Показатели себестоимости продукции
Для характеристики себестоимости промышленной продукции используется ряд показателей:
1)Смета затрат на производство;
2) Себестоимость товарной, валовой, и реализуемой продукции;
3) Себестоимость единицы продукции, т.е. калькуляция изделия;
4) Затраты на рубль товарной продукции;
5) Снижение себестоимости сравнимой товарной продукции.
Смета затрат на производство отражает всю сумму расходов предприятия за
определенный период в разрезе
экономических элементов, в которую включаются: все расходы основного и
вспомогательного производства, связанные с выпуском валовой и товарной
продукции, а также затраты на работы и услуги непромышленного характера, т.е.
строительные, транспортные, проектные, научного исследования и т.д. которые не
включены в состав валовой продукции. Включаются также затраты на освоение
производства новых изделий и другие затраты.
Себестоимость товарной и реализуемой продукции отражает все
затраты на производство и сбыт товаров и реализацию продукции в разрезе
калькуляционных статей расхода. Для определения прибыли рассчитывается
себестоимость реализованной продукции. Для сравнения себестоимостей предприятий
все затраты приводятся к одному показателю – затратам на 1 рубль товарной
продукции:
Себестоимость единицы продукции или калькуляция изделия показывает в разрезе калькуляционных частей расходов затраты на производство и реализацию продукции конкретного вида на одну натуральную единицу, т.е. рассчитывается оптовая цена изделия.
Затраты на 1 руб. товарной продукции
Методика определения данного показателя состоит из следующих этапов:
1. Определяются затраты на 1 рубль товарной продукции базисного периода путем деления себестоимости товарной продукции в базисном периоде (Сф) на стоимость товарной продукции (без НДС) в базовом периоде (ТПф):
(4.1)
2. Определяются затраты на 1 рубль товарной продукции в планируемом периоде путем деления себестоимости товарной продукции в плановом периоде на стоимость товарной продукции (без НДС) в плановом периоде (ТП пл):
(4.2)
3. Определяется снижение себестоимости продукции на 1 рубль товарной продукции в абсолютном выражении:
(4.3)
4. Определяется снижение себестоимости продукции на 1 рубль товарной продукции в относительном выражении:
(4.4)
5. Определяется экономия от снижения себестоимости продукции на 1
рубль товарной продукции на весь плановый выпуск товарной продукции:
(4.5)
Показатель снижения себестоимости сравнимой товарной продукции применяется на предприятиях с устойчивым ассортиментом. Под сравнимой понимается продукция, произведенная в прошлом году, а снижение себестоимости выражается в %.
Методика расчета снижения себестоимости продукции по сравнимой товарной продукции включает выполнение следующих этапов:
1. Сначала
определяется товарный выпуск на плановый период по себестоимости базисного
периода ( и по себестоимости планового периода
2. Затем намечаемая к
выпуску в плановом периоде сравнимая продукция (Vпл) сравнивается
по плановой (Спл) и по среднегодовой (Сф) себестоимостям за предыдущий период
(год). Разница между среднегодовой себестоимостью сравнимой продукции за
предыдущий период и ее плановой себестоимостью составляет плановую экономию от
снижения себестоимости сравнимой товарной продукции (), которая определяется по формуле:
(4.6)
Далее определяется процент снижения себестоимости сравнимой товарной продукции по формуле:
(4.7)
5. Планирование себестоимости продукции
План по себестоимости продукции является составной частью бизнес- плана. Цель планирования себестоимости продукции:
• определить оптимальный уровень затрат на производство и сбыт продукции;
• составить программу рационального использования ресурсов;
• оценить финансовые результаты в плановом периоде.
Типичные исходные данные для планирования себестоимости продукции: объем продукции в натуральном и стоимостном выражении;
- норма расхода ресурсов; цены, тарифы, ставки налогов;
- нормы амортизационных отчислений;
- нормы отчислений на страхование;
- планы: технического развития, совершенствования организации производства и т.д.
Важнейшими показателями себестоимости продукции являются:
• затраты на 1 р. товарной продукции;
• себестоимость товарной и реализованной продукции;
• себестоимость единицы важнейших видов продукции;
• проценты снижения себестоимости по технико-экономическим факторам.
Затраты на 1 рубль товарной продукции определяются путем деления себестоимости товарной продукции (Сф) на стоимость товарной продукции (без НДС):
(5.1)
Себестоимость товарной и реализуемой продукции отражает все затраты на производство и сбыт товаров и реализацию продукции в разрезе калькуляционных статей расхода. Для определения прибыли рассчитывается себестоимость реализованной продукции.
