Поликультурное образование в России
Оценка 4.6

Поликультурное образование в России

Оценка 4.6
docx
27.02.2021
Поликультурное образование в России
polikulturnoe_obrazovanie.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поликультурное образование в России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль

 

21 октября, состоялось заседание координационного совета Ярославской области по вопросам межрегиональных отношений. На нем обсудили вопросы развития в регионе системы поликультурного образования.

– У Ярославской области накоплен огромный опыт организации системы поликультурного образования, – отметил губернатор Ярославской области Сергей Ястребов. – Воспитание молодежи в духе патриотизма, веротерпимости, готовности к межкультурному взаимодействию в современных условиях для нас традиционно является одним из приоритетных вопросов. В Ярославле уже в третий раз будет проводиться форум «Интеллектуальное будущее России», мы будем принимать более 450 талантливых детей со всей страны, от Анадыря до Калининграда, и представителей всех национальностей, проживающих на территории Российской Федерации, объединенных интересом к науке и искусству.

На заседании был представлен международный интернет-проект «Мосты дружбы», объединяющий детей из разных городов и стран. За последние пять лет в творческих конкурсах проекта приняли участие 30160 детей из 84 субъектов Российской Федерации. Опыт Ярославской области переняли не только другие регионы России, но и 23 страны, среди которых Турция, Германия, Куба, Латвия, Македония.

Сергей Ястребов отметил важную роль искусства в формировании у школьников чувства гражданского патриотизма и уважения к культурному наследию народов России, приведя в пример работу Международной детской картинной галереи при Ассамблее народов России.

Также губернатор заявил о важности усиления работы по обеспечению информационной безопасности и усилению системы защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Татарстан

 

Общепризнанным фактом является то, что культура и язык находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Культура напрямую отражается в языке, его графическом, звуковом и смысловом проявлении.

В понимании современного общества культура является многогранным явлением, состоящее из таких аспектов, как определенные правила и нормы поведения; историческое наследие отдельного народа и нации в целом, включающее в себя предметы прикладного творчества, памятники архитектуры, музыкальные композиции, литературные произведения, картины, скульптуры и многое другое; определенное, сложившиеся в результате влияния различных факторов, мировоззрение; интеллект; умение строить отношения, основанные на чувстве уважения представителей различных национальностей.

Татарстан – многонациональная республика с многоязычным населением. Актуальными здесь являются вопросы воспитания гуманности. Научить сегодняшних школьников и студентов вести себя цивилизованно в современном многокультурном обществе, сформировать умения представить свой народ, подчеркивая его своеобразие и уникальность, как одного из элементов богатой и красочной мозаики российского народа, а не позиционируя и противопоставляя себя, как особого представителя особого народа – это важная задача для родителей и педагогов.

По данным последней Всероссийской переписи населения 2010 года в Республике Татарстан проживают представители 173 национальностей и этнических групп. Татарстан всегда гордился наличием дружественных отношений между населяющими его народами. Эти традиции уходят корнями глубоко в историю, а последние столетия отличаются отсутствием серьезных конфликтов на межэтнической основе.

В городах и селах Татарстана мирно живут, дружат семьями, вместе отмечают государственные и национальные праздники татары, русские, чуваши, марийцы, удмурты, башкиры, украинцы, азербайджанцы, армяне, грузины, цыгане, корейцы и многие другие.

Здесь купола православных храмов соседствуют с минаретами мусульманских мечетей. Представители разных национальностей и вероисповеданий отмечают атмосферу небывалой гармонии, спокойствия и умиротворения, посещая или приходя на службу, например, во всемирно известную мечеть Кул-Шариф, жемчужину Казани и Татарстана. «Голубой цвет куполов символизирует небо. Комплекс мечети Кул – Шариф не столько культовое сооружении, сколько культурно-просветительский центр: в состав его помещений включен музей исламской культуры Поволжья, музей древней рукописи, библиотека.»

Еще одной достопримечательностью республики является Раифский Богородицкий мужской монастырь. Туристы и паломники со всей России едут сюда, чтобы поклониться чудотворной иконе Грузинской Божией Матери, испить и набрать с собой целебной воды из раифского источника.

