Родионова Н. В.
ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ
Музыкально-литературная композиция, посвященная Великой Победе над фашизмом.
Цели: 1.Способствовать формированию цельной, думающей, патриотической личности, способной встать на защиту слабых, дать отпор грубости, наглости, хамству, беспределу и насилию.
2.Воспитывать чувство уважения к старшему поколению и их вкладу в историю Родины, мира. Воспитывать в детях желание совершать достойные поступки, которые принесут пользу окружающим.
*Звучит торжественная, жесткая мелодия и звучит голос за сценой.
Памяти павших во время Великой Отечественной Войны, а также ныне живущим ветеранам, испытавшим весь ужас фашизма посвящается.
*Музыка продолжает играть, а на сцену выходят малыши и читают стихи.
1. В День Победы,
Солдатскому братству верны,
Собираются в круг
Ветераны войны.
2. Без чинов и без званий –
Иваны, Петры –
Побратимы суровой
Военной поры.
3. Мчится время полным ходом,
Но у нас в стране родной
Не ушли в забвенье годы,
Что отмечены войной.
4. На уроке в первом классе
Тихо шепчут малыши.
5. Год Победы помнишь, Вася?
Сорок пятый! Запиши!
6. Сорок первый – сорок пятый!
Учит наша детвора.
А для бывшего солдата
Это было как вчера…
*Звучит мелодия «Школьного вальса». Малыши уходят со сцены за правую кулису, а с левой стороны сцены кружась и танцуя выбегают 12 ребят-выпускников. Они встают на сцене в таком порядке(слева мальчики, справа девочки):
* * * * * *
* * * * * *
* Дети говорят свои слова, при этом кто-то при обнял свою девочку, кто-то держится за руки.
1девочка: Как же это здорово!
Экзамены позади!
Вы понимаете, ребята, все…
Теперь мы взрослые люди!
1мальчик: Да!.. Кончилась школа…
А тебе не страшно начинать эту взрослую жизнь?
2девочка: Эх, страшно – не страшно. Начинать-то надо.
2мальчик: Интересно, кто кем станет?..
3девочка: Как сложится жизнь?
3мальчик: Что с нами будет?
(Лучше будет, если эти реплики будут говорить не стоящие рядом дети. Как бы из толпы.)
*Мелодия «Школьного вальса» обрывается и звучит голос Левитана с объявлением войны. Дети замерли, стоят парами по стойке смирно.
*Звучит мелодия «Священной войны».
-Пока звучит первая строчка, мальчики достают из-за пояса за спиной военные пилотки и одевают их на головы.
-Звучит вторая строчка – мальчики делают шаг вперед. Теперь все стоят так:
* * *
* * *
* * *
* * *
-Звучит третья строчка – первый ряд мальчиков поворачивается направо, второй ряд поворачивается налево.
-Звучит четвертая строчка – мальчики уходят со сцены, а девочки, стоящие во втором ряду подходят к девочкам, стоящим впереди. Теперь на сцене шесть девочек стоящих парами. Они читают стихи:
1. В сорок первом,
Сорок памятном году
Из гнезда фашистского – Берлина –
Всей Земле, всем людям на беду
Хлынула железная лавина.
2. Распорола небосвод ракета.
Над водой качнулся сноп огня.
Первый залп войны и рикошетом
Сто осколков брызнули в меня!
3. Разве погибнуть ты нам обещала,
Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала,
Родина…
4. Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
5. Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
6. Пламя ударило в небо,
Ты помнишь, Родина?
1. Тихо сказала: «Вставайте на помощь!» -
Родина…
2. Славы никто у тебя не выпрашивал!
Родина.
3.Просто был выбор у каждого:
Я или Родина!..
*Звучит «Реквим». Девочки медленно, не поворачиваясь, уходят вглубь сцены, а на сцену выходит первый мальчик, уже одетый в военную форму, за спиной у него автомат. Медленно он идет на середину сцены. Музыка приглушается и он начинает говорить свои слова под музыку. Слова звучат торжественно, немного возмущенно, как протест.
1мальчик: Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях большие ссадины. В голове моей шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык! Ты хочешь научить меня подчиняться тебе беспрекословно, война?
*Музыка продолжает играть. Этот мальчик уходит вглубь сцены на левую сторону, автомат берет в руки и стоит как в почетном карауле. Одновременно с ним на середину сцены выходит второй мальчик. Он под музыку читает свои слова, используя мимику, интонацию и жесты по смыслу.
2мальчик: Крик командира – беги, исполняй, оглушительно рявкай: «Есть», падай, ползи, Засыпай на ходу. Шуршание мины – зарывайся в землю, рой ее носом, руками, ногами, не испытывая при этом страха, не задумываясь. Гибнут друзья – рой могилу, сыпь землю, стреляй в небо три раза…
*Этот мальчик уходит вглубь сцены, но на другую сторону, снимает с головы пилотку, прижимает ее к сердцу и преклоняет правое колено. На сцену выходит следующий мальчик. У него перевязана голова, а по виску стекает кровь. Повязка тоже вся разрисована красной краской, имитирующей кровь. Он читает свои слова взволнованно, не веря в случившееся.
