Поливагальная теория в борьбе с тревогой и беспокойством.
Оценка 4.8

Поливагальная теория в борьбе с тревогой и беспокойством.

Оценка 4.8
docx
18.01.2023
Поливагальная теория в борьбе с тревогой и беспокойством.
Поливагальная теория Архипова.docx

УДК 37.013.42                                         

 

ПОЛИВАГАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ В БОРЬБЕ С ТРЕВОГОЙ И БЕСПОКОЙСТВОМ

 

А.А. Архипова, студентка 4 курса,

напр. «Педагогика и психология»,

СФ УУНИТ,

Научный руководитель:

Л.Я. Хакимова,

Доцент, канд. пед. наук,

СФ УУНИТ,

г. Стерлитамак

 

Аннотация: В статье рассматривается влияние поливагальной теории на тревожность. В статье представленно теоретическое исполнение поливагальной теории. Поливагальная теория фокусируется на блуждающем нерве, который тянется от ствола мозга ко всем внутренним органам, включая сердце, легкие и желудок. Блуждающий нерв является проводником парасимпатической нервной системы, которая отвечает за стимуляцию «отдыха и пищеварения», например, за снижение частоты дыхания и сердцебиения, а также за улучшение пищеварения. Блуждающий нерв необходим для успокоения нервной системы, особенно после пережитого стресса.

Ключевые слова: тревога, стресс, поливагальная теория.

Тревога это трудная проблемы на работе перед сдачей экзамена или перед принятием важного решения когда тревога после таких острых ситуаций не только не проходит но и со временем даже ухудшается. Мы имеем дело с тревожном расстройстве такая тревога может мешать повседневной деятельности выполнение работы, учебе и отношения.  Итак, как культура мы наделены верой в то что тревога беспокойство -это состояние, которое существует в нашей голове. Десятилетия психофизиологических исследований доказали Стивену Порджесу, что на самом деле тревога находится в нашем теле. Если сказать еще точнее то она находится в нашей нервной системе . Эта система регулирования предлагает совершенно новое понимание того ,как мы становимся тревожными, как мы поддерживаем и даже оправдываем тревогу и как мы можем от неё освободиться.

Наше физиологическое состояние влияет на то как мы реагируем на мир и как проходит наша жизнь в этом мире. К сожалению это никак не учитывается в большинстве моделей психического здоровья. Точка зрения Стивена Порджеса отличается от преобладающий в психологией психиатриеи модели, просматривающей тревогу как реакцию мозга, а не как феномен всего тела. Психология считает, что с помощью когнитивных и поведенческих технологии тревогу можно приручить с помощью словесного воздействия. Но данные демонстрируют, что одни физиологическое состояние - располагают нас к негативу, а другие к оптимизму и социальному опыту.

 Тревога как и другие эмоции возникает из различных состояний тела когда нейронные сигналы, которые эти состояния генерируют, проходят через ствол мозга, где находится контроль над нашими основными состояниями. Эта информация также передаётся на более высокие уровни мозга, где мы придаём ей значение то ,что мы называем эмоциями.

Беспокойство - это реакция организма находящегося под угрозой. Одна из первых обязанностей всех организмов - это держать в состоянии готовности средства защиты. Способность обнаруживать опасность имеет решающее значение для защиты, а острые реакции на угрозу, когда мы быстро мобилизуем ресурсы, помогают нам выжить. Однако хронические угрозы дорого обходятся в нашей физиологии, потому что, нарушая гомеостатический механизм, который позволяет нам расти и процветать.  В таких ситуациях не только ставится под угрозу наше здоровье, но и сужается диапазон нашего опыта и особенно наша способность устанавливать контакт с другими людьми.

Каждый из нас сталкивается с состояниями угрозы. Эти состояния являются нашей реакцией на неопределённость того выживем ли мы или нет. Угроза может исходить из внешнего мира или возникать внутри нас из наших воспоминаний. Стивен Порджес придумал термин нейроцепция, чтобы описать как ниже уровня нашего сознательного понимания цепи нейронов постоянно отслеживают и оценивают внутренние и внешние риски будь то ситуация или люди, как безопасные- опасные или угрожающие жизни.

Мощный механизм который может снижать уровень угрозы находятся в вентральной части ствола мозга в области известной как двойное ядро, где берёт начало главный игрок вегетативной нервной системы - блуждающий нерв.  Блуждающий нерв начинается от основания мозга и посылает свои ветви к сердцу, лёгким и пищеварительному тракту.