Все мы понимаем, что людей следует воспринимать такими, какие они есть – со своими обычаями, традициями, культурой поведения. Нам следует радоваться успехам и достижениям друг друга, будь то победа в спортивном соревновании или духовная радость от соблюдения религиозного поста. В этой связи толерантность становится основой цивилизованных отношений между разными народами.

Проявление толерантности – это не отказ от своих собственных убеждений, это не означает, что мы должны мириться с несправедливостями вокруг. Толерантная личность осознает свою уникальность и признает за другим человеком право придерживаться своего вероисповедания, своих убеждений. Быть толерантным значит осознать и принять, «что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, но обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность»

Вопросы воспитания толерантного отношения молодежи особенно актуальными являются в год празднования 70-летия победы в Великой Отечественной Войне, которая не обошла стороной ни одну семью в нашей многонациональной республике. В рамках празднования этой знаменательной даты по всей стране, в том числе и в Татарстане, организованы различные проекты в системе образования, такие как разнообразные открытые мероприятия, конкурсы, смотры строя и песни и т.д. VI Международный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества «Виктория», акция «Бессмертный полк», призванная увековечить имена героев, причастных к победе, акция «Имя героя – школе», различные конкурсы творческих работ – вот лишь немногие мероприятия, приуроченные к великому празднику. Основные цели и задачи подобных проектов направлены на воспитание толерантности; воспитание чувства гордости за свое Отечество, свой народ и свою семью; формирование у молодого поколения чувства верности Родине, ответственности за судьбу страны, выполнению гражданского долга; приобщение к историческим, культурным и нравственным ценностям, традициям своего поликультурного народа.

 

 

 

 

 

 

Краснодар

 

Краснодарский край по праву признан одним из крупнейших культурных центров России. Базой развития культуры яркого, самобытного региона стало его бесценное историко-культурное наследие. Музеи края располагают уникальными коллекциями предметов исторической сокровищницы, которые принимали участие в российских и международных выставочных проектах. Ежегодно государственные и муниципальные музеи края посещает около 2 миллионов человек. Настоящим хранилищем и популяризатором традиционной казачьей культуры стал выставочный комплекс под открытым небом – этнографическая станица Атамань. С мая по ноябрь здесь проходят десятки фольклорных фестивалей и праздников, выставки и мастер-классы по всем направлениям декоративно-прикладного искусства и народных ремесел.

В крае сохранена и развивается вся многопрофильная сеть, которая включает 3,5 тысячи учреждений культуры. Помимо музеев в нее входят библиотеки, культурно-досуговые учреждения и парки, театры и концертные организации, кинотеатры и киноустановки, учебные заведения культуры и искусства.

Культурная жизнь края расцвечена акциями, форумами и праздничными мероприятиями, число которых ежегодно достигает трех-четырех сотен. Самые яркие и массовые – культурный десант «МХАТ на Кубани», фестивали «Кубанская музыкальная весна», «Золотое яблоко», «Кинотавр», «Киношок», «День славянской письменности», «Кубанский казачок», «Адрес детства – Кубань», «Во славу Кубани, на благо России», «Живая культура», «Легенды Тамани», «Кубань играет джаз», фестиваль искусств «Премьера» в Успенском районе. Большой интерес зрителей и творческого сообщества вызывают международные фестивали «Молодой балет мира», «Опера без границ», «GG-джаз».

На лучших сценах Москвы и Санкт-Петербурга выступают артисты всемирно известного Кубанского казачьего хора, Театра балета Юрия Григоровича, Краснодарской филармонии. К Международному дню музеев в крае с успехом проходят Кубанский музейный фестиваль и Общеевропейская акция «Ночь музеев», которую посещают более 60 тысяч жителей и гостей. Ежегодно радуют кубанцев социально-культурные акции «Библионочь», « Ночь искусств», «Филармоническая ночь».

