Показатели развития детей в разном возрастном диапазоне
Параметры |
Показатели развития детей в возрасте |
||||
2-3 года |
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
|
Мышление |
Наглядно-действенное |
Наглядно-образное |
Наглядно-образное |
Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического |
Элементы логического развиваются на основе наглядно-образного |
Речь |
Словосочетаниями, понимает глаголы |
Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные |
Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли |
Формирование планирующей функции речи |
Развитие внутренней речи |
Произвольность познавательных процессов |
Внимание и память непроизвольные |
Внимание и память непроизвольные |
Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре |
Развитие целенаправленного запоминания |
Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения |
Физиологическая чувствительность |
Высокая чувствительность к физическому дискомфорту |
Высокая чувствительность к дискомфорту |
Уменьшение чувствительности к дискомфорту |
Уменьшение чувствительности к дискомфорту |
Индивидуально, у большинства низкая чувствительность к дискомфорту |
Объект познания |
Непосредственно- окружающие предметы, их внутреннее устройство |
Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение |
Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые |
Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы |
Причинно-следственные связи между предметами и явлениями |
Способ познания |
Манипулирование предметами, их разбирание |
Экспериментирование, конструирование |
Рассказы взрослого, экспериментирование |
Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Самостоятельна деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками |
Условия успешности ребенка |
Разнообразие развивающей среды |
Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослыми |
Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь |
Собственный широкий кругозор, умелость |
Форма общения |
Ситуативно-личностное |
Ситуативно-деловое |
Внеситуативно-деловое |
внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное |
Внеситуативно-личностное |
Отношения со сверстниками |
Мало интересен |
Мало интересен |
Интересен как партнер по сюжетной игре |
Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении |
Собеседник, партнер по деятельности |
Отношения со взрослыми |
Источник защиты, ласки и помощи |
Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству |
Источник информации |
Источник информации, собеседник |
Источник эмоциональной поддержки |
Наличие конфликтов |
Со взрослыми («Я-сам») |
Со взрослыми как продолжение («Я -сам») |
Отсутствуют |
Отсутствуют |
К семи годам – кризис, смена социальной роли |
Эмоции |
Сильной модальности, резкие переходы |
Сильной модальности, резкие переключения |
Более ровные, старается контролировать |
Преобладание ровного оптимистичного настроения |
Развитие высших чувств |
Игровая деятельность |
Предметно-манипулятивная, игра «рядом» |
Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками; игровое действие |
Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация |
Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения |
Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.