Себестоимость единицы продукции или калькуляция изделия показывает в разрезе калькуляционных частей расходов затраты на производство и реализацию продукции конкретного вида на одну натуральную единицу, т.е. рассчитывается оптовая цена изделия.
Метод планирования себестоимости продукции по технико- экономическим факторам более предпочтительный по сравнению с нормативным методом, так как позволяет учесть многие факторы, которые будут самым существенным образом влиять на себестоимость продукции в плановом периоде. При этом методе учитываются следующие факторы:
1) технические, т.е. внедрение на предприятии в плановом периоде новой техники и технологии;
2) организационные, под которыми понимается совершенствование организации производства и труда на предприятии в плановом периоде (углубление специализации и кооперирования, совершенствование организационной структуры управления предприятием, внедрение бригадной формы организации труда, НОТ и др.);
3) изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;
4) уровень инфляции в плановом периоде;
5) специфические факторы, зависящие от особенностей производства. Например, для горных предприятий - изменение горно-геологических условий разработки полезных ископаемых; для сахарных заводов - изменение содержания сахара в сахарной свекле. Все эти факторы в конечном итоге влияют на объем выпуска продукции, производительность труда (выработку), изменение норм и цен на материальные ресурсы.
Для определения величины изменения себестоимости продукции в плановом периоде вследствие влияния вышеупомянутых факторов могут быть использованы следующие формулы:
а) изменение величины себестоимости продукции от изменения производительности труда (±ΔСпт):
(5.2)
где Yзп - индекс средней заработной платы;
Jпт индекс производительности труда (выработки);
Jзп — доля заработной платы с отчислениями на соц. нужды;
Изменение величины себестоимости продукции от изменения объема производства (ΔСv);
(5.3)
где Jуп - индекс условно-постоянных расходов;
Jv - индекс объема производства;
Yзп доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции;
в) изменение величины себестоимости продукции от изменения норм и цен на материальные ресурсы (ΔСН.Ц):
(5.4)
где JH - индекс норм материальных ресурсов;
Jц — индекс цен на материальные ресурсы;
YM - доля материальных ресурсов в себестоимости продукции.
Общая величина изменения себестоимости продукции в плановом периоде составит (ΔСобщ):
(5.5)
Методику планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам покажем на условном примере.
Пример. За отчетный год на предприятии объем товарной продукции составил 15 млн. руб., ее себестоимость - 12 млн. руб., в том числе: заработная плата с отчислениями в единый социальный налог - 4,8 млн. руб., материальные ресурсы - 6,0 млн. руб. Условно-постоянные расходы в себестоимочти продукции составили 50%. В плановом периоде предусматривается за счет реализации плана организационно-технических мероприятий увеличить объем товарной продукции на 15%, повысить производительность труда на 10%, среднюю заработную плату - на 8%. Нормы расхода материальных ресурсов в среднем снизятся на 5%, а цены на них возрастут на 6%.
Определите плановую себестоимость товарной продукции и плановые затраты на 1 руб. товарной продукции.
Решение.
1. Определяем затраты на 1 руб. товарной продукции в отчетном периоде:
12: 15 = 0,8 руб. или 80 коп.
2. Рассчитаем плановые затраты на выпуск товарной продукции, если бы в плановом периоде затраты на 1 руб. товарной продукции остались на уровне отчетного периода: .
15 х 1,15 х 0,8= 13,8 млн. руб.
3. Определяем величину изменения себестоимости продукции за счет реализации в плановом периоде организационно-технических мероприятий:
а) роста производительности труда
т. е. за счет этого фактора себестоимость продукции снизится на 0,8%;
б) изменения объема производства
т.е. за счет этого фактора себестоимость продукции снизится на 6,5%;
в) изменения норм и цен на материальные ресурсы
Т.е. за счет этого фактора себестоимость продукции увеличится на 0,35%.
Общая величина снижения себестоимости продукции за счет влияния всех факторов составит:
4. Рассчитываем плановую себестоимость продукции:
13,8 х 0,9305 = 12,84 млн. руб.
5. Находим плановые затраты на 1 руб. товарной продукции
12,84 : 17,25 = 0,74 руб.
где 17,25 млн. руб. – плановый объем товарной продукции (15 х 1,15).
Таким образом, затраты на 1 руб. товарной продукции снизились на 7,5 % (0,74 : 0,8 х 100 = 92,5%).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.