 

Художники Кубани ведут постоянную выставочную деятельность в крае и за его пределами. Их творческие достижения отмечены высокими государственными наградами. Их произведения украшают экспозиции государственных и муниципальных музеев, картинных галерей страны, хранятся в отечественных и зарубежных частных коллекциях. Более 50 авторов имеют почетные звания России и Кубани, награждены молодежными премиями и премиями администрации Краснодарского края в области культуры и искусства, премиями и грамотами Министерства культуры РФ и Союза художников РФ, дипломами и медалями Академии художеств России. Один раз в два года министерство культуры и краевая организация Союза художников организует краевой конкурс художественных произведений «БИЕННАЛЕ».

Театры края ежегодно осуществляют 30-35 новых постановок. В репертуарных афишах свыше 130 названий, большая часть которых адресована детям и подросткам. В основном это произведения русской и зарубежной классики. Лучшие спектакли театров раз в два года участвуют в фестивале «Кубань театральная». Расширяется география театральных гастролей, тысячи зрителей привлекает культурная акция «Театральная бессонница».

Киносеть Краснодарского края составляет 70 кинотеатров, которые располагают170 кинозалами. В Год российского кино дополнительно открыты 6 современных цифровых кинозалов в 5 муниципальных образованиях. Модернизация и техническое переоснащение сельских кинотеатров Краснодарского края продолжается.

Всероссийская акция «Ночь кино» проведена в 44 муниципальных образованиях края, в ней приняли участие все учреждения культуры Кубани. В рамках киноакции на 209 открытых площадках городов и районов состоялось около 650 сеансов отечественных кинофильмов и более 1600 мероприятий, в которых приняло участие более 200 000 человек. Это лучший показатель в Российской Федерации.

Триумфом России стало избрание Сочи столицей Зимних Олимпийских игр 2014 года и мировой успех, который сопутствовал их проведению. В огромной подготовительной работе, в феерических праздниках открытия и закрытия Олимпиады активное участие приняли лучшие представители кубанской культуры.

Грандиозным праздником стали IX Всемирные хоровые игры в Сочи. Крупнейший в мире музыкальный конкурс, известный как Олимпиада хоровой музыки, собрал в городе-курорте более 12 тысяч участников: 283 хоровых коллектива из 36 стран со всех континентов. Для участия в них на российский курорт прибыло свыше 12 тысяч любителей хорового пения, это 283 хоровых коллектива из 36 государств мира.

 

 

 

Саратов

Саратов, как и все регионы Российской Федерации, является многонациональной, на её территории проживают представители 111 национальностей. Кроме того, зарегистрировано более 50 национальных объединений. По данным официального сайта Межрегионального Центра Делового Сотрудничества в «первую десятку» списка входят: русские, украинцы, казахи, татары, мордва, чуваши, белорусы, немцы, азербайджанцы, евреи. Замыкают: чукчи, талыши, австрийцы, нивхи, удэгейцы, ульчи, эскимосы, албанцы, голландцы, народы Индии и Пакистана. Более того, среди жителей области встречаются также: хахла-монголы, вепсы, удины, шорцы, белуджи, саами, дунгане, крымчаки, евреи среднеазиатские, горские и грузинские . Именно поэтому вопросы поликультурного воспитания и образования являются столь важными в процессе обучения в вузе на территории Саратова.

В настоящем исследовании вопросы поликультурного воспитания и образования рассматриваются с двух позиций: интеграция представителей различных культур в российское общество и учёт их интересов в процессе обучения конкретной специальности (в нашем случае - переводчик) в вузе и подготовка студентов вуза к профессиональному общению с представителями других культур. Первый взгляд обосновывается полиэтничным характером российского общества, его многоязычием и поликультурностью, и поликонфессиональностью, а также исторической духовной общностью народов и культур России. Отсюда следует, что преподаватель сам должен стать поликультурным и в своей работе со студентами учитывать и опираться на культурные особенности своих студентов. Кроме того, во всех крупных вузах Саратова проходят обучение представители других государств, поэтому студенты имеют возможность с ними общаться и получать от них информацию культурологического свойства. Так, например, в Саратовском социально-экономическом университете на очной форме обучаются 47 иностранных граждан (Казахстан - 27 чел., Украина - 2 чел., Армения - 5 чел., Туркменистан -1 чел., Белоруссия - 1 чел., Таджикистан - 6 чел., Узбекистан - 3 чел., Азербайджан - 1 чел., Китай - 1 чел.) и около 10 человек- заочно.

