Полезные музыкальные статьи: Исправляем дефекты музыкального пения

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 30.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Каковы основные дефекты звука у певцов? Типичные недостатки: форсирование, "гортанность" голоса, открытый или перекрытый звук. Пестрое звучание гласных, зауженные и, е, безопорность звучания, сиплый тремор или жесткий. Неточное попадание на звук (подъезды). Зажатое или открытое звучание "верхов". Нарушение вибрато, тремор. У певцов хора — тенденция к обезличиванию тембра. Каковы способы исправления вокальных дефектов? Способов много: верное определение типа и характера голоса; удобный для пения репертуар; снятие лишнего мышечного напряжения; применение придыхательной атаки для смягчения тембра; использование подвижных упражнений для облегчения звука; требования опоры, зевка, высокой позиции. Лучший способ — недопущение дефектов. Для исправления одних и тех же дефектов могут применяться разные вокальные приемы. Одним певцам лучше помогают мышечные ощущения, другим — вибрационные.
Иконка файла материала 543.docx
Исправляем  дефекты  музыкальног о пения Вокал, Статьи о музыке » Полезные музыкальные статьи Каковы основные дефекты звука у певцов?  Типичные недостатки: форсирование, "гортанность" голоса, открытый или  перекрытый звук. Пестрое звучание  гласных, зауженные и, е,  безопорность звучания, сиплый  тремор или жесткий. Неточное  попадание на звук (подъезды).  Зажатое или открытое звучание  "верхов". Нарушение вибрато,тремор. У певцов хора — тенденция  к обезличиванию тембра.  Каковы способы исправления  вокальных дефектов?  Способов много: верное определение  типа и характера голоса; удобный  для пения репертуар; снятие лишнего мышечного напряжения; применение  придыхательной атаки для смягчения тембра; использование подвижных  упражнений для облегчения звука;  требования опоры, зевка, высокой  позиции. Лучший способ —  недопущение дефектов. Для  исправления одних и тех же  дефектов могут применяться разные  вокальные приемы. Одним певцам  лучше помогают мышечные  ощущения, другим — вибрационные.  Что делать, если голос "садится"?  Надо не допускать дефектного и  слишком длительного пения, после  которого голос "садится", то есть  устает, тускнеет, теряет звонкость,  хрипнет. Это происходит врезультате форсировки голоса,  перенапряжения гортани, утрировки  грудного тембра на высоких звуках,  пения в неудобной тесситуре.  Что значит "попасть в позицию"?  Как избавиться от гнусавости?  Пение "в позиции" (обычно говорят: в высокой певческой позиции)  предполагает фокусировку в некую  точку, имеющую все предпосылки  для дальнейшего ее расширения.  Пение "в маску" как раз и  подразумевает расширение этой  точки (и резонансные ощущения). В  процессе обучения ощущение  высокой певческой позиции  необходимо стабилизировать.  Гнусавость ­ или излишняя  назализация ­ недостаток, который  исправляется с большим трудом,  особенно если вокалист довольно  длительное время пел "в нос".  Гнусавость может иметь различное  происхождение. Она связана с  неправильной работой мягкого небо  вследствие различных причин. Еслигнусавость не вызвана органическими причинами (парез или гипотония  мышц мягкого неба), то ее  происхождение носит  функциональный характер:  подражание гнусавому голосу,  вытягивание шеи, напряжение мышц  лица, дефектная работа дыхания при  пении, нестабильность в ощущении  высокой певческой позиции и т.д. От  гнусавости достаточно легко  избавляться, если она проявилась на  начальном этапе обучения и на  начальном этапе певческой практики  (у необученного певца). Но если  навык гнусавости закрепился, то  убирать ее становится трудоемким  процессом.  Как зависит громкость голоса от  открывания рта?  Громкость ­ понятие субъективное.  Она зависит прежде всего от силы  голоса, а сила голоса, в свою очередь, зависит от правильной работы  дыхания в процессе пения и от  развития мышц дыхательной опоры,  от резонаторов, которыми пользуетсяпевец и, вообще, от свободы  звукоизвлечения. Сила голоса  находится в прямой пропорции от  той силы, к которой готово дыхание  певца. Конечно, певец может  добиться от своего голоса желаемой  громкости, но если его дыхание  неподготовлено, то возникнет  форсаж. Поэтому сначала нужно  наращивать эластичность , гибкость и силу дыхательной опоры, а затем  увеличивать динамику звука.  