 Блуждающий нерв реагирует на сигналы безопасности, которые регистрируются высшими структурами мозга. Эти сигналы дают нам достаточно спокойствия для того, чтобы раскрыться для социального взаимодействия с другими. Поскольку поток информации идет как  в мозг так и из него через пути блуждающего нерва, то его можно рассматривать как главная магистраль между разумом и телом. Через блуждающий нерв мы реагируем на сигналы в окружающей среде, которые успокаивают, настораживают или нарушают регуляцию тела, а эти состояния в свою очередь создают эмоциональные переживания и проявляются в поведении.

С. Порджесу потребовалось ни один десяток лет чтобы определить как функционирует вагусные пути и какой контроль они осуществляют. Всё это было обобщено в его так называемой поливагальной теории. Поливагальная теория объясняет взаимосвязанность реакцией тела когнитивных и эмоциональных функции и социального поведения. Она показывает ,что нам, людям, предназначенно регулировать друг друга и что сближение, социальное взаимодействие и интонация голоса всё это мощные невербальные сигналы.

Ко-регуляция.

Ко-регуляция происходит когда мы можем завершить цикл стресса и поднять на верхнюю ступеньку при помощи и поддержки достаточно безопасного человека. Младенцы и маленькие дети биологически не обладают способностью самостоятельно завершить цикл стресса и выйти из него. Эта способность появляется через множество повторений со-настройки на достаточно безопасного взрослого. Это означает, что взрослый должен находиться в состоянии безопасного социального взаимодействия, чтобы быть способным помочь другому. Они, как правило, дышат животом, выражают свои эмоции при помощи мимики, мышцы глаз и взгляд расслабленный, обладают низким голосом, медленным темпом речи, нормальным сердцебиением, и способны открыты к прикосновениям и эмоциональной близости.

 

Постколониальная культура. 

В современной культуре наш ответ на стресс, как правило, прерывается из-за недостатка людей рядом с нами и их состоянием. Многие поколения людей не находятся в устойчивом состоянии безопасного социального взаимодействия, потому что растут рядом с двумя людьми, которые о них заботятся, и в то же время родители испытывают колоссальный уровень стресса. В культурах, где преобладает небольшие поселения, деревни, и о детях заботятся всей коммуной, наблюдается более низкий уровень психических расстройств, травматизации или хроническими заболеваниями, которые имеют люди, живущие в мегаполисах.

 

Травма.

Когда люди проходят через ужасные события их жизни, но вскоре после них справляются со стрессом, травмы не происходит. Травма - это не ужасные события жизни, которые с нами случаются. Когда нам не хватает времени или поддержки, чтобы завершить естественный цикл стресса, мы можем застрять на одном уровне (бей/беги или замирание) и тогда происходит нарушение нашего физического или психического здоровья. это нарушение и застревание и называется травмой. 

 

Стыд и принадлежность.

Истории формируют нас, тех кем мы являемся. После того как наша нейроцепция (восприятие безопасности среды) выбирает уровень в цикле стресса и застревает там, мы можем рассказывать себе оправдательные истории почему это для нас значимо и мы не можем ничего изменить. Например: "Я не могу устроится на работу, потому что у меня никогда ничего не получается", "Я постоянно кричу на близких, потому что у меня такой характер". Если эти истории воспринимаются как постыдные, они нарушают нашу принадлежность к социальной группе. Подобные истории и оправдания также удерживают нас от завершения цикла стресса. Если мы сможем проработать эти оправдания и понять что за ними скрывается, это поможет нам исцелиться. Также люди, являющиеся частью меньшинств, и сталкивающиеся с притеснением и постоянно получающие идею от общества, что они к нему не принадлежат, имеют более высокие шансы застрять на низших уровнях циклах стресса. Из-за этого могут проявляться хронические заболевания, боли и психические расстройства.

 

Проработка сверху вниз, и снизу вверх.

Существует различные подходы к проработке травмы. Наиболее эффективным считается сочетание обоих принципов работы от тела к разуму и от разума к телу, которые улучшают психологическое восприятие и телесные ощущения. Подходы, направленные на проработку сверху вниз или от разума к телу, направлены на интеграцию травматического опыта человека в его жизнь, что происходит с помощью проговаривания и обдумывания воспоминаний, связанных с травмой, или когнитивных паттернов. Подходы, направленные на проработку снизу вверх или от тела к разуму, предлагают развивать осознанность ощущений в теле, а также мышечной памяти, которая может проявляться в чрезмерном напряжении.

