Полезные музыкальные статьи: Вопросы и ответы по музыкальному вокалу

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 30.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как быстро можно научиться петь? Все зависит от Ваших голосовых природных данных. Обычно, обучение вокалу занимает 2-5 лет. Но фактически, совершенствование голоса продолжается на протяжении всей жизни, если проводятся регулярные занятия и тренировки. Какой этап развития голоса основополагающий? Начальный период! Не заложив фундамента, не жди успехов. Выражаясь афористично, учение в молодости — резьба по камню, в старости — черчение на песке. Первые вокальные шаги намечают и закрепляют нейромышечные координации. Если начальные координации порочны, то при дальнейшем выправлении эти связи не исчезают, а лишь покрываются новыми навыками и в неблагоприятных условиях рецидивируют. Начальные впечатления зачастую создают шоковые ассоциации, вырабатывают на уровне подсознания стойкие условные рефлексы. Хаотичные же рефлексы вызовут голосовые неполадки даже в отдаленном будущем.
Иконка файла материала 896.docx
Вопросы и  ответы по  музыкальном у вокалу Вокал » Работа с голосом, Статьи о музыке » Полезные музыкальные статьи Как быстро можно научиться  петь?  Все зависит от Ваших голосовых  природных данных. Обычно,  обучение вокалу занимает 2­5 лет.  Но фактически, совершенствование  голоса продолжается на протяжении  всей жизни, если проводятсярегулярные занятия и тренировки.  Какой этап развития голоса  основополагающий?  Начальный период! Не заложив  фундамента, не жди успехов.  Выражаясь афористично, учение в  молодости — резьба по камню, в  старости — черчение на песке.  Первые вокальные шаги намечают и  закрепляют нейромышечные  координации. Если начальные  координации порочны, то при  дальнейшем выправлении эти связи  не исчезают, а лишь покрываются  новыми навыками и в  неблагоприятных условиях  рецидивируют. Начальные  впечатления зачастую создают  шоковые ассоциации, вырабатывают  на уровне подсознания стойкие  условные рефлексы. Хаотичные же  рефлексы вызовут голосовые  неполадки даже в отдаленном  будущем.  Легко ли овладеть основами  вокальной техники?Если голос "поставлен" от природы,  то легко. Но это большая редкость.  Попадаются счастливцы, у которых  гортань анатомически удачно  построена и организована для пения. Им не требуется особых  приспособлений для перехода от  речи к пению. Для большинства же  такой переход сопряжен с поисками  приспособлений гортани. Обычно  овладевают голосом долго, отчасти  вслепую. А бывает, неудачное  звучание исправляется малой  частностью. Например, исполнитель  форсировал голос, но поменял его  тип или осознал пользу для него  придыхательной атаки — и тон стал  мягким, певучим. Корректировать  голос надо "уважительно" по  отношению к его природе.  Что главное в обучении пению?  Каждый ответит по­своему, исходя  из личного опыта. Пожалуй, главное  — это осознание собственных  голосовых приспособлений и  исполнительских возможностей.Познать себя трудно. Все стремятся  соответствовать стандарту. А  требуется осознание своих  возможностей: что голосу выгодно,  какие исполнительские стили  подходят нервной системе. В  техническом отношении главное для  "академиста" — преодоление  регистровой разрозненности путем  смешения звучания. То есть  выработка сплава грудного и  головного звучаний, баланс которых  индивидуален и изменчив  тесситурно: звук выше — тембр  "головней", звук ниже — тембр  "грудней". Звучание есть  взаимодействие дыхания с гортанью. Дефекты взаимодействия: слишком  плотное смыкание голосовых  складок, их регистровый, не  смешанный способ работы, вялость  или напористость дыхания.  Почему пению учатся долго?  Не всегда долго, хотя в большинстве случаев. На достижение и  закрепление культуры вокального  звучания обычно уходит многовремени. Вокалист не видит  собственных "клавиш" и в поисках  технического развития нередко  ошибается, долго исправляется  вслепую. Капризна вокальная  техника, но это лишь средство.  