Странное зрелище открылось бы перед нами, если б вдруг мы оказались на дипломатическом приеме в каком-либо государстве древности, где происходила аудиенция японского посланника. Развернув верительные грамоты, дипломат, представлявший интересы Страны восходящего солнца, обращался к иностранному правительству не с речью, а... с пением.
Поэтому в древней Японии выражение «дипломатическая нота» имело двойной смысл: это был и документ, и своеобразное музыкальное произведение.
Трудно сказать, пел ли посланник соло или под аккомпанемент. Кто знает, может быть, его выход сопровождался игрой на «трескучем» гобое — национальном японском инструменте наподобие курительной трубки, состоящем из морской раковины и мундштука.
Дипломатически
е ноты...
Статьи о музыке » Полезные
музыкальные статьи
Странное зрелище открылось бы
перед нами, если б вдруг мы
оказались на дипломатическом
приеме в какомлибо государстве
древности, где происходила
аудиенция японского посланника.
Развернув верительные грамоты,
дипломат, представлявший
интересы Страны восходящего
солнца, обращался к
иностранному правительству не с
речью, а... с пением.
Поэтому в древней Японии
выражение «дипломатическая
нота» имело двойной смысл: это
был и документ, и своеобразное
музыкальное произведение.
Трудно сказать, пел ли посланник
соло или под аккомпанемент. Кто
знает, может быть, его выход
сопровождался игрой на
«трескучем» гобое —
национальном японском
инструменте наподобие
курительной трубки, состоящемиз морской раковины и
мундштука.
Неведомо нам и другое: что
именно пели японские
посланники и как это
фиксировалось на бумаге. Эта
музыка неизвестна сегодня
потому, что мы не знаем нотного
письма[5], которым пользовались
в древней Японии. Хотя,
например, до нас дошла система
нотной записи, принятая в другой
стране древнего востока —
Индии.
Здесь, на родине легендарных
Нареды и Брахмы, нотное письмо
возникло задолго до того, как оно
было изобретено в Европе.
Древнеиндийскими учеными была
детально разработана весьма
сложная теория музыки[6], во
многом предвосхищавшая
современную. Достаточно
сказать, что гамма тоже состояла
из семи нот. Каждая нота, как
считали индусы, отражала
определенное состояние души.В Индии опоэтизировалось все,
что связано было с музыкой. Но
даже зная это, не может не
вызывать удивления яркая
образность и цветистость языка,
которым написаны крупнейшие
теоретические труды
древнеиндийских музыковедов.
«Зеркало гамм и мелодий»,
«Море эффектов», «Восторг
обществ» — вот некоторые
названия трактатов о музыке. А в
«Священной книге Нарайан»
теория музыки излагается... в
стихах — факт, повидимому,
единственный во всей истории
музыки. В ней читатель мог найти
главы о пении, пантомиме и игре
на инструменте, называемом
вина. В Индии, как и повсюду в
древнем мире — мы уже
упоминали об этом,— музыка
была нерасторжимо связана с
пантомимой, поэзией, танцами.
Характерно, что само слово
«музыка» — по индусски
«сангит» — означает единство
пения, инструментальной музыкии танца.
Своего рода антиподами
цветистых, поэтических
выражений, которыми излагались
теоретические основы музыки
древними индусами, были
«заземленные» (как мы увидим, и
в переносном, и в буквальном
смысле) музыкальные термины
древних арабов.
«Длинная веревка», «короткая
веревка», «затычка», «гвоздик»
— не правда ли, трудно
предположить, что эти слова
имеют какоелибо отношение к
музыке? А между тем это
названия древнейших арабских
ритмов. Все они напоминают о
принадлежностях,
применявшихся при разбивке и
снятии шатра. Ведь зарождение
музыкальных традиций у арабов
восходит к тем далеким
временам, когда они были еще
кочевниками.
Именно у них мы встречаем
новшества, сыгравшие важнуюроль в истории музыки.
Например, считается, что именно
на арабском Востоке на струнных
инструментах стали играть с
помощью смычка. Одним из
таких инструментов был ребаб
(рабаб).
Так уж складывались
музыкальные традиции древнего
мира: у одних народов — арабов,
индусов — наибольшее
предпочтение отдавалось
струнным инструментам; у
других же особое
распространение и развитие
получили духовые и ударные.
Чтобы познакомиться с
некоторыми из них, перенесемся
в другую страну древнего востока
— Китай.
...Полутемное, с низким
потолком помещение. В глубине,
у стены с изображением предков,
стоит «стол благоуханий». На
нем — цветы, горящие свечи,
сосуды с курящимися
благовониями.
По обе стороны столарасположился небольшой
ансамбль[8]. Слева, лицом к
востоку, стоит исполнитель на
литаврах, затем игрок на тауку
— особом барабане, за ними —
играющие на флейтах. Справа,
всегда лицом к западу,—
«ударяющий в колокол», рядом
— игрок на флейте Пана и,
наконец, музыкант, держащий в
руках похожий на большой
чайник инструмент — шэн.
Звучит музыка. Неожиданно
звуки обрываются, и все молча
поворачиваются к «столу
благоуханий». Проходит
мгновение, другое... По знаку
музыканта с шэном исполнители
занимают прежнее положение, и
снова раздаются звуки музыки...
А сейчас присмотримся к одному
из инструментов — шэну.
Несмотря на примитивную
конструкцию
(шен изготовлялся из тыквы, в
которую вставлялись разной
длины бамбуковые трубки), он
служил своего рода «первойскрипкой» — по нему
настраивались остальные
инструменты. Фактически шэн
был одним из самых ранних
предков органа, баяна, то есть
одним из первых многозвучных
духовых инструментов. Это
позволяет предположить, что в то
время, как почти повсюду в
древнем мире, музыка была
одноголосной, в древнекитайской
музыке существовали уже
элементы многоголосия
.
Немало ценных достижений
пришло в музыкальную культуру
с древнего востока. Но страной,
оказавшей решающее влияние на
все последующее развитие
искусства, стала Эллада, как
называли свою страну древние
греки.