Показатели себестоимости продукции

  • docx
  • 16.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Показатели себестоимости продукции.docx

Показатели себестоимости продукции

 

Для характеристики себестоимости промышленной продукции используется ряд показателей:

1)Смета затрат на производство;

2) Себестоимость товарной, валовой, и реализуемой продукции;

3) Себестоимость единицы продукции, т.е. калькуляция изделия;

4) Затраты на рубль товарной продукции;

5) Снижение себестоимости сравнимой товарной продукции.

Смета затрат на производство отражает всю сумму расходов предприятия за

 определенный период в разрезе экономических элементов, в которую включаются: все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском валовой и товарной продукции, а также затраты на работы и услуги непромышленного характера, т.е. строительные, транспортные, проектные, научного исследования и т.д. которые не включены в состав валовой продукции. Включаются также затраты на освоение производства новых изделий и другие затраты.
        Себестоимость товарной и реализуемой продукции отражает все затраты на производство и сбыт товаров и реализацию продукции в разрезе калькуляционных статей расхода. Для определения прибыли рассчитывается себестоимость реализованной продукции. Для сравнения себестоимостей предприятий все затраты приводятся к одному показателю – затратам на 1 рубль товарной продукции:

Себестоимость единицы продукции или калькуляция изделия показывает в разрезе калькуляционных частей расходов затраты на производство и реализацию продукции конкретного вида на одну натуральную единицу, т.е. рассчитывается оптовая цена изделия.

Затраты на 1 руб. товарной продукции

Методика определе­ния данного показателя состоит из следующих этапов:

1.     Определяются затраты на 1 рубль товарной продукции базис­ного периода путем деления себестоимости товарной продук­ции в базисном периоде (Сф) на стоимость товарной продук­ции (без НДС) в базовом периоде (ТПф):

 

                                            (4.1)

 

2. Определяются затраты на 1 рубль товарной продукции в пла­нируемом периоде путем деления себестоимости товарной продукции в плановом периоде        на стоимость товарной продукции (без НДС) в плановом периоде (ТП пл):

 

                                   (4.2)

 

3. Определяется снижение себестоимости продукции на 1 рубль товарной продукции в абсолютном выражении:

 

                              (4.3)

 

4. Определяется снижение себестоимости продукции на 1 рубль товарной продукции в относительном выражении:

 

          (4.4)

 

5. Определяется экономия от снижения себестоимости продук­ции на 1

 

 

рубль товарной продукции на весь плановый выпуск товарной продукции:

 

                                 (4.5)

 

Показатель снижения себестоимости сравнимой товарной продукции применяется на предприятиях с устойчивым ассортиментом. Под сравнимой понимается продукция, произведенная в прошлом году, а снижение себестоимости выражается в %.

Методика расчета снижения себес­тоимости продукции по сравнимой товарной продукции включа­ет выполнение следующих этапов:

1.     Сначала определяется товарный выпуск на плановый период по себестоимости базисного периода  ( и по себестоимости планового периода

2.     Затем намечаемая к выпуску в плановом периоде сравнимая продукция (Vпл) сравнивается по плановой (Спл) и по средне­годовой (Сф) себестоимостям за предыдущий период (год). Разница между среднегодовой себестоимостью сравнимой про­дукции за предыдущий период и ее плановой себестоимостью составляет плановую экономию от снижения себестоимости сравнимой товарной продукции (), которая определяется по формуле:

 

                                  (4.6)

 

Далее определяется процент снижения себестоимости срав­нимой товарной продукции по формуле:

 

              (4.7)

 

5. Планирование себестоимости продукции

 

План по себестоимости продукции является составной частью бизнес- плана. Цель планирования себестоимости продукции:

   определить оптимальный уровень затрат на производство и сбыт продукции;

   составить программу рационального использования ресурсов;

   оценить финансовые результаты в плановом периоде.

Типичные исходные данные для планирования себестоимости продукции: объем продукции в натуральном и стоимостном выражении;

- норма расхода ресурсов; цены, тарифы, ставки налогов;

- нормы амортиза­ционных отчислений;

- нормы отчислений на страхование;

- планы: техни­ческого развития, совершенствования организации производства и т.д.

 

Важнейшими показателями себестоимости продукции являются:

   затраты на 1 р. товарной продукции;

   себестоимость товарной и реализованной продукции;

   себестоимость единицы важнейших видов продукции;

   проценты снижения себестоимости по технико-экономическим фак­торам.

Затраты на 1 рубль товарной продукции определяются путем деления себестоимости товарной продук­ции  (Сф) на стоимость товарной продук­ции (без НДС):

 

                                             (5.1)

 

Себестоимость товарной и реализуемой продукции отражает все затраты на производство и сбыт товаров и реализацию продукции в разрезе калькуляционных статей расхода. Для определения прибыли рассчитывается себестоимость реализованной продукции.