Певец должен быть грамотным  музыкантом, выразительным  артистом. Этому тоже долго учатся.  Можно ли научиться петь по  книгам?  Петь учит практика. Учиться петь по книгам — учиться плавать на берегу. Но грамотные книги передают опыт,  помогают осознать голосовые  проблемы, содействуют  самостоятельной работе певца,  сокращают время обучения. Если  ученик не умеет работать  самостоятельно, или даже  подготовленный вокалист не  осознает свою технику, то они,  встретив новые певческие  трудности, легко теряют вокальную  форму.  Существуют ли секреты обучениюпению?  Мистического нет, есть непознанное. Учащимся нужны вокальные данные, работоспособность, талант. Даже —  везение. Пой согласно природе  голоса! Если индивидуальные  свойства голоса и нервной системы  называть "секретами", то они  существуют.  Каковы особенности обучения  певцов­любителей?  Любители занимаются добровольно  и вне строгих норм  профессионального обучения;  имеются в виду: возрастной ценз,  сроки обучения, профессиональная  перспективность, технические  требования, охват музыкальных  стилей, четкое соответствие  академической или народной манере  пения. Репертуар любителей должен  быть одновременно и учебным, и  концертным, чтобы не снижать  интерес к занятиям, не уповать на  успехи лишь в отдаленном будущем.Какой жанр удобен для первых  шагов обучения?  Наиболее вокальна народная песня.  Рожденная голосом, она прошла  через естественный отбор голосами  многих поколений. К тому же она  может звучать в сопровождении  разных инструментов (баян, гитара,  балалайка, бубен, ложки и т. д.) и без них, что удобно в самостоятельных  занятиях. Эстрадные песни далеко  не все пригодны для обучения  академического певца. Зачастую они  написаны без учета вокальных  ценностей: тембр, плавность  голосоведения, удобство тесситуры.  Многие из них несовместимы с  пением в стиле бельканто, ведут к  подражанию артистам, шепчущим  или кричащим перед микрофоном.  Работать ли над дыханием вне  пения?  Тренировать певческое дыхание вне  пения, как правило, не  рекомендуется. Все части  голосообразующей системы тесновзаимодействуют. Изолированно  работают над дыханием редко и по  решению педагога.  В какие часы результативнее  петь?  Не всегда есть возможность  выбирать время. Но хронотипы  людей различны (хроно — от  греческого: время). "Жаворонкам"  лучше распеваться утром (10 — 12  часов), "совам" — к вечеру (15 —  18). Специалисты по биоритмам  даже утверждают, что, теряя  контакт с нашим телом, люди через  десятилетия наживают патологию.  Можно ли обходиться без  вокальных упражнений?  В бытовом пении (бурлаки,  крестьяне в поле и т. д.) упражнений  вообще не пели. В академическом  обучении исключения тоже бывают,  но профессиональная подготовка в  целом не обходится без вокальных  упражнений. Они не только  приводят голос в наилучшее рабочеесостояние, но тренируют его  целенаправленно с учетом  индивидуальных и ситуативных  задач.  Можно ли "поставить" голос раз и навсегда, существуют ли  поставленные от природы голоса?  Певческая форма, трудно обретаясь, довольно легко теряется без  тренировки. Ее приходится  постоянно поддерживать.  Происходят и возрастные изменения, требующие нахождения новых  вокальных координаций.  Поставленные от природы голоса ­  весьма редки. Абсолютное  большинство голосов требует  обработки.Восприят ие музыки Статьи о музыке » Полезные музыкальные статьи Известный ученый, автор множества книг, учебников и публикаций, профессор кафедры радиовещания иэлектроакустики МТУСИ Аркадий Павлович Ефимов (1920 — 2006) передал в редакцию рукопись своей статьи незадолго до кончины. Эту публикацию мы посвящаем памяти выдающегося исследователя и педагога, воспитавшего целую плеяду талантливых учеников. Восприятие певческих голосов  Певческий голос — тончайший по  выразительности музыкальный  инструмент. Большая степень  эмоционального воздействия  объясняется тем, что на ум и чувства  человека воздействуют и эстетическая, и  семантическая информация, причем  последняя отличается, как правило,  также высокой художественной  ценностью, если для нее выбираются  выдающиеся поэтические творения.  