Положение о едином
орфографическом режиме
ведения тетрадей
учащимися
Настоящее положение разработано в целях
упорядочения ведения и соблюдения единого орфографического режима в школе и
распространяется на обучающихся 1–11-х классов, обучающихся по очной и
индивидуальной формам обучения.
Требования к ведению тетрадей.
I. Общие положения.
- Все записи в тетрадях следует
оформлять аккуратным, разборчивым почерком.
- Соблюдать поля с внешней стороны (4
клеточки отчеркиваются простым карандашом).
- Обозначать номер упражнения и задачи;
указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).
- Соблюдать красную строку.
- Обучающиеся 1-11 классов пишут
шариковой ручкой школьного образца. Паста заправки должна быть только
синего цвета.
- Проверка тетрадей учителем осуществляется
чернилами красного цвета.
- Исправлять ошибки следующим образом:
неверно написанную букву, знак, слово, словосочетание или предложение
зачеркивать ручкой косой линией; не заключать неверное написание в скобки.
- Для обучающихся 1-11 классов текст
каждой новой работы начинать с красной строки на той же странице тетради,
на которой написаны дата и наименование работы.
- Между заключительной строкой текста
одной письменной работы и датой или заголовком следующей работы в тетрадях
по русскому языку пропускать две линейки, а в тетрадях по математике и
другим предметам - 4 клетки (для отделения одной работы от другой и для
выставления оценки за работу).
- Тетради обучающихся обязательно
должны быть обернуты.
- Тетради по русскому языку (в линейку)
и математике (в клетку) должны быть не толще 18 листов.
- Пользоваться “штрихом” запрещается.
- Начиная с 4-го класса дата в тетрадях
по математике, физике, химии, географии, биологии, истории пишется
арабскими цифрами на полях:
Например: 21.12.03. (без буквы
“г”).
Количество и
назначение ученических тетрадей
№ п/п
|
Учебный предмет
|
Класс
|
Количество тетрадей
|
|
|
|
Текущих
|
Контрольных
|
Практических
(лабораторных)
|
Творческих
|
1.
|
Русский
язык
|
1
|
прописи
- период обучения грамоте
|
-
|
-
|
-
|
|
|
1-4
|
2
|
1
|
-
|
1
|
2.
|
Литература
|
5-7
|
1
|
-
|
-
|
-
|
3.
|
Математика
|
1
|
прописи
- период обучения грамоте
|
-
|
-
|
-
|
|
|
1-4
|
2
|
1
|
-
|
-
|
6.
|
ИЗО
|
1-8
|
альбом
|
-
|
-
|
-
|
11.
|
Англ.
язык
|
2-4
|
1
|
-
|
-
|
1-
словарь
|
|
|
5-11
|
1
|
1
|
-
|
1-
словарь
|
II. Оформление надписей на обложках
ученических тетрадей.
Единообразно выполнять надписи на обложке
тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому
языку, математике и т.д.), класс, номер и название школы, фамилию и имя
ученика. Надписи на тетрадях следует делать по следующему образцу:
ТЕТРАДЬ
для творческих работ
по русскому языку
ученика(цы) 2а класса
средней школы №6
Иванова Сергея.
Тетради для обучающихся первого класса
подписываются только учителем, а тетради обучающихся 2-4 классов подписываются
самими обучающимися.
III. Оформление письменных работ по
русскому языку.
- После каждой классной (домашней)
работы в 1-11 классах следует отступать две строчки (пишем на третьей).
- При оформлении красной строки сделать
отступ вправо не менее 1,5 см (на 1-2 пальца). Оформление красной строки
должно осуществляться с самого начала оформления текстов с 1-го класса.
- В ходе работы не пропускать ни одной
строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по
русскому языку следует на новой странице писать с самой верхней строки,
дописывая до конца страницы, включая последнюю строку.
- Справа дописывать до конца строки,
при этом с 1-го класса учить нормативному переносу слов, используя
традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце
каждой строки быть не должно.
- Запись даты написания работы по
русскому языку ведется по центру рабочей строки. В первом классе в период
обучения грамоте запись даты ведется учителем или обучающимися в виде
числа и начальной буквы названия месяца.
- По окончании периода обучения грамоте
и до окончания 3-го класса записывается число и полное название месяца.
- Например: 1 декабря.
- Начиная с 3-го класса II полугодия в
тетрадях по русскому языку число записывается прописью:
Например: Первое декабря.
