СЦЕНАРИЙ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Учебный предмет: русский язык
Класс:5
Автор УМК: А.Д. Шмелев, Русский язык. 5 кл. , учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях, Москва, Вентана - Граф, 2012
Тема урока: «Полные и краткие прилагательные»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока
Содержательная цель: расширение знаний обучающихся об имени прилагательном за счет включения в понятийную базу новых элементов; с помощью практических заданий обеспечить понимание отличия между полными и краткими прилагательными.
Деятельностная: создание условий для усвоения новой темы, формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации; ключевых компетенций учащихся: информационной, проблемной, коммуникативной.
Этап |
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
||||||
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. |
1.Здравствуйте, ребята! Сегодня я прочитаю вам сказку про лягушку – подружку. Послушайте! (Приложение 1). 2. Теперь прочитайте сказку сами. 3. Скажите, какие слова помогли лягушке – подружке выбрать друга? 4. Какая это часть речи? По каким признакам вы это определили? 5. Сформулируйте тему нашего урока. |
Готовятся к работе .
Называют слова: приятный, ловкий, изворотливый и т.д.
Пишут на доске: «Имена прилагательные» |
Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
|
||||||
Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
Организует повторение знаний, закрепление умений. 1. Что мы уже знаем об имени прилагательном?
2. Задание: на какие 2 группы можно разделить все прилагательные, которые есть в сказке?
3. Задание: выпишите прилагательные в 2 столбика
4. Как вы назовете эти группы имен прилагательных? |
1. Отвечают на вопросы, заполняют кластер. Работа в группах. 2.
С окончаниями –ый, -ой и с нулевым окончанием
3. Заполняют таблицу, оставляя вехнюю строчку пустой.
4. Затруднение. |
Планирование учебного сотрудничества (К) Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)
|
||||||
Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, что мы ещё не знаем). |
Создает проблемную ситуацию Упражнения на стадии осмысления содержания. 1) Ребята, познакомьтесь с параграфом 4, стр. 205. На полях поставьте значки: v - уже знал + - новое - думал иначе ? – не понял, есть вопросы. - Какая информация для вас была новой? - Что бы вы хотели узнать на этом уроке? (Приложение 2), презентация
|
Формулируют цели урока: а) узнать признаки, по которым можно определить, какое прилагательное полное, какое краткое. б) научиться находить в тексте прилагательные полные и краткие.
Заполняют верхние строчки таблицы и темы урока: Полные Краткие |
Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Самостоятельное формулирование цели (П ) Формулирование проблемы (П )
|
||||||
Выявление места и причины затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации Ребята, давайте попробуем найти способы разграничения полных и кратких прилагательных.
|
1) Коллективная работа по составлению алгоритма определения полных и кратких прилагательных. Оформление алгоритма на доске и озвучивание своих действий. 2) (Приложение 3)
3) Выполнение упражнения 27. |
Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)
|
||||||
Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися правила выбора полных и кратких прилагательных |
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение
1. Аудирование.
2. Учитель организует физминутку.
3. Знакомит с лингвистической кладовой (Приложение 4), презентация
|
1. Слушают рифмовку Г.В.Александровой. Дописывают ее, но все прилагательные используют в краткой форме.
2. Сравнивают краткие формы прилагательных в древнерусском языке.
|
Действие по аналогии (П) Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) |
||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности |
Организует деятельность по применению новых знаний
|
Самостоятельная работа с использованием ключа упр. 32 стр. 208 (при условии правильного написания получается «5»).
|
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Самоопределение (Л) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) |
||||||
Рефлексия деятельности
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности |
Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.
Учитель задает задание для самостоятельной работы с учетом уровня подготовки обучающихся ( упр.33). |
Поднимают карточку:
Красную – понял все Синюю – понял, но не все Зеленую – много непонятного Желтую – хотел бы узнать еще |
Умение выражать свои мысли (К) Рефлексия (П) Смыслообразование (Л) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка на основе успешности (Л)
|
Список литературы:
1. Александрова Г. Занимательный русский язык. Нескучный учебник. «Тригон», 1998 г.
2. Григорян Л.Т. Язык мой-друг мой. «Просвещение», 1988г.
3. Русский язык 5 класс (в 2-х частях) под редакцией А.Д.Шмелёва. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2012.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.