Развитие дыхательной функции в  процессе пения должно опережать  развитие всех качеств голоса,  связанных с усилением режима  работы голоса (динамика, сила звука, увеличение диапазона и т.д.).  Открывание рта дает возможность  увеличивать звуковую энергию,  продуцируемую гортанью, создает  "рупор". Если певец не владеет в  достаточной мере дыханием, но  старается "открывать" рот , чтобы  как­то себе помочь (правда, это не  значит, что нижняя челюсть при этом расслаблена), то это повышает тонус, возможно, что­то ненадолго"откроется". Но эффективного  результата певец все ­ же не  достигнет.  Почему при акустическом пении  голос свободен, а при пении в  микрофон появляется зажим? Как  с ним справиться?  Существует обратная связь между  чувствительностью слуха к  различным частотам и присутствием  в голосе соответствующих  обертонов. При пении в акустических условиях такая обратная связь слуха  и голоса привычна для поющего, так  как именно в акустических условиях  происходит работа над голосом и над произведениями. Певец не  воспринимает в своем голосе  тембральных искажений, поскольку  их субъективно для него не  существует. При этих условиях у  исполнителя сохраняется  возможность управления своим  голосом в привычных рамках. При  пении в микрофон такая связь слуха  и голоса нарушается, так как голос,  звучащий из "колонок",воспринимается певцом, как чужой.  Это может происходить по причине  неточной отстройки частотных  характеристик голоса, звучащего  через усилительную систему  (микрофон, усилитель, пульт).  Начинающему певцу в этих условиях  бывает достаточно трудно оценить  звучание своего голоса и он начинает  приспосабливаться к такому  звучанию. Происходит это  следующим образом: певец привык  при определенном  звукопродуцировании получать  определенный результат своего  звучания. Когда этот результат  неадекватен привычному  звукопродуцированию, певец  начинает менять приемы в подаче  своего голоса, нарушая  отработанную технику. Так  возникают зажимы при пении в  микрофон.  Профессиональный же певец сумеет  приспособиться к "микрофонному  эффекту" без какого­либо  напряжения со своей стороны. Онхорошо владеет своим голосом, знает свои технические возможности .  Существует еще одно нарушение  обратной связи. Это ­ работа  вокалиста в студийных условиях.  Здесь певец слышит свой голос  практически только через наушники  (как это происходит при наложении  голоса на фонограмму). И чем лучше  вокалист знает свой голос, чем более  тонким вокальным слухом он  обладает, тем легче он  приспособится к "эффекту  наушников".  В обоих случаях очень важна  грамотная работа звукооператора.  При отстройке мониторов или  наушников при записи необходима  точная отстройка частотных  характеристик поющего, так как  певец продуцирует тот тембр,  который он слышит (что на входе, то  и на выходе). Хорошая вокальная  техника и гибкость владения своим  голоса певцу также необходима даже в случае грамотной отстройки  микрофона и наушников.Вопросы иответы по  музыкальном у вокалу Вокал » Работа с голосом, Статьи о музыке » Полезные музыкальные статьи Как быстро можно научиться  петь?  Все зависит от Ваших голосовых  природных данных. Обычно,  обучение вокалу занимает 2­5 лет.  Но фактически, совершенствование  голоса продолжается на протяжении  всей жизни, если проводятся  регулярные занятия и тренировки.Какой этап развития голоса  основополагающий?  Начальный период! Не заложив  фундамента, не жди успехов.  Выражаясь афористично, учение в  молодости — резьба по камню, в  старости — черчение на песке.  Первые вокальные шаги намечают и  закрепляют нейромышечные  координации. Если начальные  координации порочны, то при  дальнейшем выправлении эти связи  не исчезают, а лишь покрываются  новыми навыками и в  неблагоприятных условиях  рецидивируют. Начальные  впечатления зачастую создают  шоковые ассоциации, вырабатывают  на уровне подсознания стойкие  условные рефлексы. Хаотичные же  рефлексы вызовут голосовые  неполадки даже в отдаленном  будущем.  Легко ли овладеть основами  вокальной техники?  Если голос "поставлен" от природы,то легко. Но это большая редкость.  