- Запись названия работы проводится на
следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как
предложение.
Например:
Классная работа.
Диктант.
Сочинение.
Изложение.
Работа над ошибками.
- При выполнении домашнего задания
после пропущенных двух строк пишется:
Домашняя работа. (дата не пишется)
- Номера всех упражнений, выполняемых в
тетрадях по учебнику необходимо обязательно указывать.
Например: Упражнение 56.
- Все подчеркивания, условные
обозначения, чертежи, таблицы выполнять аккуратно остро заточенным простым
карандашом по линейке. Допускается в некоторых видах работ и без линейки,
что зависит от хорошо сформированного навыка работы простым карандашом.
Выделение орфограмм следует выполнять простым карандашом или пастой
зелёного цвета.
- В столбики слова выписываются с
маленькой буквы, запятые не ставятся.
- В сточку слова выписываются следующим
образом: первое с прописной, остальные со строчной буквы, запятая
ставится. Словосочетания пишутся с маленькой буквы. Названия падежей
обозначаются с большой буквы (И.п.).
- Спряжения глаголов обозначаются
римскими цифрами (I).
- Род имён существительных обозначается
маленькими буквами (м.р.).
- Исправлять ошибки следующим образом:
неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать ручкой косой
линией, часть слова, предложение зачеркивать тонкой горизонтальной линией;
не заключать неверное написание в скобки.
- Для обучения письму в первом классе и
во втором классе введена тетрадь, разлинованная в две линейке. Для
обучающихся, начиная с третьего класса и по 11 класс введена тетрадь по
русскому языку, разлинованная в одну линейку.
- Система работы по формированию навыка
правильного соединения букв должна проводиться дифференцированно на
протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.
- Упражнение по чистописанию
выполняются обучающимися в рабочих тетрадях. Образцы букв в 1 классе
прописывает учитель, во 2-4 классах они прописываются выборочно с учетом
индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учителю следует прописывать
индивидуально учащимся те элементы букв, слоги и буквы, которые требуют
корректировки. Объем работы - две строки в 1 классе во втором полугодии,
2-3 строки - во 2 классе, 3-4 строки - в 3-4 классах.
- В ходе проверки учителем прописанных
обучающимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и
выносить образцы их написания на полях (подчеркнуть неправильные
соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для
прописывания на новой строке). Также учителю необходимо исправлять
неправильные написания в классных и домашних работах.
- Обязательна система работы над
ошибками в тетрадях по русскому языку.
IV. Оформление письменных работ по
математике, физике, химии, географии.
- Между классной и домашней работами
следует отступать 4 клеточки (на 5-й клетке писать следующую работу).
- Между видами работ отступать 2 клетки
(на 3 клетке писать).
- Между столбиками выражений,
уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступать 3 клетки вправо, писать
на четвертой.
- Все номера заданий и задач, которые
выполняются в тетради, необходимо записывать посередине строки.
- В тетрадях по математике во 2-3
классах обозначается время выполнения работы посередине строки: число
записывается арабской цифрой, название месяца - прописью.
Например: 1 декабря.
А через клеточку - вид работы.
Например: Классная работа.
- В тетрадях по математике в 4-11
классах дата пишется на полях цифрами.
Например: 23.12.03. (без буквы “г”)
- Слово “Задача” во 2-4 классах не
пишется. Номер задания писать во 2-11 классах посередине.
Например: № 15.
- При выполнении домашней работы во
2-11 классах в тетрадях пишется: Домашняя работа.
- Во 2-11 классах в тетрадях для
контрольных работ пишется дата на полях и в этой же строке посередине
пишется: Контрольная работа № 3. 15.10.11.
I – вариант.
- Исправлять ошибки следующим образом:
неверно написанную цифру, число или знак зачеркивать ручкой косой линией;
не заключать неверное написание в скобки.
- Подчеркивания, условные обозначения,
графики, чертежи, таблицы выполнять аккуратно простым карандашом, а в
случае необходимости - с применением линейки или циркуля.
- В тетрадях для практических и
контрольных работ по физике, химии, географии, биологии указывается номер
работы.
Например:
Контрольная работа №1.
Практическая работа №1.
V. Оформление письменных работ по другим
предметам.
- Письменные работы по другим предметам
ведут учащиеся, согласно общим положениям о ведении тетрадей. Однако, при
оформлении письменных работ по английскому языку имеются свои особенности:
- Записи в тетрадях по английскому
языку в 5-11 классах вести в клетку.
