: игрушка живая. Мастер,
создавая её, передавал своему творению часть души. Всё же делалось вручную,
конкретному ребёнку, в единственном экземпляре. Игрушка была не только мудрым
учителем в жизни, не только другом и спутником, но и оберегом.
Во многих русских
сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости,
делятся своими мыслями. И маленькие куклы - помощницы не оставляют в беде своих
хозяев.
Куклу наряжали, но
лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась
неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а
значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и
оберегом.
Игра в куклы
поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал
образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода,
залогом семейного счастья.
Раньше в семье был
обычай - когда женщина узнавала, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить
тряпичную куколку без ножниц и иголки. Сделает куколку, уложит в люльку и обе
они уже ждут, когда появится дитя. А куколка оберегает люльку от дурного глаза.
Вырастет ребенок и играет в свою первую куколку-оберег.
Такая кукла
практически полностью забыта современными людьми. Потерян большой пласт нашей
истории и культуры. В то время, как кукла сопровождала человека с рождения до
смерти.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной . белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.
Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девичник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.
В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.
Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).
Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.
Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Много времени я посвятила изучению традиционной куклы в разных районах России. Посмотрела, как делают ее старушки в деревнях. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.
Виды кукол
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.
Куклы – обереги. Интересно, что у тряпичных кукол лицо не
изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных
опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.
Обрядовые куклы. Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла “Плодородие”, то будет достаток и хороший урожай.
Всем известен народный обычай – дарить детям куклы. В
давние времена чаще их делали в семье сами, а иногда привозили новые «потехи» с
ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и
благополучие.
Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их
самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству – к одному из главных
достоинств самодельной игрушки.
Особенные, ритуальные куклы – Кострома, Кострубонька, кукушка, русалка –
изображали мифических персонажей весеннее-летних обрядов. Они знаменовали
переход к весеннему циклу .Делали их из веток, трав, цветов в виде чучела.
Современная же, рыночная индустрия готова удовлетворить любые, самые порой экстравагантные представления о том, какой должна быть кукла.
Современные психологи убедились, что дети предпочитают мягкие игрушки, изображающие детенышей, а не взрослых животных (бельчонка, тигренка, лисенка, а не белку, тигра, лису). Причем чем больше «детского» в такой игрушке (большая голова, наивное выражение глаз и т.п.), тем она более любима. Ребенок для игр выбирает себе подобных.
Куклы Тульской области (слайд15)
Слайд16 Зональная кукла
Самые первые куклы делались из золы. Как это не странно, но именно так. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
Принципы изготовления народной игрушки - куклы:
Использовать простейшие конструкции кукол.
Употреблять в дело любой имеющийся под рукой лоскут.
Строго следить за правилами экономии материала.
В работе применять прямые и косые кусочки ткани, извлекая красоту из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, кромок, обшивок материи.
Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.
Думаем, нам необходимо возрождать, изготовление традиционной народной куклы. Пусть дети делают её сами из подручного материала. Куклы будут гораздо чище в экологическом отношении, чем Барби из пласмассы. Но главное - самодельная кукла, не воспитывает в детях вещизма. Ведь каждая такая кукла — как человек: единственная в своём роде. И наряд у неё единственный. У неё своя история создания и свой, неповторимый образ.
В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.
Изготовление свадебной куклы
|
|
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
Рисунок 1
Лоскут белой ткани 6Í7 подогнуть от коротких сторон к середине. От места сгибов перегнуть еще раз к середине и сложить пополам. Получившуюся многослойную полосу сложить вдвое по длине, внутрь вставить щепку, ткань закрепить тремя-четырьмя витками нитки.
То же самое повторить с другой стороны. Затем по всей длине щепку обмотать красной полоской (1см) тугими витками. Эту деталь называют рукой.
Рисунок 2
Лоскут красной ткани 15Í30 см дважды складывают от краев длинной стороны к середине. В середине двумя- тремя витками наматывают полосу белой ткани шириной около 5 см. затем всю полосу складывают вдвое, перематывают несколько раз по краю белой ткани нитками. Сложенную таким образом ткань навешивают на «руку» и крепят на ней несколькими витками. После закрепления эта деталь может двигаться по всей длине руки.
Рисунок 3
Полосу стягивают с руки. На полосу изнаночной стороной наружу наматывают лоскут цветного ситца 15Í15 см. край ситца закрепляют, выворачивают на лицевую сторону, расправляют.
Рисунок 4
Свитым пояском подвязывают передник. На голове сначала подвязывают, как повойник, тонкую полочку красной ткани, затем (10Í10) платок.
Рисунок 5
Куклу жениха изготавливают по такой же технологии. Навесив на деталь «руки», чуть сдвинув концы красной полосы в стороны, чтобы они образовали букву «Л», заготовку снова перетягивают нитью.
На концах полосы изготавливают сапоги (лоскут черной ткани (15Í6).
Рисунок 6
Рубаху для куклы жениха изготавливают из лоскута 5Í14 см. расправленную рубаху крепят поясом.
Рисунок 7
На последнем этапе делают волосы и картуз.
У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде.
Информационные ресурсы
• Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2005.
• Лаврентьева Л.С., Ю.И. Смирнов. Культура русского народа. - СПб.: «Паритет», 2004.
• http://www.10ruk.ru/
• http://www.rukukla.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.