«Полные и краткие прилагательные»

  • doc
  • 04.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала сценарий урока.doc

СЦЕНАРИЙ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Учебный  предмет:  русский  язык

Класс:5

Автор  УМК:  А.Д. Шмелев, Русский язык. 5 кл. , учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях, Москва, Вентана - Граф, 2012

Тема урока: «Полные и краткие прилагательные»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока

Содержательная цель: расширение знаний обучающихся об имени прилагательном за счет включения в понятийную базу новых элементов; с помощью практических заданий обеспечить понимание отличия между полными и краткими прилагательными.

   Деятельностная: создание условий для усвоения новой темы, формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации; ключевых компетенций учащихся: информационной, проблемной, коммуникативной.

 

 

Этап

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

УУД

 

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

1.Здравствуйте, ребята! Сегодня я прочитаю вам сказку про лягушку – подружку. Послушайте! (Приложение 1).

2. Теперь прочитайте сказку сами.

3. Скажите, какие слова помогли лягушке – подружке выбрать друга?

4. Какая это часть речи? По каким признакам вы это определили?

5. Сформулируйте тему нашего урока.

Готовятся к работе .

 

 

 

 

Называют слова: приятный, ловкий, изворотливый и т.д.

 

 

Пишут на доске: «Имена  прилагательные»

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

 

Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Организует повторение знаний, закрепление умений.  

1.  Что мы уже знаем об имени прилагательном?

 

 

 

 

 

 

2.  Задание: на какие 2 группы можно разделить все прилагательные, которые есть в сказке?

 

3.  Задание: выпишите прилагательные в 2 столбика

 

 

 

Какой? какое? какая? какие?

Каков? Какова? каково? каковы?

 

 

 

4.   Как вы назовете эти группы имен прилагательных?

1.     Отвечают на вопросы, заполняют кластер. Работа в группах.

2.     Организационная диаграмма

 

 

 С окончаниями –ый, -ой и с нулевым окончанием

 

3.     Заполняют таблицу, оставляя вехнюю строчку пустой.

 

 

 

 

 

 

4.     Затруднение.

Планирование учебного сотрудничества (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

 

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, что мы ещё не знаем).

Создает проблемную ситуацию

   Упражнения на стадии осмысления содержания.

1)    Ребята, познакомьтесь с параграфом 4, стр. 205. На полях поставьте значки:

v - уже знал

+ - новое

- думал иначе

? – не понял, есть вопросы.

   - Какая информация для вас была новой?

   - Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

(Приложение 2), презентация

 

Формулируют цели урока:

а) узнать признаки, по которым можно определить, какое прилагательное полное, какое краткое.

б) научиться находить в тексте прилагательные полные и краткие.

 

 

 

Заполняют верхние строчки таблицы и темы урока:

Полные                Краткие

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Самостоятельное формулирование цели (П )

Формулирование проблемы (П )

 

Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Ребята, давайте попробуем найти способы разграничения полных и кратких  прилагательных.

 

 

1)    Коллективная работа по составлению алгоритма определения полных и кратких прилагательных. Оформление алгоритма на доске и озвучивание своих действий.

2)    (Приложение 3)

 

3)    Выполнение упражнения 27.

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их  обоснование (П – моделирование)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

 

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися правила выбора полных и кратких прилагательных

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение

 

1.     Аудирование.

 

2.     Учитель  организует  физминутку.

 

 

 

 

 

3.     Знакомит с лингвистической кладовой  (Приложение 4), презентация

 

 

 

 

 

1.     Слушают рифмовку  Г.В.Александровой.

Дописывают ее, но все прилагательные  используют в краткой форме.

 

 

2.     Сравнивают  краткие формы прилагательных в древнерусском языке.

 

Действие по аналогии (П)   Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция  (Р)

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

Организует деятельность по применению новых знаний

 

Самостоятельная работа с использованием  ключа  упр. 32 стр. 208 (при  условии  правильного  написания получается «5»).

 

 

 

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Самоопределение (Л)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Рефлексия деятельности

 

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности

Организует рефлексию,  организует самооценку результатов уч-ся.

 

Учитель  задает  задание для самостоятельной работы  с  учетом  уровня  подготовки  обучающихся

 ( упр.33).

Поднимают карточку:

 

Красную – понял все

Синюю – понял, но не все

Зеленую – много непонятного

Желтую – хотел бы узнать еще

Умение выражать свои мысли (К)

Рефлексия (П)

Смыслообразование (Л)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка на основе успешности  (Л)

 

 

 

Список литературы:

1.     Александрова Г. Занимательный русский язык. Нескучный учебник. «Тригон», 1998 г.

2.     Григорян Л.Т. Язык мой-друг мой. «Просвещение», 1988г.

3.     Русский язык 5 класс (в 2-х частях) под редакцией А.Д.Шмелёва. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2012.