- Словарь ведется в общей тетради с
указанием темы.
- В тетрадях для контрольных и
проверочных работ обязательно проводится работа над ошибками:
Mistakus work.
- Ошибка при переводе текста
подчеркивается, а на полях отмечается “р” (речевая ошибка).
- Ошибки в русском тексте исправлять
следующим образом: неверно прописную букву или пунктуационный знак
зачеркнуть ручкой косой линией, часть слова, предложения зачеркнуть только
горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписать нужные буквы, слова,
предложения; не заключать неверное написание в скобки.
VI. Порядок проверки письменных работ
учителем.
Тетради обучающихся, в которых выполняются
обучающие классные и домашние работы проверяются:
- по русскому языку в 1-5 классах и
в I полугодии в 6 классах - ежедневно;
- со II полугодия в 6 классах и 7
классах - 2 раза в неделю;
- в 8 классах - 1 раз в неделю;
- в 9-11 классах - по мере
необходимости;
- по математике в 1-5 классах и в I
полугодии в 6 классах - ежедневно;
- со II полугодия в 6 классах и в 7-9
классах - выборочно, но не реже 1 раза в 2 недели;
- в 10-11 классах - по мере
необходимости;
- по физике - общее количество
проверок - 1 раз в 2 недели.
Проверочные работы, выполненные в рабочих
тетрадях, подлежат обязательной проверке.
У слабоуспевающих учащихся и учащихся,
находящихся на индивидуальном обучении тетради проверяются регулярно.
Проверка контрольных работ учителем
осуществляется в следующие сроки:
- во 2-11 классах контрольные диктанты
проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;
- изложения и сочинения во 2-4 классах
проверяются и возвращаются учащимся не позже, чем через два дня; в 5-8
классах на проверку отводится неделя; в 9-11 классах - отводится 10 дней;
- во 2-6 классах контрольные работы по
математике проверяются и оценки выставляются обучающимся к следующему
уроку; в 7-11 классах - проверяются в течение недели.
Контрольные, практические (лабораторные)
работы по физике, химии, биологии, географии проверяются к следующему уроку, но
не дольше одной недели.
У учащихся 2-11 классов, находящихся на
индивидуальном обучении контрольные диктанты, изложения и сочинения;
контрольные работы по математике; контрольные, практические (лабораторные)
работы по физике, химии, биологии, географии проверяются и оценки выставляются
к следующему уроку.
Во 2-11 классах после контрольного
диктанта, сочинения, изложения обязательно выполняется работа над ошибками
(дата не указывается). Пишется тема урока посередине:
Работа над ошибками.
Во 2-11 классах с учащимися, находящимся
на индивидуальном обучении после контрольного диктанта, сочинения, изложения
работа над ошибками проводится по мере необходимости.
Во 2-11 классах при проверке контрольных
работ по русскому языку ошибки классифицируются и выносятся на поля: / -
орфографическая ошибка
V - пунктуационная ошибка
Во 2-4 классах обязательна система работы
над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку. В ходе проверки
работ обучающихся рекомендуется зачеркивать неправильный ответ или ошибку,
подчеркнуть это место и дать возможность обучающимся самим в классе или дома
написать нужный ответ или орфограмму, хорошо изученную на данном этапе
обучения.
При проверке тетрадей и контрольных работ
по русскому языку:
- в 5-8 классах орфографическая ошибка
зачеркивается косой линией; на полях выставляется знак “ /” (орфографическая
ошибка);
- в 9-11 классах учитель подчеркивает
ошибочное написание.
При пунктуационной ошибке неверно
поставленный знак зачеркивается, а при отсутствии знака подчеркивается пробел,
где знак должен быть. На полях выставляется знак “V” (пунктуационная
ошибка).
При проверке сочинений и изложений
выставляется две оценки: за содержание и грамотность. Первая отметка - за
содержание - включает в себя оценивание за логическое построение, стиль,
фактический материал, речевое оформление. Вторая оценка за грамотность. При ее
выставлении учитывается количество орфографических, пунктуационных и
грамматических ошибок. Например: 5/4.
После контрольной работы в 5-11 классах по
мере необходимости проводится работа над ошибками. В этом случае в тетради указывается
и пишут в этой же строке:
Работа над ошибками.
В зависимости от цели проверки работ по
всем предметам учитель может исправить ошибки, подчеркнуть или вынести на поля.