Вторая позиция основывается на том, что в вузе, готовящем переводчиков, необходимо особое внимание студентов привлекать к культурным особенностям стран изучаемых языков (образу жизни, поведения и общения, др.), т.к. подобные знания будут играть одну из первостепенных ролей в будущей профессиональной деятельности студентов. Нам это также представляется актуальным, поскольку Саратовская область имеет обширные международные связи в различных областях экономики. Так, за период с 2002 по 2007 гг. Саратовская область сотрудничала с рядом стран бывшего Советского Союза (Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Украина, Азербайджан, Армения) и рядом других стран (Польша, Япония, Германия, Китай, Бельгия, США, Индия, Германия, Румыния, Италия, Канада, Китай, Вьетнам, Венгрия, Болгария, Чили). Таким образом, можно отметить, что география деловых контактов Саратовской области очень широка, следовательно, студенты вуза должны быть готовы к профессиональному общению с представителями большого количества разнообразных культур.

Поликультурная составляющая вузовского образования раздвигает рамки внутреннего мира студента. Происходит это в процессе знакомства с разными историческими и географическими знаниями, в ходе сравнительного анализа реалий разных культур. Так студент овладевает навыками культурной децентрации.

Существенным следствием поликультурного образования является умение замечать и учитывать в своих действиях альтернативное мнение. Студенты узнают о реальной многомерности общественной реальности, ее полифоничности и многоликости, о существовании точек зрения, логик рассуждения, языков самовыражения, отличных от их собственной (или референтной для них группы), осваивают навыки ведения диалога, обмена мнениями. И в этом отношении поликультурное образование имеет прямое отношение к развитию критического мышления, учит навыкам поиска совместными усилиями наиболее продуктивного решения той или иной проблемы.

В эмоционально-этическом плане поликультурная составляющая вузовского образования ориентирует студентов быть чуткими к непривычным, необычным формам поведения другого, терпимыми к ним, ориентирует на стремление понять, выражением чего они являются, какие переживания скрываются за ними. Подобная толерантность и эмпатия представляется на наш взгляд принципиальной для становления социальной солидарности.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Поликультурное образование в России

Поликультурное образование в России

На заседании был представлен международный интернет- проект «Мосты дружбы» , объединяющий детей из разных городов и стран

На заседании был представлен международный интернет- проект «Мосты дружбы» , объединяющий детей из разных городов и стран

Научить сегодняшних школьников и студентов вести себя цивилизованно в современном многокультурном обществе, сформировать умения представить свой народ, подчеркивая его своеобразие и уникальность, как одного из…

Научить сегодняшних школьников и студентов вести себя цивилизованно в современном многокультурном обществе, сформировать умения представить свой народ, подчеркивая его своеобразие и уникальность, как одного из…

Отечественной Войне, которая не обошла стороной ни одну семью в нашей многонациональной республике

Отечественной Войне, которая не обошла стороной ни одну семью в нашей многонациональной республике

Культурная жизнь края расцвечена акциями, форумами и праздничными мероприятиями, число которых ежегодно достигает трех-четырех сотен

Культурная жизнь края расцвечена акциями, форумами и праздничными мероприятиями, число которых ежегодно достигает трех-четырех сотен

Модернизация и техническое переоснащение сельских кинотеатров

Модернизация и техническое переоснащение сельских кинотеатров

Первый взгляд обосновывается полиэтничным характером российского общества, его многоязычием и поликультурностью, и поликонфессиональностью, а также исторической духовной общностью народов и культур

Первый взгляд обосновывается полиэтничным характером российского общества, его многоязычием и поликультурностью, и поликонфессиональностью, а также исторической духовной общностью народов и культур

В эмоционально-этическом плане поликультурная составляющая вузовского образования ориентирует студентов быть чуткими к непривычным, необычным формам поведения другого, терпимыми к ним, ориентирует на стремление понять, выражением…

В эмоционально-этическом плане поликультурная составляющая вузовского образования ориентирует студентов быть чуткими к непривычным, необычным формам поведения другого, терпимыми к ним, ориентирует на стремление понять, выражением…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2021