 

Ретравматизация.

Для того чтобы проработать травму и интегрировать ее в наш текущий жизненный опыт, нам необходимо вернуться на уровень безопасного социального взаимодействия. Когда мы обращаемся к травматичному опыту в прошлом, но не способны его понять и принять, мы только увеличиваем таким образом его травматичность и болезненность. Это может быть неприятным побочным эффектом психотерапии, если мы не установили доверительный контакт с терапевтом.

 

Теория привязанности.

Физическая близость к человеку хронически переживающему стресс не вызовет безопасную привязанность. Ей обладают люди, чьи физические и психологические потребности удовлетворялись вовремя, и их нервная система имела опыт сонастройки на безопасного взрослого и знает как возвращаться на уровень безопасного социального взаимодействия. Исследования показали, что дети, которые росли рядом с травмированными родителями, также показывают симптомы травмы. В то время как, в семьях, где травмированный родитель прошел терапию, дети вырастали с устойчивой психикой и привязанностью. Стоит поддерживать и помогать родителям справляться с их собственным стрессом в жизни для того чтобы они могли быть способны выстроить безопасную привязанность со своим ребенком. Если мы поможем родителям выстроить способность к безопасной привязанности, ребенок с радостью на нее откликнется.

 

Надежда на исцеление.

Мы все обладаем нейропластичностью, что означает, что наши нейроны постоянно растут и образуют новые связи. Мы можем выстроить естественные реакции на стресс и выйти цикла стресса, не застряв в нем навсегда. Для этого нам необходим опыт пребывания на уровне безопасного социального взаимодействия с достаточно безопасными людьми. Также могут помочь следующие практики для активации блуждающего нерва: прослушивание музыки, пение, занятия творчеством, смотреть на небо, любоваться закатом, гладить животное ит.д.

Важно помнить, что мы втом числе восстанавливаемся от больного общества, а не только от своих внутренних дефектов. Мы можем развивать свою способность завершить цикл стресса и вернуться в нормальное состояние даже после самых ужасных событий в нашей жизни, если мы объединимся и будем работать вместе.

 

Список литературы

1.                 Мэрилин Р.С.,  Поливагальная теория. Использование блуждающего нерва в работе с детской психотравмой. - М.: - 2020. - 390с.

2.                 [Электронный ресурс] URL : https://medium.com/@drshinshin/r-i-p-polyvagal-theory-897f935de675

3.                 [Электронный ресурс] URL : https://www.researchgate.net/post/After-20-years-of-polyvagal-hypotheses-is-there-any-direct-evidence-for-the-first-3-premises-that-form-the-foundation-of-the-polyvagal-conjectures

4.                 Порджес, С. В., Ориентация в оборонительном мире: модификации нашего эволюционного наследия млекопитающими. Поливагальная теория. Психофизиология. 1995. - 301–318 с.

© А.А Архипова 2023


 

Скачано с www.znanio.ru

УДК 37.013.42

УДК 37.013.42

Стивену Порджесу, что на самом деле тревога находится в нашем теле

Стивену Порджесу, что на самом деле тревога находится в нашем теле

Угроза может исходить из внешнего мира или возникать внутри нас из наших воспоминаний

Угроза может исходить из внешнего мира или возникать внутри нас из наших воспоминаний

Это означает, что взрослый должен находиться в состоянии безопасного социального взаимодействия, чтобы быть способным помочь другому

Это означает, что взрослый должен находиться в состоянии безопасного социального взаимодействия, чтобы быть способным помочь другому

Также люди, являющиеся частью меньшинств, и сталкивающиеся с притеснением и постоянно получающие идею от общества, что они к нему не принадлежат, имеют более высокие шансы…

Также люди, являющиеся частью меньшинств, и сталкивающиеся с притеснением и постоянно получающие идею от общества, что они к нему не принадлежат, имеют более высокие шансы…

Стоит поддерживать и помогать родителям справляться с их собственным стрессом в жизни для того чтобы они могли быть способны выстроить безопасную привязанность со своим ребенком

Стоит поддерживать и помогать родителям справляться с их собственным стрессом в жизни для того чтобы они могли быть способны выстроить безопасную привязанность со своим ребенком
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2023