Попадаются счастливцы, у которых  гортань анатомически удачно  построена и организована для пения. Им не требуется особых  приспособлений для перехода от  речи к пению. Для большинства же  такой переход сопряжен с поисками  приспособлений гортани. Обычно  овладевают голосом долго, отчасти  вслепую. А бывает, неудачное  звучание исправляется малой  частностью. Например, исполнитель  форсировал голос, но поменял его  тип или осознал пользу для него  придыхательной атаки — и тон стал  мягким, певучим. Корректировать  голос надо "уважительно" по  отношению к его природе.  Что главное в обучении пению?  Каждый ответит по­своему, исходя  из личного опыта. Пожалуй, главное  — это осознание собственных  голосовых приспособлений и  исполнительских возможностей.  Познать себя трудно. Все стремятся  соответствовать стандарту. Атребуется осознание своих  возможностей: что голосу выгодно,  какие исполнительские стили  подходят нервной системе. В  техническом отношении главное для  "академиста" — преодоление  регистровой разрозненности путем  смешения звучания. То есть  выработка сплава грудного и  головного звучаний, баланс которых  индивидуален и изменчив  тесситурно: звук выше — тембр  "головней", звук ниже — тембр  "грудней". Звучание есть  взаимодействие дыхания с гортанью. Дефекты взаимодействия: слишком  плотное смыкание голосовых  складок, их регистровый, не  смешанный способ работы, вялость  или напористость дыхания.  Почему пению учатся долго?  Не всегда долго, хотя в большинстве случаев. На достижение и  закрепление культуры вокального  звучания обычно уходит много  времени. Вокалист не видит  собственных "клавиш" и в поискахтехнического развития нередко  ошибается, долго исправляется  вслепую. Капризна вокальная  техника, но это лишь средство.  Певец должен быть грамотным  музыкантом, выразительным  артистом. Этому тоже долго учатся.  Можно ли научиться петь по  книгам?  Петь учит практика. Учиться петь по книгам — учиться плавать на берегу. Но грамотные книги передают опыт,  помогают осознать голосовые  проблемы, содействуют  самостоятельной работе певца,  сокращают время обучения. Если  ученик не умеет работать  самостоятельно, или даже  подготовленный вокалист не  осознает свою технику, то они,  встретив новые певческие  трудности, легко теряют вокальную  форму.  Существуют ли секреты обучению пению?Мистического нет, есть непознанное. Учащимся нужны вокальные данные, работоспособность, талант. Даже —  везение. Пой согласно природе  голоса! Если индивидуальные  свойства голоса и нервной системы  называть "секретами", то они  существуют.  Каковы особенности обучения  певцов­любителей?  Любители занимаются добровольно  и вне строгих норм  профессионального обучения;  имеются в виду: возрастной ценз,  сроки обучения, профессиональная  перспективность, технические  требования, охват музыкальных  стилей, четкое соответствие  академической или народной манере  пения. Репертуар любителей должен  быть одновременно и учебным, и  концертным, чтобы не снижать  интерес к занятиям, не уповать на  успехи лишь в отдаленном будущем.  Какой жанр удобен для первых  шагов обучения?Наиболее вокальна народная песня.  Рожденная голосом, она прошла  через естественный отбор голосами  многих поколений. К тому же она  может звучать в сопровождении  разных инструментов (баян, гитара,  балалайка, бубен, ложки и т. д.) и без них, что удобно в самостоятельных  занятиях. Эстрадные песни далеко  не все пригодны для обучения  академического певца. Зачастую они  написаны без учета вокальных  ценностей: тембр, плавность  голосоведения, удобство тесситуры.  Многие из них несовместимы с  пением в стиле бельканто, ведут к  подражанию артистам, шепчущим  или кричащим перед микрофоном.  Работать ли над дыханием вне  пения?  Тренировать певческое дыхание вне  пения, как правило, не  рекомендуется. Все части  голосообразующей системы тесно  взаимодействуют. Изолированно  работают над дыханием редко и порешению педагога.  В какие часы результативнее  петь?  Не всегда есть возможность  выбирать время. Но хронотипы  людей различны (хроно — от  греческого: время). "Жаворонкам"  лучше распеваться утром (10 — 12  часов), "совам" — к вечеру (15 —  18). Специалисты по биоритмам  даже утверждают, что, теряя  контакт с нашим телом, люди через  десятилетия наживают патологию.  Можно ли обходиться без  вокальных упражнений?  В бытовом пении (бурлаки,  крестьяне в поле и т. д.) упражнений  вообще не пели. В академическом  обучении исключения тоже бывают,  но профессиональная подготовка в  целом не обходится без вокальных  упражнений. Они не только  приводят голос в наилучшее рабочее  состояние, но тренируют его  целенаправленно с учетом