«Травкинская основная общеобразовательная школа» - филиал
муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Радченская средняя общеобразовательная школа»
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ
«ПОЛЕ ЧУДЕС» ПО СКАЗКЕ АНТОНИЯ ПОГОРЕЛЬСКОГО
«ЧЁРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»
5 КЛАСС
Составил
учитель русского языка и литературы
«Травкинская ООШ» - филиала
«МКОУ «Радченская СОШ»
Жуковский Александр Владимирович
Травкино
2019
Игра «Поле чудес» (по сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители).
Цели проведения мероприятия:
- обучающие - углубить и закрепить знания по произведению, полученные на уроках.
- развивающие - сформировать и развить умения анализировать, делать выводы, установить связи причины и следствия, провести анализ элементов, свойств изучаемых объектов.
- воспитательные - сформировать нравственные качества, ответственное отношение к труду, трудолюбие, воспитать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Основные задачи мероприятия:
- развитие интереса к изучаемому материалу;
- развитие кругозора обучающихся;
Оборудование внеклассного мероприятия: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, призы, барабан и шар двенадцатигранный, листок с алфавитом для каждого игрока, две шкатулки, поднос.
Правила игры: В мероприятии принимают участие 3 команды по 3 человека от каждой группы В финал выходит 3 участника по одному от каждой команды. Игроки каждой тройки по очереди проводят жеребьевку и у кого выпал первый номер, составляет первую тройку игроков. У кого выпал второй номер, составляют вторую тройку игроков, и у кого выпал последний, третий номер, - соответственно третью тройку игроков. Я загадываю слово с указанным на доске количеством букв. Первый игрок первой тройки по очереди называет букву. Если буквы нет, участвует второй игрок, затем – третий.
Если
при жеребьевке попала фишка «П» - игрок может рискнуть: взять приз и покинуть
игру или отказаться от приза и продолжить игру. Если при жеребьевке выпала
фишка со знаком «+», игрок может открыть любую букву. Если при жеребьевке
выпала фишка «0», ход передается следующему игроку.
Игрок называет букву алфавита, которая по его мнению, присутствует с загаданном
слове. Если она есть, я открываю эту букву, а игрок может назвать вторую букву.
Если такой буквы нет в слове, игра передается следующему игроку и так дальше.
Если игрок рискнет назвать слово, но допустит ошибку хотя бы в одной букве, он
должен покинуть игру. За 3 правильно угаданные буквы игроку предлагаются две
шкатулки: одна с призом, другая – пустая. Игроки, победившие в 1-м, 2-м и 3-м
туре игры выходят в финал, победитель которого получает главный приз и может
принять участие в суперигре. После 3-го тура проводится игра со зрителями.
Зритель, который раньше всех верно ответил на вопрос, получает приз.
Ход игры.
Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Мы начинаем игру – капитал – шоу “Поле чуде”, которая посвящена замечательной сказке Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».
Правила игры:
- в ходе игры каждый участник имеет возможность передать привет кому-либо (другу, родителям, учителю);
- игроки отгадывают отдельные буквы на табло или называют слово.
- если игрок неправильно называет букву, ход переходит к следующему участнику;
- если участник игры отгадывает подряд 3 буквы, то он имеет право на две шкатулки: одна – пустая, а в другой - приз;
- игровой стол представляет собой барабан, на который игроки, кидают двенадцатигранный шар (12 секторов):
«П» - приз, игрок отказывается от приза и продолжает играть, если игрок выбирает приз то покидает игру;
«Б» - банкрот, все очки сгорают, и ход переходит к другому игроку;
«+» - игрок может открыть любую букву в слове;
«х2» - удваивание очков, у игрока набранные очки удваиваются в двое;
ЗД - звонок другу, игрок может позвонить другу;
0 - переход хода, ход переходит другому игроку.
Учитель: А теперь мы определим наших 9 счастливчиков, которым выпадет честь сыграть в игру. Я буду задавать вопросы по сказке Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Если вы знаете ответ, поднимайте руку.
Вопросы для определения состава игроков первой тройки.
1) Перечислите достопримечательности Петербурга упоминаются в начале сказки Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»?
(Ответ: Исаакиевская площадь, Монумент Петру I, Адмиралтейство, Конногвардейский манеж).
2) Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку?
(Ответ: Тринушка).
3) Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке?
(Ответ: дортуары)
Вопросы для определения состава игроков второй тройки.
4) Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?
(Ответ: Он разбудил рыцарей).
5) Какие животные находились в королевском зверинце?
(Ответ: большие крысы, кроты, хорьки).
6) Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве?
(Ответ: разные камни: брильянты, яхонты, изумруды и аметисты).
Вопросы для определения состава игроков третьей тройки.
7) Продолжите строку произведения: «Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел он на них со вниманием, то увидел, что это…»
(Ответ: разного рода мох).
8) Какой подарок сделал король Алёше?
(Ответ: конопляное зернышко).
9) Какую награду попросил Алеша у короля подземного царства за спасение первого министра?
(Ответ: всегда знать свой урок).
1 тур.
Учитель: А сейчас я приглашаю первую тройку игроков. Первая тройка – в студию! (Звучит заставка телевикторины «Поле чудес»)
Итак, сегодня за барабаном «Поле чудес» в первой тройке играют …(представление игроков).
ЗАДАНИЕ на 1 тур
Вот задание на 1 тур.
Что было «единственным утешением» для мальчика Алёши, когда он по воскресеньям и праздникам весь день оставался один?
(Ответ: чтение).
Ч |
Т |
Е |
Н |
И |
Е |
Между ответами игроки показывают своё мастерство: читают стихотворения, поют, танцуют, показывают фокусы и т. д.
2 тур
Учитель: А сейчас я приглашаю вторую тройку игроков. Вторая тройка – в студию! (Звучит заставка телевикторины «Поле чудес»)
Итак, за барабаном «Поле чудес» во второй тройке играют …(представление игроков).
ЗАДАНИЕ на 2 тур
Вот задание на 2 тур.
Как звали любимую черную хохлатую курицу главного героя?
(Ответ: Чернушка).
Ч |
Е |
Р |
Н |
У |
Ш |
К |
А |
Между ответами игроки показывают своё мастерство: читают стихотворения, поют, танцуют, показывают фокусы и т. д.
3 тур
Учитель: А сейчас я приглашаю третью тройку игроков. Третья тройка – в студию! (Звучит заставка телевикторины «Поле чудес»)
Итак, за барабаном «Поле чудес» во третьей тройке играют …(представление игроков).
ЗАДАНИЕ на 3 тур
Вот задание на 3 тур.
Какой болезнью заболел Алёша в конце сказки?
(Ответ: горячка).
Г |
О |
Р |
Я |
Ч |
К |
А |
Между ответами игроки показывают своё мастерство: читают стихотворения, поют, танцуют, показывают фокусы и т. д.
Игра со зрителями
Учитель: А сейчас пусть наши участники игры немного отдохнут, а мы проведём игру со зрителями. Я задам вопрос, а вы должны раньше других дать на него правильный ответ, подняв руку. Выкрикивать нельзя. Победитель суперигры получил приз.
Вопрос для зрителей:
В тот день, когда Алёша спас Чернушку, учитель пансиона и его жена готовились к встрече очень важного гостя. Кто был этот гость?
(Ответ: директор).
Д |
И |
Р |
Е |
К |
Т |
О |
Р |
ФИНАЛ.
Учитель: Вот задание на финал.
Как называлась золотая монета, которую Алёша подарил кухарке, чтобы та не губила курицу Чернушку?
(Ответ: империал).
И |
М |
П |
Е |
Р |
И |
А |
Л |
СУПЕРИГРА.
Учитель: В финальной игре выделился победитель, которому мы предлагаем сыграть в суперигру и ответить на вопрос.
Послушайте отрывок сказки: «Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг откуда-то взялись маленькие свечки в серебряных шандалах…» Что такое шандал?
(Ответ: подсвечник).
П |
О |
Д |
С |
В |
Е |
Ч |
Н |
И |
К |
Учитель: Вот и подошла к концу наша игра. Мы мысленно пролистали страницы увлекательной сказки Антония Погорельского "Черная курица, или Подземные жители" и вспомнили приключения мальчика Алёши. Спасибо все игрокам. А теперь мы поздравим победителя и вручим ему приз.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.