Полезные музыкальные статьи: Дипломатические ноты...

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 01.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Странное зрелище открылось бы перед нами, если б вдруг мы оказались на дипломатическом приеме в каком-либо государстве древности, где происходила аудиенция японского посланника. Развернув верительные грамоты, дипломат, представлявший интересы Страны восходящего солнца, обращался к иностранному правительству не с речью, а... с пением. Поэтому в древней Японии выражение «дипломатическая нота» имело двойной смысл: это был и документ, и своеобразное музыкальное произведение. Трудно сказать, пел ли посланник соло или под аккомпанемент. Кто знает, может быть, его выход сопровождался игрой на «трескучем» гобое — национальном японском инструменте наподобие курительной трубки, состоящем из морской раковины и мундштука.
Иконка файла материала 2.docx
Дипломатически е ноты... Статьи о музыке » Полезные музыкальные статьи Странное зрелище открылось бы  перед нами, если б вдруг мы  оказались на дипломатическом  приеме в каком­либо государстве древности, где происходила  аудиенция японского посланника. Развернув верительные грамоты,  дипломат, представлявший  интересы Страны восходящего  солнца, обращался к  иностранному правительству не с речью, а... с пением. Поэтому в древней Японии  выражение «дипломатическая  нота» имело двойной смысл: это  был и документ, и своеобразное  музыкальное произведение.  Трудно сказать, пел ли посланник соло или под аккомпанемент. Кто знает, может быть, его выход  сопровождался игрой на  «трескучем» гобое —  национальном японском  инструменте наподобие  курительной трубки, состоящемиз морской раковины и  мундштука.  Неведомо нам и другое: что  именно пели японские  посланники и как это  фиксировалось на бумаге. Эта  музыка неизвестна сегодня  потому, что мы не знаем нотного  письма[5], которым пользовались  в древней Японии. Хотя,  например, до нас дошла система  нотной записи, принятая в другой стране древнего востока —  Индии.  Здесь, на родине легендарных  Нареды и Брахмы, нотное письмо возникло задолго до того, как оно было изобретено в Европе.  Древнеиндийскими учеными была детально разработана весьма  сложная теория музыки[6], во  многом предвосхищавшая  современную. Достаточно  сказать, что гамма тоже состояла  из семи нот. Каждая нота, как  считали индусы, отражала  определенное состояние души.В Индии опоэтизировалось все,  что связано было с музыкой. Но  даже зная это, не может не  вызывать удивления яркая  образность и цветистость языка,  которым написаны крупнейшие  теоретические труды  древнеиндийских музыковедов.  «Зеркало гамм и мелодий»,  «Море эффектов», «Восторг  обществ» — вот некоторые  названия трактатов о музыке. А в  «Священной книге Нарайан»  теория музыки излагается... в  стихах — факт, по­видимому,  единственный во всей истории  музыки. В ней читатель мог найти главы о пении, пантомиме и игре  на инструменте, называемом  вина. В Индии, как и повсюду в  древнем мире — мы уже  упоминали об этом,— музыка  была нерасторжимо связана с  пантомимой, поэзией, танцами.  Характерно, что само слово  «музыка» — по ­ индусски  «сангит» — означает единство  пения, инструментальной музыкии танца.  Своего рода антиподами  цветистых, поэтических  выражений, которыми излагались  теоретические основы музыки  древними индусами, были  «заземленные» (как мы увидим, и  в переносном, и в буквальном  смысле) музыкальные термины  древних арабов.  «Длинная веревка», «короткая  веревка», «затычка», «гвоздик»  — не правда ли, трудно  предположить, что эти слова  имеют какое­либо отношение к  музыке? А между тем это  названия древнейших арабских  ритмов. Все они напоминают о  принадлежностях,  применявшихся при разбивке и  снятии шатра. Ведь зарождение  музыкальных традиций у арабов  восходит к тем далеким  временам, когда они были еще  кочевниками.  Именно у них мы встречаем  новшества, сыгравшие важнуюроль в истории музыки.  Например, считается, что именно  на арабском Востоке на струнных инструментах стали играть с  помощью смычка. Одним из  таких инструментов был ребаб  (рабаб).  Так уж складывались  музыкальные традиции древнего  мира: у одних народов — арабов,  индусов — наибольшее  предпочтение отдавалось  струнным инструментам; у  других же особое  распространение и развитие  получили духовые и ударные.  Чтобы познакомиться с  некоторыми из них, перенесемся  в другую страну древнего востока — Китай.  ...Полутемное, с низким  потолком помещение. В глубине,  у стены с изображением предков,  стоит «стол благоуханий». На  нем — цветы, горящие свечи,  сосуды с курящимися  благовониями.  По обе стороны столарасположился небольшой  ансамбль[8]. Слева, лицом к  востоку, стоит исполнитель на  литаврах, затем игрок на тау­ку  — особом барабане, за ними —  играющие на флейтах. Справа,  всегда лицом к западу,—  «ударяющий в колокол», рядом  — игрок на флейте Пана и,  наконец, музыкант, держащий в  руках похожий на большой  чайник инструмент — шэн.  Звучит музыка. Неожиданно  звуки обрываются, и все молча  поворачиваются к «столу  благоуханий». Проходит  мгновение, другое... По знаку  музыканта с шэном исполнители  занимают прежнее положение, и  снова раздаются звуки музыки...  А сейчас присмотримся к одному из инструментов — шэну.  Несмотря на примитивную  конструкцию  (шен изготовлялся из тыквы, в  которую вставлялись разной  длины бамбуковые трубки), он  служил своего рода «первойскрипкой» — по нему  настраивались остальные  инструменты. Фактически шэн  был одним из самых ранних  предков органа, баяна, то есть  одним из первых многозвучных  духовых инструментов. Это  позволяет предположить, что в то время, как почти повсюду в  древнем мире, музыка была  одноголосной, в древнекитайской музыке существовали уже  элементы многоголосия  .  Немало ценных достижений  пришло в музыкальную культуру  с древнего востока. Но страной,  оказавшей решающее влияние на  все последующее развитие  искусства, стала Эллада, как  называли свою страну древние  греки.