3мальчик: Помогите мне! Спасите меня! Я не хочу умирать! Маленький кусочек свинца в сердце, в голову – и все?! И мое горячее тело уже не будет горячим?
*Мальчик поворачивается и идет ко второму. Подойдя, он ложится так, что его голова лежит на приклоненном колене второго мальчика. Он имитирует убитого солдата. В это время на сцене уже четвертый мальчик. Он читает свои слова.
4мальчик: Пусть будут страдания. Кто сказал, что я не умею страдать? Это дома я многого боялся. Дома…
*Мальчик поворачивается и идет к тому мальчику, который изображает убитого солдата. Встает рядом с ним, снимает с головы пилотку и стоит в скорбном молчании. В это время на сцене следующий мальчик читает свои слова.
5мальчик: Я теперь все уже узнал, все попробовал. Я ведь еще пригожусь для жизни. Ведь это даже смешно – убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не окончил.
*Мальчик поворачивается и идет к первому мальчику. Становится рядом и они вдвоем стоят в почетном карауле. В это время на сцене следующий мальчик.
6мальчик: Я все пройду до самого конца. Я буду стрелять по фашистам, как снайпер, буду бороться с танками, не спать, мучиться.
*Музыку «Реквима» сменяет фонограмма песни «Журавли». С разных сторон сцены выходят две девочки, останавливаются на краях сцены и поют первый куплет и припев песни. Затем музыка затихает и на сцену с заднего плана, как бы из живой картины, которая получилась на сцене, выходит девочка, одетая в форму медсестры и читает стихотворение. Начало стихотворения идет под музыку.
Медсестра: Не знаю, где я нежности училась,
Об этом не расспрашивай меня.
Растут в степи солдатские могилы,
Идет в шинели молодость моя.
В моих глазах – обугленные трубы.
Пожары полыхают на Руси.
И снова не целованные губы
Израненный парнишка закусил.
Нет! Мы с тобой узнали не из сводки
Большого отступления страду.
Опять в огонь рванулись самоходки,
Я на броню вскочила на ходу.
А вечером над братскою могилой
С опущенной стояла головой.
*Тихо звучит вступление песни «Эх, дороги» и оставшиеся строки она читает под музыку.
Не знаю, где я нежности училась,-
Быть может на дороге фронтовой.
*Фонограмма песни «Эх, дороги» звучит громче, медсестра поворачивается, подходит к группе с умирающим солдатом, снимает пилотку и стоит в скорби. Девочки, стоящие на краях сцены, поют первые две строчки песни, затем одна проговаривает под музыку третью строчку, следом за ней другая проговаривает четвертую строчку.
Эх, дороги,
Пыль да туман.
1девочка: Холода, тревоги
2девочка: Да степной бурьян.
*Музыка обрывается и одна из девочек говорит:
1девочка: Но не только взрослые защищали свою Родину.
*На сцене во время этих строк ребята перестраиваются и теперь они стоят так:
* * *
* * *
(Это стоят девочки в выпускных платьях.)
* *
* *
* **
(Это стоят солдаты.) (Это стоят солдаты и медсестра.)
* *
(Это стоят девочки-ведущие и поющие песни.)
*На сцену выбегает девочка, а с другой стороны сцены идет ее мама. Между ними идет диалог. Девочка веселая, озорная, а мама любящая свое непоседливое чадо и ворчащая только для острастки.
Дочь: Мама-а-а-а!
Мать: Снова дралась во дворе?
Дочь: Ага! Мама, но я не плакала!
Вырасту, выучусь на моряка,
Я уже в ванне плавала.
Мать: Боже, не девочка, а беда
Сил моих больше нету!
Дочь: Мама, а вырасту я когда?
Мать: Вырастешь! Съешь котлету.
Дочь: Мама, купим живого коня?
Мать: Коня? Да что ж это делается!
Дочь: Мама, а в летчики примут меня?
Мать: Примут! Куда ж они денутся?
Ты же из каждого, сатана,
Душу сумеешь вытрясти!
Дочь: (тихо, грустно и задумчиво)
Мама, а правда, что будет война
И я не успею вырасти…
*Звучит тревожная мелодия, возможно аккапельное пение. Дочь уходит вглубь сцены и встает девочками в выпускных платьях, а мама уходит со сцены. Говорят ведущие под звучащую музыку.
2ведущая: Они встретили войну в разном возрасте: кто-то совсем крохой, кто- то подростком, кто-то был на пороге юности.
1ведущая: Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках.
2ведущая: Дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере.
1ведущая: И погибали они на переднем крае, участвуя в партизанских войнах, в концлагерях.
2ведущая: Что чувствовали , что переживали дети войны?
*Еще звучит мелодия и на середину сцены выходит девочка, которая участвовала в диалоге с мамой. Сейчас она в роли Тани Савичевой, как только заканчивается музыка начинает говорить. Сначала говорит весело, задорно, а с третьего предложения, где про войну читает сурово, даже зло.