К физическим данным певческих голосов относят, прежде всего, высотный  (частотный) и динамический диапазоны.  Высотный диапазон обычно не превышает двух октав, а динамический — 35 дБ.Тембральные свойства певческого голоса определяются составом и  интенсивностью обертонов. По  частотному диапазону выделяют три  основные группы женских голосов, три  — мужских и две — детских.  Тип голоса Частотный диапазон, Гц Сопрано 262…1318 Меццо­сопрано 220…1048 Контральто 175…784 131…587 Тенор Баритон 110…440 82…398 Бас 254…880 Дискант Альт 196…598 В спектре голосов певцов, прошедших  серьезную музыкальную подготовку,  обнаружено своеобразное распределение  интенсивности гармоник (обертонов).  Имеются, по крайней мере, две  частотные области, две группы  обертонов, определяющих певческие  качества голосов и называемых  певческими формантами. В зависимостиот числовых значений частот певческих  формант различают виды мужских и  женских голосов. Для мужских голосов  характерны низкая формантная область  — частоты примерно 300…600 Гц и  высокая формантная область — частоты  примерно 2,5…3 кГц. В женских и  детских голосах формантные области  расположены по частоте несколько  выше.  Низкая форманта придает мужскому  голосу своеобразную массивность, мощь,  высокая — особое свойство, именуемое  музыкантами полетностью, «носкостью».  Вокалисты обозначают этими словами  способность певческого голоса  переноситься вдаль, перекрывать  звучность аккомпанирующего певцу  оркестра, доноситься до слушателей.  Особенно это свойство необходимо  певцам оперного плана. Оркестр,  находящийся в оперном театре ближе к  слушателям, не должен мешать  восприятию певцов­солистов,  располагающихся дальше от слушателей,  на сцене. Полетный, «носящий» голос —  не обязательно громкий. Бывает, что  сильный, «громоподобный» вблизи голосне слышен в большом зале. Наоборот,  казалось бы, небольшой голос певца  бывает хорошо слышен вдали.  Объяснение причин полетности,  носкости голоса впервые дал  выдающийся акустик С. И. Ржевкин. Эту  идею развили его ученики Е. А. Рудаков  и Д. Д. Юрченко. Они показали, что это  свойство присуще лишь тем певцам, в  голосе которых хорошо развита высокая  форманта.  Певцу, обладающему ею, легко овладеть  отличной дикцией, его хорошо слышно в  большом зале. С нею голос — яркий,  звучный, без нее — глухой, тусклый.  Физиологическая причина полетности  голоса та, что частоты высокой  форманты приходятся на область  наибольшей чувствительности слуха. В  женских голосах высокая певческая  форманта играет менее важную роль, чем в мужских. Спектры сопрано или меццо­ сопрано и без того богаты  составляющими высоких частот и  потому обладают полетностью. Зато  мужским голосам высокая форманта  необходима.Полетностью звучания обладают и  музыкальные инструменты, даже не  создающие большой акустической  мощности. Таковы, например, скрипки  великих итальянских мастеров Амати,  Гварнери, Страдивари.  Современные методы исследования  позволяют оценить полетность и  выразить ее численно. В схему измерений входят генератор «белого» шума,  магнитофон с фонограммой  исследуемого голоса, смеситель с  регуляторами уровня, громкоговоритель  (или головные телефоны) и шумомер  (или измеритель уровня). Шум и сигнал  подаются на громкоговоритель  (головные телефоны) через микшер.  «Белый» шум представляет собою как бы звуковую завесу, через которую должны  пробиться голос певца или звучание  инструмента. Уровень шума  поддерживается постоянным, например  80 дБ, а уровень сигнала постепенно  понижают, пока голос не станет еле  слышен на фоне шума.