Себестоимость единицы продукции или калькуляция изделия показывает в разрезе калькуляционных частей расходов затраты на производство и реализацию продукции конкретного вида на одну натуральную единицу, т.е. рассчитывается оптовая цена изделия.

Метод планирования себестоимости продукции по технико- экономическим факторам более предпочтительный по сравне­нию с нормативным методом, так как позволяет учесть многие факторы, которые будут самым существенным образом влиять на себестоимость продукции в плановом периоде. При этом методе учитываются следующие факторы:

1)                       технические, т.е. внедрение на предприятии в плановом пе­риоде новой техники и технологии;

2)                       организационные, под которыми понимается совершен­ствование организации производства и труда на предприятии в плановом периоде (углубление специализации и кооперирова­ния, совершенствование организационной структуры управле­ния предприятием, внедрение бригадной формы организации труда, НОТ и др.);

3)                       изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпуска­емой продукции;

4)                       уровень инфляции в плановом периоде;

5)                       специфические факторы, зависящие от особенностей про­изводства. Например, для горных предприятий - изменение гор­но-геологических условий разработки полезных ископаемых; для сахарных заводов - изменение содержания сахара в сахарной свекле. Все эти факторы в конечном итоге влияют на объем выпуска продукции, производительность труда (выработку), изме­нение норм и цен на материальные ресурсы.

Для определения величины изменения себестоимости продукции в плановом периоде вследствие влияния вышеупомяну­тых факторов могут быть использованы следующие формулы:

а)        изменение величины себестоимости продукции от измене­ния производительности труда (±ΔСпт):

 

                                      (5.2)

 

где  Yзп -  индекс средней заработной платы;

        Jпт индекс производительности труда (выработки);

       Jзп — доля заработной платы с отчислениями на соц. нужды;

Изменение величины себестоимости продукции от измене­ния объема производства (ΔСv);

 

                                    (5.3)

 

где  Jуп -  индекс условно-постоянных расходов;

       Jv - индекс объема производства;

       Yзп  доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции;

в) изменение величины себестоимости продукции от измене­ния норм и цен на материальные ресурсы (ΔСН.Ц):

 

                                 (5.4)

 

где   JH -  индекс норм материальных ресурсов;

        Jц — индекс цен на материальные ресурсы;

        YM - доля материальных ресурсов в себестоимости продукции.

 

Общая величина изменения себестоимости продукции в пла­новом периоде составит (ΔСобщ):

 

                               (5.5)

 

Методику планирования себестоимости продукции по техни­ко-экономическим факторам покажем на условном примере.

Пример. За отчетный год на предприятии объем товарной про­дукции составил 15 млн. руб., ее себестоимость - 12 млн. руб., в том числе: заработная плата с отчислениями в единый социальный на­лог - 4,8 млн. руб., материальные ресурсы - 6,0 млн. руб. Условно-постоянные расходы в себестоимочти продукции составили 50%. В плановом периоде предусматривается за счет реализации плана ор­ганизационно-технических мероприятий увеличить объем товарной продукции на 15%, повысить производительность труда на 10%, среднюю заработную плату - на 8%. Нормы расхода материальных ресурсов в среднем снизятся на 5%, а цены на них возрастут на 6%.

Определите плановую себестоимость товарной продукции и пла­новые затраты на 1 руб. товарной продукции.

Решение.

1.                     Определяем затраты на 1 руб. товарной продукции в отчетном периоде:

12: 15 = 0,8 руб. или 80 коп.

2.                     Рассчитаем плановые затраты на выпуск товарной продукции, если бы в плановом периоде затраты на 1 руб. товарной продукции остались на уровне отчетного периода: .

15 х 1,15 х  0,8= 13,8 млн. руб.

3.                     Определяем величину изменения себестоимости продукции за счет реализации в плановом периоде организационно-технических мероприятий:

а)        роста производительности труда

 

 

т. е. за счет этого фактора себестоимость продукции снизится на 0,8%;

б)        изменения объема производства

 

 

т.е. за счет этого фактора себестоимость продукции снизится на 6,5%;

в)        изменения норм и цен на материальные ресурсы

 

Т.е. за счет этого фактора себестоимость продукции увеличится на 0,35%.

Общая величина снижения себестоимости продукции за счет влияния всех факторов составит:

 

4.                     Рассчитываем плановую себестоимость продукции:

13,8 х 0,9305 = 12,84 млн. руб.

5.                     Находим плановые затраты на 1 руб. товарной продукции

12,84 : 17,25 = 0,74 руб.

где 17,25 млн. руб. – плановый объем товарной продукции (15 х 1,15).

Таким образом, затраты на 1 руб. товарной продукции снизились на 7,5 % (0,74 : 0,8 х 100 = 92,5%).