Таня: Я жила в городе Ленинграде. У нас была большая, дружная семья.
Но пришла война и принесла беду в нашу семью.
Я не воевала, я просто вела дневник. Вот он:
- Женя умерла 28 декабря сорок первого года.
- Бабушка умерла 25 января сорок второго года.
- Лека умер 17 марта сорок второго года.
- Дядя Вася умер 13 апреля сорок второго года.
- Мама (выкрикнув)! – 13мая в 7 часов утра 1942года.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.
Я ненадолго пережила своих близких. Вскоре умерла и я.
*Звучит вступление песни «Бухенвальд». Таня Савичева уходит вглубь сцены на свое место, а на сцену выходит из-за кулис мальчик, одетый в лохмотья, он символизирует тех детей, которые находились в концлагерях. Мальчик медленно идет на середину сцены, встает на середине с высоко поднятой головой пока звучат слова вступления к песне:
- Люди мира, на минуту встаньте!
Слышите, слышите, звучит со всех сторон!
Это раздается в Бухенвальде,
Колокольный звон, колокольный звон!
Музыка заканчивается и узник Бухенвальда говорит свои слова.
Узник: В сентябре 1941 года немцы заняли нашу деревню. Бабушка умерла от ранения, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня десятилетнего, отправили в «Бухенвальд». Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. Из многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилил, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение. Выжил чудом.
*Звучит тревожная мелодия. Мальчик уходит вглубь сцены и встает рядом с Таней Савичевой. На передний план, к микрофонам выходят девочки в выпускных платьях и читают стихи.
1. Они прикрыли жизнь собою,
Жизнь начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.
2. И вновь – весна… И солнце светит ясно,
Вот детский смех послышался вдали.
Но кто сказал, что жили вы напрасно?
Но кто сказал, что зря боролись вы?
3. Кто так сказал, не знал наверно горя
И не видал он материнских слез.
Не видел он могил и после боя
Не видел тех, кто это перенес.
*Музыка стихает, а девочки продолжают читать.
4. Еще горячкой боя сердце билось,
А в мир уже вступила тишина.
Как будто время здесь остановилось,
Не веря вдруг, что кончилась война.
*Звучит фонограмма песни «День Победы».
5. Осенен полыханьем
Победного флага
Сел усталый солдат
На ступеньках Рейхстага.
6. Поглядел еще раз,
Как над вражьей столицей
На весеннем ветру
Наше знамя лучится.
*Мелодия песни «День Победы» обрывается и сразу звучит фонограмма песни «Журавли». На сцену выходит из-за кулис женщина, на плечах у нее черный платок. Она начинает читать свое стихотворение и в это время к другому микрофону подходит мальчик-солдат, который изображал убитого солдата. В это время музыка прекращается. Мальчик-солдат читает стихи, как сын этой женщины.
Мать: Мой мальчик, как долго тебя я ждала.
И вдруг я услышала зов Победы.
Я уж на стол все собрала,
Жду тебя, а тебя все нету.
Слетела давно вся пыль с черемух.
Мой мальчик, ты где потерялся?
Наш дом уже полон друзей и знакомых,
Ты только один остался.
Сын: Мама, ты знаешь, я виноват.
Я виноват пред тобою.
Я собирался вернуться назад
И вдруг тот последний бой.
Бой уже после конца войны,
Но фрицы не знали этого.
Нервы у всех оголены,
Наверно я пал поэтому.
Я умер, мама, прости меня,
Постой за меня у калитки,
А если Варя спросит меня,
Скажи, что любовь не ошибка.
Мать: Мой мальчик, не уходи, постой!
Давай мы выберем путь другой,
Другой пусть умрет в том, последнем бою,
Пусть он оставит любовь свою.
Сын: Ах, мама, другой – ведь он мне брат.
Он также ни в чем не виноват.
Раз выпало пасть мне в этом бою,
Так я унесу любовь свою. Прости меня, мама!
*Звучит фонограмма песни «Журавли», мать накидывает на голову черный платок и уходит со сцены. Мальчик-солдат встает на свое место. Музыка звучит и под нее начинают говорить свои слова ведущие.
1ведущий: Ложатся цветы на могильные плиты.
2ведущий: Нет! Никто не забыт и ничто не забыто!
*Музыка прекращается, а девочки продолжают читать.
1ведущий: Люди!
2ведущий: Покуда сердца стучатся,
1ведущий: Помните!,
2ведущий: Какою ценой завоевано счастье,
1ведущий: Пожалуйста, помните!
2ведущий: Не плачьте!
Через года, через века –
1ведущий: Помните!
2ведущий: О тех, кто уже не придет никогда,
1ведущий: Помните!
*Звучит фонограмма песни «Поклонимся великим тем годам», с заднего плана сцены выходит солист и исполняет песню. Девочки – ведущие подпевают в припеве (при желании можно сделать многоголосие). В конце песни, последний припев поют все, кто находится на сцене. В это время из-за кулис в зал спускаются малыши, которые начинали композицию и дарят ветеранам цветы. А все, кто на сцене, допев песню кланяются ветеранам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.